Конспект открытого занятия «окружающий социальный мир» в 3 классе для учащихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР обучающихся по АООП (2 вариант) на тему: «Предметы быта. Посуда и её назначение».
Цель: Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении.
Задачи:
образовательные: уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»; систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях; материале, из которого она сделана; формировать понятия: чайная, столовая, кухонная;
коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, развивать координацию речи с движением, конструктивный праксис, память;
коррекционно-воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; самостоятельность, интерес к предмету. формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии, бережное отношение к посуде.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Фронтальная;
Индивидуальная;
Групповая.
Методы обучения:
Наглядные;
Словесные;
Практические.
Оборудование: Демонстрационные картинки по теме «посуда», стеклянная, пластмассовая, металлическая кружка, раздаточный материал: листы с заданием, цветные карандаши, наборы с осколочной картинкой.
Предварительная работа: беседа дома с родителями о посуде, имеющейся в семье, чтение К.И.Чуковского «Федорино горе», разучивание стихов о посуде физкультминутки и пальчиковой гимнастики «Шалун» и «Посуда».
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой.
Упражнение на дыхание. Посадка.
Подготовительная работа, актуализация знаний.
Ребята, посмотрите и назовите предметы на картинке.(Называют, назначение)
- Как одним словом можно назвать эти предметы?
- Что такое посуда? (Посуда – это предметы, из которых пьют, едят, готовят пищу.)
Сообщение темы урока, целей.
-Как уже догадались, тема сегодняшнего урока «Посуда». Сегодня на занятии вспомним, какая бывает посуда и из чего она может быть сделана и для чего предназначена.
Отгадай загадку: САХАРНИЦА (картинка) – разгадываем вместе.
- На столе разложены картинки с изображением посуды (называем её вместе). Отгадав загадку, картинку с изображением этого предмета прикрепляем на доску.
(Доп-ные вопросы: Для чего нужен этот предмет, из каких частей состоит)
Загадки про ПОСУДУ.
1. Сладким сахаром полна,
К чаю подаётся,
Ты конечно догадался,
Как она зовется. (Сахарница)
2.Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник )
3.Чайника подружка,
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её … (кастрюля)
4.И в столовой, и на кухне,
В ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле,
Жарят – на …. (сковороде)
5.Словно блин, кругла она,
Съел я кашу всю до дна.
Глубокая иль нет –
В ней всегда лежит обед.
(тарелка)
6.По моей тарелочке
Лодочка плывет.
Лодочку с едой
Отправляю в рот.
(ложка)
Сама не ем,
А всех кормлю (Ложка)
7. Не сделаешь причёску,
Хоть похожа на расчёску.
И совсем не пилка,
Для котлет и мяса … (вилка)
8.Если хочешь выпить чай -
Так меня и получай,
Распрекрасную милашку,
Всю в цветочках,
с блюдцем... (чашка)
9.Среди ложек я полковник.
И зовут меня… (Половник )
Обобщение, закрепление: (по картинкам на доске)
Вопросы:
- Как можно одним словом назвать все эти предметы? (Посуда)
- А что такое посуда? (Вместе: Предметы, из которых едят, пьют, готовят пищу...)
Задание на внимание (зрительное, слуховое).
Игра «Что изменилось?» (по очереди убирать по 1 картинке)
Игра « Поймай слово» (Хлопком ладоней «поймать» слова, которые относятся к посуде)
Посуда - это чашка, чайник, ручка, миска, сахар, вилка, повар, кастрюля, стол, парта, стакан, окно.
Физкультурная минутка « Посуда »
- А теперь давайте мы с вами превратимся в посуду:
Вот большой стеклянный чайник (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни, разобьются. (Хлопают в ладоши, топают.)
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, (Нагнулись, вытянулись.)
Он посуду нам принёс.
Упражнение в распознавание различных видов посуды
Продолжаем работу с карточками на доске:
Посуда для приготовления пищи – кухонная, для сервировки стола – столовая, для чаепития – чайная:
- Покажите посуду для приготовления пищи. (вызываю по одному ученику к доске).
Кухонная (кастрюля, сковородка, половник)
Для сервировки стола: Столовая (глубокая тарелка, мелкая тарелка, большая ложка)
Для чаепития: Чайная (чашка, блюдце, сахарница, конфетница, чайник)
Практическое задание: (Лист с заданием, цветные карандаши)
- Соедини чайную посуду со столом (оранжевый карандаш), столовую – со шкафом (зеленый карандаш), кухонную – с плитой цветными карандашами.
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А теперь давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Шалун».
Наша Маша кашу варила,
Кашу варила, деток кормила Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала (поочередно сгибаем четыре пальца),
А этому не дала (встряхиваем за мизинец).
Он много шалил
И тарелку разбил (хлопаем по коленям обеими ладошками).
Работа с осколочной картиной. (индивидуальные наборы с разрезанными на 3-4 части картинками: кастрюля, чайник, чашка, миска)
- Каждый ребёнок получает набор с осколочной картинкой и складывает её.
- Какая посуда у вас получилась? Послушаем …(говорящих). Назовите предмет, который вы собрали и расскажите о нем.
Это – __________.
У него (неё) есть_______________.
Он (она) нужен (нужна) для ________________.
- Правда, что посуда может разбиться? Почему? От чего это зависит? (стеклянный стакан, пластмассовый, металлическая кружка)
Упражнение в распознавание материала, из которого делается посуда. (3 кружки: стеклянная, пластмассовая, металлическая)
- Скажите из чего сделаны кружки?
- Как называется посуда из стекла? пластмассы? Металла?
- Какую еще посуду изготовляют из металла?
Вывод: Посуду делают из разных материалов (показ) (стекло, дерево, глина, металл, пластмасса).
- Молодцы, мы с вами хорошо поработали, теперь немного отдохнем.
Слуховая гимнастика (с кружками).
-Опустите головки, глазки закройте. Послушайте звуки, узнайте по звуку материал… - Стекло, пластмасса или металл.
Учитель стучит по посуде из различных материалов. Дети отгадывают по звуку материал, из которого сделана посуда.
Обобщение. (Закрепление, актуализация знаний):
Вопросы:
- Что такое посуда?
(Посуда – это предметы, из которых пьют, едят, готовят пищу.)
-Так значит, для чего нужна человеку посуда? (Посуда нужна человеку, для того чтобы он мог культурно готовить и принимать пищу).
- Как называется: Посуда для приготовления пищи? (кухонная), для сервировки стола? (столовая), для чаепития? (чайная)
- Из каких материалов изготавливают посуду? (стекло, дерево, глина, металл, пластмасса, лоза и т.д.).
- Как нужно относиться к посуде? (К посуде нужно относиться бережно).
Обычная посуда красива, если она сияет и блестит, т.е. чистая. Любая посуда требует бережного отношения. Она должна быть вымытой, высушенной, вытертой...
Подведение итогов. Рефлексия.