СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия. Тема: Экология правила поведения в природе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка раскрывает содержание работы по экологическому воспитанию в дошкольном детстве.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия. Тема: Экология правила поведения в природе»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр дополнительного образования и развития детей

города Димитровграда Ульяновской области







Конспект открытого занятия

ДОО «Малышковая академия»


Тема: Экология.

Правила поведения в природе.

























Подготовлен педагогом -

дополнительного образования

Денисовой Н.В.


Январь 2022 год

Город Димитровград



Конспект открытого занятия.

Название ДОО «Малышковая академия»

Ф.И.О. педагога: Денисова Наталья Владимировна

Дата проведения: 27.01.2022

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Тема: Экология. Правила поведения на природе.

Цель: Формирование экологической культуры.

Обучающие задачи:

• Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы.

• Формировать основы экологической культуры.

• Дать детям представления об экологических проблемах, о влиянии экологии на здоровье человека.

• формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде.

• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

• Активизировать и обогащать словарь детей.

• Уточнить и пополнить знания природе, о том, что вредит ей.

•Воспитывать бережное отношение к природе и показать, как доступными средствами можно помочь природе.

• Овладение умениями и навыками исследовательской деятельности, умением рассуждать, делать выводы, решать проблему путем экспериментирования.

Развивающие задачи:

• Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.

• Развивать связную речь;

• Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать у детей чувства осознания себя как части окружающего мира.

• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;

• Воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.

Тип занятия: Комбинированное.

Форма проведения занятия: беседа, игра.

Форма организации занятия: фронтальная и групповая.

Методы обучения: Словесный (беседа, диалог); наглядный (демонстрационные опыты); аудиовизуальный (аудиоматериалы);

Работа под руководством педагога, дозированная помощь.

Средства обучения:

Простые: глобус, карточки с изображением живой природы, рисунки с изображением солнца реки, леса.

Сложные – средства автоматизации (телекоммуникационные сети)

Материал:

Кувшин с водой стаканчики по количеству участников, поднос
- карточки «Правила поведения на природе»; плакаты по экологии.

- гуашь с кистью; бусинка;

- 3 стола, стулья.

Литература:

  • 1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.

  • 2. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Горбунова Г.А.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.10 - 15.

  • 3. Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.

  • 4. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». М.: ТЦ Сфера, 2010.

  • 5.Интернет ресурсы.

Ход занятия:

I Организационный этап:

Вступительное слово педагога

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Педагог

Сегодня мы отправимся в мир природы. Как вы думаете, что это такое?

Педагог: Что нас окружает?  Это мир, который нас окружает.

(Солнце, небо, деревья, птицы, животные, рыбы, насекомые, растения.)

II Этап всесторонней проверки знаний.

-Этот мир такой разнообразный и неповторимый. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живая и неживая природа».

(Педагог произносит слова, относящиеся к живой и неживой природе, а дети хлопают в ладоши, если слышат то, что относится к живой природе.)

У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом?

-Земля.

- Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.

Что это такое?

- Это глобус. (Показ глобуса)

- Что мы знаем о глобусе?

Обучающиеся: -Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?

- Она круглая похожа на шар.

- Каким цветом обозначена на глобусе суша?

- Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.

- Много ли на нашей планете воды?

- Воды больше, чем суши.

- Каким цветом она обозначена на глобусе?

- Вода обозначено синим, голубым, белым цветами.

-На плане Земля много разных стран и народов. У каждой страны есть имя.

- Как называется наша страна, самая большая, самая красивая? (Россия).

- В нашей стране очень много лесов, полей, рек, гор. Каждый человек любит свой край, в котором он родился и в котором живет.

Педагог: Наша планета - это общий дом. Это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленький жучок - тоже часть природы. 

Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни. Послушайте стихотворение. Читают дети.

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок - терпению

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду

И к тому же в их труде все по справедливости,

Отражение в воде учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности.

Педагог: Природа имеет важнейшее значение, в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить не возможно.

III Этап подготовки к активному и сознательному усвоению новых знаний.

Скажите, без чего на земле никто не сможет прожить?

-Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

- Нет.

- Почему? (ответы обучающихся)

Педагог: Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Солнце-главный источник тепла и света. Если не будет солнышка, все погрузится в темноту и жизнь на Земле угаснет. Солнце дарит тепло и жизнь всему миру. Оно – наш главный друг. Его свет несет людям радость, здоровье и красоту.

- А без воздуха можем мы прожить?

Эксперимент: - Нет: закройте ладошками себе рот и нос, получится ли у вас дышать (Ответы обучающиеся)

–Почему?

- Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут. И воздух очень нужен растениям и животным. Всему живому.

Педагог: А без чего еще не может прожить человек?

Обучающиеся: Без воды.

Педагог: Какая бывает вода? (питьевая, минеральная, родниковая, морская, водопроводная, газированная). Кому нужна вода? Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? (Пьём, купаемся, стираем, моем руки и пол, поливаем цветы.)

Откуда берется вода?

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река

Река полноводно бежит на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря наполняют запас океана:

Сгущается влага над ним, как сметана,

Она поднимается выше на небо

Потом превратиться в облако где-то.

А облако, пролетая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Снега превратятся весной в ручейки,

Ручьи побегут до ближайшей реки.

Все это и зовут---Круговоротом воды!

Звучит аудиозапись «Шум дождя»

Физминутка:

Звучит аудиозапись «Песня Капитошки»

Дождик, лей веселей (поднимаем руки вверх)

Тёплых капель не жалей (выставляем ладошки)

Для лесов, для полей (руки вверх-покачали, вниз и в стороны)

И для маленьких детей (присели на корточки)

И для мам, и для пап (встали, потянулись на носочки)

Дождик кап-кап-кап (маршируем)

IV Этап усвоения новых знаний и навыков.

Опыт №1 «Вода — жидкая, может течь»

Цель. Подвести к пониманию того, что вода жидкая и может течь. Содержание опыта. Два стаканчика: один — с водой, другой — пустой, переливаем воду из одного в другой.

Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: Вода жидкая, текучая.

Опыт № 2 «У воды нет запаха».

Нюхаем воду и сказать. Чем она пахнет?

Вывод: Вода без запаха.

Опыт № 3  «У воды нет вкуса».

Цель. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса.

Попробуем на вкус.

Есть ли у нее вкус? 

Вывод: вода не имеет вкуса.

Затем положить в один стакан соль, в другой - сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Опыт № 4 «Вода прозрачная».

Возьмите другие стаканчики с водой и положите в них бусинки. Видно ли их в стаканчике?

Обучающиеся : Да, видно.

Педагог: Теперь посмотрите стаканчик с молоком, положим туда бусинку. Видно её в стаканчике?

Обучающиеся: Нет, не видно!

Педагог: Действительно, не видно! Какой можно сделать вывод?

Обучающиеся: Можно сделать вывод, что вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт № 5 «Жидкая вода не сохраняет форму»

Определите, какую форму имеет вода. Для этого перелейте воду в разные сосуды. Что наблюдаете? Вода – это жидкость, у нее нет формы, поэтому ею можно наполнить емкости разной формы

Вывод: Вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.

Опыт № 6 «Прозрачная и бесцветная вода».

Педагог: Ребята, перед вами стаканчики с водой. Скажите, какого она цвета?

Обучающиеся: Прозрачная, без цвета.

Педагог: Ребята, возьмите каждый по баночке с краской и разведите её в стаканчике с водой. Посмотрите, что с ней произошло? Какой вывод можно сделать?

Вывод: Она окрасилась.

Педагог: Да, вода приобрела цвет краски. Какой можно сделать вывод?

Вывод: Вода не имеет цвета.

Упражнение «Волшебные слова»

Вода «слышит» всё, что мы ей говорим и запоминает. Вода – вещество уникальное. Возьмите стаканчики с водой и прошепчите ваши пожелания, и выпейте, вода поделиться с вами своими волшебными свойствами и наполнит вас доброй энергией.

Итак, что узнали о воде?

Она – жидкая, поэтому течёт; без запаха и вкуса, прозрачная, не имеет формы, без неё человек и всё живое на Земле погибнет.

V. Этап закрепления новых ЗУН

Педагог: И так, мы знаем, что не можем жить без воздуха, солнца и воды! Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом.

А как вы думаете, от человека зависит красота окружающей природы?

Обучающиеся: Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д

Сбережем природу. Что для этого нужно сделать.

Педагог: А какой бывает воздух? (грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым? Где мы можем подышать чистым воздухом? Леса, парки дают много чистого воздуха – кислорода. Что должны делать взрослые, чтобы лесов стало больше?

Обучающиеся: Сохранять старые и сажать новые.

Педагог: А где можно встретить грязный воздух?

Обучающиеся: В больших городах, где много машин, и заводов.

Педагог: А что можно сделать для того, что бы воздух был чистым, как промышленные выбросы очистить? Надо придумать новые «чистые» машины, построить очистительные сооружения для воздушных, водных и мусорных отходов.

Вывод: Сохранять чистоту воды, воздуха, лесов, водоёмов, земли.

Это должны делать не только взрослые, но и Вы.

Не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них, не ломать веток, , а любоваться красотой, ценить и уважать природу..

Друг природы – это человек, который любит, бережёт и охраняет её.

- Какие будут ваши действия или как вы поступите, если увидите, что ваши друзья, соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки (ответы обучающихся).

Как сберечь нашу Землю!

Нельзя рвать цветы, топтать траву,

Нельзя обрывать с деревьев листву.

В лесу ходить лишь по тропинке,

Не мять зеленую былинку,

Животных надо охранять,

Да гнезда птиц не разорять.

Вывод: Природа все чувствует, она живая, только говорить не умеет.

В «Красную книгу» заносят животных, птиц и насекомых, которым нужна помощь, их нужно защищать и сберечь, иначе они совсем они исчезнут.

Упражнение «Что чувствует природа». Дети закрывают глаза и слушают отрывки из аудиозаписей, определяют чувство природы, которое они услышали.

Педагог: Давайте мы ребята, природу охранять!

О ней не на минуту, не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и реки,

Это все для нас навеки.

Давайте, друзья, в любую погоду,

Будем беречь родную природу

И от любви заботливой нашей,

Станет земля и богаче и краше.

Педагог: Берегите все, что есть на земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим. Дети, Земля улыбается! Как вы думаете почему?

- Потому что мы помогаем ей справиться с её бедами.

Молодцы, вы - настоящие друзья природы!

И я вручаю вам эмблемы, о том, что вы друзья природы, любите, охраняете природу.

VI. Рефлексия.

Что я думал? Что я чувствовал? Что я приобрёл? Что меня удивило? Как я оцениваю общение с педагогом на занятии?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!