СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого внеурочного занятия в 3 классе по теме "Устное народное творчество наших предков"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговое занятие в 3 классе по теме "Устное народное творчество наших предков" по Программе внеурочной деятельности "Уроки предков" . Форма проведения занятия - фольклорно-этографическая экспедиция. Результат работы учащихся - создание Сборника "Устное народное творчество народов Севера".

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого внеурочного занятия в 3 классе по теме "Устное народное творчество наших предков"»

Внеурочное занятие

Курс: «Уроки предков»

Тема: Итоговое занятие «Устное народное творчество в жизни наших предков»

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: 8-ое занятие по теме «Устное народное творчество» в 3 –м классе.

Цель: закрепить знания детей об изученных жанрах устного народного творчества коренных народов Таймыра.

Задачи:

Обобщить и систематизировать знания об изученных жанрах устного народного творчества коренных народов Таймыра.

Продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества коренных народов Таймыра.

Развивать умение анализировать текст произведения устного народного творчества, память, внимание, речь учащихся;

Формировать представление о художественных средствах создания образов в произведениях устного народного творчества коренных народов Таймыра.

Воспитывать интерес к чтению, обычаям, традициям, языку, культуре северных этносов; любовь к суровой, но прекрасной земле, которая для многих из детей является родиной.


Планируемые результаты


Предметные знания, предметные действия

УУД


Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Уметь различать жанры устного народного творчества,

виды сказок; характеризовать героев сказки,

анализировать их поступки; определять

последовательность событий; читать осознанно,

выразительно.

Уметь определять и

формулировать цель

на уроке с помощью

учителя;

проговаривать

последовательность

действий на уроке;

оценивать

правильность

выполнения действия;

планировать своё

действие в

соответствии с

поставленной задачей;

вносить необходимые

коррективы в действие

после его завершения

на основе его оценки.

Уметь

ориентироваться в

своей системе знаний:

отличать новое от уже

известного с помощью

учителя; добывать

новые знания:

находить ответы на

вопросы, используя

свой жизненный опыт и

информацию,

полученную на уроке.

Уметь оформлять свои

мысли в устной форме;

слушать и понимать

речь других;

совместно

договариваться о

правилах поведения и

общения и следовать

им.

Уметь проводить

самооценку на основе

критерия успешности

учебной деятельности;

строить морально-

этическое суждение на

основе моральных понятий

и норм о поступках

персонажей произведения.


Ход урока:

Слайд № 1 (титульный)

  1. Орг. Момент. Эмоциональный настрой класса.

- Итак, прозвенел звонок, садитесь поудобнее, наше занятие начинается.

- Кто готов работать активно? Поднимите руки.

- Кто готов помогать друг другу, сотрудничать?

- Кто готов рассуждать и доказывать своё мнение?

- Всё это важно для того, чтобы у нас всё получилось.

Теперь приступаем к работе. Работать будем в группах.

Слайд № 2

II. Актуализация знаний. Определение темы занятия.

- Ребята, для того, чтобы определить тему нашего занятия, я предлагаю вам разгадать ребусы и вспомнить значение разгаданных слов.

ЭТНОС

ФОЛЬКЛОР

- Какая группа разгадала оба ребуса? А какая только один?

- Что такое этнос? Как вы понимаете значение этого слова?

- Этнос в буквальном переводе с греческого – народ.

- Какие коренные этносы живут на Таймыре? (Ненцы, долганы, нганасаны, эвенки, энцы).

- Как называется наука, которая изучает этносы (народы) (их быт, нравы, культуру?) (ЭТНОГРАФИЯ).

- Что такое фольклор? Как вы понимаете значение этого слова?

- Это слово английского происхождения, буквальный перевод – народная мудрость, в более широком значении – устное народное творчество.

Слайд № 3

– С какими жанрами устного народного творчества коренных народов Таймыра мы познакомились ранее? (Загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки).

- Так какой может быть тема нашего занятия?

- Сегодня на уроке, ребята, мы заканчиваем изучения раздела «Устное народное творчество». Тема итогового занятия «Устное народное творчество в жизни наших предков»

- Сегодня я предлагаю вам отправится в фольклорно-этнографическую экспедицию.

Слайд № 4

III. Постановка цели и определение задач.

- Как вы думаете, чем занимаются люди, совершающие подобные экспедиции?

- Люди, которые совершают подобные экспедиции, собирают фольклорный материал для дальнейшего его изучения.

- Какова будет цель нашей экспедиции (если она фольклорно-этнографическая)?

- Мы побываем в стойбищах коренных народов Таймыра. Во время экспедиции мы вспомним то, что уже знаем об устном народном творчестве коренных народов Таймыра и сделаем новые интересные открытия, узнаем, какие ещё произведения фольклора делают культуру этих народов такой богатой, самобытной и уникальной. Соберём материал в сборник «Устное народное творчество»

- На чём мы можем отправиться в путь?

- На чём удобнее передвигаться по тундре? Предлагаю на оленьей упряжке, согласны?

Слайд № 5

- Сядьте поудобнее. Поехали. (Звучит музыка на фоне слайд-шоу).

Слайд № 6

IV. Обобщение изученного материала. Повторение и систематизация знаний.

а) - Итак, мы прибываем в гости к представителям постоянно кочующего народа, о котором говорили: они везде и нигде. Кочуя, они широко расселились по северным землям. До начала XX века этот народ называли тунгусами.

- Какой это народ (этнос)? (ЭВЕНКИ).

- По каким ещё признакам определили, что мы оказались в гостях у эвенков?

- По национальной одежде. А ещё, многие эвенки раньше наносили на лицо и руки татуировки (при помощи сухожильной нитки, пропитанной разведённой сажей). Русские того времени называли их «шитолицыми».

- Эвенки очень поэтичны. О восходе солнца можно сказать обыкновенно: рассвело. А эвенк скажет: утренняя звезда умерла. Про дождь эвенки говорили: небо льёт слёзы.

- До недавнего времени загадки у эвенков были связаны с обрядом посвящения юноши в самостоятельного мужчину, с проверкой его зрелости. Обычно после удачной охоты в чуме молодого охотника собирались сородичи. Во время угощения старейший рода задавал юноше загадки. Если юноша отвечал правильно и получал одобрение у присутствующих, он говорил:

- Я победил, одолел, выиграл.

Если же затруднялся дать правильный ответ, то его отец говорил:

- Не осилил, сдался, проиграл.

Дважды, трижды, семь раз победил, в зависимости от того, сколько загадок было отгадано. Весть о правильных отгадках испытуемого тотчас облетала всё стойбище.

Загадки использовались и в повседневной жизни. Каждый мог сочинить загадку. Наиболее удачные передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Слайд № 7

ЗАДАНИЕ 1.

- Предлагаю вам выполнить следующее задание:

- Прочитайте эвенкийские загадки, попробуйте сами отгадать их.

- Попробуйте разделить эти загадки по темам.


- Слушаем ответы групп. Сначала отвечает 1 группа, потом 2.

- Как бы сказал эвенк:

- Победил, одолел, выиграл.

- Не осилил, сдался, проиграл.

- Если возникли трудности, то можно соотнести загадки с картинками (воспользоваться графической информацией).

- Итак, слушаем загадки и отгадки к ним. Сначала 2 группа, потом 1.

- Приклейте рядом с загадками картинки с отгадками.

- На какие темы можно разделить все эти загадки? (О явлениях природы, об объектах неживой природы, о животных, о предметах быта).

- Поместим загадки с отгадками в наш сборник.

- Отправляемся дальше.

Слайд № 8

б) - Мы прибываем в стойбище, в гости к представителям самого древнего из коренных народов Таймыра. На земле представителей этого народа осталось чуть больше 750 человек. Они живут только на территории Таймырского Долгано-Ненецкого района в городе Дудинке, посёлках Волочанка, Усть-Авам, Новая.

- Как вы думаете, какой это народ (этнос)? (НГАНАСАНЫ).

- По каким ещё признакам определили, что мы оказались в гостях у нганасан?

- Нганасаны называют свой национальный костюм, костюмом священной гагары, так как согласно мифологии, они ведут род от этой птицы. На их одежде присутствуют три цвета: красный, белый, чёрный.

- Что символизируют эти цвета? Красный – символизирует солнце, огонь; белый – снег, свет; чёрный – полярную тьму.

- Пословицы и поговорки нганасан, как и других северных народов, имеют особый колорит. Элементы традиционных промыслов, ремёсел народов Севера, его быт придают им особую выразительность. Эти пословицы также содержат наставления детям.

Слайд № 9


ЗАДАНИЕ 2.

- Предлагаю вам выполнить следующее задание:

- Соберите из двух разрозненных частей нганасанские пословицы и объясните их значение.

1. Если каждый день есть языки – и они покажутся горькими. (Всё предается, надоедает, даже что-то хорошее, если это повторяется постоянно, каждый день).

2. Кто часто меняет решение, не заслуживает уважения. (Непостоянство – плохая черта характера. На человека непостоянного нельзя положиться, ему нельзя доверять, он может подвести),

3. Кто отцу и матери помогает, тот быстрее подрастает. (Тот, кто помогает родителям, быстрее становиться самостоятельным, готовым ко взрослой жизни, помощником для родителей, домашний труд не является для него обузой, тяжёлым бременем),

4. Слово – тот же нож без ножен: будь с ним осторожен. (Словом можно обидеть человека, сильно ранить его, словом можно даже убить).

5. Обидишь ребёнка, старушку, мать – можешь на всю жизнь захромать. (Недостойно человеку обижать слабых и ближних, сам можешь когда-нибудь оказаться в беспомощном состоянии, попасть в трудное положение).

6. Перед стариком не сиди, младший к старшему подойди. (Надо уважать и почитать старших).


- В каких пословицах говорится о наставлениях старших детям?

- Какая нганасанская пословица имеет следующий аналог в русском фольклоре, т. е. похожее значение? («Жало остро, а язык ещё острее» - Слово – тот же нож без ножен: будь с ним осторожен, «Ближнего обидеть, самому в беде быть» - Обидишь ребёнка, старушку, мать – можешь на всю жизнь захромать).

- Поместим пословицы в наш сборник.

- Отправляемся дальше.

Слайд № 10

в) - Мы прибываем в гости к представителям самого молодого из коренных народов Таймыра (он сформировался в течение XVII - XIX веков от трёх основных народов: русских, якутов и эвенков) и самому многочисленному. На Таймыре их проживает 5400 человек (по данным ВПН-2010).

- Какой это за народ (этнос)? (ДОЛГАНЫ).

- По каким ещё признакам определили, что мы оказались в гостях у долган?

- Парка у долган – одна из самых красивых на Таймыре. Самая старая долганская парка хранится в Кунсткамере в Санкт-Петербурге. Орнаменты были раньше в виде мозаики из меха и ткани. Бисер пришёл на Таймыр в XIX веке. Он дорого стоил, его могли себе позволить только зажиточные долганы. От русских долганы переняли павлово-посадские платки, а традиционные украшения от якутов.

- Вы уже знаете, что предки северных народов любили сочинять песни. Песня сопровождала человека всю жизнь. Их пели вместе и в одиночку, дома и на праздниках, в честь появления солнца, рождения ребёнка, на свадьбе. У северных народов были разные песни. Какие виды песен вы знаете? (Хороводные, лирические, героические (эпические), личные, колыбельные).

Слайд № 11

Физминутка (Танец «Хейро»)

- Предлагаю немножко отдохнуть. И сделать это в хороводной песне-пляске «Хейро».

- Все встают в круг и, держась крепко за руки, ходят, переступая ногами, по кругу, потом выкрикивают в разной тональности радостно: «Хейро!»

Танец

- Когда исполнялась эта песня-пляска? (На праздниках).

- Когда северные народы празднуют праздник «Хейро»? (Когда встречают появление Солнца после долгой полярной ночи).

Слайд № 12

- А сейчас я предлагаю вам послушать ещё одну долганскую песню «Девушка-долганка» в исполнении ансамбля «Хейро».

- С каким настроением исполнялась песня? Что чувствовали, слушая её? Обратили внимание на слова, которые повторялись? Может быть кто-то понял их?

ЗАДАНИЕ 3.

- Прочитайте текст песни «Девушка-долганка» на русском языке. Ответьте на вопросы и выполните задания.

1. Опишите, как выглядит одежда долганской девушки.

2. Что умеет делать долганская девушка?

- Как понимаете слова маут, капкан, (верёвка –аркан, ловушка для песцов и …)

3. Почему родной край гордиться такими девушками, о которых поётся в песне?

- Теперь вы можете сказать, какие слова повторялись в песни, которую мы слушали?

- К какому виду относится данная песня? Почему?

- Прочитайте вслух текст песни.

Вопросы и задания.

- Поместим эту песню в наш сборник.

Слайд № 13

г) - Мы отправляемся дальше. Снова в путь.

- Итак, мы прибываем в следующее стойбище, в гости к представителям народа, чьё название переводится буквально как «настоящий человек». Это вторая по численности народность Таймыра. Насчитывает 3.500 человек.

- Какой это народ (этнос)? (НЕНЦЫ).

- По каким ещё признакам определили, что мы оказались в гостях у ненцев?

- Зимняя одежда свободного покроя, шьётся из оленьего меха с вставками красного сукна между орнаментами. Летняя почти полностью из сукна. Орнаменты вырезают и пришивают отдельно. Каждый что-то значит: след медведя, чум, рог оленя.

- Интересны традиции ненцев, их дети играют куклами, сделанными из клювов птиц с пришитыми к ним лоскутами, а хозяин чума-ненец, увидев вашу пустую чашку, будет вам подливать чай до тех пор, пока вы не перевернёте чашку вверх дном.

- Большую часть времени мужское население ненцев, как и других коренных народов, занималось традиционными промыслами (какими?), женщины обустраивали быт, занимались рукоделием. В перерывах в работе, а чаще длинными зимними вечерами, в чумах под вой метели, они сочиняли и рассказывали сказки.

Слайд № 14

- А сейчас театральная минутка. Вы посмотрите инсценировку ненецкой сказки, главными героями которой будут уважаемые и почитаемые ненцами священные животные. Какие? Загадка: «Великан полгода спит». – Героями сказки стану сразу 2 медведя. Сказка называется «Лесной и морской медведи».

Инсценировка сказки

- Какого медведя называют морским, а какого лесным? Почему?

- Как обычно начинаются русские народные сказки? (Зачин).

- Как начинается эта ненецкая сказка? (Сразу с повествования).

- Как складывались отношения героев на протяжении сказки? (Грубо, зло; уважение друг к другу; дружелюбие, признание, договор).

- Какова главная мысль этой сказки? (На земле всем хватает места, каждый должен не мешать другому, надо жить в мире и согласии).

- Что было бы, если бы ни один из медведей не захотел уступить?

- К какому виду можно отнести эту сказку? (О животных).

ЗАДАНИЕ 4.

- Предлагаю вам в группах составить картинный план этой сказки.

Расположите и приклейте иллюстрации по порядку. Какая иллюстрация оказалась лишней? Почему?

- Поместим эту сказку и иллюстративный план в наш сборник.

Слайд № 15

V. Итог урока.

- Наша экспедиция подходит к концу. Где мы с вами побывали, ребята? (в стойбищах коренных народов Таймыра: долганском, ненецком, нганасанском, эвенкийском).

- Какая учебная задача была поставлена на уроке? (Вспомнить то, что уже знали об устном народном творчестве коренных народов Севера и сделать новые интересные открытия, узнать, какие ещё произведения фольклора делают культуру этих народов такой богатой, самобытной и уникальной).

- Достигли ли мы цели? (Достигли).

- Что стало итогом нашей работы, нашей экспедиции? (Сборник УНТ).

Слайд № 16

VI. Рефлексия.

- А сейчас я хочу вас попросить написать отзыв об экспедиции, используя план и опорные слова.

Отзывы участников экспедиции (индивидуальная работа).


Слайд № 17

VII. Самооценка.

- У эвенков есть ритуал, который они совершают в праздник Нового солнца, который отмечают в июне, в день летнего солнцестояния: между двух деревьев развешивают верёвку, на которую привязывают разноцветные лоскутки материи, задабривая особо почитаемых духов.

- Я предлагаю вам принять участие в похожем ритуале, только совсем на других условиях.


Тот из вас, кто считает, что

Весь материал ему был понятен,

Работать было легко,

Кто активно работал сам и в группе,

Привяжет красный лоскуток к верёвке.


Тот из вас,

Кому материал был в основном понятен,

Были незначительные затруднения,

Кто старался быть активным сам и по мере сил помогал группе,

привяжет жёлтый лоскуток.


Тот, кому многое было непонятно,

Кому было трудно работать,

Кто хотел бы быть более активным,

Больше помочь группе, но не совсем получалось,

зелёный лоскуток.


VIII. Заключение.

- Вот и закончилось изучение курса «Уроки предков» в 3 классе. Я надеюсь вы не только узнали много интересного о таймырских этносах, но и прониклись уважением к их обычаям, традициям, языку, культуре, полюбили суровую, но прекрасную землю, которая для многих из вас является родиной. В 4 классе мы продолжим изучение курса «Уроки предков».

- А сейчас, занятие окончено. Всем спасибо за работу.

Слайд № 18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!