МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
ВОРОНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.П.КАЛИНИНА
(МОУ-ВОРОНИНСКАЯ СОШ ИМ. В.П.КАЛИНИНА)
Конспект открытого урока
по русскому языку во 2 классе
По теме: Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова
Выполнила:
Пишанова Дарья Вячеславовна,
Учитель начальных классов
п. Шевляково
2019
Тема | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова |
Педагогические цели | Способствовать развитию умения изменять форму слова и подбирать однокоренные слова с ударным гласным, объяснять написание слов с пропущенными буквами; создать условия для определения, на какой вопрос отвечают проверяемое, проверочное слова |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Учатся опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения |
Личностные результаты | Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: общеучебные – владеют начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – умеют строить рассуждения в форме простых суждений. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию |
Основное содержание темы, понятия и термины | Проверяемое слово. Проверочное слово. Безударный гласный звук. |
Ход урока
I. Организационный момент, эмоциональный настрой.
Дети, в классе вам тепло? (Да)
Дети, в классе вам светло? (Да)
Прозвенел уже звонок? (Да)
Начинаем наш урок? (Да)
А хотите вы учится? (Да)
Значит, можно всем садиться!
- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
II. Минутка чистописания.
1) - Сколько гласных звуков в русском языке? (6 звуков) Назовите их.
- Сколько гласных букв в русском языке? (10 букв). Назовите их.
- Какие из них в безударном положении вызывают опасность при написании? (а, о, и, е, я)
- Пропишите эти буквы в соединении.
2) Разгадайте шараду.
Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом с семьёю живём,
Две буквы к названью приставь заодно.
Получится то, что решать суждено. (Дача – задача)
- У слов дача и задача есть общая часть (дача-)
- Это однокоренные слова?
- Нет, у слов нет общего значения.
- Подберите однокоренные слова к слову – дача.
- Дачный, дачник.
- Выделите корень в словах. Составьте предложение, чтобы в нём были слова – дача, задача.
Я решал задачу про яблоки на даче.
Запиши предложение, подчеркните грамматическую основу.
III. Словарная работа.
- Запишите словом: (по одному человеку у доски)
1) столица России (Москва)
2) домашнее животное, друг человека (собака)
3) тарелка, чашка, блюдце одним словом(посуда)
4) ребенок женского рода (девочка)
5) крупное рогатое домашнее животное(корова)
6) маленькая городская птичка, забияка и воришка (воробей)
7) дикое животное с длинными ушами (заяц)
8) вежливое слово, которое мы употребляем, когда встречаемся (здравствуй)
- Прочитайте фразеологизм: Сделать на скорую руку.
- Ребята, я предлагаю сегодня все задания делать на скорую руку. Кто со мной согласен?
- Объясните смысл этого выражения. (Быстро, небрежно, торопливо).
- Можно так работать на уроке?
- А как же вы будете работать? (Сосредоточенно, старательно, вдумчиво).
IV. Постановка учебной задачи. Определение темы урока.
А сейчас я прочту рассказ, ваша задача внимательно слушать и в конце ответить на мои вопросы.
Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку Пете.
-Ну, как? - спросил Дима вернувшуюся сестру.
-Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
«Мяч будет!- сказал он товарищам.- Петя обещал принести».
Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие для фехтования - длинный деревянных меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол
-Почему так случилось?
-Какую ошибку допустил Дима?
-Какую тему он плохо изучал на уроках русского языка?
-А вы на уроках начали изучать эту тему?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово мячом? Как правильно записать это слово?
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.( способы проверки безударных гласных)
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке?
V. Физминутка для глаз.
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
VI. Усвоение новых знаний и способов действий.
1) - Откройте учебник на стр. 96 и прочитайте правило.
- Давайте повторим речёвку:
Если буква гласная вызвала сомнение
Ты её немедленно ставь под ударение.
- Каким же способом можно подобрать проверочное слово? (изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)
2) Работа в паре.
- У вас на парте лежит листок с текстом про забавного котенка, прочитайте его.
На столе стояла чашка с топлёным молоком. Котёнку очень захотелось сл…зать (____________________) с него пеночку. Только прыгнул Пушок на стол – вошла хозяйка. Пришлось шалунишке сл…зать (____________________) со стола, так и не полакомившись.
- Найдите слова, которые звучат одинаково. Подберите к каждому слову с пропущенной безударной гласной в корне проверочное и вставьте безударную гласную.
Слизать – лижет, слезать- слезть.
VII. Самостоятельная работа.
- Вставь пропущенные буквы. Устно объясни.
Птенцы п.. щат в гн..зде. Мама л..тит к м..лышам. Птичка сп..шит нак..рмить св..их д..тей.
VIII. Физминутка
Учитель называет слово с безударной гласной в корне. Если надо писать безударную гласную а- подпрыгните, о- присядьте, е – потянитесь вверх.
(цветок, страна, волна, врачи, слоны, ведро)
IX. Работа с тренажёром.
Игра «Вставь пропущенную гласную»
X. Итог урока. Выставление отметок.
- С какой орфограммой мы работали на уроке?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Подберите устно слово на эту орфограмму?
Домашнее задание: стр. 97, упр 149.(списать любую пословицу по выбору. Объяснить её значение)
Рефлексия.
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
(У каждого ученика лист с двумя шкалами)
Интересный урок Моё участие