Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» Промышленного района
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «АКВАРЕЛЬКА»
1 год обучения
Тема занятия: «Натюрморт, как жанр живописи»
Составитель:
Самарцева Ольга Андреевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Оренбург
2019г
Тема занятия: « Натюрморт, как жанр живописи»
Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная
Тип занятия: занятие-знакомство с новой темой.
Задание для выполнения: декоративный натюрморт.
Методы и приемы обучения:
Словесный: беседа, объяснение;
Наглядный: иллюстрации художников;
Практический: выполнение практического задания.
Материалы и оборудование:
для педагога: таблицы с видами натюрмортов, цветовой круг, теплые и холодные оттенки, ноутбук, экран, проектор, иллюстрации по теме занятия (натюрморты по видам ,иллюстрации известных художников ,иллюстрации картин оренбургских художников); натюрморты учащихся из фонда объединения по теме, словарь слов по теме, правила построения натюрморта, элементы натюрморта из цветной бумаги для тренинга в составлении натюрморта на доске.
для учащихся: бумага для гуаши формата А3, карандаш простой, ластик, гуашь 12 цветов, баночка для воды, кисти, палитра, влажные салфетки.
Оформление кабинета:
Доска оформлена по зонам: новые слова-понятия, зона для составления композиции и демонстрация иллюстраций . На мольбертах выставлены таблицы с правилами построения натюрмортов и композиции учащихся по теме из фонда объединения.
Цель: получение новых знаний о жанре изобразительного искусства -натюрморт. Выполнение творческого задания по теме «Декоративный натюрморт».
Задачи:
обучающие:
- повторение знаний о цвете;
- познакомить с жанром изобразительного искусства- натюрморт и видами натюрморта;
- получение новых знаний о правилах композиции натюрморта ;
- знакомство с новой техникой декоративное рисование .
развивающие:
- развитие умения стилизовать нарисованные предметы;
- развитие чувства пропорции, масштаба;
воспитательные:
- воспитание эстетического вкуса.;
- воспитание патриотизма, познакомив с творчеством известных оренбургских художников (Р.Асаев, И.Шарапов, Р.Юсуфбаев ,Н.Ерышев)
Тип занятия: усвоения новых знаний.
Вид занятия: выполнение задания с натуры, стилизовав его по собственному замыслу.
Принципы обучения:
-последовательность в обучении;
- использование правил при выполнении задания;
- доступность, наглядность .
План занятия:(2 академических часа по 45 минут с перерывом 10 мин)
организационная часть;
повторение и закрепление пройденного материала;
вводная беседа педагога, передача нового материала;
практическая работа учащихся;
физминутка;
индивидуальное консультирование в процессе выполнения задания;
Рефлексия (итог занятия).
Ход занятия:
Организационная часть:
Учащиеся входят в кабинет и подготавливают рабочее место (расстановка рабочего материала).Настрой на занятие. Мотивация.
Повторение и закрепление пройденного материал:
Сегодня мы повторим с вами знания о цвете ,которые мы ранее изучали.
Какие цвета относятся к основным? (красный, синий ,желтый)
Какие цвета называются составные и почему? (составные - смешанные цвета в цветовом круге это оранжевый ,фиолетовый и зеленый)
Эти ранее полученные знания помогут вам в выполнении нового задания.
Если вы посмотрите на работы выставленные на доске ,то заметите ,что в композициях используют еще одно понятие о цветоделении в композиции.
Это теплые и холодные цвета .посмотрите на таблицу и покажите какая группа представленных цветов относятся к теплым?(На доске три таблицы -смешанные цвета ,теплые оттенки и холодные оттенки )
(пригласить к доске учащегося - показывает правильный ответ)
Далее выберите из представленных оставшихся двух таблиц группу холодных оттенков.(Учащийся показывает правильный ответ и обосновывает его).
Сообщение нового материала:
Вы знаете, что изобразительное искусство делится на жанры изобразительного искусства. Сегодня перед вами стоит задача изучить новый жанр. Но прежде рассмотрим что такое жанр и какие основные жанры существуют?
Жанры живописи можно определить по двум критериям. Что изображено на композиции и что происходит в композиции (ее сюжет)?
Термин «натюрморт» происходит от французского nature morte - «мертвая природа». Изображение неодушевленных предметов лежит в основе рисования натюрморта. Натюрморт - это жанр изобразительного искусства.
Скажите пожалуйста какие натюрморты вы видели и можете описать?
(с изображением еды и трофеев охотников с инструментами и книгами, еще там драпировки красивые бывают…)
Молодцы. Натюрморты бывают разные, мы сегодня разберем три вида натюрморта по технике исполнения композиции.
-реалистический,
-декоративный,
-абстрактный.
Основной этап:
Сейчас мы будем изображать композицию выполненную декоративно.
«Декор»- в переводе с латинского означает украшать. В начале 19 века художники начали много рисовать натюрморты и выполняли картины в этом жанре, уделяя внимание не только реалистическому отображению предметов ,но и эксперементируя с цветом и манерой исполнения.
Сначала давайте сравним два натюрморта
Декоративный и реалистично написанный.
(в реалистичном много оттенков и цветов, а в декоративном - меньше оттенков и переходов и они выделяются при переходе цвета, в реалистичном -мазки смешиваются.)
Молодцы. Правильно подметили в цвете. Художники в декоративном натюрморте стараются разделить цвета, не смешивая в плавные переходы, хотя сложные оттенки присутствуют.
Еще какую одну особенность можно подметить в декоративных натюрмортах, при сравнении с реалистичным?
(В декоративном натюрморте предметы и фон как-то по особенному выглядят, не как в натуре, изменены.)
Действительно - предметы изменены или профессионально называется –стилизованны .Значит форма видоизменена в декоративную сторону, украшена и может даже упрощенна .Но не как в абстрактном натюрморте. В декоративном натюрморте еще используют фактуры .
Фактуры - это визуальное и тактильное ощущение (на прикосновение)от предмета. Как отобразить может художник фактуру?
(Точечками , узорами, пятнышками. В зависимости от увиденного.)
Правильно. В основном художник отображает фактуру линией, пятном и точкой. И смешивая эти приемы получаем интересные выразительные изображения предметных поверхностей.
Например, кривыми линиями и точками можно передать фактуру дерева.
Теперь зная эти особенности изображения декоративного натюрморта назовите под каким номером на иллюстрации изображен декоративный натюрморт?
(третий)
Совершенно верно.
Следующее задание, попробуйте по таблицам с фактурами визуально не видя предмета понять из чего сделан предмет?
(дерево, кожа, мех, камень)
А вот такими графическими приемами изображают фактуру художники:
Также декоративный натюрморт можно не только декоративно нарисовать как на этих примерах:
Но и выполнить в различном прикладном материале- камень, керамика(мозаика) ,стекло (витраж),текстиль (панно)
Текстильный коллаж Валентины Максимовой
Назовите пожалуйста примеры применения таких панно в жизни.
(Украшение интерьера, оформление кафе, в школьной столовой…)
Практическая часть:
Теперь вы выполните декоративный натюрморт на основе полученных знаний и увиденных примеров. Но прежде составьте натюрморт на доске из готовых элементов следуя правилам составления натюрморта и вообще композиции:
-выберете главный предмет композиции;
-определитесь с пропорциями и размером изображаемого;
-предметы в натюрморте взаимосвязаны визуально;
-надо принять решение по цветовому колориту натюрморта.
Учащийся составляет композицию на доске из готовых плоских предметов (набор разных по размеру)
Теперь приступаем к выполнению творческого задания.
Выполнять композицию следует поэтапно :
1.Выполнение форэскиза - маленькой зарисовки задуманного натюрморта. Варианты.
2.Переносим задуманный эскиз на формат листа и стилизуем предметы по форме.
3.Из карточек - палитр выбираем цветовую гамму будущего натюрморта или готовим колорит самостоятельно.
4.Незавершенную композицию оставляем для дальнейшего завершения на следующее занятие.
5.Выставляем композиции для просмотра группового и сравнительного анализа проделанной работы с одногруппниками.
Приступаем к работе. В течении практической работы проводится физминутка .
Индивидуальное консультирование и помощь:
В течении занятия наблюдаем за работой детей, при необходимости повторяю и объясняю материал в индивидуальном порядке, направляю на создание гармоничной композиции. Без согласия учащегося не вмешиваемся в процесс создания композиции..
Рефлексия:
Анализ работ учащихся. Поощрение словесное, обсуждение ошибок и удачных решений.
Уборка рабочего места.
Дети собирают свои художественные принадлежности, моют кисти и баночки для воды, при необходимости протирают парты.
Литература
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник для студентов ХГФ. М., 2000
Сокольникова Н.М. Композиция. Обнинск, Титул, 2001
ЛогвиненкоГ.М. Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов вузов,2005г.