СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия по теме: «Исследование загрязнения воздуха городским транспортом»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: 

Образоватнльные:  дать понятие об атмосферном воздухе,  изучить состав атмосферы, выяснить роль кислорода на земле, выяснить причины загрязнения воздуха,  ознакомить с мерами устранения загрязнителей воздушной сферы, показать, что в последние годы объемы и скорость выбросов в атмосферу превосходят возможности биосферы к их разбавлению и нейтрализации, а потому требуется строгое соблюдение мер по охране атмосферы; рассмотреть основные глобальные экологические проблемы атмосферы.

Развивающие:  развивать логическое мышление, внимание, память

Воспитательныеые: прививать бережное гуманное отношение к природе,б) осуществлять экологическое образование,   в) воспитывать готовность к активными действиям по охране природы. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по теме: «Исследование загрязнения воздуха городским транспортом»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯНАО

«ТАРКО-САЛИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»























Конспект открытого занятия по теме:

«Исследование загрязнения воздуха городским транспортом»

специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта





















Разработали: преподаватель учебных

дисциплин «Экология»

Набиуллина Флорида Загидулловна,







Тарко-Сале, 2015г.

План урока.


Тема. «Исследование загрязнения воздуха городским транспортом»

Задачи урока: 

Образоватнльные: дать понятие об атмосферном воздухе, изучить состав атмосферы, выяснить роль кислорода на земле, выяснить причины загрязнения воздуха, ознакомить с мерами устранения загрязнителей воздушной сферы, показать, что в последние годы объемы и скорость выбросов в атмосферу превосходят возможности биосферы к их разбавлению и нейтрализации, а потому требуется строгое соблюдение мер по охране атмосферы; рассмотреть основные глобальные экологические проблемы атмосферы.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память

Воспитательныеые: прививать бережное гуманное отношение к природе,б) осуществлять экологическое образование, в) воспитывать готовность к активными действиям по охране природы. 

Тип урока: изучение нового материала

Методы: наглядный, словесный

Формы работы: рассказ, беседа, сообщения учащихся, дискуссия, работа в группах.

Оборудование: компьютер, компьютерная презентация “ Экологические и гигиенические проблемы загрязнания атмосферного воздуха»


Ход урока:

І. Организационный этап

ІІ. Мотивация учебной деятельности

«День ясен… свод небес и дышит и сияет!»
«Главные медикаменты – это чистый воздух, холодная вода, пила и топор».живописец В.Д.Поленов
а) О каком значении чистого прозрачного воздуха в нашей с вами жизни говорится в этих строках?

Согласны ли вы с этими утверждениями?

Если «да», то докажите, что автор и вы правы.
САНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Среди проблем охраны окружающей природной среды проблема охраны атмосферного воздуха занимает особое место. Это обусловливается несколькими причинами.

Во-первых, исключительной важностью атмосферного воздуха для всего живого на Земле.

Во-вторых, высокой чувствительностью атмосферы к антропогенным воздействиям и огромной подвижностью воздушных масс, с которыми могут переноситься вредные примеси.

Кроме того, необходимо подчеркнуть и сложность решения указанной проблемы. Например, если в городах для обеспечения чистой водой населения требуется подвергнуть высокой степени очистки сравнительно небольшой объем воды, то для обеспечения полной безопасности (безвредности) при дыхании необходимо в масштабах этого города обеспечить постоянную чистоту атмосферного воздуха, т. е. необходимо исключить (или снизить до минимальных пределов) выбросы всех возможных источников загрязнений в данном городе и решить проблему дальнего переноса загрязнений (из других городских зон и регионов).

Формулирование темы и целей урока

На сегодняшнем уроке мы разбираем одну из самых актуальных экологических проблем современности – загрязнение воздушного океана Земли – атмосферы. Мы познакомимся с мерами по охране атмосферы и с местными проблемами.

ІІІ. Изучение нового материала

Учитель: 

? Скажите, ребята, на какие две группы можно разделить экологические проблемы по масштабу проявления? (Глобальные и локальные).

? Какие проблемы называют глобальными (планетарного масштаба); а какие локальными? (Проблемы отдельно взятых регионов).

? Как вы думаете, загрязнение атмосферы – это глобальная или локальная проблема? Почему? (Затрагивает интересы всех людей на земном шаре).

Вещества, поступающие в атмосферу при естественном загрязнении, всегда были и есть в природе. Они быстро включаются в естественные круговороты. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу вещества, многие из которых в природе не встречаются.

Они могут нарушить естественные природные процессы. В природе наступает дисбаланс.

В наше время деятельность человека приобретает масштабы глобальных процессов, приводящих к изменению естественных и биологических циклов на Земле, нормального экологического равновесия, что по принципу обратной связи сказывается на здоровье населения.

Антропогенные загрязнения окружающей среды через атмосферный воздух оказывают на организм человека отрицательное воздействие и вызывают спектр патологических сдвигов: снижение неспецифической резистентности, так называемые экологически зависимые состояния и заболевания; подострые и хронические состояния, проявляющиеся сугубо неспецифическими общеклиническими изменениями; бессимптомные формы, проявляющиеся изменениями конечных показателей развития физических, адаптационных и интеллектуальных возможностей человека; бессимптомные формы с длительным латентным периодом.

Определение состояния здоровья наряду с такими традиционными показателями, как виды заболеваемости, включает в себя изучение уровня физического развития, степени полового созревания, функциональных возможностей организма, состояния всех органов и систем. Основой для выявления причинно-следственных связей между здоровьем населения и средой обитания (условиями быта, воспитания и образования, экологическим состоянием территории) служат санитарно-статистические исследования, которые позволяют выявить ведущие медицинские проблемы региона, виды патологии, доминирующей на данной территории и имеющей неблагоприятные тенденции.

Активный процесс урбанизации, развития промышленности и транспорта привел к значительному загрязнению атмосферного воздуха городов, что в свою очередь обусловило рост заболеваемости, снижение возможностей адаптационных систем и физического развития среди населения, особенно детей.

Исследованиями установлено достоверное влияние сернистого ангидрида и двуокиси азота на болезни глаз, взвешенных веществ -- на возникновение острого тонзиллита, окиси углерода -- на острый бронхит и пневмонию, зависимость аллергических заболеваний кожи от концентрации взвешенных веществ.

? Подумайте, и ответьте мне на такой вопрос: Какие глобальные  экологические проблемы связаны с балансом газов и загрязнением атмосферы?

Чем опасно вмешательство человека в атмосферные процессы? (Проблема загрязнения и запыления атмосферы, разрушение озонового слоя Земли, кислотные дожди, “парниковый эффект”.)

Но прежде чем заняться рассмотрением этих проблем, вспомним, что же такое атмосфера, каковы ее состав и строение, значение для обитателей планеты Земля.

Учащийся . Атмосфера – воздушная оболочка нашей планеты. Нижний слой атмосферы – тропосфера – простирается приблизительно до высоты 20 км, и именно он более всего подвержен пагубному антропогенному влиянию; следующий слой – стратосфера – простирается примерно до 50 км, в этом слое располагается озоновый экран; далее идут мезосфера (до 80 км) и стратосфера (выше 80 км). Газовый состав атмосферы выглядит так: азот – 78,09%, кислород – 20,95%, аргон – 0,93%, углекислый газ – 0,03%, инертные газы (неон, криптон, ксенон, радон) – незначительное количество. Значение атмосферы для обитателей планеты Земля огромно. Атмосфера защищает Землю от космических влияний, поддерживает общий тепловой режим на Земле, содержит кислород, необходимый для дыхания всем живым организмам, содержит углекислый газ, необходимый для питания растений в процессе фотосинтеза, подвижность воздушных масс атмосферы позволяет осуществлять пассивный полёт для расселения растений, животных и микроорганизмов.

Учитель. При гигиенической оценке воздуха учитываются: химический состав, физические константы (температура, влажность, скорость движения воздуха, барометрическое давление), механические примеси (содержание пыли и микроорганизмов). Общая масса воздуха на Земле составляет 5,13x1015 т, в земной атмосфере - 1,18x1015 т кислорода. В покое потребность человека в кислороде составляет 12-17 л/час. Величина насыщения крови кислородом зависит не от процента содержания его в воздухе, а от парциального давления кислорода, т.е. той части общего атмосферного давления, которая приходится на долю кислорода. На уровне моря содержание кислорода в воздухе - 20,9 %, и парциальное давление кислорода составляет 158,84 мм рт.ст. На высоте 1 000 м над уровнем моря барометрическое давление равно 674 мм рт.ст., а парциальное давление кислорода -141 мм рт.ст. На высоте 3 000 м барометрическое давление равно 525,98 мм рт.ст., и парциальное давление кислорода -- 110 мм рт.ст. При парциальном давлении кислорода 140 мм рт.ст. наблюдаются первые признаки кислородного голодания (гипоксии), при 110 мм рт.ст. появляются симптомы горной болезни: головокружение, слабость мышц, одышка, сердцебиение. На высоте 8 000-9 000 м парциальное давление -- 55,8-48,3 мм рт.ст., что опасно для жизни. При повышении содержания азота в воздухе снижается парциальное давление кислорода, что может оказывать наркотическое действие, например, у аквалангистов могут наблюдаться такие признаки: возбуждение, запаздывание зрительных, слуховых, обонятельных реакций, ухудшение памяти, нарушение координации движений. При подъеме с глубины азот выделяется из крови в виде пузырьков газа, могут произойти закупорка мелких сосудов, приводящая к отеку тканей, закупорка сосудов головного мозга и сердца со смертельным исходом.

Углекислый газ (СО2) поступает в атмосферу в результате жизнедеятельности живых организмов, процессов горения, гниения и брожения и за счет сгорания топлива на промышленных предприятиях. СО2 возбуждает дыхательный центр. Повышение концентрации СО2 не безразлично для организма. При 3-4 % СО2 в воздухе у человека наблюдается возбужденное состояние, головная боль, шум в ушах, замедление пульса. 10% -ное содержание СОможет привести к потере сознания и смерти. В жилых помещениях уровень содержания СО2 не должен превышать 0,1 %, его повышение свидетельствует о недостаточном воздухообмене.

Повышенное атмосферное давление. В период пребывания в условиях повышенного давления наблюдаются некоторые изменения физиологических показателей и ощущений: урежение пульса и частоты дыхания, уменьшение максимального и повышение минимального артериального давления, возрастание жизненной емкости легких, глуховатый тембр голоса, понижение кожной чувствительности и слуха, ощущение сухости слизистых оболочек, усиление перистальтики кишечника, легкое сжатие живота вследствие сжатия газов в кишечнике.

Пониженное атмосферное давление. Подъем и пребывание на высоте связаны с влиянием на организм двух основных факторов: пониженного атмосферного давления и обусловленного этим уменьшения парциального давления отдельных газов, в том числе кислорода.

Учитель: Итак, первая проблема, которую мы рассмотрим, это загрязнение и запыление атмосферы.- Сообщение учащихся

ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫсоставление схемы, беседа.

Естественные (природные) Искусственные (антропогенные)

- космическая пыль

- пыльные бури - промышленность

- вулканизм - транспорт

- лесные пожары - теплоэнергетика

- выветривание - отопление жилищ

- разложение земных организмов - сельское хозяйство

В последние десятилетия антропогенные факторы загрязнения воздуха стали превышать по масштабам естественные, приобретая глобальный характер

Основными антропогенными источниками загрязнения атмосферы в современном мире являются:

  1. Энергетика

  2. Автомобильный и авиационный транспорт

  3. Промышленность (особенно предприятия черной и цветной металлургии, а также нефтехимическая промышленность).

Рассмотрим более подробно характеристики выбросов основных источников загрязнения атмосферного воздуха.

Автомобильный транспорт- сообщение учащегося

Автомобили выбрасывают в воздушный бассейн более 200 химических соединений.

Каждый легковой автомобиль ежегодно выделяет в воздух в среднем 800кг окиси углерода, 220кг углеводороводов и 40кг оксидов азота. В настоящее время в нашей стране и во всем мире пытаются перейти на новый вид автомобильного топлива с более высоким октановым числом, что способствует снижению содержания окиси углерода в выхлопных газах. Однако окислы азота и свинец остаются активными компонентами выбросов. Дизельные двигатели выбрасывают в воздух также сажу.

Автомобильному транспорту, как источнику загрязнения воздушной среды присущ ряд отличительных особенностей.

Во-первых, численность автомобилей быстро увеличивается, а вместе с тем непрерывно растет и общий выброс вредных продуктов в атмосферу.

Во-вторых, в отличие от промышленных источников загрязнения, привязанных к определенным площадкам и, как правило, изолированных от жилой застройки санитарно-защитными зонами, автомобиль – движущийся источник загрязнения.

В-третьих, автомобильный выброс распространяется на уровне дыхания человека, и его рассеяние (разбавление) в условиях городской застройки затруднено.

Авиатранспорт- сообщение учащегося

Значительно загрязняет атмосферу авиатранспорт. При взлете 4-моторный реактивный самолет оставляет позади себя шлейф ядовитых газов, по объему равный выхлопу 6800 автомобилей.

Один самолет при перелете на 1000км использует столько же кислорода, сколько потребляет один человек в течение года, выделяя соответствующее количество окиси углерода. Реактивный лайнер при перелете из Америки в Европу за 8 часов потребляет 35 тонн кислорода. Такое количество производят за то же время примерно 25 тысяч гектаров леса. Летящие на большой высоте самолеты выбрасывают окислы азота непосредственно в нижних слоях стратосферы, где они вступают в реакции, ведущие к разрушению озонового экрана планеты, защищающего ее от ультрафиолетового излучения солнца. Особенно велико загрязнение атмосферы вблизи аэропортов.

Теплоэлектростанции - сообщение учащегося

Одним из мощнейших источников загрязнения атмосферного воздуха являются теплоэлектростанции (ТЭЦ). При сжигании угля, нефти, мазута в атмосферный воздух выбрасываются двуокись углерода, окислы серы, азота, кальция и железа, сернистый газ, различные твердые частицы, содержащие мышьяк, селен, радиоактивные элементы. Крупные ТЭЦ выбрасывают в воздух большое количество золы, достигающее десятков тонн в сутки. Окислы азота при взаимодействии с углеводородами, находящимися в приземных слоях атмосферы, образуют озон, увеличение концентрации которого в атмосферном воздухе городских территорий может приводить к увеличению заболеваний органов дыхания. Кроме того, в угле в небольших количествах содержится мышьяк, который выбрасывается при сжигании угля вместе с золой и взвешенными частицами. По некоторым оценкам, при сжигании угля в атмосферу ежегодно выбрасывается 1000-3000 тонн мышьяка, обладающего, как известно, канцерогенным эффектом. Кроме того, в летучей золе выбросов ТЭЦ, работающих на угле, присутствуют радиоактивные элементы.

Промышленные предприятия- сообщение учащегося

В выбросах предприятий цветной металлургии присутствуют мышьяк, свинец, пыль, сернистый газ, фтористые соединения, окислы тяжелых металлов и ряд других примесей. Иногда они обнаруживаются на расстоянии 4-5км от источника образования.

Нефтеперерабатывающие заводы, предприятия химической промышленности являются источниками выбросов в атмосферу углеводородов. Особое значение имеет выброс канцерогена 3,4-бенз(а)пирена.

В выбросах химических заводов органического синтеза могут содержаться самые разнообразные по химической природе примеси в зависимости от технологии производства.

Гигиеническое значение загрязнений атмосферы - сообщение учащегося

1. Экономический ущерб. При выбросах загрязнений в атмосферу происходит значительная потеря топлива, продукции и других ценных компонентов (потеря недожога, продуктов неполного сгорания, цемента, сернистого газа, окиси углерода и т.д.). Часто в качестве отходов в воздух выбрасываются весьма ценные продукты. В частности, известны случаи, когда доходы от утилизации выбрасываемых в воздух загрязнений превышали общий доход предприятия, который оно получало от выпуска своей основной продукции. По имеющимся данным, количество цемента, выбрасываемого цементными заводами в атмосферу, измеряется сотнями тонн в год. Весьма ценным продуктом является и сернистый газ, который при утилизации может быть переработан в сернистую, серную и другие кислоты, на производство которых затрачиваются большие средства.

Выбрасываемые продукты часто являются агрессивными и способствуют более быстрому разрушению строительных конструкций, а также оказывают негативное влияние на флору и фауну. Пыль закупоривает поры листьев, затрудняет процесс фотосинтеза. Листья желтеют, покрываются пятнами, задерживается рост деревьев, они легко погибают от вредителей и бо­лезней. С гибелью зеленых насаждений перестает действовать фильтр, очищающий воздух, так как на листьях и стволах осаждаются взвешенные частицы и газообразные примеси. Снижается роль зеленых насаждений как источника кислорода и фитонцидов, ослабляется их ветрозащитное действие. В пригородных хозяйствах крупных промышленных центров урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства снижены.

Особенно чувствительны к вредному воздействию некоторые мхи и лишайники, а также фруктовые и хвойные породы деревьев. Польские ученые даже предлагали использовать чувствительность лишайников для определения степени загрязнения воздушной среды.

Снижение степени естественной освещенности, вызванное пылевым загрязнением также уве­личивает экономический ущерб, так как приходится больше пользоваться искусственными источниками света.

2. Влияние на микроклимат населенных мест.

Так как пылевые частицы в воздухе являются ядрами конденсации влаги, то при увеличении количества выбрасываемых загрязнений увеличивается и число туманов. Частота туманов в крупных промышленных городах увеличивается из года в год. Такие туманы длительно сохраняются, способствуют ухудшению здоровья и работоспособности населения, увеличе­нию числа уличных травм, угнетают самочувствие людей. Также туманообразование ведет к уменьшению естественной освещенности до 40—50%, что требует дополнительных расходов на освещение улиц.

Кроме того, климатологи отмечают, что в связи с увеличением количества взвешенных частиц в воздухе городов на 5-10% повышается облачность.

  1. Влияние на санитарно-гигиеническое состояние населения.

Загрязнение атмосферного воздуха ухудшает санитарные условия жизни населения, что проявляется в снижении прозрачности атмосферы, уменьшении естественной освещенности. Загрязнения атмосферы увеличивают загрязнение окон, помещений, одежды, белья, что, в конечном счете, сказывается на состоянии здоровья людей.

  1. Негативное влияние на состояние здоровья человека.

Согласно данным многих исследований установлено, что загрязнения атмосферы оказывают непосредственное влияние на здоровье людей. Увеличивается количество злокачественных новообразований в легких, количество кожных заболеваний, заболеваний слизистых оболочек дыхательных путей и глаз, резко обостряются различные хронические заболевания и т.д.

Неблагоприятное действие на организм загрязнителей атмосферного воздуха проявляется также в накоплении некоторых веществ (свинец, кадмий и др.) в костях и тканях организма, что может привести к развитию хронических отравлений у населения, проживающего вблизи источников выброса в атмосферу этих соединений

Длительное действие малых концентраций токсичных веществ может провоцировать обострения хронических заболеваний бронхолегочной системы, укорачивать ремиссии, повышать частоту осложнений. Все больше случаев специфических заболеваний, связанных с загрязнением атмосферного воздуха, отмечается у населения, не имеющего профессионального контакта с конкретным токсичным веществом. Это касается фтора, бериллия, кадмия, марганца, асбеста.

Загрязнение атмосферного воздуха способствует снижению иммунобиологической резистентности организма, ухудшению показателей физического развития детей, повышению общей заболеваемости населения.

Влияние атмосферных загрязнений на состояние здоровья населения подтверждается многочисленными статистическими данными. В частности, согласно данным исследований, проведенных в Германии, смертность от заболеваний дыхательных путей находится в прямой зависимости от степени развития промышленности. Так, согласно этим данным, эта смертность составляет (на 100 тысяч жителей):

в крупных городах - 29,4

в средних городах - 22,7

в мелких городах -17,5

в сельской местности - 14,6

Санитарная охрана атмосферного воздуха- сообщение учащегося

Загрязненный атмосферный воздух обладает способностью к самоочищению различными естественными способами: разбавлением, осаждением, химическими реакциями, вымывани­ем атмосферными осадками и поглощением зелеными насаждениями.

Снижение концентраций загрязнителей воздуха путем разбавления происходит при ветреной погоде прямо пропорционально квадрату расстояния. Быстрее оседают из воздуха тяжелые твердые частицы воды и пыли. Атмосферные осадки в виде дождя и снега удаляют из воздуха как твердые, так и газообразные виды загрязнителей. Зеленые насаждения не только механически задерживают пыль, но и способны поглощать некоторые газообразные примеси.

Поскольку процессы самоочищения идут сравнительно медленно и при современных темпах загрязнений не могут обеспечить достаточную эффективность очистки воздушной среды, требуютсяспециальные меры санитарной охраны чистоты атмосферного воздуха.

Эти меры разделяются на: законодательные, планировочные, технологические и санитарно-технические.

Законодательные мероприятия - сообщение учащегося

Статья 20 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999) гласит: "Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека".

Для общей ориентировки и проведения гигиенических мероприятий по снижению загрязненности атмосферного воздуха разработаны и законодательно установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих компонентов в воздушной среде. ПДК - это концентрации, которые не оказывают на человека ни прямого, ни косвен­ного вредного и неприятного действия, не снижают его трудоспособности, не влияют отрицательно на его самочувствие и настроение.

Например:

а) для нетоксической пыли:

- максимальная разовая - 0,5 мг/м3, -среднесуточная -0,15 мг/м3;

б) для сажи:

  • максимальная разовая -0,15 мг/м3,

  • среднесуточная - 0,05 мг/м3;

в) для сернистого газа:

- максимальная разовая - 0,5 мг/м3,

- среднесуточная - 0,05 мг/м3;

г) для окиси углерода:

  • максимальная разовая - 5,0 мг/м3,

  • среднесуточная - 3,0 мг/м3.

Интересен факт, что ртуть не имеет максимально разовой ПДК, в то время как ацетаты не имеют среднесуточной ПДК.

Планировочные мероприятия включают:

1) зонирование территории населенных пунктов с учетом розы ветров;

2) благоустройство населенных пунктов для борьбы с пылью (озеленение, обводнение, замощение и асфальтирование улиц);

3) организация санитарно-защитных зон,

4) укрупнение отопительных систем (за счет ликвидации мелких домовых котельных)

Для выбора места промышленной зоны используется не среднегодовая роза ветров, а сезонная. Причем при выборе места расположения предприятий химической промышленности представляет интерес теплое время года, а для выбора места для ТЭЦ – холодное.

К технологическим мероприятиям относится:

1) замена топлива на более безопасное для окружающей среды (газификация и электрификация);

2) замена вредных веществ, используемых в производстве на безвредные;

3) предварительная очистка сырья от вредных примесей;

4) Замена сухих способов переработки пылящих материалов мокрыми;

5) Внедрение непрерывных технологий

6) Рационализация процессов сжигания;

К санитарно-техническим мероприятиям относят устройство различных пыле-, золо-, газоулавливателей. К таким очистным устройствам, устанавливаемым обычно в трубах на пути выбросов в атмосферу, относят следующие:

  • тканевые фильтры,

- электрические фильтры - улавливают до 96-98 % пыли.

Для уменьшения загрязнения воздуха выбросами автомобильного транспорта рекомендуется благоустройство дорог, строительство подземных (или надземных) пешеходных переходов, строительство разноуровневых транспортных развязок.. Наибольший экологический эффект будет получен, естественно, при переводе автомобилей на электрические двигатели - создание электромобилей. В этом отношении имеются определенные успехи: опытные образцы электромобилей уже созданы и проходят испытания. Однако до массового их производства в промышленном масштабе ещё далеко.

Учитель: Уже через несколько лет мы все рискуем оказаться в незнакомом и пугающем мире.

Задумайтесь над этим! Возможно, в будущем вы тоже сможете внести какой-либо позитивный вклад в решение данных проблем.

В заключении этой части урока послушайте замечательное стихотворение.

Чёрная бездна… Звёздная пыль…
Холодом дышит вечность,
Переплетая сказку и быль
Миг и бесконечность!
Кто-то, когда-то задал маршрут,
Не объяснив секрета,
И совершает неведомый путь
Маленькая планета.

Кружится, вертится шар голубой,
Нас на груди качая.
Крутится, вертится не для того,
Чтоб всё начинать сначала.
В кружении стай вездесущих ракет
Так не легко вращаться.
Всё-таки пять миллиардов лет
Отдано цивилизации!
Мелкой дрожью на полюсах
Даёт себя знать усталость.
И застывает вопрос на устах:
“А сколько ещё осталось?!”

Вот она летит…
Маленькая какая.
Вот она грустит,
В думы свои вникая.
Вот она плывёт,
Тихой прохладой веет
Всё ещё живёт,
Всё ещё людям верит!
Вон она плывёт
Сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовёт
Просит прийти на помощь!
Если сложить усилия взрослых и всех детей,
Мы сохраним планету,
Нашу планету людей.

IV. Закрепление полученных знаний

Учитель: А сейчас вы разделитесь на 2 команды, я предлагаю вам для обсуждения проблемные вопросы. На обсуждение 3 минуты, затем представление ответов и их защита.

Задание для команды № 1.

1. Можно ли сохранить озоновый экран в современных условиях? Каким образом?

Задание для команды № 2.

2. Стоит ли развивать атомную энергетику, если она так опасна?

Задание для команды № 3.

3. В чем преимущества и недостатки тепловых электростанций и гидроэлектростанций?

Задание для команды № 4.

4. Обсудите все возможные последствия термоядерной войны.

V. Домашнее задание: 

Ответить на вопросы:

1. Назовите загрязнители воздуха в пределах ЛНР.

2. Какие мероприятия проводятся в ЛРН для сохранения атмосферы?

VI. Итог урока

VII. Рефлексия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!