Конспект по экологической азбуке 4 класс
ТЕМА УРОКА: Почва.
Цели:
1. Познавательные:
- структурирование знаний
- формировать целостную картину мира и осознание места в нем человека.
- формировать умения учащихся обобщать информацию.
2. Развивающие:
- учить исследовать в процессе наблюдений связи в природе;
- обогащать активный и пассивный словарный запас.
- оценивать конкретные примеры поведения в природе
3. Воспитывающие:
- формировать целостную картину мира и осознание места в нем человека
- формирование навыков делового общения ;
- формирование положительных мотивов учебной деятельности, стремление преодолеть трудности, умение работать в группе.
- воспитывать экологически грамотного человека
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формируем умение определять и выполнять общие для всех людей правила безопасного образа жизни.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке; определять успешность своего задания в диалоге с учителем; учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение проводить исследования в процессе наблюдений, представлять информацию;
3) формируем умение выявлять сущность и устанавливать аналогии; на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других; совместно договариваться о правилах общения и поведения;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.
Материально – техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, лабораторное оборудование для практической работы, аудиозапись спокойной музыки.
ХОД УРОКА
№ п\п | Этапы урока |
I. Орг.момент | - Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. - Мне приятно вас видеть, давайте улыбнемся друг другу и начнем занятие. |
II.Актуализация знаний (зона ближайшего развития) | Предлагаю вам послушать сказку: (Слайд2) Вздрогнула земля... Полетели камни и скалы кувырком с обрыва... Изо всех сил старался задержаться меньший камень. Мимо него в клубах пыли промчался старший брат, по пути его настигла скала-громадина. Тяпнула мимоходом по макушке и расколола на куски. “Да, брат... - подумал меньший гранит. - Вот тебе и каменный характер. Видно, и вправду быть тебе землей ”. Но в это время что-то толкнуло и самого меньшего брата, покатился он вслед за всеми, да так крепко приложился внизу, что искры посыпались. Не скоро пришел в себя наш камень. Глядь, лежит он вместе с другими незнакомыми камнями на льду, а от старшого брата и обломков не видать. Это был огромный ледник, спускавшийся вниз по ущелью длинным языком. Наверху в горах вьюги намели толстые пласты снега. Под собственной тяжестью снег оседал и постепенно превращался в лед, а на него ложился все новый снежный покров. Такой получился груз, что лед постепенно стал сползать вниз. Неспешно полз ледяной язык, и год от года ущелье становилось все шире и глубже. А получилось это от того, что в лед врастало множество больших и малых камней. Немало таких ледников съезжало с высоких снежных гор, а доехав до мест потеплее, они таяли и весь свой каменный груз громоздили великими кучами. Чего только не случалось с меньшим гранитом во время его путешествия. Он лежал себе, кряхтел, да благословлял свой каменный характер. И пуще всего его злило, что вокруг травка зеленая, цветы головками качали, шептались - все Землю-матушку славили да благодарили. - Чего они ее хвалят ? - ворчал камень. -Грязь одна! Летом - пыль, весной — слякоть... То вода эту землю точит, то ветер носит; кто хочет, тот ее и топчет. А хуже всего, что в нее любая зелень может свои жадные корни запустить. Ворчал - кряхтел старый камень, а его никто не слушал. Впрочем, граниту только того и надо было — лишьбы не тревожили, лишь бы не мешали, а там хоть трава не расти. Одно плохо - растет все-таки. Совсем незадолго до конца этой сказки пролетел ветер и промолвил: “Кто здесь родственников ругает? ” - Что же получается? Неужели эта черная земля мне родственница? - сказал камень. - А как же! Почва черная из-за остатков растений, из- за перегноя (гумуса), а больше всего в ней песчинок да глины. И все это - дети гранитов и других очень старых камней. |
III.Выявления места и причины затруднения. | -О чем поведала нам эта история? -Какая главная мысль текста? -Как бы вы его озаглавили?“Почва” -Как вы думаете о чем мы с вами будем говорить на занятии? |
IV.Выдвижение гипотезы. | После выбора заголовка открываю на доске надпись “Почва” -Вспомните, что такое почва? Дайте определение(самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков.) - Какой слой суши занимает почва? (самый поверхностный слой суши земного шара) - В результате чего возникает поверхностный слой суши? ( возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков.) (Слайд 3) - может вы знаете, какая наука изучает почву?( почвоведение, а также агрономия, геология, грунтоведение, геохимия)( на доске) Выдвижение гипотезы. - Предлагаю сегодня отправиться в экспедицию. И мы с вами будем почвоведами. - У вас на столах почва и лупа, рассмотрите её и предположите, что входит в состав почвы. - Свои предположения (гипотезу) запишите в свои листы почвоведа. Состав почвы. На столах «листы исследователей». -Пользуясь листами исследователями, перечислите, из чего состоит почва. ( Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины ) -Какие бывают почвы?(Слайд5) -Какие меры предпринимает человек для того, чтобы получить урожай?(Слайд6) -Как бы вы получили почву? |
V Практическая работа | - Не хотите ли вы как учёные создать сами почву? - Давайте выполним практическую работу. - Что нам для этого понадобится? - Работать будем по плану в группе. План.( слайд 7) 1. Поместите в лоток песок, глину. Перемешайте. 2. Добавьте листья, сорняки. Перемешайте. 3. Добавьте воды. Перемешайте. - Можно ли считать полученную смесь настоящей почвой. - Сравните полученную смесь с настоящей почвой. Сделайте вывод. Вывод: Искусственно почву получить нельзя, потому что… |
VI.Включение в систему знаний и повторений. | Дети работают по группам (получают карточки с заданиями). Группа1 Прочитайте по цепочке: Для образования настоящей почвы в песок или в мельчайшие частички скальных пород необходимо добавить гумус. Гумус – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Разлагают остатки растений и животных бактерии. Тем самым они повышают плодородие почвы. Земляные черви и насекомые обогащают почву. Самым плодородным является верхний слой, называемый пахотным. В нем больше всего гумуса. Следующий за ним слой - подпочва, которая в основном состоит из остатков скальных пород. Еще ниже расположена коренная подстилающая порода. Задания: Прослушайте содержание текста еще раз. Выберите для чтения читающего. Ответьте на вопросы: -Что такое гумус? -Каким образом происходит разложение растений и животных? -За счет чего еще обогащается почва? -С какими понятиями, кроме гумуса, вы встретились при чтении текста? Назовите их. -Как вы можете их охарактеризовать? -В какой последовательности они располагаются? -Для чего рыхлят пахотный слой? Кто в природе выполняет эту функцию? Перескажите содержание текста классу. Группа 2 Прочитайте по цепочке. Что такое пыль? Пыль состоит из частичек почвы или других твердых веществ. И частички эти достаточно легкие, чтобы их мог поднимать и нести ветер. Откуда появились эти частички? Это остатки животного и растительного мира, морская соль, вулканический песок, пепел, сажа. Пыль нежелательна и бесполезна с одной стороны, но с другой – она помогает сделать мир более красивым! Чудесные краски восходов и закатов в большой степени обязаны своей красотой именно пыли, рассеянной в воздухе. Частицы пыли в верхних воздушных слоях отражают солнечные лучи. Это делает солнечный свет видимым еще час или два после заката. Задания: Прослушайте содержание текста еще раз. Выберите для чтения читающего. Ответьте на вопросы: -Из чего состоит пыль? -Насколько тяжелы частички пыли? Какое это имеет значение? -О каком происхождении пыли вы узнали из текста? -Какие две функции выполняет пыль? -Что бы вы посоветовали своим товарищам, чтобы снизить вредные воздействия пыли в вашей классной комнате? Перескажите содержание текста классу. Группа 3 Прочитайте по цепочке. Сказка о волшебной кладовой Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна - получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовется она - земля. Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из noлеей зерна и сажать возле жилья. Вот и заколосились первые колоски хлебов. Сперваячменя, потом пшеницы, ржи. Ват так я сталаземлядобройищедрой, даря людям богатые урожаи. Задания: Послушайте содержание текста еще раз. Выберите для чтения чтеца. Ответьте на вопросы: -Что называют волшебной кладовой? Почему? -В каких случаях волшебная кладовая щедро одаривает человека? -Чем одаривала земля-матушка человека, когда он не умел ее обрабатывать? -Какие изменения в мышлении человека произошли, приведшие его к земледелию? -В какой последовательности осваивались возделывания зерновых культур? Почему? -Почему землю назвали кладовой? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала к данным глаголам подберите соответствующие. КЛАДОВКА | КЛАДОВАЯ | Что делает человек? | Что делает человек? | Отпирает | ? | Кладет | ? | Запирает | ? | Слова для вставок:вспахивает, боронит, засевает. Перескажите содержание текста классу. - Вернемся к нашим исследованиям. Мы много узнали из текстов. - Проведем практическую работу. -Исследуем состав почвы - На столах лежат конверты с опытами. Давайте проведем. Группа 1 Опыт. Есть ли в почве воздух? Возьмем стакан с водой опустим туда комочек почвы Запишите, что вы видите и сделайте вывод? | Вывод: | (Из почвы идут пузырьки. В почве есть воздух). Группа 2 Опыт. Есть ли в почве вода? Возьмите бумажную салфетку положим на нее немного почвы сильно сожмем Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? | Вывод: | (Влажное пятно. В почве есть вода.) Группа 3 Опыт. Входит ли в состав почвы песок и глина? Бросьте комочек почвы в воду что произошло в стакане Что вы видите на дне стакана | Вывод: | (Вода в стакане стала мутной. На самом дне видны песчинки, а сверху – глина. В состав почвы входит песок и глина.) - Теперь проведу опыт я и мы попробуем определить есть ли в почве соли. Опыт (Проводит учитель) - Возьмем несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.) - что этозначит? (Это соль.) - Совершенно верно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть соли.) Каждая группа зачитывает свой опыт и сделанные выводы, при возникновении трудностей одноклассники помогают сделать правильный вывод. Все ответы детей учитель записывает на доске в виде Кластера «Состав почвы». - Воздуха -Воды - Песка и глины - Минеральные соли -Перегной(гумус) |
VII.Рефлексия учебной деятельности. | Итак, лаборатория завершила свою работу. Вам понравилось быть исследователями? - Что нового узнали? нового вы узна нового вы узнали? - А вы хотели бы вдальнейшем заниматься исследовательской работой? Лист оценивания Отметь «+» свой выбор. Лист оценивания Отметь «+» свой выбор. Я знаю определение почвы- Я знаю главное свойство почвы- Я называю состав почвы- Я понял, что к почве нужно относиться бережно- Я знаю главное свойство почвы- Я называю свойства почвы - Я называю состав почвы- Я понял, что к почве нужно относиться бережно- |
Лист почвоведа 1.Почва-это _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 2. Гипотеза. Предположим, что в состав почвы входит _____________________________________________________________ ______________________________________________________________ 3.Практическая работа. (Создание искусственной почвы) Вывод: Искусственную почву получить (можно/ нельзя), потому что ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 4. Ответь на вопросы. Что такое гумус?____________________________________________ ___________________________________________________________ Каким образом происходит разложение растений и животных? ______________________________________________________________ За счет чего еще обогащается почва? ___________________________ ______________________________________________________________ С какими понятиями, кроме гумуса, вы встретились при чтении текста? Назовите их ________________________________________________ _______________________________________________________________ -Как вы можете их охарактеризовать? _____________________________ _______________________________________________________________ -В какой последовательности они располагаются?____________________ _______________________________________________________________ -Для чего рыхлят пахотный слой?__________________________________ _______________________________________________________________ Кто в природе выполняет эту функцию?____________________________ _______________________________________________________________ Из чего состоит пыль? ___________________________________________ _______________________________________________________________ Насколько тяжелы частички пыли?_________________________________ _______________________________________________________________ | О каком происхождении пыли вы узнали из текста?______________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Какие две функции выполняет пыль?_______________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Что бы вы посоветовали своим товарищам, чтобы снизить вредные воздействия пыли в вашей классной комнате?____________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Что называют волшебной кладовой? _______________Почему? _____________ ___________________________________________________ ________________ В каких случаях волшебная кладовая щедро одаривает человека? _____________________________________________________________ Чем одаривала земля-матушка человека, когда он не умел ее обрабатывать? ___________________________________________ Какие изменения в мышлении человека произошли, приведшие его к земледелию?_______________________________________________________ В какой последовательности осваивались возделывания зерновых культур? ____________________________________________________________________ Почему? __________________________________________________________ КЛАДОВКА | КЛАДОВАЯ | Что делает человек? | Что делает человек? | Отпирает | | Кладет | | Запирает | | 5.Состав почвы ОПЫТ № 1. Вывод: В почве есть __________________________________________ Опыт № 2 Вывод: В почве есть __________________________________________ Опыт № 3 Вывод: В почве есть __________________________________________ Опыт № 4 Вывод: В почве есть ___________________________________________ |
Группа 1
Прочитайте
Для образования настоящей почвы в песок или в мельчайшие частички скальных пород необходимо добавить гумус.
Гумус – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных.
Разлагают остатки растений и животных бактерии. Тем самым они повышают плодородие почвы.
Земляные черви и насекомые обогащают почву. Самым плодородным является верхний слой, называемый пахотным. В нем больше всего гумуса. Следующий за ним слой - подпочва, которая в основном состоит из остатков скальных пород. Еще ниже расположена коренная подстилающая порода.
Задания:
Ответьте на вопросы:
Что такое гумус?______________________________________
Каким образом происходит разложение растений и животных?______________________________________
За счет чего еще обогащается почва? ________________________________________________________
С какими понятиями, кроме гумуса, вы встретились при чтении текста? Назовите их.__________________________________________________________
Как вы можете их охарактеризовать? _________________________________________________________
В какой последовательности они располагаются?________________________________________________
Для чего рыхлят пахотный слой?__________________________
Кто в природе выполняет эту функцию?_____________________________________________
Перескажите содержание текста классу.
Группа 2
Прочитайте
Что такое пыль?
Пыль состоит из частичек почвы или других твердых веществ. И частички эти достаточно легкие, чтобы их мог поднимать и нести ветер. Откуда появились эти частички? Это остатки животного и растительного мира, морская соль, вулканический песок, пепел, сажа. Пыль нежелательна и бесполезна с одной стороны, но с другой – она помогает сделать мир более красивым! Чудесные краски восходов и закатов в большой степени обязаны своей красотой именно пыли, рассеянной в воздухе. Частицы пыли в верхних воздушных слоях отражают солнечные лучи. Это делает солнечный свет видимым еще час или два после заката.
Задания:
Ответьте на вопросы:
Из чего состоит пыль? ___________________________________________________________
Насколько тяжелы частички пыли?__________________________________
Какое это имеет значение?________________________________________
О каком происхождении пыли вы узнали из текста?______________________________________
Какие две функции выполняет пыль?________________________________________________
Что бы вы посоветовали своим товарищам, чтобы снизить вредные воздействия пыли в вашей классной комнате?_____________________________________________________________
Перескажите содержание текста классу.
Группа 3
Прочитайте
Сказка о волшебной кладовой
Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна - получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовется она - земля. Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из noлеей зерна и сажать возле жилья. Вот и заколосились первые колоски хлебов. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Ват так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.
Задания:
Ответьте на вопросы:
-Что называют волшебной кладовой?_______________Почему? ________________
-В каких случаях волшебная кладовая щедро одаривает человека? _____________________________________________________________
-Чем одаривала земля-матушка человека, когда он не умел ее обрабатывать? ___________________________________________
-Какие изменения в мышлении человека произошли, приведшие его к земледелию?_______________________________________________________
-В какой последовательности осваивались возделывания зерновых культур? ____________________________________________________________________ Почему? __________________________________________________________
-Почему землю назвали кладовой? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала к данным глаголам подберите соответствующие.
КЛАДОВКА | КЛАДОВАЯ |
Что делает человек? | Что делает человек? |
Отпирает | ? |
Кладет | ? |
Запирает | ? |
Слова для вставок: вспахивает, боронит, засевает.
Перескажите содержание текста классу.
Группа 1
Опыт. Есть ли в почве воздух?
1 Возьмем стакан с водой Опустим туда комочек почвы Запишите, что вы видите и сделайте вывод? | Вывод: |
Группа 2
Опыт. Есть ли в почве вода?
Возьмите бумажную салфетку положим на нее немного почвы сильно сожмем Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? | Вывод: |
Группа 3
Опыт. Входит ли в состав почвы песок и глина?
Бросьте комочек почвы в воду Что произошло в стакане Что вы видите на дне стакана | Вывод: |
почвоведение |
агрономия |
геология |
грунтоведение |
геохимия |
ГУМУС |
Лист оценивания
Я знаю определение почвы- |
Я знаю главное свойство почвы- |
Я называю состав почвы- |
Я понял, что к почве нужно относиться бережно- |
Лист оценивания
Я знаю определение почвы- |
Я знаю главное свойство почвы- |
Я называю состав почвы- |
Я понял, что к почве нужно относиться бережно- |
Лист оценивания
Я знаю определение почвы- |
Я знаю главное свойство почвы- |
Я называю состав почвы- |
Я понял, что к почве нужно относиться бережно- |
Лист оценивания Я знаю определение почвы- | Я знаю главное свойство почвы- | Я называю состав почвы- | Я понял, что к почве нужно относиться бережно- | |
Лист оценивания
Я знаю определение почвы- |
Я знаю главное свойство почвы- |
Я называю состав почвы- |
Я понял, что к почве нужно относиться бережно- |
Лист оценивания
Я знаю определение почвы- |
Я знаю главное свойство почвы- |
Я называю состав почвы- |
Я понял, что к почве нужно относиться бережно- |