Конспект открытого занятия в средней группе «Радуга» по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в сказку».
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Задачи:
Познавательное развитие: закрепить название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); выделить их свойства (форма, цвет, размер); закрепить знание количественного счета до 5, умение распознавать цифры до 5 и соотносить их с количеством предметов, повторить понятия длинный-короткий.
Художественно-эстетическое развитие: развивать чувство формы, воспитывать интерес к отображению природы в изобразительной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.
Речевое развитие: развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Физическое развитие: обогащать двигательный опыт детей, развивать мелкую моторику, формировать правильную осанку, формировать у дошкольников ценностное отношение к своему здоровью.
Материалы и оборудование: презентация «Сказки», ковер-самолёт, геометрические фигуры, дерево «яблоня с яблоками», речка, мосты, печка.
Методические приёмы: вводная беседа, демонстрация наглядного материала, рассказ воспитателя, физминутка.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребятки. Сегодня на наше занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам!
Вместе с солнышком встаём!
Вместе с солнышком поём!
Дети: Здравствуйте.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Сказки»( презентация : «Гуси-лебеди», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят»).
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на экран . Что вы видите?
Ответы детей (Герои из сказок).
Воспитатель: Вы можете назвать из каких сказок?
Ответы детей: «Гуси-лебеди», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» .
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. А отправимся мы туда на волшебном ковре- самолете.
(Воспитатель показывает «ковер-самолет»)
Воспитатель: Ой, ребята, его прогрызли мыши. Надо срочно починить «ковер-самолет». Мне кажется. Что это мышка. В какой сказке мы её встречаем?.
Ответы детей: «Курочка ряба», «Репка», «Теремок».
Воспитатель: У меня геометрические фигуры. Давайте починем « ковёр-самолет».
(Дети по очереди накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.)
Воспитатель: Какие вам понадобились геометрические фигуры для ремонта коврика?
Дети: формы квадрата, прямоугольника, треугольника, круга.
(Дети называют большие и маленькие формы фигур, определяют цвет).
Воспитатель: Наш ковер готов к полету. А теперь, друзья, все на борт.
(Воспитатель и дети становятся друг за другом и имитируют движение полета).
Наш ковёр летит и мчится,
Трудностей мы не боимся.
В сказочный мир попадём,
И героев позовём!
Воспитатель: Вот мы и прилетели! Вокруг все сказочно красиво! Интересно, в какую сказку мы с вами попали? Ой, а нас кто-то встречает.
Презентация ( изображение Алёнушки).
Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку, и вы узнаете в какую сказку вы попали.
У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Дети: Гуси – лебеди
Воспитатель: Гуси- лебеди герои из какой сказки?
Дети: Из сказки «Гуси – лебеди»
Воспитатель: Алёнушка, а ты хочешь с ребятками поиграть?
Алёнушка: Я бы поиграла, но случилась беда. Баба- Яга забрала моего братика Иванушку, а я никак не могу найти дорогу до избушки.
Воспитатель: Мы тебя в беде не оставим. Ребята, поможем Алёнушке?
Дети: Да. Поможем.
Воспитатель: Ну, тогда в путь! (Воспитатель и дети добираются до яблони)
Воспитатель и дети: Яблоня, яблоня покажи дорогу до избушки Бабы-Яги? (Голос из-за ширмы).
Яблоня: Покажу, если вы поможете сосчитать мои яблоки. Сколько у меня красных и сколько жёлтых яблок?
Воспитатель: Наши ребята готовы тебе помочь.
Дети: собирают яблоки в корзины: 4 красных, 5 жёлтых
Воспитатель: Каких яблок больше? (яблоки развешиваются на доске в два ряда)
Дети: Жёлтых яблок больше.
Воспитатель: Каких яблок меньше?
Дети: Красных яблок меньше.
Выбирают соответствующие цифры.
Воспитатель: Ребята. Вы справились.
(Голос из-за ширмы).
Яблоня: Молодцы ребята! Справились с заданием. Вот вам за это волшебное яблочко. Куда яблочко покатится, туда и следуйте.
Воспитатель: Ребята, яблочко нас привело к речке.
Дидактическая игра «Собери мостик».
Воспитатель: Чтобы перейти речку нам нужно построить мост, а из чего можно построить мост?
Дети: Из досок, бревен.
Воспитатель: На берегу лежат строительный материал разного размера для постройки моста. Каждый выберите материал нужного размера и постройте мост? (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Алина скажи что ты выбрала? Какую? Длинную или короткую? Почему?
Алина: Я выбрала длинную доску, потому что она как раз по размеру речки.
Воспитатель: а как узнать какая дощечка длинная, а какая короткая?
Дети: Способом наложения.
После того как постройка моста будет завершена, дети «перебираются» через речку.
Физкультминутка.
В темном лесу есть избушка (шагаем)
Стоит задом наперед (поворот)
В той избушке есть старушка (наклоны)
Бабушка-Яга живет (поворот обратно)
Нос крючком (показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят.
Шли мы шли и до печки дошли!
Воспитатель: Попросим печку показать дорогу до избушки Бабы- Яги (Голос из-за ширмы)
Печка в ответ:
Я вам, дети, подскажу
И дорогу покажу.
Но пока вы не спешите,
И мне вы помогите.
Воспитатель: печка нас просит разложить на тарелочку пирожки от большего к меньшему и на оборот от меньшего к большему.
Скажите какой формы пирожки ? ( на какую геометрическую фигуру они похожи?
Ответы детей.
Презентация ( появляется Баба –Яга ).
Баба-Яга: Кто такие? Чего расшумелись? Что вы там про меня рассказываете, спать мне не даете?
Воспитатель: Полно тебе Баба- Яга спать. Отдавай нам Иванушку.
Баба-Яга: Сначала отгадайте загадки и удивите меня чем-нибудь.
1-я загадка.
Сколько бубликов в мешок
Положил ты петушок?
Два. Но дедушке дадим
И останется (Ответ: один)
2-я загадка.
На пасеке три медвежонка
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез.
А сколько убежали в лес? (Ответ: два)
3-я загадка.
Две розы Маша сорвала,
В подарок маме принесла.
Сорви еще и подари
Ты мамочке не две, а (Ответ: три)
Баба-Яга: Ой, какие вы умненькие. Ладно, верну я вам Иванушку. (Баба- Яга возвращает куклу- Иванушку девочке-Аленушке)
Дети: Спасибо, Баба- Яга, а эти печенья мы сами сделали. Угощайся.
Баба-Яга: У меня для вас тоже есть угощения.
Дети: Спасибо.
Баба-Яга угощает детей .
Воспитатель: а нам пора возвращаться в детский сад.
Дети на ковре-самолёте возвращаются назад.
Подводится итог.
Ребята в какой сказке мы с вами побывали?
Кому мы помогали?
С кем повстречались?
Какие задания выполняли?