Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 села Стародубского Буденновского района» Ставропольского края
Урок географии 9 класс
Тема: «Северный Кавказ: природные условия и хозяйство района»
Учитель географии
В.В.Михальченко
2021 год
Урок. Северный Кавказ: природные условия и хозяйство района
Цель урока: создать условия для активизации и развития продуктивного мышления учащихся посредством формирования экономико-географической картины России.
Задачи:
- продолжить формирование представлений о природе, экономике регионов России на примере Северного Кавказа;
- способствовать развитию навыков картографического чтения;
- способствовать развитию умений анализа, синтеза, сравнения и навыков абстрактного, логического, творческого мышления;
- создать условия для формирования эстетического вкуса, ценностного отношения к окружающей природе;
- обеспечить условия для взаимодействия в группе с целью решения учебной задачи;
- способствовать воспитанию положительного интереса к изучаемому предмету.
Тип урока: урок приобретения новых знаний
Формы работы: индивидуальные, фронтальные, групповые
Технология обучения: проблемно-поисковая
Средства обучения: учебник географии 9 класса «География России. Хозяйство и географические районы» под редакцией Алексеева; тетрадь, атлас с контурными картами; физическая и экономическая карта Северного Кавказа; презентация, компьютер, мультимедийное устройство.
Ход урока
1. Организационный этап
(приветствие, проверка готовности к уроку)
2. Мотивационный этап. Вступительное слово учителя
Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с лирического вступления. Послушайте отрывок стихотворения Анны Ахматовой:
Слайд №2
Здесь Пушкина изгнанье началось,
И Лермонтова кончилось изгнанье.
Здесь горных трав легко благоуханье…
Можно ли из строк данного отрывка определить, о каком месте идет речь?
(учащиеся угадывают регион – Северный Кавказ)
Правильно дети. Я была уверенна, что из этого короткого описания вы узнаете наш регион. Поднимите руки, кто из вас был в городах Кавказских Минеральных вод, кто был в горах, кто посетил дом-музей Лермонтова, место дуэли Лермонтова?
Лермонтов посвятил Кавказу целый цикл стихов.
Слайд №3 (отрывок Лермонтова со слайда по просьбе учителя зачитывает ученик)
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
3. Построение учебной задачи №1
Дети, а за что вы любите Кавказ? (предполагаемый ответ - природа, климат, горы).
Я вижу ваши ответы, не полностью характеризуют наш регион. Скажите, а что вы подразумеваете под Северокавказским регионом? (предполагаемый ответ – Ставропольский и Краснодарский края).
Дети, вы хотели бы больше знать о нашем регионе? Что нам нужно для этого изучить? (школьники под руководством учителя составляют план работы 1-ой части урока).
Слайд №4
Работа в тетради – записываем план
А) Состав Северокавказского региона
Б) Географическое положение региона;
В) Природные условия региона
4. Решение учебной задачи №1
Работа в группах, задания дифференцированные (группы получают технологические карты)
1 группа – определяет состав региона,
Давайте обратимся к карте на стр.167 в учебнике. Скажите, какую информацию мы можем извлечь из этой карты? (предполагаемый ответ – состав региона)
Технологическая карта №1
- нанести на контур границы Северокавказского региона;
- цифрами обозначить область, края, республики Северного Кавказа
- на поле для условных знаков выписать названия.
2 группа – определяет географическое положение региона
Обратимся к физической карте России в атласе, карте на стр.167 учебника
Технологическая карта №2
- в какой части России находится регион,
- имеет ли выход к морям, океанам,
- с какими регионами России граничит,
- с какими странами граничит,
- дать оценку геополитическому положению региона.
3 группа – составляет характеристику природных условий региона и его ресурсообеспеченность
Работа с физической, тектонической, климатической, почвенной картами в атласе, с текстом учебника.
Технологическая карта №3
- определить формы рельефа региона,
- определить тектоническое строение региона, полезные ископаемые
- охарактеризовать климатические ресурсы региона – климатообразующие факторы, климатические пояса, температура, количество осадков; объяснить разнообразие
- дать оценку водным и почвенным ресурсам.
Предоставление результатов работы в группах, обсуждение, результаты сверяются с данными на слайдах. Слайд №5 – особенности ЭГП
Слайд №6 – ресурсы региона (записываем в тетрадь)
5. Построение учебной задачи №2
Ребята, скажите, какую очень важную сторону нашего региона мы не охарактеризовали? (если дети затрудняются ответить на вопрос, можно обратить их внимание на название учебника). Предполагаемый ответ- хозяйство
Герой одного известного советского фильма «Кавказская пленница» говорил, что Кавказ – это всесоюзная житница, кузница и здравница. Слайд №7
Проблемная задача: прав ли герой фильма? Если прав, тогда давайте выясним, под влиянием каких факторов сформировались «житница, кузница и здравница»? Мы уже изучили особенности ЭГП района, его природу, ресурсы. Давайте, используем свои знания для решения проблемы.
6. Решение учебной задачи №2
Фронтальная работа
Почему «житница»?
Работа с текстом учебника на стр. 167.
- выберите показатели, которые характеризуют сельское хозяйство,
Работа с текстом на стр. 171
- почему Северный Кавказ считают сельскохозяйственной базой России?
(70% территории региона – с/х угодья),
- где выращивают пшеницу, рис, подсолнечник, сахарную свеклу, виноград, цитрусовые
(дети используют текст, применяют свой жизненный опыт),
Слайд 8 (фиксируем данные в тетрадь)
Учащиеся комментируют Слайды № 9-11
Почему «кузница»?
Работа с текстом на стр.173, физической картой
- какими полезными ископаемыми богат Северный Кавказ? Слайд №12
- какие отрасли промышленности развиты?
- можем мы назвать наш регион кузницей?
Почему «здравница»?
Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос без помощи учебника?
Предполагаемый ответ – климат, природа….
Что такое рекреационные ресурсы?
Слайды № 13-15
Кавказ - это не только богатые недра и плодородные почвы, но и удивительно красивые природные ландшафты. Кавказские горы воспеты многими известными людьми. Вот что написал о Кавказе норвежский писатель Кнут Гамсун:
« Я и раньше бывал в горах, видел отчасти Баварские Альпы, горы в Колорадо и во многих других местах, но никогда я не чувствовал себя таким беспомощным. Кавказские гор выглядят в своём неприступном великолепии отдельным миром. Зубцы и башни, сёдла и минареты, всё это из снега, и мы, чужестранцы, начинаем теперь понимать то, что Пушкин, Лермонтов и Толстой написали под первым впечатлением от этого мистического великолепия».
Давайте совершим с вами небольшое восхождение в кавказские горы
Слайд №16-25
Возвращаемся к проблемной задаче: какие факторы способствовали развитию с/х, промышленности, рекреационных возможностей региона?
Какие виды хозяйства могут получить здесь наибольшее развитие - сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, рекреационные ресурсы?
Ответы учащихся.
6. Рефлексия
Учащиеся составляют синквейн
7. Домашнее задание Слайд №26 §§36-35 №1,4;