СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока в 6 классе н тему: «Борьба Руси с западными завоевателями».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 6 классе н тему: «Борьба Руси с западными завоевателями».»

Конспект открытого урока в 6 классе.

Курс «История России с древнейших времён до конца 16 века»

Тема урока: «Борьба Руси с западными завоевателями».

Цели урока:

  • формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов

Задачи урока:

  • познакомить учащихся внешнеполитической обстановкой в Северо – Западной Руси, борьбой новгородцев с западными завоевателями и личностью князя Александра Ярославича;

  • развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с историческими документами; строить развернутый ответ на вопрос, анализировать происходящие события;

  • показать героическую борьбу русского народа с немецким и шведскими феодалами.

Оборудование: учебник, карта «Борьба с иноземными захватчиками в XIII веке», документы, мультимедийный проектор, экран

План урока:

1.Походы шведов.

2.Походы крестоносцев.

3.Александр Невский.

4.Невская битва.

5.Ледовое побоище.

Основные понятия: ополченцы, орден, крестоносцы, крестовый поход, «свинья».


Ход занятия.


Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой чудесный день, для того чтобы настроиться на положительную работу, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, и с хорошим настроением начнем наш урок!!!

На прошлом занятии Вы вами увидели, что Русь в XIII в. испытывала очень тяжелые для себя времена. Давайте представим ее в образе крестьянина - пахаря (обращение на карте). Вот он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. Два всадника (обращение на карте)  устремились на него. Один с востока - на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и калёной стрелой.

  • Он вам уже известен, кто это? (Монгол).

  • Что же сделали монголы?

  • А можно ли сказать, что это было нашествие, а не привычный для русского человека набег степняков?

  • Давайте вспомним, как же это было?


Игра «Историческая разминка»

  1. Какое имя получил Темучин после объединения монгольских племен? (Чингисхан)

  2. Где состоялось первое сражение между русскими и монгольскими дружинами? (река Калка)

  3. Кто возглавил монголо-татарское нашествие на Русь? (хан Батый)

  4. По преданию, после разгрома Рязани Батыем, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину, кто ее возглавил? (Евпатий Коловрат)

  5. До какого города монголо-татары не дошли 100 верст? (Новгород)

Исключение составило 1 княжество, находящееся на Северо-западе?

Но не только они были единственными противниками, я упомянула, что было два всадника, второй с Запада он с тяжелым копьем, одет в доспехи. Как вы думаете, кто это? (крестоносцы, точнее это были шведские и немецкими рыцари-крестоносцы).

Летописец Дмитрий Лапшин, создатель Симеоновской летописи описывает общий итог борьбы с западными завоевателями: «….И обратились враги в бегство,...И некуда было им убежать..

  • К каким выводам вы можете прийти исходя из строк? (ответы детей: да, русский народ одержал победу)

Посмотрите, какой интересный факт выходит: в борьбе с монголами Русь потерпела поражение, и в это же время в борьбе с западными завоевателями одержала победу.

  • Какой вопрос отсюда у нас возникает? (Почему удалось одержать победу русским землям в борьбе с западными завоевателями)

  • Следовательно, чему мы посвятим урок? (Борьбе Руси с западными завоевателями)

Для начала, выясним, что же заинтересовало крестоносцев на Руси, обратившись к тексту. Для этого возьмите листы синего цвета, и в источнике найдите причины нападения на Русь.

(работа с источником)

Причины нападения крестоносцев на Русь:

  • богатые земли Новгорода Великого (через него проходил торговый путь….)

  • стремление установить католическую веру

  • Как вы думаете, почему был выбран именно этот год для нападения?


  • Теперь, сравните вооружение рыцаря и русского война? Какое было главное отличие?

(Дети делают выводы)


Итак, первыми свой поход начали шведы в 1240 г. Как мы знаем, на тот период времени судьба Новгорода оказалась в руках 19-летнего князя Александра Ярославича. Именно ему принадлежат слова «Кто к нам с мечом придет, от мяча и погибнет». Они станут эпиграфом к нашему уроку. Ведь, именно эти слова и стали девизом русского народа, в трудный период истории.

Узнав о вторжении шведов, он не стал ждать, пока они подойдут к стенам Новгорода, и сам направился им навстречу на реку Неву.

Представьте, что вы юные историки и вам попался отрывок из древнерусской летописи, рассказывающий о Невской битве. Вам надо его прочитать, но вот беда, некоторые слова со временем стерлись. Попробуйте, работая в паре и используя текст учебника восстановить документ.

(отрывок из «Семеновской летописи»)

Текст:

«Шведские суда вошли в устье …. Невы

Часть войск вышла на берег, а остальные остались на …короблях. Александру был послан вызов: «Я уже здесь и пленяю ……землю твою

15 …июля. 1240 года русское войско напало на …шведский.. лагерь.

Новгородцы отрезали шведов от ….корабли.

Новгородец Гаврило Олексич на коне ворвался на …корабль ..

Было уничтожено 3…. шведских корабля.

Сам Александр тяжело ранил шведского …военачальника..

Шведы бросились….бежать

За победу на реке Неве народ назвал Александра …Невским.»

В чем состоит значение победы над шведскими рыцарями?


  • Проверим, что у Вас получилось. Сделаем вывод - так благодаря победе русских войск было приостановлено продвижение шведских войск на Новгород.


Но разгром шведов не остановил немецких и датских крестоносцев. В 1240 году они захватили крепость Изборск, затем взяли Псков. Стали грабить купцов и близ Новгорода. Но защитить новгородцев было некому т.к бояре боясь того что Александр расширит права княжеской власти, заставили его покинуть Новгород. Но новая опасность вынудила вече пойти на поклоном к князю Александру. И он согласился вернуться.

В субботу пятого апреля

Сырой рассветною порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев тёмный строй.

На шапках – перья птиц весёлых,

На шлемах – конские хвосты,

Над ними на древках тяжёлых

Качались чёрные кресты…


Итак, Александр со своею дружиною решил дать бой на Чудское озеро у острова Вороний камень. Обратимся к видео материалу и выясним исход битвы.

Александр со своей дружиной одержал победу.


Мы с Вами поговорили о многих интересных событиях, но не упомянули о личности Александра Невского. Ведь этому смелому и талантливому полководцу было всего 19 лет.

Историки высказывали как положительные, так и отрицательные оценки деятельности Александра Невского. Несомненно, что он сыграл исключительную роль в русской истории в драматический период, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах Александра Невского говорится, что он «Богом рожден». Побеждая везде, он нигде не был побежден. Рыцарь, пришедший с Запада посмотреть Невского, рассказывал, что он прошел много стран и городов, но нигде не видал такого «ни в царях, ни в князьях князя». Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади. У нас в Саранске тоже увековечили имя князя Александра Невского, есть улица названная его именем, его почитают как святого. Ему посвящены православные храмы, он является небесным покровителем Петербурга. В древнерусской литературе известнейшее произведение – «Повесть о житии Александра Невского». Уже через 30 лет после смерти князя началось почитание его как святого. Официально князь был канонизирован в 1547 году. А в 1942 году был учрежден орден Александра Невского. И недаром 28 декабря 2008 года Александр Невский был выбран именем России.


Итогом нашей работы станет составление интеллект карты, разделитесь на три группы. Первая группа работает с личностью князя, вторая с его военными победами, а третья должна учесть и личность и талант полководца. На доске, Вы видите образец интеллект карты, а на столах – ватман, изображения князя, его характеристики, а также фломастеры, клей. Заранее выберете, двух ребят из группы, для защиты интеллект-карты. Приступаем к выполнению. В момент выполнения, Вы слышите слова песни из фильма «Александр Невский».

(защита интеллект-карт)


Вспомните, урок мы начали со слов Александра Невского, они стали эпиграфом. Давайте попробуем собрать выражение!

(работа двух человек около доски)


Вернемся, к нашей проблеме. Сформулируйте, свои выводы, что же способствовало победе?

(ответы детей)

  • полковнический талант А. Невского: внезапность и нападение, учитывал особенность местности, сильные и слабые стороны противника, громил противника по частям

  • любовь к Родине

  • смелость, отвага русских воинов

  • слаженность русских войск (княжеской дружины и Новгородского ополчения).


Ребята, представьте через 7 лет Вам пришлось бы защищать свою Родину. Я думаю, каждый из Вас проявил бы свой патриотизм и гражданственность! Помните, что Вы, ваше поколение – потомки князя Александра Невского и будьте достойны его славы защитника русской земли.


В завершении урока, оцените свою работу. На столах, Вы можете увидеть, карточки красного, зеленого и синего цвета. Если Вы поработали на отлично, поднимите карточку красного цвета, хорошо – зеленого, и удовлетворительно – синего.

Итак, ребята вы молодцы, мне было очень приятно с Вами работать. Наш урок закончен. Надеюсь, что урок был для вас понятен и интересен. Желаю Вам дельнейших успехов. До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!