СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по теме: "Измерение физических величин"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме: "Измерение физических величин"»

ИЗМЕРЕНИЕ - ОСНОВА ТЕХНИКИ 7 кл

Цель урока: научиться измерять длину и ширину предметов прямоугольной формы, находить площадь граней и объем прямоугольного параллелепипеда, другие величины.

Ход урока

1 Организационный момент

2 Актуализация опорных знаний

- какие величины вы знаете?

- в чем они измеряются?

- как и с помощью чего это можно сделать?

3 Изучение новой темы

Организация поисковой деятельности

Сегодня мы с вами будем измерять. Измерять дли­ну и ширину предметов прямоугольной формы, нахо­дить площадь граней и объем прямоугольного парал­лелепипеда, другие величины.

Измерения люди делали с давних пор. В Древней Руси наши предки пользовались такими мерами, как пядь, локоть, аршин, верста, сажень.

Пядь — это расстояние между вытянутыми боль­шим и указательным пальцами руки (от 19 до 23 см).

А сейчас задание: сколько пядей в длине вашего рабочего стола?

(Класс разбивается на 5 групп. Идут измерения, а затем обработка результатов. Выясняем, кто точ­нее измерил.)

Вы видите, что эта мера несовершенна. Вспомним сказку Андерсена «Дюймовочка». (Показываю кадр из диафильма, где Дюймовочка лежит в ореховой скорлупе. Затем включаю пластинку с очень спокойной музыкой и прошу за 5 мин нарисовать Дюймовочку. Сообщаю, что 1 дюйм = 25,4 мм. Предлагаю измерить нарисованную Дюймовочку. Сравниваем результаты в группах.).

До сих пор бытуют выражения: «семи пядей во лбу», «сам с ноготок, а борода с локоток», «видеть на сажень сквозь землю», «от горшка три вершка», «си­дишь как аршин проглотил», «сам с вершок, а голова с горшок», «пять верст до небес и все лесом». Но все эти меры неточные. В 1790 г. в Париже был принят декрет о введении единых мер длины и веса.

Практическая задача

В теле человека приблизительно 5 л крови, что составляет объем V = 5/1000 м3 известно, что в объеме

1/1000000000 м3 содержится 5000000 кровяных шариков.

Какой длины получится ряд, если все шарики положить вплотную один к другому? Размер каждого кровяного шарика 1/1000000 м. (класс решает задачу. Сравниваем ответы.

Правильный ответ: 175 000 000 м.)

Практическая работа

Задания по карточкам: измерить длину и ширину...

1-й группе: ...телевизора

2-й группе: ...демонстрационного стола;

3-й группе: ...большого оконного стекла;

4-й группе: ...сиденья стула;

5-й группе: ...двери

Измерение объема тела правильной формы

Измерим объём прямоугольного параллелепипеда. Какие предметы имеют такую форму? Правильно, кусок мыла, кусочек мела, комната, здание. (Повто­ряем формулу V = аЬс и единицы объема. Считаем. Задаю вопрос на интуицию: «Каков объем воздуха в нашем классе! »

Если возникают затруднения, возвращаюсь к рас­чету площади класса, а затем умножаю на высоту (3 м). Получаем примерно 120 м3.)

Определение объема тела неправильной формы

Рассчитать объем класса легко, так как это прямо­угольный параллелепипед. А если тело неправильной формы? (Показываю, например, фарфоровый ролик.) Для определения объема используем мензурку. (Здесь надо обязательно предупредить о мерах предосто­рожности при работе со стеклом. Все группы выпол­няют работу по определению объема тел неправиль­ной формы с помощью мензурки.)

Устали, устали. Сейчас отдохнем, но, отдыхая, при­готовимся к следующему заданию.

(Включаю пластин­ку, ставлю песочные часы.)

Измерение времени

Сколько времени играла пластинка? В каких еди­ницах измеряется время? Правильно, секунда, мину­та, час, месяц, сутки, год, век.

Каким прибором можно измерить время? Да, это часы: наручные, песочные, водяные, механические, электронные, солнечные, живые — петух. А ну-ка, отгадайте загадку:



Весь век идет Еремушка

Ни сна ему, ни дремушки.

Шагам он точный счет

А с места все же не сойдет.

(Часы)

Хронометраж работы сердца

Найдите пульс и подсчитайте число ударов за 10 с, затем умножьте на 6 (норма — 60 — 72 удара). А теперь встали, попрыгали. Число ударов изменилось. Посчитаем теперь их число (оно не должно превы­шать 180).

Масса тела

А сейчас я расскажу вам легенду. В давние време­на, а именно 250 лет до н. э. ... (легенда о Гиероне,).

Любой предмет или тело в природе можно охарак­теризовать особой величиной, которая называется масса. В повседневной жизни мы очень часто сталкиваемся с ней. Когда ходим за продуктами или когда взвешиваемся в школьном медицинском кабинете. Мы удивляемся легкости пу­шинки или внушительности слона.

А как же люди измеряют массу?

Для этой цели человек использует весы. Вы их, конечно же, видели и в магазине, и в медицинском кабинете. Сейчас нам необходимо -разобраться, как они работают, и попробовать самим измерить массу нескольких предметов. (Объясняю устройство рычажных весов. На стол каждой группе кладу карточки с правилами взвешивания.)

Запишем в тетрадях единицы массы:

1 тонна = 1000 килограммов;

1 килограмм = 1000 граммов;

1 грамм = 1000 миллиграммов.

А сейчас давайте экспериментально определим массу некоторых тел.

Определение массы тела на рычажных весах

Оборудование: весы, гири, различные предметы. Порядок выполнения работы:

1. Уравновесьте весы (обменяю, как это сделать).

2. Измерьте массу трех предметов и результаты запишите в тетради в виде таблицы

№ опыта

Название предмет

Масса предмета

1

Ручка

ЗО г

2

Яблоко

140 г

3

Конфета

15г







Домашнее задание. Попробуйте узнать, какие типы весом существуют еще, подготовьте рассказ об их устройстве и работе.

Температура

Есть еще одна важная физическая величина — температура, измеряется прибором — термомет­ром. Бывают разные термометры: медицинский тер­мометр, родниковый термометр, уличный термометр. (Читаю текст «Какие в жизни встречаются тер­мометры».)

Измерение температуры

Давайте поработаем с термометрами.

1. Определите температуру тела.

2. Определите температуру воздуха в классной комнате.

3. Определите температуру холодной и горячей воды.

Игры

Составьте слово из букв в конверте. (Раздаю кон­верты.) Кто быстрее?

Экскурсия по кабинету

Знакомимся с приборами, которые находятся в кабинете: динамометром, барометром, самодельным уличным термометром, силомером, штангенцирку­лем, ростомером и др.


Я под мышкой посижу

И что делать укажу.

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать.

(Градусник)


То, как арбузы, велики,

То, словно яблоки, мелки.

Они не могут говорить,

По могут вес определить.

(Гири)


Ежедневно в семь утра

Я трещу: «Вставать, пора!»

(Будильник)


Считает весь век, а сам не человек.

(Часы)

4 Общие выводы урока

-Какую роль в жизни человека играет умение измерять?

- Как измерить площадь граней?

- Как находят объем прямоугольного параллелепипеда?

Подведение итогов

Учащиеся оценивают результаты своей работы. Проводится рефлексия Учитываются работа с карточками, самостоятельная работа, эксперимент и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!