СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по духовно-нравственному направлению "Этикет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по духовно-нравственному направлению "Этикет"

Просмотр содержимого документа
«Конспект по духовно-нравственному направлению "Этикет"»

Тема:«Этикет»

Дата проведения: 18.04.2018.

Форма внеурочного занятия: эвристическая беседа с элементами театрализации.

Цель: создание благоприятных условий для освоения обучающимися этикетных норм общения (как надо? как принято?), правил и приемов эффективного общения (как лучше? как эффективней?).

Задачи:

Воспитательные:средствами внеурочного занятия создать условия для воспитанияуважения к людям, к окружающему миру, к самому себе; воспитывать культуру этикета и общения с людьми; формировать у обучающихся знание правил хорошего тона;понятий нравственного сознания о нормах нравственного поведения, духовно-нравственных ценностях.

Развивающие:способствовать развитиюу обучающихся таких качества характера, как вежливость, доброта, воспитанность, умение видеть в человеке прекрасное; развитиеоперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – образного мышления.

Образовательные: способствоватьформированию у обучающихся нравственного сознания, потребности употреблять в речи вежливые слова; культуры общения через речевые упражнения; научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; пользоваться интонацией, как средством вежливого обращения; формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Планируемые результаты:

Личностные:умение ценить и принимать следующие ценности: «воспитанность», «доброта», «вежливость»;способность к самооценке на основе критериев успешности вне учебной деятельности; способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу; развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге; задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; выполнять правила работы группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; адекватно реагировать на замечания учителя, одноклассников.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать цель занятия;проводить классификацию по заданным критериям, выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию.

Оборудование: раздаточный материал, интерактивная доска, проектор.


























Ход занятия:

I. Организационный этап.

У.: - Здравствуйте ребята. Закройте глаза, улыбнитесь, теперь откройте глаза улыбнитесь соседу по парте, теперь учителю. От улыбки даже в хмурый день становится тепло на душе.

У.: - Ребята, чтобы понять, о чем мы сегодня будем говоритьхочу предложить вашему вниманию небольшую сценку из жизни, которую для вас подготовили ребята. Она называется «Задача». 

У.:- По улице шли два человека: одному было 82 года, другому – 11 лет. Старик нес три книги, пакет и сверток. Вдруг одна книга упала.

- У вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

- Разве? – удивился тот.

- Конечно, - объяснил мальчик, у вас же было три книги, плюс один пакет и плюс один сверток – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.

- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку.

– Однако есть правила, которых ты еще не усвоил.

У.: - Какие же правила еще не усвоил мальчик?

О.: - Правила поведения

У.: - Ребята, может кто – нибудь знает, каким словом можно заменить словосочетание «правила поведения»?

О.: - Этикет

У.: - Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать сегодня на занятие?

О.: - Мы будем разговаривать о этикете

У.: - Хорошо, с помощью «слов – помощников» попробуйте поставить задачи сегодняшнего занятия.

II. Основной этап.

У.: - Сегодня на занятие мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

У.:- Человек встречается с друзьями, ездит в транспорте, ходит в кино и театры, в магазины, принимает пищу, выбирает одежду. Во всех этих случаях он оказывается среди других людей. Человек в зависимости от своего настроения может по - разному относиться к окружающим. И он своими действиями, мимикой, жестами или словами передаёт своё к ним отношение.

У.: - Ребята, а вы знаете, что такое этикет?

О.: - Этикет – это правила поведения где - либо.

У.: - Посмотрите на слайд и прочтите несколько определений слова этикет.

У.: - «Этикет» - это правила поведения человека среди других людей. «Этикет» - слово французское, толкуется как «установленный порядок поведения где-либо».

У.: - Существуют разные виды этикета, сегодня мы рассмотрим такие виды этикета, как этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях.

У.: - С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе. Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил.

 Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.
Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга “Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов”, в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях. В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.
Гимнастика для глаз.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

У.: - О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение придает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?».

(Просмотр видеоролика из журнала «Ералаш», «Почему мы так говорим?».)

У.: - Почему мы так говорим? Все ли вам было понятно в его речи? Что вам показалось смешным?

У.: - Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай?

О.: - Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни

У.: - Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», «училка», относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.

У.: - Ребята, у каждой группы на парте лежит лист зелёного цвета, я предлагаю вам в группе обсудить и записать на него правила общения, которые вы знаете.

(Обсуждение правил общения)

У.: - Вы учитесь в 3 классе и вы уже знаете правила поведения и на уроке, и на переменах. Прочитайте ситуации и обсудите, правильно ли поступают дети?

1. Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем. Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Артём опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: «Здравствуйте, Татьяна Ивановна!».

2. Мальчик здоровается с девочкой, Максим, пробегая мимо Тани, дергает ее за косичку и кричит в ухо: «Здорова, Ларина!».

У.: - Какие правила поведения в школе вы можете назвать?

О.: - На занятия нужно приходить без опозданий. При входе в класс нужно поздороваться с ребятами и учителем.В школу нужно приходить чистым и опрятно одетым. Учебные вещи нужно положить аккуратно, так чтобы ими удобно было пользоваться. Во время перемены нельзя бегать по школе, кричать, драться. Нельзя без спроса брать чужие вещи, даже если они лежат на твоей парте.

У.: - Также существует этикет за столом, правила поведения за столом. Просмотрите отрывок из журнала «Ералаш», «Царевна Несмеяна». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

У.: - Что было необычного в поведении мальчика? Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда? А как вы ведете себя за столом? Какие правила вы можете предложить?

Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой.

О.: - Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой. Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво. Не разговаривай с полным ртом, не чавкай. Если тебе нужно что-то взять, не тянись, а вежливо попроси передать. Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Не порти аппетит другим. Не сиди боком к столу – это некрасиво. Не кроши хлеб, доедай кусок до конца.

У.: - Ребята, также есть определенный этикет, когда вы находитесь в гостях. У вас есть друзья. Вы ходите друг к другу в гости. Как вы себя ведете? Сейчас предлагаю посмотреть фрагмент о том, как хозяйка встречала гостей. В чем она была неправа?

(Просмотр фрагмента из журнала «Ералаш».)

У.: - Какие правила этикета в гостях вы можете предложить?

О.: - Принимай вежливо гостей. За поздравления и подарки благодарят. Помни, дарить подарок труднее, чем получать. Хозяин должен быть приветливым. Хозяин должен быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание.

III. Заключительный этап.

У.: - Ребята, сейчас в поработаете в группах, каждая группа будет работать над своим видом этикета.Посмотрите, над каким видом этикета будет работать ваша группа. Подберите подходящие картинки и пословицы к вашему виду этикета.

(По окончанию работы ребята вывешивают плакат от каждой группы и показывают как нужно правильно себя вести .)

У.: - Что такое этикет? Какие правила этикета запомнили? Нужны ли сейчас знания этих правил?

Рефлексия:

У.: - Высказывания ребят. Я научилась…Мне стало ясно…Я поняла…Теперь я знаю…Я буду стараться…Я узнала…

Домашнее задание

Дома вам необходимо придумать и инсценировать этикетную ситуацию, подобрать картинки к иллюстрации различных этикетных ситуаций.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!