Конспект открытого занятия в средней группе по теме: "Ткань и бумага»
Цель: познакомить детей со свойствами бумаги и ткани, различать их.
Задачи:
Образовательные: Учить детей определять и называть свойства предметов, находить по словесному указанию воспитателя предметы, закрепить названия предметов, слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них предложениями.
Развивающие: Развивать восприятие, зрительную и тактильную память. Развивать внимание, мышление, наблюдательность, речь.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, аккуратность, культурно-гигиенические навыки.
Активизация словаря: бумага, ткань, бумажная, прочная, шуршит, рвется, мнется, гладкая, твердая, не издает звуков, мятый, платье из бумаги размокнет, платье из ткани намокнет.
Предварительная работа: игры с бумагой, тканью, д\и «Узнай на ощупь», «Завяжи кукле бантик».
Оборудование и материалы: кукла Маша, платье из бумаги, платье из ткани, 2 тазика с водой, платочки из бумаги и ткани, принадлежности для ИЗО.
Демонстрационный материал:
Кукла Маша, платья из ткани и бумаги, ёмкость для проведения опыта, 1 журнальный столик.
Раздаточный материал: платочки из ткани и бумаги, принадлежности для ИЗО на каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель: Посмотрите, сколько гостей пришло, давайте поздороваемся с ними.
Игра – приветствие М. Картушиной «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте ладошки, («фонарики» на уровне плеч) хлоп – хлоп – хлоп (хлопки перед собой).
- Здравствуйте ножки, (хлопки по коленям) топ – топ – топ (притопы).
- Здравствуйте щёчки, (щёчки надуть, лёгкие хлопки по ним, плюх – плюх – плюх (руки сжаты в кулачки, легко плюхают по щекам, как бы сдувая их).
- Здравствуй мой носик, бип – бип – бип (показываем на нос).
- Здравствуйте губки (три раз чмокаем губами)
- Здравствуйте гости! (разводим руки в стороны).
Игровой сюрпризный момент.
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Я хорошая игрушка, буду девочкам подружка,
Я могу сидеть в коляске, закрывать умею глазки.
В гости к детям пришла кукла Маша. Мама сшила Маше 2 платья. Одно платье мама сшила из ткани, а другое из бумаги. Маша не может выбрать, какое платье надеть на день рождения к подруге Даше. Воспитатель предлагает помочь Маше выбрать платье.
2. Игра «Что какое?».
Детям раздаются платочки из ткани и бумаги.
Воспитатель предлагает взять в руки платочек из ткани, а потом платочек из бумаги.
Упражнение «Определи на ощупь»
Воспитатель раздает каждому ребенку платье из бумаги и платье из ткани, предлагает взять в руки платье из бумаги и потрогать, погладить руками, закрыть глаза, запомнить эти ощущения, ответить, какое бумажное платье на ощупь. Затем предлагает проделать то же самое с тканью.
Бумага Ткань
Жесткая Мягкая
1.Опыт «Мокнет – не мокнет» Воспитатель обращает внимание детей, что оба платочка кукол красивые, нарядные, но они оба могут испачкаться, их нужно будет стирать. Предлагает намочить платочки из ткани, платочки из бумаги и узнать, что станет с ними. (Воспитатель предлагает одному из детей, взять платок из ткани и положить в ванночку с водой, затем постирать, выжать и достать, то же самое проделать с платком из бумаги). После проведения опыта предлагает детям ответить:
А пока наши платья намокнут мы с вами поиграем.
Хороводные игры. Карусели. Образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит воспитатель. – Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова: Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели Карусель медленно движется в правую сторону. А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Темп речи и движений постепенно ускоряется.
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Карусель меняет направление движения.
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза),
Вот и кончена игра.
Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу. В конце дети хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются.
Воспитатель предлагат после игры посмотреть что стало с платочками.
-что произошло с платком из ткани?
-что произошло с платком из бумаги?
-какое платок можно будет постирать, если оно испачкается?
- что же лучше бумага или ткань?
Бумага Ткань
В воде размокает и рвется В воде намокает и становится мокрой
2. Опыт «Мнется-не мнется»
Воспитатель раздает каждому ребенку платок из бумаги и ткани, предлагает взять в руки и помять их. После проведения опыта предлагает детям ответить:
-что произошло с платком из ткани?
-что произошло с платком из бумаги?
- что же лучше бумага или ткань?
Воспитатель подводит детей к выводу, что для платья - лучше ткань, а бумага подойдет для других вещей. Кукла Маша благодарит детей, прощается, уходит. Ребята строятся за воспитателем, и отправляются в путь, где благодарят всех за внимание.
В о с п и т а т е л ь. Обследуйте ткань и бумагу пальчиками, запомните, какая на ощупь ткань (мягкая.) и какая бумага (твердая). Затем совместными усилиями выясняют, как «разговаривают» бумага и ткань (бумага шуршит, ткань не издает звуков). Пробуют расправить платочки: бумага остается мятой, а ткань разглаживается.
Воспитатель побуждает детей подумать, какое платье прочнее – бумажное или из ткани? Дети делают вывод: бумага рвётся легко, а ткань можно порвать, если дёргать сильно.