СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока во 2 классе "М. М. Пришвин. "Ребята и утята"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок несет в себе и воспитательную цель: расширение знаний о  братьях наших меньших, об охране природы, с через весь урок  проходит тема матери/

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока во 2 классе "М. М. Пришвин. "Ребята и утята"»

Тема урока: М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока:

-познакомить учащихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята»;

продолжить обучение выразительному плавному чтению;

-совершенствовать навык чтения незнакомого текста целыми словами;

-развивать умение выделять главную мысль рассказа;

-развивать познавательную активность учащихся через развитие памяти, внимания через выборочное чтение;

-развивать воображение, умение слушать собеседников;

-формировать осознанные умения и навыки работы с текстом;

-формировать коммуникативную компетентность;

-развивать навык правильного и осознанного чтения, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

-воспитывать любовь ко всему живому, стремление оберегать природу и её обитателей.

Задачи урока:

- пополнять словарный запас учащихся;

-усвоить особенности интонирования рассказа, построенного на диалоге героев;

-через чтение данного произведения вызвать просветление чувств к природе, живой эмоциональный отклик, воздействие на личность ребенка, его нравственное воспитание.

Оборудование: компьютер, маски животных, слоговые таблицы, презентация.


Методы и приёмы :ролевое чтение, «Мозговой штурм», путешествие, упражнение «Редактор», чтение за речевой партитурой, метод «Предвидение», работа в группах, метод «Светофор».


Тип урока: интерактивный урок с использованием ИКТ.


Форма проведения: урок-путешествие.


Ход урока

І. Организационный момент

1. Отрывок из мультфильма «Просто так». Звучит песня.


2. Приветствие гостей.

- Ребята, сегодня мы с вами начали урок с отрывка из мультфильма «Просто так». Какие чувства вызывает у вас песня мальчика? Какое у него настроение?

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей улыбкой, теперь улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.


ІІ. Введение в тему

1. Девиз урока

«Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»

- Как вы думаете, ребята, кому сегодня мы посвятим наш урок?

(братьям нашим меньшим).

- Почему вы так решили?

(Мы работаем над темой «Братья наши меньшие…»)

- Кого же мы называем братьями нашими меньшими? (животных)

- Как вы думаете, почему животных мы называем братьями? А меньшими?. (Нас связывает с ними общее- жизнь. Они очень уязвимы, и мы должны им помогать…)

Странные существа – животные, в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на земле. И самое уязвимое…

У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях. Кто встречается с их обитателями. «Не навреди!»


2. Сообщение темы путешествия.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир братьев наших менших- в природу .


ІІІ. Проверка домашнего задания.

1. Артикуляционная гимнастика. Путешествие на луг.

Работа над артикуляцией и дыханием. (с имитацией движения)

Дети едут машине: - Тр-р-р-р-р!

На поезде: - Чу-чу –чу-чу! Ту-ту!

Взлетели на самолёте: - У-у-у!

Приземлились на огромном лугу.

- Кто нас встречает лугу? (Щенок и кошка)

2. Чтение слогов с разной интонацией голосом кошки, шенка.

- Что связывает вместе щенка и кошку?

(Герои стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок»)


3. Проверка домашнего задания

1). Анализ произведения. Упражнение «Редактор»

ыСн паетКуся в еРке.

аМма ремДлет аН скеПе.

- Кого автор называет сыном? Матерью?

- Так кем приходятся друг другу щенок и кошка? Каким сыном был для кошки щенок? (приёмным)

- Каким рос щенок?(ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, симпатичный).

- Как вы считаете, каким он был сыном для кошки? (любящим, потому что кошка его растила в любви)

- Какой матерью была кошка? (ласковая, нежная, любящая, заботливая, добрая)


2). Чтение «Оживи картинку».


3). Мама - кошка заботилась о своём сыночке. А какие качества вы хотели бы воспитать в себе, прочитав стихотворение В.Берестова?

- Приходилось ли вам встречаться с подобными случаями в жизни?

- Какие ещё вы знаете произведения, где кого-либо принимали в семью? (Гадкий утёнок. Приёмыш. Лев и собачка. Маугли. Волк и бычок).


4). Животные – наши верные и преданные друзья, которые никогда не обманут и не предадут. Но и вы должны относиться к ним с любовью, заботой, пониманием. Антуан Де - Сент Экзюпери в своём произведении"Маленький принц" сказал: "Мы в ответе за тех, кого приручили!"


5.) Работа над выразительным чтением

В добрых глазах /приручённого зверя/


Каждый ребёнок /прочтёт без труда://


"Я полюбил тебя! Я тебе верю!///


Ты ведь не бросишь меня никогда?»///

4. Физкультминутка под музыку.

Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)

Вправо-влево, взад-вперёд -

Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же солнце будет? (Вращение туловищем.)


5. Продолжение чтения стихотворения по оставшимся частям с клацанием язычком.

- Ребята, пока мы с вами отдыхали, ветер унёс и части слов из нашего стихотворения. Давайте прочитаем его по оставшимся частям.

В добр__ ___ах /____чён__го з__ря/


__жд__ __бён__ ___чтёт без тр_ а://


"Я __лю__л __бя! __ _еб_ __рю!///


_ы ве_ не бро__ь мен_ ни__да?»///


ІV. Мотивация учебной деятельности

1. Путешествие на ковре самолёте с закрытыми глазами в лес. Представьте себе: в лесу на пеньке сидит мужчина пожилого возраста. А рядом с ним собака. Откройте глазки и посмотрите на этого мужчину.


2. Проблемная ситуация

- Как вы думаете, что он делает?

- каким он вам кажется на первый взгляд? (Добрые глаза, внимательный).


V.Сообщение темы и цели урока. Метод «Предвидение»

1. Вступительное слово о М. М. Пришвине.

Это необыкновенный человек. Он, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

Этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех делах и поступках.

Зовут этого человека Михаил Михайлович Пришвин. Прежде, чем стать писателем, он попробовал себя в нескольких профессиях. Но любовь к природе и путешествиям определила его дальнейшую судьбу. В своих произведениях М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше. Вот уже несколько десятков лет Пришвина нет с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает мудрее, умнее и великодушнее. Вы можете увидеть следующее книги.


2. Упражнение «Отгадай героев произведения»

Абребятаутроутятагнеу

Наш текст так и называется «Ребята и утята».


3. Сообщение темы урока. «Предвидение»

Работа с иллюстрацией на с. 134

- О ком или о чём будет идти речь в произведении?


VІ. Первичное ознакомление с рассказом

1. Расширение знаний учащихся об утке «чирок-свистунок». «В мире животных»

– Кто видел маленьких утят?

– Где?

– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

- Расскажут вам об утке чирок-свистунок ведущие телепередачи «В мире животных»

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток. Обитают эти птицы на небольших водоёмах Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр.От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок — один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.


-Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся  в рассказе.


2. Физкультминутка «Танец маленьких утят».

3. Словарная работа

Теперь мы прочитаем трудные слова. Сначала по слогам, а затем целыми словами.

раз-ли-ва-лось

заш-вы-ря-ли

пе-ре-лё-ты-ва-ла

ве-ли-чай-шем

дейст-ви-тель-но

об-ра-до-ва-лись

про-дол-жа-ла

4. Первичное знакомство с произведением.

1ч) звукозапись

2ч) учитель

3ч). чтение по ролям (Пришвин, автор, ребята)

4ч) учитель

5) звукозапись

5. Словарная работа

– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение. 

  • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. )

  • Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

  • Овсяное поле – поле, засеянное овсом. 

  • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. 

  • Кузница – помещение, где работают кузнецы. 

6. Анализ по вопросам

- В какое время года происходит событие? Докажите.

- Куда вела своих детей утка?

- Какие же препятствия встретились утятам на пути?

- Смогли ли они их преодолеть? Кто же им помог?

7. Чтение учащимися

1ч. –цепочкой

2ч –жужжащее

3ч –ролевое

4ч- эстафетой

5ч – бросок – засечка

8. Физкультминутка для глаз

VІІ. Работа над анализом произведения

1.Анализ произведения с выборочным чтением

- На что решилась уточка чирок-свистунок? Прочитайте

- Что значит для утят свобода?

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Прочитайте

– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
- Какое расстояние должны были преодолеть утка с утятами?

- Сколько это километров? Это много или мало?

- Как вы думаете, вам тяжело или легко было бы преодолеть это расстояние?

-А представьте маленьких утят. Труден ли был для них путь?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?

- Кто же страшнее?

– Кто же для утят оказался страшнее лисицы и ястреба?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Прочитайте.

– Зачем ребята это делали? ( Просто так, для забавы.)

- Кто же помог утятам? Как?

- Как повели себя дети? Почему?

- Что сказал им автор, когда увидел, что они делают?

- Прочитайте, как мать собирала своих утят?

- Как попрощались ребята и автор с утятами?

- Испугались ли мальчики? Найдите это в тексте.

- Как отреагировала мать на возврат утят?

- Что закричал автор утятам?

- Как ребята это восприняли? Найдите и прочитайте.

- Какое пояснение дал им автор?


2. Свободное чтение

1). Чтение по началу

«В местах, открытых для …»

«За ней …»

- Сравните: как шла утка в самом начале рассказа. А в конце? Почему? (Хотела быстрее увести детей от врагов.)


3). Чтение по концу

«… Счастливый путь, утята!»

«…кричите «до свидания!»
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?

– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? ( Знак уважения).
– Перед кем этот знак уважения?
– Почему?

«…утятам в озеро?»


VІІІ. Составление картинного плана и подбор заголовков.


I. В озеро на свободу.

II. Ловля утят.

III. Встреча с автором.

IV. Продолжение путешествия.


ІХ . Характеристика утки.
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Прочитайте.
–Каким было её состояние? Какие чувства она испытывала?
– Могла ли утка кричать?

– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?( Мама!)
– А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? ( Мать).
– А какая она мама?( Заботливая, любящая, ласковая, добрая).
- Сравните, какой матерью была кошка, а какой утка. Что вы можете сказать.

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.


Х. Работа в группах. Складывание и дополнение пословиц.

-Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая.

Умел ошибиться - умей и. (поправиться)

Сей добро, посылай добро, оделяй … (добром)

Всякий человек в деле … (познаётся)

Кто скоро помог, тот дважды … (помог)

Любить природу – это наблюдать и … ей (помогать)

Чего себе не пожелаешь, того и другому не (делай)

Дитя плачет, а у матери сердце …( болит).

Сначала… думай – потом … ( делай).

(добрый) пример, лучше ста …( слов).

За правое дело, стой …(смело).



ХІ. Рефлексия

1. Закончилось наше путешествие.

- С каким расказом познакомились на уроке?

- Кто его автор?

-Почему автор назвал свой рассказ «Ребята и утята»?

– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
-Какой урок вы извлекли для себя?

(Бережно относится к природе, ко всему живому, своей родине, своему дому. Грубость действительно никому не нужна, ни человеку, ни животному).



2. Послание М. Пришвина

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

- Дети читают вместе

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.


Х. Итог урока

Оцените свою работу на уроке.

Д/з : с. 132-134, пересказывать



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!