СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока в 8 классе "Понятие об обособлении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 8 классе "Понятие об обособлении"»

План-конспект урока русского языка в 8 классе

Тема урока: Понятие об обособлении.

Учитель: Никулина Е.В.,МАОУ СОШ№20 Городской округ Балашиха.

( в рамках методической недели русского языка и литературы 11.02.2019)

Цели урока:

  1. Знакомство с обособлением как средством выделения смысла, заключенного в предложении;

  2. Совершенствование умений пользоваться изученным ранее материалом для применения его в решении новых задач;

  3. Способствовать формированию у учащихся положительного отношения к процессу получения знаний;

Планируемые результаты:

Познавательные:

  • Развивать умения строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение;

  • Формировать умения формулировать и осознавать проблему.

Регулятивные:

  • Развитие умений осознавать и формулировать тему и цели урока, контролировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные:

  • Формирование умения сотрудничать с учениками и учителем в решении учебных задач.

Личностные:

  • Формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке;

  • Формирование осознания смысла своих учебных действий.



Ход урока


  1. Организационный момент. (3 минуты)


- Ребята, из материала, изученного на прошлых уроках, мы знаем, что простое предложение может быть осложненным.

- Чем может быть оно осложнено?

( Обучающиеся перечисляют знакомые виды осложнений: ряды однородных членов, обращения, вводные слова и предложения).

А сегодня мы узнаем, чем ещё может быть осложнено простое предложение. Перед нами  новая тема – «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений».


  1. Подведение к теме . Актуализация знаний (стадия вызова)

1.Слайд. 3 Запишите предложение и сделайте полный синтаксический разбор


И лошади, равномерно покачивающие мокрыми головами, и покрытые рогожами извозчики, шлепающие в огромных сапогах возле возов, и дома улицы, показавшиеся в тумане очень высокими, - всё было мне особенно мило и значительно. (Л.Н.Толстой)




2)-Приступаем к следующему заданию СЛАЙД5

Работа с предложениями.

- Перед вами карточка с ЗАДАНИЕМ1, расставьте знаки препинания, если требуется. Объясните свой выбор:

1) Узкая и извилистая тропа спускалась к ущелью.

2)Над ущельем возвышались скалистые неприступные горы.

3) По дну ущелья с шумом проносился наполненный растопленными снегами поток.

4) Удивлённые путники остановились.

- В каждом предложении есть определения. Попробуем, не меняя состава предложений, именно к ним привлечь внимание. Как это можно сделать?

(с помощью логического ударения, изменения порядка слов- инверсии)

- А теперь давайте изменим предложения и запишем их в тетрадь и проверим , что у вас получилось СЛАЙД 6

1) Тропа, узкая и извилистая, спускалась к ущелью.

  1. Над ним возвышались горы, скалистые, неприступные.

  2. По дну ущелья с шумом проносился поток , наполненный растопленными снегами.

  3. Удивлённые, путники остановились.

-Обратите внимание, какую функцию выполнят запятые в предложениях теперь: выделяющую или отделяющую? (выделяющую) Следовательно, они выделяют определённую часть предложения. - А что изменилось в последнем предложении? (появилось дополнительное значение причины)

-Что мы сделали с определениями? Как изменились предложения?


  1. Изучение нового материала (стадия осмысления)

1)Работа с учебником ( учебник Л.А. Тростенцовой, Т.А Ладыженской,п.47,стр.158 – 159).

2) - Так что же такое обособление, как вы поняли этот термин?

3) Лексико-орфографическая работа:

Обособленные – особый, особо, особенный.

Обособленные члены предложения делают какую-то часть предложения

особенной.

Ряд синонимов: Выделиться – отличиться – отделиться – обособиться

4)- Какие же члены предложения называют обособленными? (второстепенные, выделенные интонационно и знаками препинания)

- Какими знаками препинания могут выделяться обособленные члены? (запятыми или тире) СЛАЙД7

- Какому ученому-лингвисту мы должны быть благодарны за изучение и систематизацию признаков этого явления? (А.М. Пешковскому)

СЛАЙД 8 Ученик подготовил сообщение об этом ученом, послушаем его.





2)Составление кластера.


-А теперь давайте составим кластер(схему –опору)

-Работаем в группах. У вас на столах схема кластера. Вам над ответить на вопросы схемы, проанализировав предложения. В схеме можно делать пометки.



2)Продолжаем работать с кластером.

Задание: Расставить знаки препинания , выделив обособленные члены. Проанализируйте предложения, какие второстепенные члены предложения вы обособили.


Муж ее рабочий завода был на все руки мастер.

Жасминовый куст пестревший белыми цветами виднелся издалека.

Запершись в своей комнате он горько плакал.

Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали.

А кошки дурни думали что мы их боимся.

Около леса на поляне росли грибы.



Муж ее, /рабочий завода/, был на все руки мастер.

Жасминовый куст,/ пестревший белыми цветами/, виднелся издалека.

Запершись в своей комнате/, он горько плакал.

Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали.

А кошки ,/ дурни/, думали, что мы их боимся.

Около леса,/ на поляне/, росли грибы.






  1. Закрепляем изученный материал.

1.Работаем над интонацией. Упр .287 (устно).

2.Взаимодиктант. Взаимопроверка.

 В воздухе стоял прозрачный морозный блеск, захватывающий при дыхании горло. Щурясь от ветра, я гляжу в эту темную даль. Листья, пригретые солнцем, слабо колеблясь, падали на тёмные, сырые дорожки. На лету они звонко поют, а вокруг зеленеют луга, и стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега. Поэтична наша русская берёза, выросшая где-нибудь на меже между ржаным и клеверным полем.

3.Самостоятельная работа. Упражнение 289.

  1. 4.Отслеживание усвоения материала. (стадия рефлексии).

1)Работа с тестом.


ТЕСТ

Вариант I


I. Выберите верный ответ. Обособление - это

А. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;

Б. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;

В. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.

2. Выберите верный ответ. Обособить –

А. выделить по смыслу, т.е. интонационно;

Б. выделить запятыми;

В. в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.

3. Укажи предложения с обособленными определениями

А. Надвигалась ночь, бесконечно долгая, угрюмо холодная.

Б. Укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи.

В. Справа, совсем близко, метнулись огненные искры.

4. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.

А. Скупой теряет всё, желая всё достать.

Б. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.

В. Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.

5. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов?

А. Старик, собравший грибы, присел отдохнуть на пенёк.

Б. Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.

В. Пастух увидел наш костёр, заночевавший в степи.


Вариант II


1.Выберите верный ответ. Обособление -

А. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;

Б. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;

В. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.

2. Выберите верный ответ. Обособить –

А. выделить по смыслу, т.е. интонационно;

Б. выделить запятыми;

В. в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.

3. Укажи предложения с обособленными определениями:

А. Скупой теряет всё, желая всё достать.

Б. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.

В. Эта деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.

4. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.

А. Ветер, всё ещё сильный, дул с востока.

Б. Я рвал отчаянной рукой шиповник, спутанный плющом.

В. Дым, остывая, стелется туманом.

5. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов?

А. Подгоняемая лодка неслась по реке брёвнами.

Б. В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц.

В. Старик присел отдохнуть на пенёк, собиравший грибы



2)Творческое задание. Составить 5-6 предложений с обособлением на тему «Зимний день» или написать мини-сочинение.3 мин


3)Закончите предложения.

Я узнал……3 мин

Я умею….



  1. Домашнее задание: подготовить устное сообщение об обособлении,упр.288.











9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!