СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока" Работа над художественным образом"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока" Работа над художественным образом"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ



                                                     








Конспект открытого урока


Работа над художественным образом
























Преподаватель:

                                                                  Морозова М.Н.

2022год

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ТЕМЕ:

Работа над художественным образом.

Тип урока: учебный

работа над выразительным, художественным исполнением вокального произведения

Литература:

А.Г. Менабени «Методика обучения сольному пению» М.: Просвещение, 1987

О.Малышева «О пении»

Википедия – свободная энциклопедия  http://ru.wikipedia.org/


Цель урока:

формирование навыков работы над художественной выразительностью исполнения вокального произведения

Задачи урока:

- Научить работать

с нотным и поэтическим текстами вокального произведения,

определять художественно-смысловые и динамические кульминации,

использовать средства музыкальной выразительности

- Воспитывать интерес к музыке, любовь к песне

- Развивать интеллектуальные способности, творческое воображение, музыкально-эстетическое восприятие, интерес к выразительному пению, мотивацию к приобретению певческих навыков

Оборудование:

Портреты Евгения Крылатова

- СД-проигрыватель, диск с записями песни «Колыбельная медведицы», песни « У моей России»

- Ноутбук

- Видеофрагмент из м/ф «Умка»

- Нотный материал

- Фортепиано.

План урока (ход урока):

1. Организационный момент:

Приветствие. Объявление темы урока. Сообщение о содержании урока.

2. Пение вокальных упражнений – распевание.

3.  Исполнение вокального произведения «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта:

а) просмотр рисунка учащегося, беседа об изображённом

б) исполнение Вокализа

4. Исполнение разученной песни Е.Крылатова на стихи Ю.Яковлева «Колыбельная медведицы».

а) исполнение песни «Колыбельная медведицы»

б) после исполнения - пояснение преподавателя

«Можно прибегать к помощи жестикуляции рук.  «Оживлять» мимику лица в достижении образности вокального произведения»

в) повторное исполнение песни «Колыбельная медведицы».

г) просмотр видеофрагмента из м/ф «Умка» - «Колыбельная медведицы» (МИНУТКА ОТДЫХА)

5. Работа над художественным образом в вокальном произведении, песне Г. Струве  «У моей России»

а) выразительное чтение поэтического текста

б) исполнение с сопровождением фортепиано

в) беседа о содержании

г) беседа о характере музыки

д) разбор нотного текста по средствам муз выразительности (КАРТОЧКА)

е) углубленный разбор динамического развития, определение кульминаций (динамической, смысловой), определение основного вида звуковедения.

ж) исполнение песни «У моей России»: пение легато, в указанном темпе, с выполнением динамического развития, со стремление к кульминациям

з) работа над художественным образом: над передачей характера, над умением донести замысел авторов произведения до слушателя (использование жестов и мимики).  

(на основе знания и понимания содержания и характера , знания динамического развития, знания кульминаций)

На последующих уроках более детальная вокальная работа по фразам и предложениям

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Ход урока – КОНСПЕКТ


1. Приветствие. Объявление темы урока. Сообщение о содержании урока.

 - «Здравствуй, Артем!  

Сегодня, ты находишься в не совсем обычных для тебя условиях: новый для тебя кабинет и в нём наши гости – преподаватели нашего города. А всё остальное как обычно на каждом уроке: фортепиано, ноты и мы.

В начале, Артем, хочу с тобой поиграть. Игра называется «Вопрос - ответ». Правило игры очень простое: на все вопросы должен звучать только один ответ «Да!».

- Я - ведущая. Договорились?

- Да!

- Утро доброе настало?

- Настроение хорошее?

- Улыбаемся с утра?

- Тогда, начнём урок наш?

- Да!

- Да!

- Да!

- Да!

- Вот, и вся игра. Начинаем наш урок?

- Да!

ТЕМА сегодняшнего нашего урока «Работа над художественным образом »

- Начинаем урок, основная часть которого будет отведена работе над художественно-образным исполнением вокального произведения «У моей России», Г.Струве. Исполним «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта, «Колыбельная медведицы», муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Яковлева

2. Пение вокальных упражнений – распевание.

- Как обычно, урок мы начнём с пения вокальных упражнений на легато, нон-легато, стаккато, т.е. с распевания.

        Исполнение вокальных упражнений на все виды звуковедения: легато, стаккато, нон-легато. Приобретение вокальных навыков в процессе их исполнения, требующее необходимости следить за пением с ощущением «лёгкого зевка», т.е. за высокой певческой позицией и за направлением звука в резонаторы, за правильным певческим дыханием, за свободой голосового аппарата и за правильной артикуляцией гласных звуков.

3.  Исполнение вокального произведения «Вокализ № 6»муз. Ф.Абта:

а) просмотр рисунка учащегося, беседа об изображённом

б) исполнение Вокализа

- «В заключение распевания исполним «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта.

Артем, посмотрим на твой рисунок, где изображено то, что тебе представляется при пении этого Вокализа. Это красочный, необычный цветок на «лёгком» стебле в окружении листьев, похожих на романтичные завитушки.

По рисунку видно динамическое развитие музыки Вокализа.

Насыщенность цветовой гаммы соответствует громкости и эмоциональности звучания Вокализа по музыкальным фразам и предложениям.

Наиболее яркие тона красок применены в середине рисунка, что соответствует средней части  Вокализа. «Начало» и «окончание» музыки Вокализа выражены в рисунке менее насыщенными, светлыми цветовыми оттенками».

4. Исполнение разученной песни Е.Крылатова на стихи Ю.Яковлева «Колыбельная медведицы».

а) исполнение песни «Колыбельная медведицы»

б) после исполнения - пояснение преподавателя:

- «Можно прибегать к помощи жестикуляции рук.  «Оживлять» мимику лица в достижении образности вокального произведения».

- «Оживи» своё исполнение колыбельной песни жестами рук, мимикой лица. Это поможет лучше передать настроение и характер исполняемого произведения, станет интереснее для слушающих тебя людей.

в) повторное исполнение песни «Колыбельная медведицы» (с жестикуляцией, мимикой)

г) просмотр видеофрагмента из м/ф «Умка» - «Колыбельная медведицы» (МИНУТКА ОТДЫХА)

5. «Работа над художественным образом в вокальном произведении, песне «У моей России»

а) выразительное чтение поэтического текста (проверка домашнего задания)

- «Артем, я просила тебя подготовить выразительное, эмоциональное чтение поэтического текста песни «У моей России». Прочти.

        Чтение учащимся поэтического текста песни «У моей России»

- Спасибо! Молодец!

- Вокальная партия песни уже разучена. Послушаем её в твоём исполнении с сопровождением фортепиано.

б) исполнение с сопровождением фортепиано

        Исполнение учащимся песни «У моей России».

- Хорошо! Спасибо! Вокальной работе в этой песне мы уделим ещё время (будем вести работу над чистотой интонирования мелодии, над оформлением и резонированием звука, над дыханием и т.д.).

в) беседа о содержании (Беседа о характере песни)

А сейчас скажи, пожалуйста, каков характер этого вокального произведения?

(ответ учащегося: грустный)

- А о чём рассказывается в песне? Перескажи, пожалуйста, своими словами, содержание этой песни «У моей России».

Стихотворение несёт грустное настроение. Но только ли грусть?

- Нет!

- Сквозь грусть чувствуются светлые интонаци.

г) беседа о характере музыки

- А характер музыки? Какой он? Характер музыки определяет характер поэтического текста? Помогает передать его содержание?

- Да.

- Конечно! Музыка также и грустная и светлая, одновременно! Музыка передаёт эмоциональный настрой, заложенный автором поэтического текста в стихотворении (чувства переживаний и надежды).

д) работа над художественным образомнад передачей характера, над умением донести замысел авторов произведения до слушателя 

(на основе знания и понимания содержания и характера, знания динамического развития, знания кульминаций, при помощи использования жестов и мимики)

- Артем, исполнение трёх одинаковых по музыке куплетов и припевов не вызовут большого интереса у слушающих людей. К окончанию песни станет скучно.

Необходимо добиться разнообразия в исполнении…

Сегодня, на уроке поставлена важная задача: передать художественный образ вокального произведения. ВАЖНО донести до слушателя характер, содержание и смысл вокального произведения, задуманных авторами музыки и поэтического текста, т.е. композитором и поэтом.

Когда уже выполнен разбор средств музыкальной выразительности, когда вокальная партия приобрела при исполнении динамичность, характер и осмысленность, можно и желательно прибегать к помощи жестикуляции рук.  «Оживлять» мимику лица в достижении образности вокального произведения».

На последующих уроках мы будем продолжать работу над песней, уделяя особое внимание детальной вокальной работе.

6. Рефлексия. 

Подводя итог урока, скажи, пожалуйста, что сегодня было для тебя новым?

(ответ учащегося)

Сегодня новым для учащегося было:

  1. получение информации о выразительных средствах музыки: мелодия, темп, ритм, размер, лад, динамика;

  2. определение кульминаций в произведении «У моей России» и исполнение произведения с динамическими оттенками и с выполнением кульминаций.  

  3. Прочувствованное, художественно-образное исполнение песни «У моей России».

  4. Слушание песни «Колыбельная медведицы!» в видеофрагменте из м/ф «Умка»;

7. Домашнее задание.

- Произносить вслух поэтический текст вокального произведения «У моей России»  с выражением, эмоционально.

- Петь песню с выполнением динамических оттенков и со стремлением к кульминационным моментам, выражая своё отношение к исполняемому. Добиваться художественно-образного исполнения.

- Петь Вокализ № 6, муз. Ф.Абта

- Петь песню «Колыбельная медведицы», муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Яковлева




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!