СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия Тема: Народная кукла «Благополучница».

Нажмите, чтобы узнать подробности

План проведения открытого занятия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия Тема: Народная кукла «Благополучница».»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»

городского округа ЗАТО город Фокино
















Конспект

открытого занятия


Тема:  Народная кукла «Благополучница».




Яганова Лилия Викторовна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории.





















2021 г.



План открытого занятия

кружка "Мастерская игрушечка" 2г.об 1 группа

Педагог дополнительного образования Яганова Лилия Викторовна


Дата "_06_" декабря 2018 год кол-во учащихся _девочек____мальчиков____

Тема занятия: Народная кукла «Благополучница».

Тип занятия: комбинированное 

Время занятия: 45 мин. Место проведения: МБОУ ДО ДДТ (п.Дунай) каб.5

Методы: беседа, наглядно-иллюстрированные, практическая работа

Форма занятия: групповая, индивидуальная, объяснительно – иллюстративная, рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий.

Дидактические принципы: принцип доступности, наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип сочетания различных форм организации обучения.

Используемые технологии: развивающего обучения, игровая, сотрудничества.

Цель занятия: Сформировать у учащихся представления о традиционной народной культуре и научить изготавливать куклу – оберег «Благополучница».

Задачи:

Образовательные:

- дать представление об одном из видов декоративно – прикладного творчества – народной кукле;

- познакомить с историей и видами народной тряпичной куклы;

- развивать умение пользоваться наглядными материалами; - развивать умение вести работу в правильной последовательности;

- научить изготавливать куклу «зайчик на пальчик».

Развивающие:

- развивать способность к наблюдению;

- развивать образное и пространственное мышление детей; - развивать фантазию детей;

- способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей

- развивать моторику рук;

- развивать ловкость движений, быстроту реакции;

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся усидчивость, внимание;

- формировать у учащихся положительное отношение к семейным ценностям;

- формировать доброжелательные отношения в коллективе. Методы:

Объяснительно - иллюстративный, репродуктивный.

Техническое оборудование для занятия: - компьютер;

-мультимедийная установка;

-аудио колонки;

Оборудование:

- столы;

- стулья

Зрительный ряд:

- образцы текстильных кукол;

- иллюстративный материал

- таблица с изображением этапов работы над заданием. 

Аудио ряд:

- русская народная мелодия «Было у матушки 12 дочерей», «Русские матрёшечки».

Материалы для учащихся:

Квадрат светлой ткани для головы 10х10 см.

Полоска такой же ткани для ручек 20х5 см.

Квадрат цветной ткани для юбочки 15х15 см.

Треугольник ткани для платочка, 23 см по длинной стороне.

Ленточки, тесьма, кружево — для фартучка, повойника, пояска.

Наполнитель: синтепон,

лечебные травы (смесь мяты, полыни и малинового листа),

крупа (рис- символизирует плодородие и достаток),

монетка с цифрой 5.

красные и белые нити;

План занятия

  1. Организационная часть.

  2. Основная часть.

  3. Практическая часть .

  4. Итог занятия.


1Организационная часть


- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я принесла вам необычный сундучок. Этот сундучок наполнен очень интересными вещами. Как вы думаете, что в нём находится?

(Ответы детей: - конфеты, книги, не можем догадаться).

- Внимание, открываю! (Открывается сундучок). Как видите, здесь ни золото, ни бриллианты, но это настоящие драгоценности – народные тряпичные куклы.

- На этом занятие я познакомлю вас с назначением русской народной куклы и вы сами попробуете сделать одну из кукол.

- Вы, конечно, почувствовали тепло и уют, которое исходит от этих творений. А знаете почему они такие тёплые и уютные, почему их хочется еще раз взять в руки?

(Ответы детей: - нет, не знаем).

- Потому, что тот, кто делал этих кукол, при изготовлении вкладывал в них частичку своей души и делал их с хорошими мыслями. Делал их так же, как и наши предки много веков тому назад.

2. Основная часть

- Ребята, тряпичная кукла очень древняя. Возраст самой старой куклы, найденной археологами на территории нашей страны более тысячи лет!

Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет вреда ни ребенку, ни взрослому человеку ".

Для чего же раньше делались куклы?

(Ответы детей: - для игры).

- Правильно, были игровые куклы – вот они: Зайчик, Столбушка, Птичка (демонстрируются игровые куклы - Зайчик, Столбушка, Птичка и др.), но не только для этого.

-Для чего же еще делались куклы?

(Ответы детей: – не знаем).

-В давние времена люди считали, что куклы могут уберечь их от многих неприятностей, например, от болезни или от сглаза. Таких кукол называли – обережными. Вот эти куколки - Куватка (демонстрируются обережные куклы –Куватка и др.)

- Были куклы для праздников и обрядов - Домашняя Масленица, Коза, Коляда, Спиридон - солнцеворот (демонстрируются обрядовые куклы - Домашняя Масленица, Коза, Коляда, Спиридон- солнцеворот и др.)

Ребята, какую куклу для праздника делают и в наше время?

(Ответы детей: – не знаем).

Она делается большого размера и на празднике ее сжигают.

(Ответы детей: – чучело Зимы на Масленицу).

- Верно. Раньше куклы сопровождали человека почти на протяжении всей его жизни. Еще до рождения ребёнка мама делала куколку Пеленашку (демонстрируется кукла Пеленашка) клала её в люльку, чтобы та «грела» место для будущего малыша. После рождения малыш играл этой куколкой.

Когда ребёнок немного подрастал, сам начинал крутить кукол. Они были его друзьями, когда родители уходили в поле на работу. Важно, что эти куклы делались без использования ножниц и иголки и ребёнок не мог получить травму. Делали их из старой ношеной одежды, которая хорошо рвалась, перевязывали льняными нитками. Куколок ласково называли - «потешка, «живуля».


Инструктаж по технике безопасности.

- во время работы содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения мусором;

- Во время работы будьте внимательны,  не отвлекайтесь и не отвлекайте других

- положение тела при работе должно быть удобным;

-не перекусывайте нитку зубами.

-по окончании работы приведите в порядок рабочее место.

3. Практическая часть

Люди в древности создавали себе обереги и амулеты для любого жизненного этапа, праздника или необходимости. Любая семья желала быть благополучной, иметь достаток и крепкое здоровье всех домочадцев. Скоро Новый год и для привлечения силы процветания и для защиты от всего плохого мы сделаем куклу Благополучницу

Кукла Благополучница она имеет следующее значение – вносить в дом достаток, денежный приток, радость и процветание, а также – охранять семью и дом от разных бедствий. У неё есть и второе имя – Хозяюшка. Иногда могли называть Благополучницу Домовушкой, потому что считалось, будто она знается и дружит с самим батюшкой Домовым.

Благополучницу создавала хозяйка дома сама. Если женщина замужем, то делалось для семьи.

Кукла Благополучница изготавливается не очень большой – достаточно сделать ее 8-сантиметровой в рост. Это и есть стандарт для такого оберега и этим он отличается от других кукольных амулетов. Перед тем как приступать к изготовлению Благополучницы, нужно учесть следующие правила, бытовавшие издревле среди славян:

  1. Куклу относят к мотанкам.

  2. Делать следует все в один день.

  3. Сам процесс изготовления куклы происходил на коленях, а не на столе. В этом есть смысл зарождения куклы, чей день рождения можно праздновать в дальнейшем.

  4. Обязательно внутрь куклы укладывается монетка в 5 рублей (символ прибыли), если говорить о современных деньгах (ранее в ходу для кукол были 5-копеечные монетки).

  5. Лица у куклы нет. Считается, что так она больше будет служить защитой от злых духов.

  6. Иногда можно внутрь куклы класть фасолину, горошину (символы достатка), либо магические травы.

  7. Для наполнителя используют обыкновенную вату или синтепон.

  8. Основу и одежду заготовляли только из натуральных тканей.

- Во время работы вы будете пользоваться таблицей, на которой изображены все этапы выполнения куклы.

(Показ этапов работы в соответствие с таблицей, которая проецируется на экран).

1. на лоскут 10х10 положить синтепон или вату и скручиваем головку.

2. Полосу ткани для ручек складываем вдоль к центру, потом так же вдоль пополам и завязываем посередине аккуратный узел.

3. Помещаем узелок на голову куколки, приматываем ручки к шее.

4. Теперь переходим к изготовлению юбочки. Берем ткань для юбочки. Кладем лицом вниз, на него — синтепон, или вату

Наполняем травами, крупой, не забываем вложить монетку

5. Вставляем голову с ручками, крепко затягиваем.

6. Выворотным способом надеваем фартучек.

7. Повязать поясок.

8. Опускаем ручки на фартучек.

9. Повязать повойник

10. Одеть платочек.


Перед работой разомнём руки.

Упражнение – для кистей рук:

- вытянуть руки перед собой;

- пошевелить пальцами;

- сильно потереть ладошки.

(Дети разминают руки)

- Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашей кукле, которую сейчас сделаем.

Самостоятельная работа.

- Приступаем к выполнению задания. Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь».
Значит, для того чтоб сделать куклу, надо друг другу помогать. Показывайте, как нужно делать, помогайте тем, кто не можем справиться.

Ребята, если у вас появятся вопросы – спрашивайте.

(Работа над заданием. Индивидуальная помощь).

Чтобы понять, где оставлять куклу в доме, нужно сделать простой ритуал – взять в руку оберег, стать посреди комнаты и прислушаться к своему внутреннему голосу. Нужно довериться самой Благополучнице, куда именно она хочет, чтобы её установили. Иногда это может быть окно, заставленное комнатными цветами, иногда – прикроватная тумба.

Эта кукла может изготавливаться для кого-то. Её могут получить в подарок друзья, родственники и даже коллеги по работе. Так, в обычаях у древних славян было дарить такой оберег молодоженам на свадьбу. Верили, что вместе с ними в их дом войдет и благополучие, если у них в руках будет кукла Благополучница. Изготавливала для жениха и невесты оберег родственница с любой стороны.

Дарят эту куклу еще и на новоселье, чтобы в дом вошло счастье и достаток вместе с новыми жильцами. Перед приходом Нового года или на сам праздник тоже дарят таких куколок. Считается, что вхождение в новый год с таким мощным оберегом является предвестником хорошего будущего года. Практически можно ознаменовывать куклой Благополучницей любое событие в жизни человека, его семьи.




  1. Подведение итогов

Мини-выставка.

Ребята, вы изготовили своими руками куклу. Думаю, что вам понравилось работать. Давайте рассмотрим ваши изделия. Какой смысл вы вложили в изготовленную куклу?

(Высказывания детей, анализ работы).

- Ребята, для чего в старину делали кукол?

- Какие названия кукол вы запомнили?

- Какая кукла понравилась больше всего?

(Дети отвечают на вопросы. Отмечаются самые активные участники занятия).












































Литература:


1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. – СПб.: Паритет, 2005.

2. Берстенёва Е., Догаева Н. Кукольный сундучок- М.: Белый город, 2010.

3. Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М.: Профиздат, 1998.

4. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество /ред.

Шпикаловой

Т.Я., Поровской Г.А.- М.: Владос, 2000.

5. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь,

2007.

6. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции,

технология. – М.:

Культура и традиции, 2007.

7. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – М.: Ладога-100, 2007.

8. Котова И.Н., Котова А.С. – Русские обряды и традиции. Народная кукла. –

СПб.:Паритет, 2003.

9. Мерцалова Н.М. Поэзия народного костюма. – М.: Мол. гвардия, 1998.

10. Праздники и обряды народного земледельческого календаря.

Иллюстрированная

Энциклопедия- СПб.: Искусство, 2001.

11. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла- М.: Детство Пресс,

2011.

12. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. //Сост.

Науменко Г.Н.- М.: Мол. гвардия, 1989.


Интернет ресурсы:

www.rukukla.ru/

http://community.livejournal.com

http://handmade.idvz.ru

http://arida.gallery.ru

festival.1september.ru

www.proshkolu.ru,







































Инструкционная карта народной куклы «Благополучница».

№ п/п

Материалы, инструменты


1

Квадрат светлой ткани для головы 10х10 см.

Полоска такой же ткани для ручек 20х5 см.


2

Квадрат цветной ткани для юбочки 15х15 см.

Треугольничек ткани для платочка, около 23 см по длинной стороне.


3

Ленточки, тесьма, кружево — для фартучка, повойника, поясочка, нитки белые и в тон юбочке, игла, ножницы.


4

Наполнитель: синтепон, лечебные травы, крупа ( рис, он символизирует плодородие и достаток), монетка с цифрой 5.


5

Скручиваем головку.


6

Полосу ткани для ручек складываем вдоль к центру, потом так же вдоль пополам и завязываем посередине аккуратный узел.


7


Помещаем узелок на голову куколки, приматываем ручки к шее.


8

Теперь переходим к изготовлению юбочки.

Берем ткань для юбочки Кладем лицом вниз, на него — синтепон, или вату

Наполняем травами, крупой, не забываем вложить монетку.


9

Вставляем голову с ручками, крепко затягиваем.

10

Выворотным способом надеваем фартучек.


11

Повязать поясок.

12

Опускаем ручки на фартучек.


13

Повязать повойник

14




Одеть платочек.








15

И любуемся!

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!