Открытое занятие в средней группе по развитию речи
«Сундучок сказок»
Цель: Повторить и закрепить с дошкольниками названия и содержание известных народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей умение передавать содержание сказок с помощью мнемотаблиц.
Развивать умение внимательно слушать вопросы воспитателя и отвечать на них.
Обогащение активного словаря детей.
Развивающие:
Развивать у детей связную речь
Развивать внимание и память воспитанников посредством выполнения элементов упражнений.
Воспитательные:
Воспитывать чуткое, доброе отношение к сказочным героям, желание помочь им в трудной ситуации.
Материал: ростовая кукла лисы, карточки для загадок (на каждого ребенка), мнемотаблица сказки «Колобок», коврики здоровья, сладкий подарок.
Ход:
В: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, подарим настроение и настрой на занятие.
Встаньте, дети, встаньте в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
Молодцы, а теперь давайте поделимся друг с другом своими силами, чтобы у нас их было много-много! (Объятия по кругу) Отлично! Ребята, сегодня у нас на занятии гости, давайте поприветствуем их. (Дети здороваются, присаживаются на стульчики.)
В: Вспомним нашу пальчиковую игру для занятий, повторяем движения и слова вместе со мной. Приготовили ручки.
Один, два, три, четыре, пять,
Будем мы сейчас играть!
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать!
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить!
В: Умнички! Дети, а любите ли вы сказки? А какие сказки вы знаете? Я их тоже очень люблю, ведь именно сказка ведет нас в мир волшебных приключений и историй.
— Дети, а откуда берутся сказки? (Их составляют писатели, народ)
Дидактическая игра «Подскажи слово»
Дети подбирают прилагательное по смыслу предложения.
— Если в сказке есть добро, то она…(добрая)
— Если в сказке есть загадка, то она…(загадочная)
— Если в сказке есть мудрость, то она …(мудрая)
— Если в сказке есть чудеса, то она …(чудесная)
Если в сказке есть волшебство, то она …(волшебная)
В: Сегодня у нас в группе с самого утра происходят настоящие чудеса, к нам попала вот эта большая шкатулка, а на ней лежал этот конверт! Давайте откроем его и узнаем, что же там. Ребята, сказка приглашает нас с ней поиграть! Но как мы туда попадем? Ребята, что нам может помочь наколдовать что-либо? (волшебная палочка) Давайте скорее откроем шкатулку…Вот это да, действительно волшебная палочка! Отправимся в сказку? Закрывайте глаза, повторяйте слова: раз, два, три, четыре, пять, в сказку мы хотим попасть! (Надеваю ростовую куклу) Ах, какая красота, посмотрите какой костюм подарила мне сказка! Сегодня я буду лисой! Ребята, посмотрите, волшебные коврики, с которыми нам нужно поиграть! Давайте разомнем наши ножки и поиграем с язычком. Где у нас живет язычок? (во рту) Верно, наш рот – домик языка. Давайте откроем и закроем наш домик (несколько раз), а теперь сделаем это в улыбке. Молодцы! Теперь язычок выйдет погулять. Он походит вправо-влево (несколько раз), теперь попрыгает вверх-вниз (несколько раз), затем спрячется в домик и снова выглянет. Молодцы! Размяли наши пальчики и язычок! Повеселили волшебные коврики, можно идти дальше!
Посмотрите, что тут у нас лежат? карточки с изображением героев. Кто тут есть? Но тут есть еще карточки, видимо, нам нужно составить загадки! Давайте с помощью стрелки выберем, кто будет составлять загадки! (дети говорят слова) Отлично, Даша, стрелка выбрала тебя. Попробуй из карточек составить загадку про какого-нибудь персонажа. (На каждого ребенка раздается набор карточек с изображением сказочных героев, дети после каждой загадки показывают соответствующую картинку-отгадку)
В: Быстро и правильно мы справились! Кто-то сумел придумать загадки, а кто-то – их разгадать! Умнички! Пойдем дальше через наши волшебные коврики!
Ух ты, что же тут такое интересное?
(на столе мнемотаблица к сказке «Колобок», дети работают по ней)
— Нам нужно вспомнить сказку по волшебной табличке.
От кого убежал колобок?
Покатился по дорожке и кого встретил?
Что сказал зайчик, увидев колобка?
Кого еще встретил в лесу колобок?
Кого последним встретил колобок?
Что же случилось с колобком, когда он встретился с лисичкой?
Лисичка какая? Хитрая
Сколько зверей встретил в лесу Колобок?
Молодцы. Эту сказку вы знаете хорошо.
В: Дети, вы, наверное, устали, давайте немножко поиграем! Предлагаю вам вернуться на наши волшебные коврики и повторять за мной! (после выбираю 3 детей, которые будут проводить чистоговорки)
В: А 4 задание у нас: чистоговорки! Не зря мы наш язычок размяли в самом начале, верно?!
Ок-Ок-Ок- пекла бабка колобок
Ок-Ок-Ок- укатился колобок
Ол- ол- ол- он от бабушки ушёл
Ол-ол- ол- он от дедушки ушёл
Ка-ка-ка- не догнали колобка
Аяц-аяц-аяц- встретил колобка заяц
Олк-Олк-Олк- повстречался колобку волк
Ведь-Ведь- Ведь- встретил колобка медведь
Ок-Ок-Ок- убежал от всех колобок
Са-са-са- повстречалась колобку лиса
КА-ка-ка- обхитрила колобка
Са-са-са- съела колобка лиса
В: Ребята! Какие же вы у меня молодцы! Четко и внятно повторили все чистоговорки! Ребята, вот здорово мы со сказкой поиграли! Давайте пока волшебную палочку уберем в шкатулку. Ой, кажется, сказка вам гостинцы оставила! Вот нам и пора возвращаться в детский сад, закрываем глазки: раз, два, три, четыре, пять, в детский сад хотим попасть! (снимаю куклу)
Заходит Ирина Владимировна: дети, а где вы были? Я заходила, искала, но вас не было! А откуда подарки у вас?
В: Дети, мы сейчас поделимся своими впечатлениями. Начинайте такими словами, как «мне понравилось….», «я запомнил». А мне понравилось, какими вы были активными, талантливыми, добрыми, веселыми и я хочу вам сказать за это большое спасибо!
ИВ: Ребята, как здорово! А мы ведь с детками тоже собираемся в сказку, вот только еще не знаем, как туда попасть…
В: Ребята, может быть мы с вами подарим Ирине Владимировне нашу шкатулку с волшебной палочкой, чтобы она смогла со своими детками попасть в сказку? Умнички! Спасибо!
р