Конспект открытого занятия
«Картина из яичной скорлупы».
Подготовила :учитель-дефектолог Устьянова С.В.
Картина из яичной скорлупы.
Тема: Картина из яичной скорлупы (мозаичная аппликация из яичной скорлупы).
Цели:
1.Обучить воспитанников технологии выполнения мозаики из яичной скорлупы.
2.Развивать творчество, мелкую моторику пальцев.
3. Воспитывать аккуратность в работе с клеем и мелкими предметами; трудолюбие, самостоятельность.
Оборудование: компьютер, презентация, клеёнка, клей, яичная скорлупа, зубочистка, салфетка, гуашь, кисточка, лак для волос.
Ход.
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
На занятие - готовы!
Всё в порядке на столе:
Клей, гуашь, картон, скорлупки,
Выполним свои задумки!
II. Беседа о мозаике. (Слайд 1)
В. Ребята, скажите, что такое мозаика? Какая она бывает?
Мозаика – это один из видов декоративно-прикладного творчества. Мозаика является изображением, созданным с помощью компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, керамических плиток, из цветной бумаги, бумаги мелко порезанной, из соломки и других материалов.
В. А из какой мозаики мы с вами будем делать картину на занятии, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
Д. Яйцо.
В. Когда мы разбиваем яйцо, что остаётся?
Д. Яичная скорлупа.
В. Подумайте и скажите, с помощью, какой мозаики изготовим нашу картину?
Д. С помощью мозаики из яичной скорлупы.
В. Сегодня мы с вами поближе познакомимся с мозаикой из яичной скорлупы (Слайд 2).
Рассмотрим образец (на доске готовый образец изделия).
Анализ поделки:
Посмотрите и скажите, из каких материалов будет сделана картина?
Что нам понадобится для работы?
В. Наша работа рассчитана на несколько занятий. Сначала, мы будем выкладывать мозаику из яичной скорлупы, затем красить ее гуашью и оформлять нашу работу до конца (Слайд 3).
1.Выложить мозаику из яичной скорлупы.
2. Раскрасить мозаику, просушить.
3. Покрыть изделие лаком.
В. При работе с клеем, со скорлупками, с лаком соблюдаем технику безопасности (см. инструкции по технике безопасности на занятиях ручного труда) (Приложение 2).
Для работы нам понадобится: (Слайд 4) (ответы детей).
Прежде, чем мы приступим к выполнению работы, давайте рассмотрим, что и кого сегодня будем пытаться изобразить на картине с помощью яичной скорлупы (дети рассматривают).
III. План выполнения работы (Слайды 5 – 10):
1.Взять раскраску (Приложение 1).
2. На небольшой участок рисунка нанести клей.
3. Взять кусочек скорлупы, приложить его к рисунку с нанесённым клеем и слегка надавить так, чтобы скорлупа треснула (подобным образом, мы выкладываем весь рисунок. Скорлупки нужно размещать как можно ближе одна к другой, стараясь не выходить за границы рисунка. На месте стыка скорлупок образуются небольшие пробелы. Их нужно убрать. Можно нанести клей на место пробела и с помощью тонкой кисточки приклеить необходимый кусочек скорлупы. А можно поверх уже приклеенных наложить ещё скорлупу. Рисунок получится более объёмный).
4. Раскрасить (необходимо прокрасить все мелкие трещинки. Старайтесь, чтобы в краске было как можно меньше воды, то есть, чтобы она была густая).
5. Выложить скорлупой весь рисунок (фон), раскрасить.
6. Покрыть изделие лаком 2 – 3 раза.
7. После работы привести свое рабочее место в порядок.
IV. ФИЗМИНУТКА.
Раз - подняться, подтянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре ноги шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — за стол тихонько сесть.
V. Практическая работа.
Самостоятельная работа детей под музыкальное сопровождение. Индивидуальные консультации детей.
В. Что делаешь?
Как?
Почему?
Какой пункт плана выполняешь?
Как вы думаете, что удалось и что можно было изменить в нашей работе?
Молодцы, все потрудились хорошо!
VI. Подведение итогов.
Выставка работ воспитанников.
В. Понравилась ли вам мозаика из яичной скорлупы? Изготовили ли вы картину с помощью мозаики из яичной скорлупы? С какими трудностями вы столкнулись?
Мозаика декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Много веков назад китайским и вьетнамским мастерам лакового искусства пришла в голову замечательная идея — использовать для своих миниатюр яичную скорлупу. Народные умельцы заметили: тоненькие трещинки, образующиеся при нажатии на ее поверхность, создают красивый узор, который напоминает растрескавшуюся скалу, давно не крашеную стену или древнюю фреску.
Восточные мастера превратили основной недостаток яичной скорлупы — хрупкость — в ее наибольшую ценность и начали использовать оболочку яиц в изображении различных зданий и деревьев.
Так появилась техника кракле — создание узора из трещин с эффектом старины. А сами трещинки, образующиеся на поверхности, независимо от материала изготовления мозаики, стали называть кракелюрами.
Мозаика – очень полезна для детей. Она улучшает мелкую моторику рук, учит терпению и усидчивости, развивает фантазию и память, раскрывает творческие способности ребенка.
Я решила совместить мозаику и объёмную аппликацию и вот что нас получилось.
Встал пятнистый Великан,
Как большой подъемный кран! (Жираф.)
В. Стручков.
Взрослый: Что ты знаешь о Жирафе?
Рассказ ребенка.
Взрослый: Жираф живет в африканской саванне. Саванна - это место, заросшее высокой травой и кустарниками. Однажды Жираф не спеша гулял по саванне и увидел красивые цветы. Залюбовался ими и оказался на странице книги. Хочешь познакомиться с Жирафом?
Ребенок. Хочу.
Взрослый: Рассмотрим Жирафа с помощью зрения и рук. Помести правую руку (для левши левую) к изголовью животного, обведи его и назови все части тела: голова, шея, туловище, ноги.
При необходимости взрослый направляет руку ребенка.
Взрослый: Теперь обведи пальчиком только голову Жирафа. Покажи глаза, уши, рожки, рот.
Показывает.
Взрослый: Сколько у Жирафа глаз?
Ребенок: У Жирафа два глаза.
Взрослый: Какой формы глаза?
Ребенок: Глаза круглой формы.
Взрослый: Над глазами у Жирафа находятся длинные черные ресницы.
Ощупывает ресницы.
Взрослый: Рассмотрим уши. Они такие же длинные, как у зайчика?
Ребенок: Нет, уши не такие длинные, как у зайчика.
Взрослый: Посмотри внимательно - рядом с ушками торчат рожки. Сколько рожек?
Ребенок: У Жирафа правой рог и левый рог. Два рога.
Взрослый: У Жирафа есть рот? Рот открыт или закрыт?
Ребенок: Рот открыт.
Взрослый: Как ты думаешь, почему Жираф открыл рот? Он хочет есть.
Чем питается Жираф?
Рассуждения ребенка.
Взрослый. Жираф питается листьями деревьев. Больше всего он любит кушать листья акации. У Жирафа длинный язык. Он обхватывает ветку дерева своим длинным языком, тянет ее ко рту и общипывает листья.
После того, как Жираф покушает, он пьет воду? Зачем Жираф пьет воду?
Ребенок. Он хочет попить воды.
Взрослый: Жираф может обходиться без питья семь дней, но если он все - таки захотел пить, может выпить сразу 38 литров воды - это очень много.
У Жирафа шея короткая или длинная?
Ребенок: Шея у Жирафа длинная.
Взрослый: Шея Жирафа покрыта мягкой шерстью.
Ощупывает шерсть.
Взрослый: Покажи туловище Жирафа. Оно короче, чем шея или длиннее?
Ребенок: Туловище у Жирафа короче, чем шея.
Взрослый: Действительно, туловище Жирафа не такое длинное, как шея. Туловище Жирафа заканчивается маленьким хвостиком.
Ощупывает хвостик.
Взрослый: Рассмотрим ноги животного: задние и передние. Покажи задние ноги. Сколько их?
Ребенок: У Жирафа две задние ноги.
Взрослый: Теперь покажи передние ноги. Сколько их?
Ребенок: У Жирафа две передние ноги.
Взрослый: Две ноги задние и две передние: сколько всего ног у Жирафа?
Ребенок: Всего у Жирафа четыре ноги.
Взрослый: Обрати внимание, на всех четырех ногах есть копытца. Жирафы ходят и бегают по твердой земле, благодаря копытцам. Они не ранят ноги о твердую поверхность. Жирафы ходят так: передвигают одновременно две правые ноги (переднюю и заднюю), затем - две левые (переднюю и заднюю). Обведи еще раз все тело животного.
Обводит.
Взрослый: Какая же часть тела у Жирафа самая длинная?
Ребенок: Самая длинная у Жирафа шея.
Взрослый: Жираф - самое высокое животное на нашей планете.
Взрослый: Погладь Жирафа рукой. Какой он на ощупь?
Гладит.
Ребенок: Он мягкий, пушистый, теплый.
Взрослый: Почему Жираф такой мягкий, пушистый и теплый?
Ребенок: Жираф такой мягкий, пушистый и теплый, потому что покрыт шерстью.
Взрослый: Какого цвета шерсть?
Ребенок: Шерсть светлая с коричневыми пятнышками, на ногах пятнышек нет.
Взрослый: У всех Жирафов рисунок на шерсти разный. Сколько Жирафов – столько и рисунков. Жираф не только самое высокое животное на планете Земля, но и одно из самых красивых. Но из-за высокого роста Жираф может испытывать некоторые неудобства. Какие?
Рассуждения ребенка.
Взрослый: Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Взрослый: Почему Жирафу нелегко сорвать цветок?
Рассуждения ребенка.
Взрослый: Жирафу трудно наклониться вниз - у него очень длинная шея.
Но вернемся к цветам. Сколько цветов увидел Жираф, когда оказался на странице книги?
Ребенок: Жираф увидел три цветка.
Взрослый: Обведи все цветы пальчиком. Какой они формы?
Обводит.
Ребенок: Цветы круглые.
Взрослый: Сколько всего цветов?
Ребенок: Всего три цветка.
Взрослый: Какие они на ощупь?
Ощупывает цветы.
Ребенок: Цветы гладкие.
Взрослый: Какого они цвета?
Ребенок: Один цветок желтый, второй - красный, третий - сиреневый.
Взрослый: Как называются эти цветы?
Ребенок: Эти цветы называются розы.
Взрослый: Как ты думаешь, Жираф хотел бы сорвать эти красивые цветы? Для кого? Как помочь сорвать цветы Жирафу для мамы?