СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока Северный Кавказ: природные условия и хозяйство района

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы урока создают возможность для активизации и развития продуктивного мышления учащихся посредством формирования экономико-географической картины мира

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока Северный Кавказ: природные условия и хозяйство района»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 села Стародубского Буденновского района» Ставропольского края






Урок географии 9 класс

Тема: «Северный Кавказ: природные условия и хозяйство района»













Учитель географии

В.В.Михальченко

2021 год



Урок. Северный Кавказ: природные условия и хозяйство района

Цель урока: создать условия для активизации и развития продуктивного мышления учащихся посредством формирования экономико-географической картины России.

Задачи:

- продолжить формирование представлений о природе, экономике регионов России на примере Северного Кавказа;

- способствовать развитию навыков картографического чтения;

- способствовать развитию умений анализа, синтеза, сравнения и навыков абстрактного, логического, творческого мышления;

- создать условия для формирования эстетического вкуса, ценностного отношения к окружающей природе;

- обеспечить условия для взаимодействия в группе с целью решения учебной задачи;

- способствовать воспитанию положительного интереса к изучаемому предмету.

Тип урока: урок приобретения новых знаний

Формы работы: индивидуальные, фронтальные, групповые

Технология обучения: проблемно-поисковая

Средства обучения: учебник географии 9 класса «География России. Хозяйство и географические районы» под редакцией Алексеева; тетрадь, атлас с контурными картами; физическая и экономическая карта Северного Кавказа; презентация, компьютер, мультимедийное устройство.

Ход урока

1. Организационный этап

(приветствие, проверка готовности к уроку)

2. Мотивационный этап. Вступительное слово учителя

Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с лирического вступления. Послушайте отрывок стихотворения Анны Ахматовой:

Слайд №2

Здесь Пушкина изгнанье началось,
И Лермонтова кончилось изгнанье.
Здесь горных трав легко благоуханье…


Можно ли из строк данного отрывка определить, о каком месте идет речь?
(учащиеся угадывают регион – Северный Кавказ)

Правильно дети. Я была уверенна, что из этого короткого описания вы узнаете наш регион. Поднимите руки, кто из вас был в городах Кавказских Минеральных вод, кто был в горах, кто посетил дом-музей Лермонтова, место дуэли Лермонтова?

Лермонтов посвятил Кавказу целый цикл стихов.

Слайд №3 (отрывок Лермонтова со слайда по просьбе учителя зачитывает ученик)

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

3. Построение учебной задачи №1

Дети, а за что вы любите Кавказ? (предполагаемый ответ - природа, климат, горы).

Я вижу ваши ответы, не полностью характеризуют наш регион. Скажите, а что вы подразумеваете под Северокавказским регионом? (предполагаемый ответ – Ставропольский и Краснодарский края).

Дети, вы хотели бы больше знать о нашем регионе? Что нам нужно для этого изучить? (школьники под руководством учителя составляют план работы 1-ой части урока).

Слайд №4

Работа в тетради – записываем план

А) Состав Северокавказского региона

Б) Географическое положение региона;

В) Природные условия региона


4. Решение учебной задачи №1

Работа в группах, задания дифференцированные (группы получают технологические карты)


1 группа – определяет состав региона,

Давайте обратимся к карте на стр.167 в учебнике. Скажите, какую информацию мы можем извлечь из этой карты? (предполагаемый ответ – состав региона)

Технологическая карта №1

- нанести на контур границы Северокавказского региона;

- цифрами обозначить область, края, республики Северного Кавказа

- на поле для условных знаков выписать названия.


2 группа – определяет географическое положение региона

Обратимся к физической карте России в атласе, карте на стр.167 учебника

Технологическая карта №2

- в какой части России находится регион,

- имеет ли выход к морям, океанам,

- с какими регионами России граничит,

- с какими странами граничит,

- дать оценку геополитическому положению региона.


3 группа – составляет характеристику природных условий региона и его ресурсообеспеченность

Работа с физической, тектонической, климатической, почвенной картами в атласе, с текстом учебника.

Технологическая карта №3

- определить формы рельефа региона,

- определить тектоническое строение региона, полезные ископаемые

- охарактеризовать климатические ресурсы региона – климатообразующие факторы, климатические пояса, температура, количество осадков; объяснить разнообразие

- дать оценку водным и почвенным ресурсам.


Предоставление результатов работы в группах, обсуждение, результаты сверяются с данными на слайдах. Слайд №5 – особенности ЭГП

Слайд №6 – ресурсы региона (записываем в тетрадь)


5. Построение учебной задачи №2

Ребята, скажите, какую очень важную сторону нашего региона мы не охарактеризовали? (если дети затрудняются ответить на вопрос, можно обратить их внимание на название учебника). Предполагаемый ответ- хозяйство

Герой одного известного советского фильма «Кавказская пленница» говорил, что Кавказ – это всесоюзная житница, кузница и здравница. Слайд №7

Проблемная задача:  прав ли герой фильма?  Если прав, тогда давайте выясним, под влиянием  каких факторов сформировались «житница, кузница и здравница»?  Мы  уже изучили особенности ЭГП района, его природу, ресурсы. Давайте, используем свои знания для решения проблемы. 


6. Решение учебной задачи №2

Фронтальная работа

Почему «житница»?

Работа с текстом учебника на стр. 167.

- выберите показатели, которые характеризуют сельское хозяйство,

Работа с текстом на стр. 171

- почему Северный Кавказ считают сельскохозяйственной базой России?

(70% территории региона – с/х угодья),

- где выращивают пшеницу, рис, подсолнечник, сахарную свеклу, виноград, цитрусовые

(дети используют текст, применяют свой жизненный опыт),

Слайд 8 (фиксируем данные в тетрадь)

Учащиеся комментируют Слайды № 9-11


Почему «кузница»?

Работа с текстом на стр.173, физической картой

- какими полезными ископаемыми богат Северный Кавказ? Слайд №12

- какие отрасли промышленности развиты?

- можем мы назвать наш регион кузницей?


Почему «здравница»?

Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос без помощи учебника?

Предполагаемый ответ – климат, природа….

Что такое рекреационные ресурсы?

Слайды № 13-15

 Кавказ  - это не только богатые недра и плодородные почвы, но и  удивительно красивые природные ландшафты. Кавказские горы воспеты многими известными людьми. Вот что написал о Кавказе норвежский писатель Кнут Гамсун:

 « Я и раньше бывал в горах, видел отчасти Баварские Альпы, горы в Колорадо и во многих  других местах, но никогда я не чувствовал себя таким беспомощным. Кавказские гор выглядят в своём неприступном великолепии отдельным миром. Зубцы и башни, сёдла и минареты, всё это из снега, и мы, чужестранцы, начинаем теперь понимать то, что Пушкин, Лермонтов и Толстой написали под первым впечатлением от  этого мистического великолепия».

Давайте совершим с вами небольшое восхождение в кавказские горы

Слайд №16-25


Возвращаемся к проблемной задаче: какие факторы способствовали развитию с/х, промышленности, рекреационных возможностей региона?

Какие виды хозяйства могут получить здесь  наибольшее развитие -   сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, рекреационные ресурсы?

Ответы учащихся.


6. Рефлексия

Учащиеся составляют синквейн

 7. Домашнее задание Слайд №26 §§36-35 №1,4;

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!