СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока с использованием технологии "Формирование типа правильной читательской деятельности"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока с использованием технологии "Формирование типа правильной читательской деятельности"»

И.А.Крылов «Собака, Человек, Кошка и СокОл».

1 этап

До чтения

-Что в написании названия басни выглядит (кажется) странным?

-Зачем? /персонифицировать/

- От какого слова образовано?

Если говорим о повести. Рассказе, там действуют герои, а в басне – персонажи. И.А.Крылову важны не животные, а черты характера.

- Еще что смущает?


-Еще что смущает?

И.А.Крылов жил в 18 веке. СокОл – это орфоэрическая норма.18 века.

Все слова написаны с большой буквы.


Персона, персонаж




Место. Человек между Собакой и Кошкой.

Ударение в слове СокОл.


2 этап

Работа с текстом во время чтения.

Основной технологический прием – чтение с остановками

- Как вы думаете, что будет происходить?

- Как поведут себя персонажи басни?


Собака, Человек, да Кошка, да Сокол
Друг другу поклялись однажды в дружбе вечной,
Нелестной, искренней, чистосердечной.
У них был общий дом, едва ль не общий стол;
Клялись делить они и радость и заботу,
Друг другу помогать,
Друг за друга стоять.
И, если надо, друг за друга умирать
.

-Почему Собака на первом месте?

- Собака, какая она?

-Что будет дальше?

Вот как-то вместе все, отправясь на охоту,
Мои друзья
Далеко от дому отбились,
Умаялися, утомились
И отдохнуть пристали у ручья.

-Как вы думаете, что будет происходить дальше?


Тут задремали все, кто лежа, кто и сидя,
Как вдруг из лесу шасть
На них медведь разинув пасть.
Беду такую видя,
Сокол на воздух, Кошка в лес,
И Человек тут с жизнью бы простился;
Но верный Пес
Со зверем злым барахтаться схватился,
В него вцепился.
И, как медведь его жестоко ни ломал,
Как ни ревел от боли и от злости,
Пес, прохватя его до кости,
Повис на нем и зуб не разжимал,
Доколе с жизнию всех сил не потерял
.

А Человек? ( Что Человек?)

К стыду, из нас не всякой
Сравнится в верности с собакой!
Пока медведь был занят дракой,
Он, подхватя ружье свое с собой,
Пустился без души домой.



На языке легка и ласка и услуга;
Но в нужде лишь узнать прямого можно друга.
Как редки таковы друзья!
И то сказать, как часто видел я,
Что так, как в басне сей был верный Пес оставлен,
Так тот,
Кто из хлопот
Был другом выручен, избавлен,
Его же покидал в беде,
Его же и ругал везде.

-Теперь можем ответить на вопрос; «Почему собак на первом месте?»

- Как повели себя остальные? Найдите в тексте.

- Почему нет сказуемых? Как называются такие предложения?

- А как же клятва? Перечитайте клятву.

Друг другу помогать,
Друг за друга стоять.
И, если надо, друг за друга умирать
.

Посмотрите, это градация.

-Кто больше всех виноват в гибели Собаки?

- А что про Человека говорит М.А.Крылов?

- почему поступок Собаки описан подробнее? Прочтите, потом ответим.

-Какие слова преобладают?

-Что нам это дает?

-Сравните с Кошкой, СокОлом, Человеком?

Можно ли сказать, что Собака поступила честно по отношению к Человеку, Кошке?

-Клятву надо держать!

Как называют человека, который держит клятву?

Честь – хорошая репутация. Честный – это человек у которого есть честь.

7 класс А.С.Пушкин «капитанская дочка» Эпиграф к повести. «Береги честь смолоду»

Всегда ли под персонажами басни скрываются животные?

- Басня – иносказание /сложное слово/, то есть иной, другой смысл.

-Как мы узнаем какими чертами наделен тот или иной персонаж басни?

- То есть мы оцениваем людей по поступкам, а не по словам. Клятва , а не поведение.

Мало объявить себя другом на словах, нужно быть другом на деле. Иначе все клятвы будут пустыми словами.

-А как называют пустые слова?

-Замените синонимом.

- Найдите мораль басни. Прочтите!

-Как выражена авторская позиция? Прямо или косвенно?



- В чем особенность морали?







Задание 15.3 Толкование слова.

Клятва,Дружба, Честь, Достоинство, Уважение.

Выберете то слово, с которым вы справитесь, найдите толкование этого слова, текст в котором говорится об этом понятии.

























Верный друг, смелый, самоотверженный , храбрый.


















































Кошка в лес, СокОл на воздух.

Действие происходит стремительно.












Очень коротко





Глаголы.

Действие.









Честный








Нет, иногда люди с определенными чертами характера.




Через поступки










Пустословие


Лицемерие



В басне авторская позиция выражается прямо



В басне напрямую выражена авторская позиция


2 этап

Работа с текстом после чтения

Клишированный текст.

Это «ниже моего достоинства» говорим мы, когда________

Достоинство существует как чувство____________________ и как сознание________________________________

Каждый чувствует и знает черту ниже которой __________

и выше____________________

У каждого эта черта своя. И чем выше она, тем____________




Домашняя работа

Направлена на сферы читательской деятельности



1 группа

2 группа

3 группа

4 группа


Подготовить выразительное чтение басни

Проиллюстрировать басню

Синквейн

Произведения о чести и достоинстве




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!