МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Конспект открытого урока
Работа над художественным образом
Преподаватель:
Морозова М.Н.
2022год
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ТЕМЕ:
Работа над художественным образом.
Тип урока: учебный
работа над выразительным, художественным исполнением вокального произведения
Литература:
А.Г. Менабени «Методика обучения сольному пению» М.: Просвещение, 1987
О.Малышева «О пении»
Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/
Цель урока:
формирование навыков работы над художественной выразительностью исполнения вокального произведения
Задачи урока:
- Научить работать
с нотным и поэтическим текстами вокального произведения,
определять художественно-смысловые и динамические кульминации,
использовать средства музыкальной выразительности
- Воспитывать интерес к музыке, любовь к песне
- Развивать интеллектуальные способности, творческое воображение, музыкально-эстетическое восприятие, интерес к выразительному пению, мотивацию к приобретению певческих навыков
Оборудование:
- Портреты Евгения Крылатова
- СД-проигрыватель, диск с записями песни «Колыбельная медведицы», песни « У моей России»
- Ноутбук
- Видеофрагмент из м/ф «Умка»
- Нотный материал
- Фортепиано.
План урока (ход урока):
1. Организационный момент:
Приветствие. Объявление темы урока. Сообщение о содержании урока.
2. Пение вокальных упражнений – распевание.
3. Исполнение вокального произведения «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта:
а) просмотр рисунка учащегося, беседа об изображённом
б) исполнение Вокализа
4. Исполнение разученной песни Е.Крылатова на стихи Ю.Яковлева «Колыбельная медведицы».
а) исполнение песни «Колыбельная медведицы»
б) после исполнения - пояснение преподавателя
«Можно прибегать к помощи жестикуляции рук. «Оживлять» мимику лица в достижении образности вокального произведения»
в) повторное исполнение песни «Колыбельная медведицы».
г) просмотр видеофрагмента из м/ф «Умка» - «Колыбельная медведицы» (МИНУТКА ОТДЫХА)
5. Работа над художественным образом в вокальном произведении, песне Г. Струве «У моей России»
а) выразительное чтение поэтического текста
б) исполнение с сопровождением фортепиано
в) беседа о содержании
г) беседа о характере музыки
д) разбор нотного текста по средствам муз выразительности (КАРТОЧКА)
е) углубленный разбор динамического развития, определение кульминаций (динамической, смысловой), определение основного вида звуковедения.
ж) исполнение песни «У моей России»: пение легато, в указанном темпе, с выполнением динамического развития, со стремление к кульминациям
з) работа над художественным образом: над передачей характера, над умением донести замысел авторов произведения до слушателя (использование жестов и мимики).
(на основе знания и понимания содержания и характера , знания динамического развития, знания кульминаций)
На последующих уроках более детальная вокальная работа по фразам и предложениям
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Ход урока – КОНСПЕКТ
1. Приветствие. Объявление темы урока. Сообщение о содержании урока.
- «Здравствуй, Артем!
Сегодня, ты находишься в не совсем обычных для тебя условиях: новый для тебя кабинет и в нём наши гости – преподаватели нашего города. А всё остальное как обычно на каждом уроке: фортепиано, ноты и мы.
В начале, Артем, хочу с тобой поиграть. Игра называется «Вопрос - ответ». Правило игры очень простое: на все вопросы должен звучать только один ответ «Да!».
- Я - ведущая. Договорились?
- Да!
- Утро доброе настало? |
- Настроение хорошее? |
- Улыбаемся с утра? |
- Тогда, начнём урок наш? |
- Да! |
- Да! |
- Да! |
- Да! |
- Вот, и вся игра. Начинаем наш урок?
- Да!
- ТЕМА сегодняшнего нашего урока «Работа над художественным образом »
- Начинаем урок, основная часть которого будет отведена работе над художественно-образным исполнением вокального произведения «У моей России», Г.Струве. Исполним «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта, «Колыбельная медведицы», муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Яковлева
2. Пение вокальных упражнений – распевание.
- Как обычно, урок мы начнём с пения вокальных упражнений на легато, нон-легато, стаккато, т.е. с распевания.
Исполнение вокальных упражнений на все виды звуковедения: легато, стаккато, нон-легато. Приобретение вокальных навыков в процессе их исполнения, требующее необходимости следить за пением с ощущением «лёгкого зевка», т.е. за высокой певческой позицией и за направлением звука в резонаторы, за правильным певческим дыханием, за свободой голосового аппарата и за правильной артикуляцией гласных звуков.
3. Исполнение вокального произведения «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта:
а) просмотр рисунка учащегося, беседа об изображённом
б) исполнение Вокализа
- «В заключение распевания исполним «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта.
Артем, посмотрим на твой рисунок, где изображено то, что тебе представляется при пении этого Вокализа. Это красочный, необычный цветок на «лёгком» стебле в окружении листьев, похожих на романтичные завитушки.
По рисунку видно динамическое развитие музыки Вокализа.
Насыщенность цветовой гаммы соответствует громкости и эмоциональности звучания Вокализа по музыкальным фразам и предложениям.
Наиболее яркие тона красок применены в середине рисунка, что соответствует средней части Вокализа. «Начало» и «окончание» музыки Вокализа выражены в рисунке менее насыщенными, светлыми цветовыми оттенками».
4. Исполнение разученной песни Е.Крылатова на стихи Ю.Яковлева «Колыбельная медведицы».
а) исполнение песни «Колыбельная медведицы»
б) после исполнения - пояснение преподавателя:
- «Можно прибегать к помощи жестикуляции рук. «Оживлять» мимику лица в достижении образности вокального произведения».
- «Оживи» своё исполнение колыбельной песни жестами рук, мимикой лица. Это поможет лучше передать настроение и характер исполняемого произведения, станет интереснее для слушающих тебя людей.
в) повторное исполнение песни «Колыбельная медведицы» (с жестикуляцией, мимикой)
г) просмотр видеофрагмента из м/ф «Умка» - «Колыбельная медведицы» (МИНУТКА ОТДЫХА)
5. «Работа над художественным образом в вокальном произведении, песне «У моей России»
а) выразительное чтение поэтического текста (проверка домашнего задания)
- «Артем, я просила тебя подготовить выразительное, эмоциональное чтение поэтического текста песни «У моей России». Прочти.
Чтение учащимся поэтического текста песни «У моей России»
- Спасибо! Молодец!
- Вокальная партия песни уже разучена. Послушаем её в твоём исполнении с сопровождением фортепиано.
б) исполнение с сопровождением фортепиано
Исполнение учащимся песни «У моей России».
- Хорошо! Спасибо! Вокальной работе в этой песне мы уделим ещё время (будем вести работу над чистотой интонирования мелодии, над оформлением и резонированием звука, над дыханием и т.д.).
в) беседа о содержании (Беседа о характере песни)
А сейчас скажи, пожалуйста, каков характер этого вокального произведения?
(ответ учащегося: грустный)
- А о чём рассказывается в песне? Перескажи, пожалуйста, своими словами, содержание этой песни «У моей России».
- Стихотворение несёт грустное настроение. Но только ли грусть?
- Нет!
- Сквозь грусть чувствуются светлые интонаци.
г) беседа о характере музыки
- А характер музыки? Какой он? Характер музыки определяет характер поэтического текста? Помогает передать его содержание?
- Да.
- Конечно! Музыка также и грустная и светлая, одновременно! Музыка передаёт эмоциональный настрой, заложенный автором поэтического текста в стихотворении (чувства переживаний и надежды).
д) работа над художественным образом: над передачей характера, над умением донести замысел авторов произведения до слушателя
(на основе знания и понимания содержания и характера, знания динамического развития, знания кульминаций, при помощи использования жестов и мимики)
- Артем, исполнение трёх одинаковых по музыке куплетов и припевов не вызовут большого интереса у слушающих людей. К окончанию песни станет скучно.
Необходимо добиться разнообразия в исполнении…
Сегодня, на уроке поставлена важная задача: передать художественный образ вокального произведения. ВАЖНО донести до слушателя характер, содержание и смысл вокального произведения, задуманных авторами музыки и поэтического текста, т.е. композитором и поэтом.
Когда уже выполнен разбор средств музыкальной выразительности, когда вокальная партия приобрела при исполнении динамичность, характер и осмысленность, можно и желательно прибегать к помощи жестикуляции рук. «Оживлять» мимику лица в достижении образности вокального произведения».
На последующих уроках мы будем продолжать работу над песней, уделяя особое внимание детальной вокальной работе.
6. Рефлексия.
- Подводя итог урока, скажи, пожалуйста, что сегодня было для тебя новым?
(ответ учащегося)
Сегодня новым для учащегося было:
получение информации о выразительных средствах музыки: мелодия, темп, ритм, размер, лад, динамика;
определение кульминаций в произведении «У моей России» и исполнение произведения с динамическими оттенками и с выполнением кульминаций.
Прочувствованное, художественно-образное исполнение песни «У моей России».
Слушание песни «Колыбельная медведицы!» в видеофрагменте из м/ф «Умка»;
7. Домашнее задание.
- Произносить вслух поэтический текст вокального произведения «У моей России» с выражением, эмоционально.
- Петь песню с выполнением динамических оттенков и со стремлением к кульминационным моментам, выражая своё отношение к исполняемому. Добиваться художественно-образного исполнения.
- Петь Вокализ № 6, муз. Ф.Абта
- Петь песню «Колыбельная медведицы», муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Яковлева