СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по социально-бытовой ориентировке на тему: «Формы обращения к старшим и сверстникам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по социально-бытовой ориентировке на тему: "Формы обращения к старшим и сверстникам"

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по социально-бытовой ориентировке на тему: «Формы обращения к старшим и сверстникам»»

Уфимская КШИ № 59













Выступление на педагогическом совете на тему:


«Развитие профессиональных компетенций педагогов школы как фактор повышения качества образования в соответствии с современными требованиями»











Выступила: учитель надомного обучения

Л.В. Асьянова






2018г.

Конспект открытого урока на тему:

«Формы обращения к старшим и сверстникам»


Цель: Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни.

Задачи:

  • Образовательные: формировать умения обращаться к старшим и сверстникам при встрече и расставании, вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам, взрослым.

  • Коррекционно-развивающие:  коррекция социальных норм поведения, расширение, уточнение и активизация словарного запаса, коррекция речи и мыслительных процессов памяти, внимания, воображения. 

  • Воспитательные: воспитывать культуру общения, формировать навыки культурного поведения.


Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, словарик вежливых слов, солнышки, тучки.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуй, Виталий!

– Я очень рада видеть тебя и твоё доброе лицо, лучистые глазки! Давай подарим частичку своего хорошего настроения друг другу!

II. Проверка домашнего задания.

– Какую тему мы изучаем?

III. Актуализация знаний.

– Сегодня мы с тобой продолжим изучать большую и важную тему «Культура поведения». - На предыдущем уроке мы с тобой выяснили, что правильная осанка украшает человека. А сейчас выясним, какие же черты характера украшают человека.

Теперь послушай стихотворение об одном мальчике:

Вот тебе на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут…, а впрочем,

Я лучше здесь его не назову.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего…».

- Как вы думаете, можно ли такого школьника считать культурным, воспитанным человеком?

- Почему?

- Почему он не здоровался вежливо, не прощался, не благодарил, не извинялся? (Не знает вежливых слов, стесняется, не умеет их правильно употреблять).

- А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться? Какими чертами он должен обладать?

IV. Объяснение нового материала.

1. Слово учителя с элементами беседы.

– Итак, мы с тобой выяснили, что в человеке ценятся такие важные и нужные качества как доброта, опрятность, вежливость, уважительность, приветливость, внимательность.

– А как называют человека, которому присущи все эти качества? (воспитанный)

– Что же такое воспитанность?

– Воспитанность – это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. Воспитанность включает внимательность, готовность оказать услугу каждому, кто в нем нуждается, приветливость, тактичность, скромность.

Значит (Слайд 1): Воспитанность - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

- Как по-другому можно назвать воспитанного человека? (Культурный)

- Да, Виталий нам будут встречаться слова воспитанный и культурный, и ты должны знать, что речь идет о человеке, с которым приятно общаться.

В обиходе воспитанного человека обязательно присутствуют слова, которые ты называешь «волшебными». Этот человек знает много вежливых слов и не стесняется их произносить в разговоре. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение

– Почему эти слова называются волшебными?

- Это же обычные, простые, умные, полезные, и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить «по волшебному», а научиться такому волшебству нетрудно, стоит лишь захотеть.

– А знакомы ли в тебе эти волшебные слова; слова, которые мы говорим при встрече, при расставании, при обращении с просьбой к людям? Сегодня на уроке мы вспомним эти слова, будем учиться обращаться к старшим и сверстникам при встрече и расставании.

И так тема нашего урока (Слайд 2) Формы обращения к взрослым и сверстникам. (вклеивают в тетрадь)

2. Дидактическая игра. 

У нас в кабинете вырос «волшебный» цветок. На лепестках этого цветка спрятались вежливые слова. И мне бы хотелось, чтобы эти слова ты распределил на три группы: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы.

– Давай вместе заполним таблицу у тебя в тетради.

– Мы с тобой составили словарик вежливых слов (Слайд 3)

- Какие слова мы говорим при встрече?

- Какие слова нам помогают обращаться с просьбой, с вопросом?

-Какие слова употребляем при расставании?

-Так что это за слова? (волшебные)

- Для чего они нам нужны?

Музыкальная физкультминутка. Песенка-игра.

V. Закрепление.

1. Игра «Вежливые слова в вашей жизни»

- Думаю, ты теперь хорошо знаешь вежливые слова, слова приветствия, прощания.

- Сейчас мы закрепим умение пользоваться волшебными словами в игре «Вежливые слова в вашей жизни».

- Я раздаю тебе по три слова. Тебе они знакомы, ты их хорошо знаешь. Сейчас и гости посмотрят, как ты эти слова знаешь и применяешь

- Твоя задача: прочитать и понять, к кому эти слова обращены к взрослому или ребенку.

Привет, здравствуйте, до свидания, пока, добрый день, как дела, здравствуй, извини, простите, пожалуйста; помогите мне пожалуйста – помоги мне пожалуйста; извини меня – извините; как дела – как ваши дела

- Итак, я надеюсь, что ты закрепил умения пользоваться волшебными словами и не забудешь, как надо обращаться к взрослым и как к детям.

2. - Чтобы стать по -настоящему воспитанными людьми, этому ты должен учиться. Иногда приходится учиться всю свою жизнь. Но, в жизни бывает так, что даже взрослые прожив жизнь и зная хорошие слова, не научились быть вежливыми, не научились пользоваться волшебными словами, совершают плохие поступки. Ты видел таких людей в своей жизни? Сталкивалися с этим? Где? Приведи примеры.

- А всегда ли ты пользуешься вежливыми словами? Или иногда забываешь про них?

- Но, мы все живые люди и всем нам свойственно ошибаться. И взрослые в жизни делают ошибки. Главное вовремя увидеть эти ошибки и исправить. Давайте и мы сейчас исправим ошибки, которые сделали взрослые и ребята.

Задания на внимательность. Найди ошибку (на картинках). Слайды  4-5.

- Молодец. Ты с заданием справился. Виталий, запомни, что добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.





3. - Но только ли от употребления вежливых слов зависит культурный человек или нет? От того, как человек сидит, стоит, ходит, смотрит, говорит, кушает можно судить о его воспитанности. А еще есть много правил, которые человек должен соблюдать постоянно, чтобы можно было считать его культурным

– А сейчас мы проверим культурные ли ты?

а) Викторина «Заморочки из бочки» (Слайды  6-11).

Нужно ли здороваться со знакомыми ребятами, например, товарищами по двору?
При встрече со знакомыми не следует молчать,
А весело и бодро
«Здравствуй, друг», – сказать.

Кто при встрече должен поздороваться первым: мальчик или девочка?
Должен быть вежливым мальчик всегда.
Девочке первым он скажет тогда
Слово волшебное, доброе слово «Здравствуй!» –
Что значит: «Всегда будь здорова!»

Встречаются мальчик и девочка, приветствуют друг друга, при этом у мальчика руки остаются в карманах брюк. В чем ошибка?
Приветствуя даму,
юноша руки из карманов вынимает.

Мальчики оживлённо обсуждают кинофильм. Их обгоняет знакомая девочка. Кто должен здороваться первым?
Здоровается первым тот, кто обгоняет.

Ребята сидят за партой в классе. Входит их одноклассница. Кто должен здороваться первым?
Здоровается первым тот, кто вошёл в класс.

б) А теперь давай закрепим наши знания и поиграем. Слайд  12.

Если я читаю о вежливом поступке – ты показываешь солнышко. Когда я читаю о невежливом поступке – ты показываешь тучку.  Давай сначала потренируемся, чтобы я увидела, что ты меня понял.

Я здороваюсь при встрече. +

Я не встаю на обращение учителя. +

Я извиняюсь, если кого-то обидел. +

Я вежливо обращаюсь с просьбой. +

Если я толкнул, я не извинюсь. +

Я прощаюсь уходя.

Я говорю грубые слова.

Я обижаю маленьких.

Я помогаю пожилому перейти дорогу.

Я не уступаю место в автобусе взрослому. +

Я всегда говорю «спасибо». +


VI. Подведение итогов.

-Я надеюсь, ты запомнил, о чем мы сегодня говорили.

- Какие слова запомнил? (Словарик)

– Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.

-Мне очень хочется верить, что вежливые слова в вашей жизни будут идти рядом с вашими вежливыми поступками.

VII. Рефлексия. (Слайды 14)

– Ну вот, пришло время прощаться.

–Если тебе было интересно, то подними солнышко, а если скучал на занятии, подними тучку.

– На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!