СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия "Жанр живописи.Натюрморт."

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка открытого занятия в изостудии 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия "Жанр живописи.Натюрморт."»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» Промышленного района











КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «АКВАРЕЛЬКА»

1 год обучения

Тема занятия: «Натюрморт, как жанр живописи»











Составитель:

Самарцева Ольга Андреевна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории














Оренбург

2019г



Тема занятия: « Натюрморт, как жанр живописи»

Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная

Тип занятия: занятие-знакомство с новой темой.

Задание для выполнения: декоративный натюрморт.

Методы и приемы обучения:

Словесный: беседа, объяснение;

Наглядный: иллюстрации художников;

Практический: выполнение практического задания.

Материалы и оборудование:

для педагога: таблицы с видами натюрмортов, цветовой круг, теплые и холодные оттенки, ноутбук, экран, проектор, иллюстрации по теме занятия (натюрморты по видам ,иллюстрации известных художников ,иллюстрации картин оренбургских художников); натюрморты учащихся из фонда объединения по теме, словарь слов по теме, правила построения натюрморта, элементы натюрморта из цветной бумаги для тренинга в составлении натюрморта на доске.

для учащихся: бумага для гуаши формата А3, карандаш простой, ластик, гуашь 12 цветов, баночка для воды, кисти, палитра, влажные салфетки.


Оформление кабинета:

Доска оформлена по зонам: новые слова-понятия, зона для составления композиции и демонстрация иллюстраций . На мольбертах выставлены таблицы с правилами построения натюрмортов и композиции учащихся по теме из фонда объединения.


Цель: получение новых знаний о жанре изобразительного искусства -натюрморт. Выполнение творческого задания по теме «Декоративный натюрморт».


Задачи:

обучающие:

- повторение знаний о цвете;

- познакомить с жанром изобразительного искусства- натюрморт и видами натюрморта;

- получение новых знаний о правилах композиции натюрморта ;

- знакомство с новой техникой декоративное рисование .

развивающие:

- развитие умения стилизовать нарисованные предметы;

- развитие чувства пропорции, масштаба;

воспитательные:

- воспитание эстетического вкуса.;

- воспитание патриотизма, познакомив с творчеством известных оренбургских художников (Р.Асаев, И.Шарапов, Р.Юсуфбаев ,Н.Ерышев)

Тип занятия:  усвоения новых знаний.

Вид занятия:  выполнение задания с натуры, стилизовав его по собственному замыслу.

Принципы обучения:

-последовательность в обучении;

- использование правил при выполнении задания;

- доступность, наглядность .


План занятия:(2 академических часа по 45 минут с перерывом 10 мин)

  1. организационная часть;

  2. повторение и закрепление пройденного материала;

  3. вводная беседа педагога, передача нового материала;

  4. практическая работа учащихся;

  5. физминутка;

  6. индивидуальное консультирование в процессе выполнения задания;

  7. Рефлексия (итог занятия).


Ход занятия:

Организационная часть:

Учащиеся входят в кабинет и подготавливают рабочее место (расстановка рабочего материала).Настрой на занятие. Мотивация.


Повторение и закрепление пройденного материал:

Сегодня мы повторим с вами знания о цвете ,которые мы ранее изучали.

Какие цвета относятся к основным? (красный, синий ,желтый)

Какие цвета называются составные и почему? (составные - смешанные цвета в цветовом круге это оранжевый ,фиолетовый и зеленый)

Эти ранее полученные знания помогут вам в выполнении нового задания.

Если вы посмотрите на работы выставленные на доске ,то заметите ,что в композициях используют еще одно понятие о цветоделении в композиции.

Это теплые и холодные цвета .посмотрите на таблицу и покажите какая группа представленных цветов относятся к теплым?(На доске три таблицы -смешанные цвета ,теплые оттенки и холодные оттенки )

(пригласить к доске учащегося - показывает правильный ответ)

Далее выберите из представленных оставшихся двух таблиц группу холодных оттенков.(Учащийся показывает правильный ответ и обосновывает его).


Сообщение нового материала:

Вы знаете, что изобразительное искусство делится на жанры изобразительного искусства. Сегодня перед вами стоит задача изучить новый жанр. Но прежде рассмотрим что такое жанр и какие основные жанры существуют?

Жанры живописи можно определить по двум критериям. Что изображено на композиции и что происходит в композиции (ее сюжет)?

Термин «натюрморт» происходит от французского nature morte - «мертвая природа». Изображение неодушевленных предметов лежит в основе рисования натюрморта. Натюрморт - это жанр изобразительного искусства.

Скажите пожалуйста какие натюрморты вы видели и можете описать?

(с изображением еды и трофеев охотников с инструментами и книгами, еще там драпировки красивые бывают…)

Молодцы. Натюрморты бывают разные, мы сегодня разберем три вида натюрморта по технике исполнения композиции.

-реалистический,

-декоративный,

-абстрактный.


Основной этап:

Сейчас мы будем изображать композицию выполненную декоративно.

«Декор»- в переводе с латинского означает украшать. В начале 19 века художники начали много рисовать натюрморты и выполняли картины в этом жанре, уделяя внимание не только реалистическому отображению предметов ,но и эксперементируя с цветом и манерой исполнения.

Сначала давайте сравним два натюрморта

Декоративный и реалистично написанный.

(в реалистичном много оттенков и цветов, а в декоративном - меньше оттенков и переходов и они выделяются при переходе цвета, в реалистичном -мазки смешиваются.)

Молодцы. Правильно подметили в цвете. Художники в декоративном натюрморте стараются разделить цвета, не смешивая в плавные переходы, хотя сложные оттенки присутствуют.

Еще какую одну особенность можно подметить в декоративных натюрмортах, при сравнении с реалистичным?

(В декоративном натюрморте предметы и фон как-то по особенному выглядят, не как в натуре, изменены.)

Действительно - предметы изменены или профессионально называется –стилизованны .Значит форма видоизменена в декоративную сторону, украшена и может даже упрощенна .Но не как в абстрактном натюрморте. В декоративном натюрморте еще используют фактуры .

Фактуры - это визуальное и тактильное ощущение (на прикосновение)от предмета. Как отобразить может художник фактуру?

(Точечками , узорами, пятнышками. В зависимости от увиденного.)

Правильно. В основном художник отображает фактуру линией, пятном и точкой. И смешивая эти приемы получаем интересные выразительные изображения предметных поверхностей.

Например, кривыми линиями и точками можно передать фактуру дерева.



Теперь зная эти особенности изображения декоративного натюрморта назовите под каким номером на иллюстрации изображен декоративный натюрморт?

(третий)

Совершенно верно.

Следующее задание, попробуйте по таблицам с фактурами визуально не видя предмета понять из чего сделан предмет?










(дерево, кожа, мех, камень)



А вот такими графическими приемами изображают фактуру художники:









Также декоративный натюрморт можно не только декоративно нарисовать как на этих примерах:


Но и выполнить в различном прикладном материале- камень, керамика(мозаика) ,стекло (витраж),текстиль (панно)




 



Текстильный коллаж Валентины Максимовой

Назовите пожалуйста примеры применения таких панно в жизни.

(Украшение интерьера, оформление кафе, в школьной столовой…)





Практическая часть:

Теперь вы выполните декоративный натюрморт на основе полученных знаний и увиденных примеров. Но прежде составьте натюрморт на доске из готовых элементов следуя правилам составления натюрморта и вообще композиции:

-выберете главный предмет композиции;

-определитесь с пропорциями и размером изображаемого;

-предметы в натюрморте взаимосвязаны визуально;

-надо принять решение по цветовому колориту натюрморта.

Учащийся составляет композицию на доске из готовых плоских предметов (набор разных по размеру)

Теперь приступаем к выполнению творческого задания.

Выполнять композицию следует поэтапно :

1.Выполнение форэскиза - маленькой зарисовки задуманного натюрморта. Варианты.

2.Переносим задуманный эскиз на формат листа и стилизуем предметы по форме.

3.Из карточек - палитр выбираем цветовую гамму будущего натюрморта или готовим колорит самостоятельно.

4.Незавершенную композицию оставляем для дальнейшего завершения на следующее занятие.

5.Выставляем композиции для просмотра группового и сравнительного анализа проделанной работы с одногруппниками.

Приступаем к работе. В течении практической работы проводится физминутка .


Индивидуальное консультирование и помощь:

В течении занятия наблюдаем за работой детей, при необходимости повторяю и объясняю материал в индивидуальном порядке, направляю на создание гармоничной композиции. Без согласия учащегося не вмешиваемся в процесс создания композиции..


Рефлексия:

Анализ работ учащихся. Поощрение словесное, обсуждение ошибок и удачных решений.

Уборка рабочего места.

 Дети собирают свои художественные принадлежности, моют кисти и баночки для воды, при необходимости протирают парты.


Литература

  1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник для студентов ХГФ. М., 2000

  2. Сокольникова Н.М. Композиция. Обнинск, Титул, 2001

  3. ЛогвиненкоГ.М. Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов вузов,2005г.



Скачать

© 2019, 462 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!