2 этап Работа с текстом во время чтения. Основной технологический прием – чтение с остановками | - Как вы думаете, что будет происходить? - Как поведут себя персонажи басни? Собака, Человек, да Кошка, да Сокол Друг другу поклялись однажды в дружбе вечной, Нелестной, искренней, чистосердечной. У них был общий дом, едва ль не общий стол; Клялись делить они и радость и заботу, Друг другу помогать, Друг за друга стоять. И, если надо, друг за друга умирать. -Почему Собака на первом месте? - Собака, какая она? -Что будет дальше? Вот как-то вместе все, отправясь на охоту, Мои друзья Далеко от дому отбились, Умаялися, утомились И отдохнуть пристали у ручья. -Как вы думаете, что будет происходить дальше? Тут задремали все, кто лежа, кто и сидя, Как вдруг из лесу шасть На них медведь разинув пасть. Беду такую видя, Сокол на воздух, Кошка в лес, И Человек тут с жизнью бы простился; Но верный Пес Со зверем злым барахтаться схватился, В него вцепился. И, как медведь его жестоко ни ломал, Как ни ревел от боли и от злости, Пес, прохватя его до кости, Повис на нем и зуб не разжимал, Доколе с жизнию всех сил не потерял. А Человек? ( Что Человек?) К стыду, из нас не всякой Сравнится в верности с собакой! Пока медведь был занят дракой, Он, подхватя ружье свое с собой, Пустился без души домой. На языке легка и ласка и услуга; Но в нужде лишь узнать прямого можно друга. Как редки таковы друзья! И то сказать, как часто видел я, Что так, как в басне сей был верный Пес оставлен, Так тот, Кто из хлопот Был другом выручен, избавлен, Его же покидал в беде, Его же и ругал везде. -Теперь можем ответить на вопрос; «Почему собак на первом месте?» - Как повели себя остальные? Найдите в тексте. - Почему нет сказуемых? Как называются такие предложения? - А как же клятва? Перечитайте клятву. Друг другу помогать, Друг за друга стоять. И, если надо, друг за друга умирать. Посмотрите, это градация. -Кто больше всех виноват в гибели Собаки? - А что про Человека говорит М.А.Крылов? - почему поступок Собаки описан подробнее? Прочтите, потом ответим. -Какие слова преобладают? -Что нам это дает? -Сравните с Кошкой, СокОлом, Человеком? Можно ли сказать, что Собака поступила честно по отношению к Человеку, Кошке? -Клятву надо держать! Как называют человека, который держит клятву? Честь – хорошая репутация. Честный – это человек у которого есть честь. 7 класс А.С.Пушкин «капитанская дочка» Эпиграф к повести. «Береги честь смолоду» Всегда ли под персонажами басни скрываются животные? - Басня – иносказание /сложное слово/, то есть иной, другой смысл. -Как мы узнаем какими чертами наделен тот или иной персонаж басни? - То есть мы оцениваем людей по поступкам, а не по словам. Клятва , а не поведение. Мало объявить себя другом на словах, нужно быть другом на деле. Иначе все клятвы будут пустыми словами. -А как называют пустые слова? -Замените синонимом. - Найдите мораль басни. Прочтите! -Как выражена авторская позиция? Прямо или косвенно? - В чем особенность морали? Задание 15.3 Толкование слова. Клятва,Дружба, Честь, Достоинство, Уважение. Выберете то слово, с которым вы справитесь, найдите толкование этого слова, текст в котором говорится об этом понятии. | Верный друг, смелый, самоотверженный , храбрый. Кошка в лес, СокОл на воздух. Действие происходит стремительно. Очень коротко Глаголы. Действие. Честный Нет, иногда люди с определенными чертами характера. Через поступки Пустословие Лицемерие В басне авторская позиция выражается прямо В басне напрямую выражена авторская позиция | |