СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытой НОД «Путешествие в страну АБВГДЕЙКА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытой НОД «Путешествие в страну АБВГДЕЙКА»/

Цель НОД:

Обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

Обучающие:

  • Совершенствовать навыки звукового анализа слова: определять гласные (ударный, безударный), согласные звуки (мягкий, твердый), чем они отличаются; находить место положения звука в слове; определять, сколько слогов в слове;составлять слова из слогов.
  • Закреплять умение составлять предложения из определённого количества слов; совершенствовать умение в составлении схемы предложения с заданным количеством слов.
  • Обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, мышление, внимание, память.
  • Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
  • Развивать у детей коммуникативные навыки общения.

Воспитывающие:

  • Создать хорошее настроение; вызвать желание детей победить, при составлении заключительного задания.
  • Воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
  • Поощрять активность и самостоятельность.

Методическое обеспечение:магнитофон с аудиозаписью(музыка П. И. Чайковского«Шум моря»),сюжетная картинка, мольберт, предметные картинки и домики для определения количества слогов в слове, разноцветные слоговые шарики и флажки,цветныекарточки для звукового анализа слова, буквы, карточки и фишки для определения места звука в слове, картинки для составления пословиц.

Интеграция образовательных областей:Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Словарная работа: звук, слог, слово, предложение, ударение, буква; пословицы и поговорки.

Сюрпризный момент:письмо от жителей Страны АБВГДЕЙКА, подарки - закладки для детей

Здоровьесберегающие технологии:физкультминутки, пальчиковая игра.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытой НОД «Путешествие в страну АБВГДЕЙКА»»












Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи и подготовке к обучению грамоте

на тему «Путешествие в страну АБВГДЕЙКА»

для детей подготовительной к школе группы

в рамках проведения «Недели педагогического мастерства».











Подготовила и провела

Уварова С.Н., воспитатель



















Цель НОД:

Обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.


Задачи:

Обучающие:

  • Совершенствовать навыки звукового анализа слова: определять гласные (ударный, безударный), согласные звуки (мягкий, твердый), чем они отличаются; находить место положения звука в слове; определять, сколько слогов в слове;составлять слова из слогов.

  • Закреплять умение составлять предложения из определённого количества слов; совершенствовать умение в составлении схемы предложения с заданным количеством слов.

  • Обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, мышление, внимание, память.

  • Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.

  • Развивать у детей коммуникативные навыки общения.

Воспитывающие:

  • Создать хорошее настроение; вызвать желание детей победить, при составлении заключительного задания.

  • Воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

  • Поощрять активность и самостоятельность.



Методическое обеспечение:магнитофон с аудиозаписью(музыка П. И. Чайковского«Шум моря»),сюжетная картинка, мольберт, предметные картинки и домики для определения количества слогов в слове, разноцветные слоговые шарики и флажки,цветныекарточки для звукового анализа слова, буквы, карточки и фишки для определения места звука в слове, картинки для составления пословиц.



Интеграция образовательных областей:Социально-коммуникативное, речевое развитие.



Словарная работа: звук, слог, слово, предложение, ударение, буква; пословицы и поговорки.



Сюрпризный момент:письмо от жителей Страны АБВГДЕЙКА, подарки - закладки для детей



Здоровьесберегающие технологии:физкультминутки, пальчиковая игра.

















Ход НОД:

(Входят дети и встают полукругом)

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

(Стук в дверь, передают письмо)

Ребята, нам только что принесли необычное письмо. Давайте сейчас мы его прочитаем и узнаем от кого же оно?

(Воспитатель читает письмо от жителей Страны АБВГДЕЙКА)

«Дорогие юные друзья! Мы жители Страны АБВГДЕЙКА хотим пригласить вас в гости в нашу страну! Нам так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране АБВГДЕЙКА вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Мы надеемся, что вы обязательно справитесь со всеми заданиями. За каждое выполненное правильно задание вам будет выдаваться буква, из этих букв потом вы составите слово. Вас ожидают подарки. Желаем вам удачи!!!»

Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие в Страну АБВГДЕЙКА? Вы готовы показать все свои знания и умения? Вам надо будет потрудиться, чтобы выполнить все задания. Ведь, как известно, без труда не выловишь и рыбку из пруда! Выполнять задания нужно дружно,не ссориться и помогать друг другу. Вы согласны?

Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Если кто его произнесёт…
(звук)

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает…
(буква)


Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый…
(слог)

Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…
(слово)

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …
(предложение)

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь вы знаете, кто живет в стране АБВГДЕЙКА? (Ответ детей)

Воспитатель: Нам пора отправляться в путешествие. Страна АБВГДЕЙКА находится среди множества островов, посреди Океана Знаний. На чём же нам можно отправиться?(Ответ детей)

Воспитатель: Садимся в корабль, снимаемся с якоря, отправляемся в плавание по Морю – Океану Знаний и конечным нашим пунктом будет страна АБВГДЕЙКА.

(Дети садятся в построенный корабль, звучит музыка П. И. Чайковского «Шум моря»)

Воспитатель: Ребята, пока наш корабль приближается к первому пункту нашего путешествия, хочется вот о чём с вами поговорить. У русского народа на все случаи жизни есть мудрые высказывания, иначе их называют пословицами и поговорками. И вот что сказано про буквы и азбуку:

  • Азбука – к мудрости ступенька.

  • Испокон века книга красит человека.

Воспитатель: Ребята, а почему так говорят, как вы думаете? (Ответ детей) Воспитатель: Да, ребята, без букв не сможете обучиться грамоте. Без них ни читать, ни писать не сможете, да и другие науки, не умея читать, изучить невозможно; не сможете стать умным, образованным человеком.

Воспитатель: А какие ещё вы знаете пословицы и поговорки о знании?

Дети:

  • Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит.

  • Ученье – свет, а не ученье – тьма.

  • Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

  • Чтение – лучшее учение.

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и оказались на ОСТРОВЕ «БУКВ И ЗВУКОВ».

(Остров украшен буквами и картинки птиц, насекомых, животных)

Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы.

(На столе лежат буквы, работа в парах).

(А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)

Воспитатель: Вы должны разложить их в две группы, какие группы получатся? (Ответ детей: гласные и согласные)

Воспитатель: Правильно, ребята, давайте с вами поиграем.

Д/и «Изобразите буквы» (игра проводится на коврике)

Скажем дружно: «Раз, два, три – повернись, в букву «К» ты обернись»

(Дети изображают буквы «Г», «Л», «Ф», «К», «Ч», «Я», «Р», «Х» с помощью рук, ног, туловища)

Воспитатель: Молодцы! Вы получаете букву, какую? (Ответ детей: «А»)

(Дети садятся за столы. На столе у детей карточки и фишки, для определения места звука)

А сейчас у меня для вас следующее задание. Послушайте внимательно скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе».

Воспитатель: Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (Ответ детей: звук «Р»).

Воспитатель: Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.

(река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор)

Воспитатель: Молодцы! Что такое буквы, чем они отличаются от звуков? (Ответ детей: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем)

Давайте с вами поиграем со звуками:

Физкультминутка «Комар» (игра проводится за столами)

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (ладошкой до лба)

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот вам следующая буква, какая? (Ответ детей:буква «Ж»)

Воспитатель: Кто мне расскажет, какие бывают звуки? (Ответ детей: звуки бывают: гласные – ударные и безударные, согласные - твердые и мягкие)

(Воспитатель выставляет на мольберт синюю и зеленую фишки)

Воспитатель: Ребята, что обозначает зеленая и синяя карточки? Какие гласные буквы делают согласный твердым, какие – мягким? (Ответ детей: Синяя карточка – твердый согласный, гласные буквы «а, о, у, ы, э» делают согласный твердым. Зеленая карточка – мягкий согласный, гласные буквы «я, ё, ю, и, е» делают согласный мягким)

(Ребенок выставляет гласные буквы, остальные дети проверяют.)

(Воспитатель выставляет на мольберт зеленую, красную, синюю и красную карточки и предлагает детям назвать слова, где 1-й звук – твердый согласный, 2-й звук – гласный, 3-й звук – мягкий согласный, 4-й звук - гласный)

Д/и «Назови слова»

Воспитатель: Например, баня (море, Зоя, сани, поле, раки, туча, пуля, заря, лучи, гуси)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием, вот вам следующая буква, какая? (Ответ детей: буква «Б»)

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: Проверяем осанку: Руки на месте, ноги на месте, локти у края, спина прямая.

Воспитатель: Ребята, скажите, а кто такой юнга? (Ответ детей:мальчик на судне, готовящийся в матросы)

Воспитатель: Выложите это слово из букв.

(Ребенок выкладывает слово на мольберте)

Воспитатель:

  • Сколько букв в слове? (4)

  • Сколько слогов в слове? (2), а как еще можно проверить, что в слове «юнга» 2 слога?(Ответ детей: сколько гласных, столько и слогов)

  • Повторите первый слог («юн»), второй слог («га»).

  • Определить ударный звук. («у»)

  • Как будет звучать слово, если ударение будет падать на звук «а»?

Звуковой анализ слова: ЮНГА (дети самостоятельно разбирают слово за столами, ребенок, который первый сделает, разбирает слово у мольберта)

Выкладывание звуковой схемы слова из карточек:

  • 1-й звук «й» - согласный, мягкий, ставим зеленый квадратик;

  • 2-й звук «у» - гласный, ударный, ставим красный кружочек;

  • 3-й звук «н» - согласный, твердый, ставим синий квадратик;

  • 4-й звук «г» - согласный, твердый, ставим синий квадратик;

  • 5-й звук «а» - гласный, безударный, ставим красный кружочек

Вопросы к детям:

  1. Сколько букв в слове?(4)

  2. Сколько звуков в слове ЮНГА?(5) Чего больше звуков или букв?(Звуков)

  3. Сколько согласных звуков?(3)

  4. Какой в слове есть звук, который всегда бывает мягким согласным?(«й»)

  5. Какая буква имеет два звука? («ю») Какие два звука? («й», «у»)

  6. Сколько твердых согласных в слове?(2)

  7. Какие гласные звуки?(«у», «а»)

  8. Какие гласные буквы в слове?(«ю», «а»)

  9. Какой ударный гласный звук? («у»)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием, вот вам следующаябуква, какая? (Ответ детей: буква «Д»)

Воспитатель: Ребята, мы с вами отправляемся на ОСТРОВ «СЛОГОЗНАЙКИ».

(Остров украшен слогами)

На нем живут части слова. В доме с одним окном живут слова, состоящие из одного слога, в домес двумя окнами – состоящие из двух слогов; в доме, где 3 окна – состоящие из трёх слогов и т.д. Буквоед напугал всех жителей, и они сбежали со своих домиков, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах картинки посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове.

Д/и «Кто, где живет?» (Дети делятся на команды, им даются картинки и карточки. Определить количество слогов в название слова и расселить их в свой дом)

Воспитатель: Молодцы, помогли словам вернуться домой, вот вам следующая буква, какая? (Ответдетей буква «Р»)

Воспитатель: Отправляемся на следующий ОСТРОВ «СЛОВ».

(Остров украшен словами)

Кто на нем живет? Правильно, слова.

Воспитатель: (мольберт) Я принесла вам воздушные шарики и два флажка со слогами. Из них надо составить слова. (на шариках: вол, ра, лу, пи, иг, вес, шко; на флажках: ла, на)

Д/и «Составь слова»

(волна, рана, луна, пила, игла, весна, школа)

Воспитатель: Молодцы, вот вам следующая буква, какая? (Ответ детей: буква «Б»)

Воспитатель: Отправляемся на следующий ОСТРОВ «ФРАЗ».

(Остров украшен схемами предложений)

Воспитатель: Ребята, из чего состоит наша речь? А предложения? (Ответ детей: наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов.) А какое сейчас время года? (Ответ детей: весна)

Составьте предложение со словом «Весна» из 3-х слов и нарисуйте схему предложения.

Воспитатель: Давайте вспомним с вами с какой буквы начинается каждое предложение?(Ответ детей: каждое предложение начинается с большой буквы) А что еще мы пишем с большой буквы? (Ответ детей: имена, фамилия людей, города, реки, клички животных)

Воспитатель: Что мы поставим в конце предложения? (Ответ детей: в конце предложения мы поставим точку)

- А еще какие знаки ставятся в конце предложения? (Ответ детей: в конце предложения еще ставятся восклицательный или вопросительный знаки)

- Произнесите предложение так, чтобы в конце предложения можно было поставить «?» знак или «!») (Ответ детей)

Воспитатель: Составьте предложение из 5-и слов; из 6-и слов и сделайте схему предложения.

(Детям выставляется картинка. Дети составляют предложение по картинке, называют количество слов в нем по порядку, рисуют схему предложения.)

Воспитатель: Молодцы, вот вам следующая буква, какая? (Ответ детей буква «У») Вот вы и собрали все буквы, нужно расшифровать слово.

Д/и «Зашифрованное слово»(на мольберте собранные буквы и цифры)

Воспитатель:

Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.

(Ребёнок должен расставить цифры и буквы по порядку и прочесть полученное слово – ДРУЖБА)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями, потому что выполняли задания дружно.

Ребята, на столе лежат картинки, составьте из них пословицы о дружбе. Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Ответ детей: «Дерево живет корнями, а человек – друзьями», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь, и водой не разольешь», «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Птица сильна крылом, а человек дружбой»)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Школа»

Скоро в школу мы пойдём (ходьба на месте)

И портфель с собой возьмём (показывают квадрат руками)

Книжку, ручку, карандаш (загибают пальчики на руке)

Мы в портфель положим наш (показывают квадрат руками)

Будем мы читать, писать (показывают себе ладони, имитируют письмо)

И учиться все на пять (поднимают руки, показывая пять пальцев на руках).

Воспитатель: Жители страны АБВГДЕЙКА передали вам подарки – закладки для книг. Наше путешествие подходит к концуи нам пора возвращаться домой.

(Дети садятся в корабль. Звучит музыка П. И. Чайковского «Шум моря»)

Воспитатель: Вот и окончилось наше путешествие. Жители страны АБВГДЕЙКА нашли себе новых друзей. Они очень рады, что у них в гостях побывали такие веселые и умные дети.

Воспитатель: Вот мы и в саду. Ребята, понравилось вам наше путешествие? Вы помните, на каких Островах мы побывали?(Ответы детей)

Воспитатель: Были ли у вас затруднения при выполнении заданий? Что вам понравилось больше всего? Какой остров был для вас самым интересным? Новым?(Ответы детей)

Воспитатель: Все ребята – молодцы! Из вас вырастут настоящие, смелые и любознательные путешественники! Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы! Наше путешествие хочется закончить такими словами:

«Как хорошо быть грамотным на свете,

Всё знать и много так читать.

Ведь грамота - ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать».

Спасибо вам за работу!


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!