СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ Открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе №8 ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ Открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе №8 ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 177

Советского района г. Ростова-на-Дону

_______________________________________________________________________________






КОНСПЕКТ

Открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе №8

ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»

Составила:

воспитатель

Подковенко Е.А.



Ростов-на-Дону,

2023

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: "Национальная одежда донского казака и казачки "

Цели и задачи:

- Продолжать углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частей.

- Развивать интерес у детей к национальным костюмам, донским казачьим традициям.

- Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.

- Побуждать детей отражать накопленные представления о казачестве в художественно-прикладном искусстве.

Методические приемы:

  • наглядный

  • словесный

  • практический

Материалы: иллюстрации с нарядами донских казаков и казачек; фонограмма песни «Как донские казаки»; ватман; детали для аппликации.

Ход занятия:

В оспитатель: Дети давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте.

Реб. Я родом из Донского края

На свете нет прекрасней рая

Простор степей, простор песков

Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручён

Прекрасный здесь живёт народ.

Казаки – мир его зовёт

Казак –опора всей России

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь

Гордятся все, и я горжусь.


Воспитатель: Ребята, о ком написаны эти стихи? Сегодня мы с вами отправимся в прошлое и посмотрим кто же раньше жили на нашей земле.

Дети: О казаках.

Реб. «Кто такие казаки?»


Кто такие казаки?

Не простые мужики.

В голове у казака

Бог, Отечество, семья.

Поле, поле-воля, воля.

Не легка казачья доля.

Но лучше нет на свете боле

Доли казака.

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете какие они, казаки?

Дети: Они очень смелые, сильные.

Воспитатель: А где они живут?

Дети: На Дону.

Воспитатель: А знаете, как называется казачьи поселения? Станица (повторить с детьми)

А как назывался дом казака?

Звучит фонограмма песни «Как донские казаки».

(Иллюстрация казака)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на одежду донских казаков, во что одет казак?

Дети: На казаке широкие штаны.

В оспитатель: Верно. У казака была форменная одежда, состоящая из куртки, штанов, заправленных в сапоги, пояса с портупеей, чекменя, шинели и кивера. Куртку, чекмень и штаны шили из синего сукна.

Чекмень - это верхняя мужская одежда у казаков. Кафтан, который шился из сукна и кроился в талию. Повседневный был до колена и носился с поясом, на который крепилась шашка. Праздничный чекмень украшался и носился нараспашку. На стоячем воротнике и отвороте рукавов мундира вшивалась красная окантовка, которая называется лампасы. У казаков лампас означал свободу донцов, принадлежности их к казачьему сословию. Головной убор занимает особое место в комплекте мужской одежды донских казаков. Что у казаков надето на голову?

Дети: Фуражка …

Воспитатель: Правильно, в тёплое время года казаки носили фуражку. А в другой, зимний период носили головной убор, который назывался папаха. (повторить названия вместе с детьми)


Воспитатель: Шили одежду казаки из атласа и бархата, и других привозимых из походов, материалов.

( иллюстрация казачки)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски. Во что одета казачка?

Дети: Платье …

Женская казачья одежда шилась своими руками и украшалась с любовью. Особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм?

(Просмотр иллюстраций)

Дети: Костюм состоял из юбки и кофты.

Воспитатель: Верно. Чем украшали одежду?

Дети:

Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом. Такие кофточки называли – кираса. Юбки любили шить пышными. Для придания пышности костюму носили нижние юбки, иногда их насчитывалось до пять юбок.

Женским головным убором в этот период считался колпак-шлычка – маленькая шапочка, которая закрывала косу, оставляя непокрытой голову.

К олпак начинали носить женщины после обряда бракосочетания. Молодые девушки носили косу и вплетали в неё разноцветные ленты.

Воспитатель: Казаки на праздниках играли в разные игры. Давайте и мы поиграем.

Игра «Плетень заплетать»:

(Фонограмма: «Ой, да не вечер»)

Участники игры, взявшись за руки попарно пели:

Заплетись, заплетись плетень!

Завяжись, завяжися узел!

Молодая утушка

Собирала детушек.

При этом начинается заплетение. Крайняя пара справа поднимала руки, и под ними, как через ворота, проходит весь хоровод, начиная с крайней левой пары. После этого первая пара поворачивается в сторону движения. Так весь хоровод проходит под поднятыми руками второй, третьей пары, которые тоже поворачиваются, и так продолжается до тех пор, пока все не заплелись. Тогда начинался новый куплет:

Расплетись, расплетись плетень!

Развяжись, развяжися узел!

Молодая утушка

Растеряла детушек.

Под эти слова начинается расплетание, хоровод проделывает все в обратном порядке. Так продолжается до тех пор, пока все не расплетутся.

Работа над коллажем.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте мы с вами попробуем создать свой казачий городок?

Для начала нам нужно договорится, как мы с вами будем работать.

Давайте посоветуемся….

Воспитатель: Посмотрите на это изображение, вспомните что это?

Дети: Степь, дикое поле.

Воспитатель: Почему степь называлась «Диким полем»?

Дети: Здесь было много диких лошадей (наклеивают лошадей).

Воспитатель: Как назвали себя люди пришедшие жить в дикое поле?

Дети: Казаки и казачки(наклеивают)

Воспитатель: Какое жилье они себе строили?

Дети: Курень (наклеивают)

Воспитатель: Смотрите, у нас получился настоящий казачий городок. А как выдумаете городок нужно было защищать? А кто его защищал?

Дети: Да. Казаки. (наклеивают)

Реб. Вспоминает казак о крае родном

Сидя на резвом коне вороном,

О белой хате, о черной земле

Мечтает он, сидя в твердом седле.

О стройных березках и тополях,

О златых колосьях в широких полях,

О речке родной, что Доном зовется,

О синей воде, что блестит серебром.


Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!