КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,
РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА № 4»
Конспект открытого психологического занятия для детей с задержкой психического развития 8-10 лет на тему
«Секреты дружбы»
Составила
педагог-психолог
Павлова В. А.
г. Амурск, апрель 2023 г.Класс: 1 А дополнительный
Цели занятия: обучающиеся продолжат расширять знания о дружбе; формировать нравственные качества; развивать умение взаимодействовать друг с другом.
Задачи:
1. Продолжать формировать представления детей о понятии “дружба”
2. Развивать у детей умение аргументировать свою точку зрения.
3. Продолжать знакомить детей с нравственными качествами: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе, относиться друг к другу с уважением.
4. Создавать положительный эмоциональный настрой во время занятия.
Материалы: проектор, доска, компьютер, колонки, презентация «Секреты дружбы» (приложение), музыкальное сопровождение, листы А4, карандаши, фломастеры.
Ожидаемые результаты:
Личностные: Обучающиеся научатся анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
Познавательные: овладеют понятиями, отражающими связи и отношения между людьми.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом заданий.
Ход занятия
I. Вводная часть
Задача: создать положительный настрой на занятие
Учащиеся под музыку «От улыбки» рассаживаются по местам.
Педагог-психолог:
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сядьте удобно, выпрямите спинки, начнём наше занятие с разминки.
1. Дыхательная гимнастика «Подуй на свечу»
Цель: активизирование дыхательных центров, расслабление, формирование настроя.
Педагог-психолог:
- Ребята, прежде чем мы с вами начнём нашу разминку, я предлагаю вам немножко успокоиться, расслабиться. Закройте глаза, и представьте, что у вас на ладошке стоит свечка. Вам нужно на неё подуть так, чтоб она не потухла. Сделайте глубокий вдох и выдыхайте медленно и потихоньку. Сделайте второй глубокий вдох и выдохните на свечку три раза. И последний раз сделайте глубокий вдох и выдохните как можно больше раз. Молодцы! Приступаем к разминке.
2. Разминка «Комплимент другу»
Цель: создание положительного настроя на занятие, формирование вежливого отношения к окружающим.
Педагог-психолог:
- Сейчас мы будем говорить друг другу комплименты по кругу. Скажите своему соседу что-то приятное. Подумайте, за что его можно похвалить. Те, кто будет принимать комплименты, просто поблагодарите и скажите «Спасибо. Мне очень приятно». (Учащиеся по кругу говорят друг другу комплименты.) Видите, как легко можно улучшить настроение другого человека и подарить ему положительные эмоции. Основная часть
1. Определение темы и целей урока
Задача: продолжать формировать представления детей о понятии “дружба”; развивать у детей умение аргументировать свою точку зрения; продолжать знакомить детей с нравственными качествами: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе, относиться друг к другу с уважением.
Педагог-психолог:
- Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема занятия. Чтобы узнать эту тему, я предлагаю вам посмотреть видеорассказ. Просмотр видеоролика «Три товарища» В. Осеевой. Кто уже догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (слайд 1)
- Сегодня мы всем вместе постараемся вместе раскрыть секреты дружбы.
2. Мозговой штурм «Дружба – это …».
Педагог-психолог:
- Ребята, а что значит «дружба», зачем она нужна?
- Давайте вместе попробуем ответить на эти вопросы. Продолжите фразу: «Дружба – это …», «Друг – это…»
(слайд 2)
- Зачем дружба нужна людям? Кого вы называете своими друзьями? Всех ли можно назвать друзьями? Важно ли беречь дружбу?
3. Упражнение «Узнай друга по голосу» (слайд 3)
Цель: развивать слуховое восприятие детей.
Педагог-психолог:
- Насколько хорошо вы знаете вы своего друга? Давайте поиграем в игру «Узнай своего друга по голосу» Кто желает проверить себя, хорошо ли вы знаете друг друга? Выходите к доске. Остальные дети по очереди будут тихо подходить и звать по водящего по имени. Задача водящего отгадать, кто подошёл к нему сзади.
4. Составление пословиц о дружбе (4 слайд)
Педагог-психолог:
- Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
- Ребята, сейчас я вам покажу пословицы, которые записаны необычным образом. Части пословиц перепутались местами. Вам нужно составить верные пословицы и поговорки.
Задания:
Друг познается в беде.
Нет друга - ищи, а найдешь - береги.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Вещь лучше новая, а друг старый.
Человек без друзей, что дерево без корней.
5. Игра «Ромашка» (5 слайд)
Цель: определение позитивных качеств человека
Педагог-психолог:
- Каким вы хотите видеть своего друга? Я предлагаю каждому из вас назвать их, чтобы они появились на лепестках ромашки – каким бы вы хотели видеть своего друга? Какой он должен быть?
- Теперь вы знаете, каким должен быть идеальный друг, я очень надеюсь, что каждый из вас тоже будет стараться обладать этими качествами.
6. Упражнение «Мирись, мирись…» (6 слайд)
Цель: формирование у детей умения извиняться, прощать, налаживать дружеские отношения.
Педагог-психолог:
- Ребята, скажите, пожалуйста, бывает так, что друзья ссорятся? А важно ли в дружбе правильно и грамотно извиняться? Просить прощение и прощать другого бывает очень трудно и сложно, из-за того, что многие не умеют этого делать, дружба чаще всего распадается. Вот сейчас я вам предлагаю научиться просить прощения и прощать друг друга. (Разыгрывание в парах ситуаций)
7. Обсуждение законов (правил, секретов) дружбы
Педагог-психолог:
- Вы теперь достаточно хорошо знаете, как дружить друг с другом и не ссориться. Давайте вместе составим секреты дружбы, чтобы с их помощью беречь дружеские отношения и обретать новых друзей. Итак, чтобы у вас было много друзей, нужно знать и пользоваться секретами дружбы. (7 слайд)
Секреты дружбы:
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет.
Не обманывай друга.
Не предавай друга.
Относись к другу как к себе.
Умей признавать свои ошибки.
Берегите свою дружбу!
III. Заключительная часть
Задача: подвести итог занятия, способствовать эмоциональной разрядке, создать условия для позитивного восприятия себя.
1. Подведение итогов (Звучит отрывок из песни «Дружба крепкая не сломается»)
Педагог-психолог:
- Теперь, когда вы знаете законы дружбы, берегите дружбу, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти.
2. Рефлексия:
Педагог-психолог:
- Какой вывод из нашего занятия вы для себя сделали?
Упражнение «Дружеская ладошка»
Цель: упражнение способствует разрядке, созданию доброй атмосферы, создает позитивный эмоциональный настрой, учит правильному восприятию себя.
Педагог-психолог: - Ребята, а сейчас я вам предлагаю упражнение, которое подарит вам много радости и эмоций. Для начала, закройте глаза и представьте себя. Вы весёлый радостный ребёнок. У вас хорошее настроение. Почувствуйте в своих ладошках тепло этого настроения. (Пауза…) А теперь откройте глаза и на листе обведите свою ладошку и подпишите её. Передайте соседу справа свой лист. Каждый, получив ладошку соседа, должен написать на ней что-то приятного, про этого человека. Например: «Ты добрый», «Ты красивый» и т.д. Как только вы получите свою ладошку обратно, прочитайте, что о вас думают ваши одноклассники.
- Скажите вам приятны такие добрые слова?
- Я желаю вам всем, чтобы вы стали дружнее. Вместе мы сила, потому что мы друзья!
- А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я благодарю вас за занятие, и желаю вам всего доброго, хороших, верных друзей. Всем большое спасибо!
Приложение 1
С
лайд 1. Презентация «Секреты дружбы»
С
лайд 2. Мозговой штурм
Слайд 3. Упражнение «Узнай друга по голосу»
С
лайд 4. Упражнение «Собери пословицу»
Слайд 5. «Ромашка качеств»
С
лайд 6. Упражнение «Мирись, мирись…»
С
лайд 7. Секреты дружбы
Слайд 8. Берегите дружбу