Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира, расширение кругозора (с элементами познавательно-исследовательской деятельности) для детей с ОВЗ
Тема: «Дикие животные осенью»
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о лесе и лесных жителях (заяц, белка, лиса, волк, медведь); уточнить признаки осени; формировать знания об образе жизни диких животных, их частях тела и о том, как они готовятся к зиме.
Коррекционно-развивающие: развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия и внимания; развитие познавательного интереса к окружающей живой среде.
Воспитательные: воспитание положительной установки на участие в занятии, навыка взаимодействия, самостоятельности; воспитание бережного отношения к природе и ее жителям.
Оборудование: счетные палочки на всех детей, фигурки диких животных, плоскостные фигурки елок, картинка леса, с изображениями жилищ диких животных, мешочек, фигурки еды для животных.
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, коммуникативные, коррекционно-развивающие, технология исследовательской деятельности.
Ход занятия:
Организационный момент. Психогимнастика.
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, я!
II. Основная часть
1. Игра «Лес»
- Дети, сегодня мы с вами отправимся в лес. А что такое лес? (это место, где растут елочки, деревья, грибы, растения).
- Да, в лесу растёт много много елочек. Давайте с вами сделаем такие елочки. Мы сейчас их выложим из палочек. (дети конструируют из счетных палочек елочки по образцу).
- Какие хорошие елочки получились!
Учитель спрашивает у нескольких детей:
- Сколько елочек выложила.....? (одну)
- Сколько вместе у нас елочек получилось? (много)
- Да, и в лесу много елочек.
Дыхательная гимнастика
- Благодаря вам, мы попали в волшебный лес. Какой здесь чистый воздух, давайте сейчас с вами глубоко подышим (дети выполняют с педагогом дыхательную гимнастику 2-3 раза).
Знакомство с дикими животными.
- Кто живет в лесу? (животные). Назовите их. (волк, лиса, медведь, заяц, белка), (учитель по мере ответов детей выставляет фигуры диких животных).
- Умнички, вы сейчас назвали диких животных. Они называются дикими потому, что живут в лесу, самостоятельно заботятся о себе, добывают себе пищу и строят жилища.
- Посмотрите, кто это у нас? (медведь). Что есть у медведя? (у него есть туловище, голова и на ней маленькие круглые ушки, еще у него есть короткий, маленький хвостик и четыре большие лапы). А еще у медведя толстая и густая шерстка, благодаря которой он не мерзнет зимой.
- Так у всех животных есть туловище, голова, четыре лапки и хвостики: короткие и длинные.
Физминутка: «Мишка косолапый»
- А теперь медведь хочет пригласить вас на зарядку, сделаем вместе с ним зарядку?
Мишка косолапый
По лесу идет (Руки в стороны, наклоны вправо-влево)
Шишки собирает (Наклоны вперед)
И в карман кладет. (Руки на пояс)
Вдруг упала шишка (Руки вверх, потрясти над головой)
Прямо мишке в лоб. (Обе руки на лоб)
Мишка рассердился (Помахать кулачками)
И ногами топ-топ. (Топаем ногами)
Беседа «Как животные готовятся к зиме»
-Дети, а какое сейчас время года? (осень). Правильно, сейчас поздняя осень, совсем скоро наступит зима и станет холодно. Скажите, а что происходит осенью? (на улице холодно, часто идут дожди, на деревьях желтеют и опадают листья, люди надевают теплую одежду, птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме).
- Давайте узнаем, как же наши животные готовятся к зиме.
- Зайчик зимой меняет свою серую шубку на белую. Заяц очень любит морковку, но в лесу зимой зайка питается только корой деревьев, в сильные холода прячется под заснеженными кустами.
- А занете ли вы, какое животное спит всю зиму? (медведь). Перед наступлением зимы медведь хорошенько поел своих любимых ягод и рыбки и у него накопился слой жира к зиме. Потом медведь впадает в спячку в своей берлоге, в которой спит всю зиму.
- А вот белочка готовит запасы орехов и грибов. Меняет рыжую шубку на серую. Ее домик называется дуплом, внутри него белочка постилила мягкую траву, в сильные морозы белка может не выходить из своего дупла и даже уснуть.
- Лисы и волки - это хищники, жилище волка - это логово. Зимой они объединяются в крупные стаи и охотятся на кабанов и зайцев. Лисы живут в норках и охотятся на зайцев, птиц и грызунов. К зиме у волков и лис шерсть становится более густая, поэтому им не холодно.
Игра «Кто что ест?»
- У меня есть волшебный мешочек, в нем лежат любимые лакомства наших диких животных.
- Давайте определим, что ест каждое животное (дети по очереди выходят к учителю, достают еду и кладут рядом с диким животным).
Заяц любит морковку, капусту, но зимой он питается корой деревьев.
Белка ест орешки, грибы.
Медведь любит мед, ягоды и рыбку.
Волк хищник, он может поймать крупную добычу - ягненка, а также зайца и птиц.
Лиса тоже хищница, она ест птиц, мышей и зайцев.
III Итог.
- Дети, о ком мы сегодня говорили? (о животных)
- Где живут дикие животные? (в лесу)
- А что вам понравилось сегодня на занятии?