ИЗМЕРЕНИЕ - ОСНОВА ТЕХНИКИ 7 кл
Цель урока: научиться измерять длину и ширину предметов прямоугольной формы, находить площадь граней и объем прямоугольного параллелепипеда, другие величины.
Ход урока
1 Организационный момент
2 Актуализация опорных знаний
- какие величины вы знаете?
- в чем они измеряются?
- как и с помощью чего это можно сделать?
3 Изучение новой темы
Организация поисковой деятельности
Сегодня мы с вами будем измерять. Измерять длину и ширину предметов прямоугольной формы, находить площадь граней и объем прямоугольного параллелепипеда, другие величины.
Измерения люди делали с давних пор. В Древней Руси наши предки пользовались такими мерами, как пядь, локоть, аршин, верста, сажень.
Пядь — это расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки (от 19 до 23 см).
А сейчас задание: сколько пядей в длине вашего рабочего стола?
(Класс разбивается на 5 групп. Идут измерения, а затем обработка результатов. Выясняем, кто точнее измерил.)
Вы видите, что эта мера несовершенна. Вспомним сказку Андерсена «Дюймовочка». (Показываю кадр из диафильма, где Дюймовочка лежит в ореховой скорлупе. Затем включаю пластинку с очень спокойной музыкой и прошу за 5 мин нарисовать Дюймовочку. Сообщаю, что 1 дюйм = 25,4 мм. Предлагаю измерить нарисованную Дюймовочку. Сравниваем результаты в группах.).
До сих пор бытуют выражения: «семи пядей во лбу», «сам с ноготок, а борода с локоток», «видеть на сажень сквозь землю», «от горшка три вершка», «сидишь как аршин проглотил», «сам с вершок, а голова с горшок», «пять верст до небес и все лесом». Но все эти меры неточные. В 1790 г. в Париже был принят декрет о введении единых мер длины и веса.
Практическая задача
В теле человека приблизительно 5 л крови, что составляет объем V = 5/1000 м3 известно, что в объеме
1/1000000000 м3 содержится 5000000 кровяных шариков.
Какой длины получится ряд, если все шарики положить вплотную один к другому? Размер каждого кровяного шарика 1/1000000 м. (класс решает задачу. Сравниваем ответы.
Правильный ответ: 175 000 000 м.)
Практическая работа
Задания по карточкам: измерить длину и ширину...
1-й группе: ...телевизора
2-й группе: ...демонстрационного стола;
3-й группе: ...большого оконного стекла;
4-й группе: ...сиденья стула;
5-й группе: ...двери
Измерение объема тела правильной формы
Измерим объём прямоугольного параллелепипеда. Какие предметы имеют такую форму? Правильно, кусок мыла, кусочек мела, комната, здание. (Повторяем формулу V = аЬс и единицы объема. Считаем. Задаю вопрос на интуицию: «Каков объем воздуха в нашем классе! »
Если возникают затруднения, возвращаюсь к расчету площади класса, а затем умножаю на высоту (3 м). Получаем примерно 120 м3.)
Определение объема тела неправильной формы
Рассчитать объем класса легко, так как это прямоугольный параллелепипед. А если тело неправильной формы? (Показываю, например, фарфоровый ролик.) Для определения объема используем мензурку. (Здесь надо обязательно предупредить о мерах предосторожности при работе со стеклом. Все группы выполняют работу по определению объема тел неправильной формы с помощью мензурки.)
Устали, устали. Сейчас отдохнем, но, отдыхая, приготовимся к следующему заданию.
(Включаю пластинку, ставлю песочные часы.)
Измерение времени
Сколько времени играла пластинка? В каких единицах измеряется время? Правильно, секунда, минута, час, месяц, сутки, год, век.
Каким прибором можно измерить время? Да, это часы: наручные, песочные, водяные, механические, электронные, солнечные, живые — петух. А ну-ка, отгадайте загадку:
Весь век идет Еремушка
Ни сна ему, ни дремушки.
Шагам он точный счет
А с места все же не сойдет.
(Часы)
Хронометраж работы сердца
Найдите пульс и подсчитайте число ударов за 10 с, затем умножьте на 6 (норма — 60 — 72 удара). А теперь встали, попрыгали. Число ударов изменилось. Посчитаем теперь их число (оно не должно превышать 180).
Масса тела
А сейчас я расскажу вам легенду. В давние времена, а именно 250 лет до н. э. ... (легенда о Гиероне,).
Любой предмет или тело в природе можно охарактеризовать особой величиной, которая называется масса. В повседневной жизни мы очень часто сталкиваемся с ней. Когда ходим за продуктами или когда взвешиваемся в школьном медицинском кабинете. Мы удивляемся легкости пушинки или внушительности слона.
А как же люди измеряют массу?
Для этой цели человек использует весы. Вы их, конечно же, видели и в магазине, и в медицинском кабинете. Сейчас нам необходимо -разобраться, как они работают, и попробовать самим измерить массу нескольких предметов. (Объясняю устройство рычажных весов. На стол каждой группе кладу карточки с правилами взвешивания.)
Запишем в тетрадях единицы массы:
1 тонна = 1000 килограммов;
1 килограмм = 1000 граммов;
1 грамм = 1000 миллиграммов.
А сейчас давайте экспериментально определим массу некоторых тел.
Определение массы тела на рычажных весах
Оборудование: весы, гири, различные предметы. Порядок выполнения работы:
1. Уравновесьте весы (обменяю, как это сделать).
2. Измерьте массу трех предметов и результаты запишите в тетради в виде таблицы
№ опыта | Название предмет | Масса предмета |
1 | Ручка | ЗО г |
2 | Яблоко | 140 г |
3 | Конфета | 15г |
Домашнее задание. Попробуйте узнать, какие типы весом существуют еще, подготовьте рассказ об их устройстве и работе.
Температура
Есть еще одна важная физическая величина — температура, измеряется прибором — термометром. Бывают разные термометры: медицинский термометр, родниковый термометр, уличный термометр. (Читаю текст «Какие в жизни встречаются термометры».)
Измерение температуры
Давайте поработаем с термометрами.
1. Определите температуру тела.
2. Определите температуру воздуха в классной комнате.
3. Определите температуру холодной и горячей воды.
Игры
Составьте слово из букв в конверте. (Раздаю конверты.) Кто быстрее?
Экскурсия по кабинету
Знакомимся с приборами, которые находятся в кабинете: динамометром, барометром, самодельным уличным термометром, силомером, штангенциркулем, ростомером и др.
Я под мышкой посижу
И что делать укажу.
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
(Градусник)
То, как арбузы, велики,
То, словно яблоки, мелки.
Они не могут говорить,
По могут вес определить.
(Гири)
Ежедневно в семь утра
Я трещу: «Вставать, пора!»
(Будильник)
Считает весь век, а сам не человек.
(Часы)
4 Общие выводы урока
-Какую роль в жизни человека играет умение измерять?
- Как измерить площадь граней?
- Как находят объем прямоугольного параллелепипеда?
Подведение итогов
Учащиеся оценивают результаты своей работы. Проводится рефлексия Учитываются работа с карточками, самостоятельная работа, эксперимент и др.