СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по теме "Возвратное местоимение СЕБЯ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит интересные факты о местоимении и в занимательной форме знакомит детей с новой темой

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме "Возвратное местоимение СЕБЯ"»

Слайд 1


ТЕМА УРОКА Возвратное местоимение СЕБЯ


Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок. 
Снова сесть за парты рады. 
Приступать к учебе надо.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь


Слайд 2

Повторение изученного материала

Что называется местоимением?

Назовите личные местоимения.

Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н?

Как пишутся местоимения с предлогами?


Слайд 3

А теперь, ребята, отгадайте загадки. О каких местоимениях идёт речь?

В каком местоимении два звука, но буква одна?

Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?

Сколько личных местоимений в слове семья?

Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.

Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

-Молодцы, а теперь внимание на доску, ваша задача поставить местоимения в скобках в нужную форму и записать в тетрадь

Слайд 4

Поставьте местоимения в нужной форме:

Появился у (он ), блестит надо (я ), проявлять заботу обо (я ), думать о (он ), прибыл с (они ), у (он ) в оранжерее, расстилаться над (они ), беседовать с (они ), трава подо (я ), объясниться с (он ), сожалеть о (он ), подарим (они ).

- А теперь поменяйтесь тетрадками с соседом и по шаблону оцените его работу. (Взаимопроверка)


Слайд 5 «Проверь себя!»


Слайд 6

2. Работа у доски.

- И вновь загадки! Но их нам нужно не только разгадать, но и найти личные местоимения и определить их лицо

  1. Познакомишься со мной и увидишь шар земной: покажу тебе все страны и моря, и океаны. (Глобус)

Дополнительный вопрос отвечающему: Что называется местоимением? Назови личные местоимения 1 лица.

2.Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится. (Солнце)

Дополнительный вопрос отвечающему: Как изменяются местоимения? Назови личные местоимения 2 лица.

3.Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой.(Тень)

Дополнительный вопрос отвечающему: Какими членами предложения могут быть местоимения? Назови личные местоимения 3 лица.

Учитель: - Сейчас я предлагаю выполнить задание «Третий лишний» каждой группе.    

- Я вам раздала карточки. Найдем в каждой строке лишнее слово и докажем, почему.


Слайд 7                         

1 группа: себе, его, вам (т.к. его, вам – личные местоимения)

2 группа: ты, тебя, себя (т.к. ты, тебя – личные местоимения)

3 группа: себе, я, о них (т.к. я, о них- личные местоимение)

-  Молодцы. Что вы заметили, когда участники каждой группы исключали лишнее слово? (У всех было лишним слово себя)


Слайд 8

Знакомство с теоретическим материалом В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола. В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).


Слайд 9


Сравните: Девочка облила себя водой. Девочка облилась водой.



Слайд 10

- А теперь давайте просклоняем местоимение себя:

- Что, исходя из этого, мы можем сказать об особенностях склонения возвратного местоимения себя?


Слайд 11

Синтаксическая функция


Слайд 12

Правило


Работа с учебником: Упражнение 446, правило. Устно – вставьте в нужной форме возвратное местоимение себя и обозначьте его падеж; объясните орфограммы.


Небольшая физзарядка – для вас хорошая РАЗРЯДКА


- Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего упражнения, давайте вспомним, что такое фразеологизмы. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. - Возвратное местоимение себя входит в состав многих фразеологизмов. Например: Мне не по себе. Задача: замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя

Слайд 13

  1. Этот человек хитрый и скрытный. Этот человек себе на уме.

  2. Всё устроилось без особых усилий. Всё устроилось само собой.

  3. Наездник не скоро опомнился после того, как упал с лошади. Наездник не скоро пришел в себя после того, как упал с лошади.

  4. Читай молча (не вслух). Читай про себя.

  5. После болезни мальчик плохо выглядит. После болезни мальчик на себя не похож.

Карточки


Вставьте на место пропусков одно из устойчивых сочетаний с местоимением себя, данных в справке.

  1. Бабушка плохо чувствует себя, ей ……………………………………….

  2. Дедушка очень рассердился, был ………………………………………

  3. Он очень расстроился, но потом …………………………………………

  4. Чтобы быть воспитанным, надо много …………………………………..

  5. Всегда надо стараться ……………………………………………...........


Слова для справки: взять себя в руки; быть самим собой; вне себя; работать над собой; не по себе


Ребята, скажите, а если вы затрудняетесь, не можете объяснить значение фразеологического оборота, что вы сделаете?

6 Релаксация. «На поляне»

Представьте себе лесную поляну, на которой растет мягкая травка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются  до рук…  Лучики гладят …(имя, и так каждого ребенка). Вам хорошо, приятно…  А теперь потянитесь и насчет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.


Слайд 14



Подведение итогов урока

Что вы сегодня на уроке узнали нового? Чем отличается местоимение себя от личных местоимений?

Слайд 15

Молодцы, ребята, а закончить наш урок мне бы хотелось словами известного русского писателя Льва Кассиля: «Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех.» Л.Кассиль.















Карточки


Вставьте на место пропусков одно из устойчивых сочетаний с местоимением себя, данных в справке.

  1. Бабушка плохо чувствует себя, ей ……………………………………….

  2. Дедушка очень рассердился, был ………………………………………

  3. Он очень расстроился, но потом …………………………………………

  4. Чтобы быть воспитанным, надо много …………………………………..

  5. Всегда надо стараться ……………………………………………...........


Слова для справки: взять себя в руки; быть самим собой; вне себя; работать над собой; не по себе


Карточки


Вставьте на место пропусков одно из устойчивых сочетаний с местоимением себя, данных в справке.

  1. Бабушка плохо чувствует себя, ей ……………………………………….

  2. Дедушка очень рассердился, был ………………………………………

  3. Он очень расстроился, но потом …………………………………………

  4. Чтобы быть воспитанным, надо много …………………………………..

  5. Всегда надо стараться ……………………………………………...........


Слова для справки: взять себя в руки; быть самим собой; вне себя; работать над собой; не по себе


Карточки


Вставьте на место пропусков одно из устойчивых сочетаний с местоимением себя, данных в справке.

  1. Бабушка плохо чувствует себя, ей ……………………………………….

  2. Дедушка очень рассердился, был ………………………………………

  3. Он очень расстроился, но потом …………………………………………

  4. Чтобы быть воспитанным, надо много …………………………………..

  5. Всегда надо стараться ……………………………………………...........


Слова для справки: взять себя в руки; быть самим собой; вне себя; работать над собой; не по себе


Карточки


Вставьте на место пропусков одно из устойчивых сочетаний с местоимением себя, данных в справке.

  1. Бабушка плохо чувствует себя, ей ……………………………………….

  2. Дедушка очень рассердился, был ………………………………………

  3. Он очень расстроился, но потом …………………………………………

  4. Чтобы быть воспитанным, надо много …………………………………..

  5. Всегда надо стараться ……………………………………………...........


Слова для справки: взять себя в руки; быть самим собой; вне себя; работать над собой; не по себе




1 группа: себе, его, вам




2 группа: ты, тебя, себя




3 группа: себе, я, о них







1 группа: себе, его, вам




2 группа: ты, тебя, себя




3 группа: себе, я, о них
























Цели:

  • Ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения  СЕБЯ.

  • Формирование  умения употреблять местоимение в нужной форме, повторение  изученного  о местоимении.

 

Задачи:

  • образовательная – повторить полученные знания о местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи, выделить признаки возвратного  местоимения СЕБЯ; формировать умение правильно использовать возвратное местоимение СЕБЯ в речи;

  • воспитательная – способствовать формированию нравственных убеждений; воспитание товарищества, вежливости; создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.

  • развивающая – развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся, развитие орфографических навыков, расширение словарного запаса учащихся, развитие навыков самостоятельной работы учащихся по приобретению новых знаний, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, развивать познавательную активность


Методы обучения:

  • фронтальный опрос,

  • работа с раздаточным материалом,

  • взаимопроверка,

  • работа в группах,

  • монологическое высказывание.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!