СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе Тема урока: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Обращение, вводные и вставные конструкции».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе

Тема урока: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Обращение, вводные и вставные конструкции».

Цели урока:

Образовательные:

-Уметь опознавать предложе­ния с обращениями, вводными  и вставными конструкциями, ста­вить знаки препинания в предложениях, использо­вать вводные слова и обращения  в речи, правильно произносить пред­ложения с обращениями, вводными  и вставными конструкциями;    

- Формировать  умения использовать обращения, вводные и вставные  конструкции в речи устной и письменной; различать вводные слова и члены предложения;

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе Тема урока: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Обращение, вводные и вставные конструкции».»

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе

Тема урока: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Обращение, вводные и вставные конструкции».

Цели урока:

Образовательные:

-Уметь опознавать предложе­ния с обращениями, вводными и вставными конструкциями, ста­вить знаки препинания в предложениях, использо­вать вводные слова и обращения в речи, правильно произносить пред­ложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями;

- Формировать умения использовать обращения, вводные и вставные конструкции в речи устной и письменной; различать вводные слова и члены предложения;

Развивающие:

- Обогатить речь учащихся вводными конструкциями;

- Развивать память, мышление, интеллект, устную и письменную речь.

Воспитательные:

-прививать любовь к родному языку и уважение к носителям русского языка;

- развивать навык вежливой речи через использование обращений, вводных и вставных конструкций;

Ход урока.

1 Организационный момент.

2. Работа над пройденным материалом.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Для выработки 100 граммов мёда пчела облетает приблизительно 1 миллион цветов.

Синтаксическая минутка.

Большой куст зверобоя, усыпанный коробочками с семенами, растёт на опушке леса.


  • Назовите грамматическую основу.

  • Найдите в предложении словосочетание со связью управление.

  • Укажите обособленное определение

  • Назовите слово с чередующейся гласной в корне

Тема пройдена, НО… Что стоит за этим но , каждый из вас решит по- своему.

Лингвистическая разминка.

1.Специальные слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

2.Как называется обращение, состоящее из одного слова?

3. К счастью – вводное слово, выражающее…

4. Кажется - вводное слово, выражающее…

5. Знак препинания, которым выделяется обращение.

7. Знаки препинания, которыми выделяются вставные конструкции

8.Слово, называющее того, к кому обращаются с речью.

8. Кроме вводных слов , есть

9. Во-первых - вводное слово, выражающее …

Повторение темы «Обращение»

- Работа над предложениями с прямой речью. ( по карточкам – найти обращения и определить распространённое – нераспространённое)

Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной ...

Пой, ямщик! Я молча, жадно Буду слушать голос твой.

Мир опустел… Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Восстань, боязливый,

В пещере твоей Святая лампада

До утра горит.

Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время.

Прощай, свободная стихия!

Фонтан любви,

фонтан живой,

Принес я в дар тебе две розы.

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Горишь ли ты, лампада наша,

Подруга бдений и пиров?


Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…


Приплыла к нему рыбка, спросила

«Чего тебе надобно, старче?»

- Запись предложений под диктовку

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. Куда ты, светлый ручеёк, стремишься? Прошла война, а ты всё плачешь, мать.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы. 2. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

Презентация «Обращение»

Повторение темы «Вводные и вставные конструкции»

«Вводные конструкции – это инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению» Лингвист Александр Матвеевич Пешковский.

Запись предложений под диктовку.

Она долго страдала после разлуки, но, как известно, время лечит любые раны. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. Старушка молча сидела у окна и, как нам показалось, тихонько дремала. По словам медиков, самым главным для здоровья человека является качество сна. Пожалуй, ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.

Вставить подходящие по смыслу вводные слова.

.. много я слышал разных споров о счастье. Счастье, ………, - это богатство, деньги. Но ведь, ……., настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если, ….., человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему, …… , немного не по себе. Совесть, ………, точит. А от совести, ………., никакими деньгами не откупишься. Счастье, ……….., это не только иметь, брать, получать. Счастье, …….,в том, чтобы отдавать, получать, делиться радостью.

Слова для справок: говорили некоторые, конечно, скажем, по-моему, несомненно, разумеется, наверно, бесспорно, я думаю…

Проверка.

Конечно, много я слышал разных споров о счастье. Счастье, говорили некоторые, - это богатство, деньги. Но ведь, по-моему, настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если, скажем, человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему, разумеется, немного не по себе. Совесть, несомненно, точит. А от совести, я думаю, никакими деньгами не откупишься. Счастье, наверное, это не только иметь, брать, получать. Счастье, бесспорно, в том, чтобы отдавать, получать, делиться радостью.

Омонимические ряды вводных слов.

Однажды вышло вводное слово казалось в сад на прогулку. И запятые при нем: оно носило их, как варежки, на резиночках, пропущенные в рукава. Вдруг видит: навстречу ему идет его брат-близнец, тоже слово казалось, только без запятых.

Вводное слово подбежало к брату и с тревогой воскликнуло:
-Братец, ты забыл свои запятые, сейчас же вернись и возьми их, а то тебя могут выставить из нашего дома. Мы же должны подчиняться правилам, иметь с двух сторон запятые.
-А я не вводное слово,- спокойно сказал брат-близнец,- и не должен выделяться запятыми. Я являюсь членом предложения.


Вот, оказывается, как бывает: одно и то же слово в разных высказываниях может употребляться то как вводное (то есть не член предложения), то как член предложения. Чтобы решить, что перед вами, необходимо прочитать всё предложение, понять роль интересующего вас слова и только потом ставить или не ставить знаки препинания.

Эта безлунная ночь казалось была все так же великолепна, как прежде.

В подземелье все казалось темным, таинственным.

Здесь столько снега, что он кажется никогда не растает.

Вы верно недавно на Кавказе.

Вы не совсем верно понимаете практический свой век.

К вечеру однако ветер утих.

Весь день бушевал ветер, однако к вечеру утих.

Право глядя на звезды, мы чувствуем стремительный свой век.

Право на образование имеет каждый в нашей стране.

Почти напротив его дома простирался огромный пустырь.

Дорога была грязная, залитая водой, а он напротив с удовольствием перепрыгивал лужи, помахивая прутиком.


Физминутка «Бабочка»

Творческая работа.

Уже наступила весна.

Проснувшись утром, вы удивились, что уже наступила весна. Введите в предложение слова, которые передадут ваше удивление.

- вы несказанно счастливы, что уже наступила весна.

- откуда вы могли узнать, что уже наступила весна.

(К моему удивлению, уже наступила весна. Уже, к счастью, наступила весна. По сообщениям синоптиков, уже наступила весна.)

К счастью или несчастью, в нашей жизни появляется книга, рано или поздно изменяющая нашу жизнь.

Друзья мои, читайте книги! Книги — наши учителя и помощники, советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во-вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего. Хорошие книги, бесспорно, развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, любовь к языку.

Прочитать, найти вводные слова, определить их значение.

Выполнение заданий по подготовке к ОГЭ.

Работа над грамотностью речи

Видит как-то гражданин, что сарай пылает. Он звонит по «01», срочно сообщает: «Я не знаю как начать, но, как говорится, я звоню вам , так сказать, чтобы поделиться. В общем, значит, стало быть, тут такое дело…» Можно трубку положить: всё уже сгорело.

Найдите и исправьте ошибки

1.Островом, значит, называется суша, со всех сторон окруженная водой.

2.Биссектриса, в общем, это линия, которая делит угол пополам..
3.Наверное, я буду обязательно заниматься плаванием..
4.Конечно, извините за мою бестактность.
5.Александр Иванович был, так сказать, капитаном дальнего плавания.

Презентация «Вводные слова»

Вставные конструкции.

Рано утром ( на траве ещё блестела роса) он отправился к реке.

Презентация «Вставные конструкции»

Итоговое повторение.

Каждый труд благослови, удача! С уменьшением популяции шмелей и пчёл, вероятно, исчезнут некоторые растения – медоносы. Утки (их было десять) каждое утро дружно шагали к пруду. Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. В деревне, по рассказам старожилов, стоял когда-то большой храм. Честно говоря, я не люблю злых и жадных людей. Глеб пришёл с работы (он работал на пилораме) умылся, переоделся. Мне, я вам прямо скажу, нянчиться с вами некогда. На маленьком озере – оно называлось Лариным прудом - всегда плавало много ряски. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. их едим.

«Закончи предложение».

1. Вводные конструкции, как и обращения, выделяются при произнесении …………………., а на письме …………

2. Вставные конструкции, выражающие дополнительные замечания или пояснения, выделяются на письме ………., реже……….

3. Вводные слова не являются ………… и имеют различные……….

4. Обращение имеет форму ……. падежа и произносится с особой………………… интонацией.

5. Обращение может стоять в ……. в…… и в ……… предложения.

Рефлексия

  1. Я уверен, что хорошо усвоил данную тему и смогу выполнить задания по ней ( круг)

  2. Мне кажется, что я достаточно усвоил тему, но затрудняюсь выполнить задания по ней? (треугольник)

  3. Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней (квадрат)

Домашнее задание

Написать мини – сочинение на тему «Моя любимая телепередача», используя обращения и вводные и вставные конструкции.

Закончить урок я хотела бы словами Владимира Солоухина.

Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть, потом они начинают прорастать. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом. Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок имели в детстве свой зародыш, свое семечко.
- А я хочу сказать: «Пусть в каждом из вас прорастут только добрые семена»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!