СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по экологической азбуке тема: "Почва."(4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема внеклассного мероприятия: «Почва».

Данное внеурочное мероприятие рассматривается в разделе «Сельскохозяйственный труд ». Содержание внеклассного мероприятия соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Тип внеклассного мероприятия– усвоение новых знаний (технология деятельностного метода

Просмотр содержимого документа
«Конспект по экологической азбуке тема: "Почва."(4 класс)»

Конспект по экологической азбуке 4 класс

ТЕМА УРОКА: Почва.

Цели:

1. Познавательные:

- структурирование знаний

- формировать целостную картину мира и осознание места в нем человека.

- формировать умения учащихся обобщать информацию.

2. Развивающие:

- учить исследовать в процессе наблюдений связи в природе;

- обогащать активный и пассивный словарный запас.

- оценивать конкретные примеры поведения в природе

3. Воспитывающие:

- формировать целостную картину мира и осознание места в нем человека

- формирование навыков делового общения ;

- формирование положительных мотивов учебной деятельности, стремление преодо­леть трудности, умение работать в группе.

- воспитывать экологически грамотного человека

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формируем умение определять и выполнять общие для всех людей правила безопасного образа жизни.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке; определять успешность своего задания в диалоге с учителем; учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение проводить исследования в процессе наблюдений, представлять информацию;

3) формируем умение выявлять сущность и устанавливать аналогии; на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других; совместно договариваться о правилах общения и поведения;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

Материально – техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, лабораторное оборудование для практической работы, аудиозапись спокойной музыки.

ХОД УРОКА

п\п

Этапы урока

I. Орг.момент

- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.

- Мне приятно вас видеть, давайте улыбнемся друг другу и начнем занятие.

II.Актуализация знаний (зона ближайшего развития)

Предлагаю вам послушать сказку: (Слайд2)

Вздрогнула земля... Полетели кам­ни и скалы кувырком с обрыва...

Изо всех сил старался задержать­ся меньший камень. Мимо него в клубах пыли промчался старший брат, по пути его настигла скала-громадина.

Тяпнула мимоходом по макушке и расколола на куски. “Да, брат... - поду­мал меньший гранит. - Вот тебе и ка­менный характер. Видно, и вправду быть тебе землей ”.

Но в это время что-то толкнуло и самого меньшего брата, покатился он вслед за всеми, да так крепко приложился внизу, что искры посыпались.

Не скоро пришел в себя наш камень. Глядь, ле­жит он вместе с другими незнакомыми камнями на льду, а от старшого брата и обломков не видать.

Это был огромный ледник, спускав­шийся вниз по ущелью длинным языком.

Наверху в горах вьюги намели тол­стые пласты снега. Под собственной тяжестью снег оседал и постепенно превращался в лед, а на него ложился все новый снежный покров.

Такой получился груз, что лед по­степенно стал сползать вниз. Неспешно полз ледяной язык, и год от года ущелье становилось все шире и глубже.

А получилось это от того, что в лед врастало множество больших и ма­лых камней.

Немало таких ледников съезжало с высоких снежных гор, а доехав до мест потеплее, они таяли и весь свой камен­ный груз громоздили великими кучами.

Чего только не случалось с меньшим гранитом во время его путешествия.

Он лежал себе, кряхтел, да благословлял свой каменный характер. И пуще всего его злило, что вокруг травка зеленая, цветы головками качали, шептались - все Землю-матушку славили да благодарили.

- Чего они ее хвалят ? - ворчал камень. -Грязь одна! Летом - пыль, весной — слякоть... То вода эту землю точит, то ветер носит; кто хочет, тот ее и топчет. А хуже всего, что в нее любая зелень может свои жадные корни запустить.

Ворчал - кряхтел старый камень, а его никто не слушал. Впрочем, граниту только того и надо было — лишьбы не тревожили, лишь бы не мешали, а там хоть трава не расти.

Одно плохо - растет все-таки. Совсем незадолго до кон­ца этой сказки пролетел ветер и промолвил: “Кто здесь род­ственников ругает? ”

- Что же получается? Неужели эта черная земля мне родственница? - сказал камень.

- А как же! Почва черная из-за остатков растений, из- за перегноя (гумуса), а больше всего в ней песчинок да глины. И все это - дети гранитов и других очень старых камней.

III.Выявления места и причины затруднения.

-О чем поведала нам эта история?

-Какая главная мысль текста?

-Как бы вы его озаглавили?“По­чва”

-Как вы думаете о чем мы с вами будем говорить на занятии?

IV.Выдвижение гипотезы.


После выбора заголовка открываю на доске надпись “По­чва”

-Вспомните, что такое почва? Дайте определение(самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков.)

- Какой слой суши занимает почва? (самый поверхностный слой суши земного шара)

- В результате чего возникает поверхностный слой суши? ( возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков.) (Слайд 3)

- может вы знаете, какая наука изучает почву?( почвоведение, а также агрономиягеологиягрунтоведениегеохимия)( на доске)

Выдвижение гипотезы.

- Предлагаю сегодня отправиться в экспедицию. И мы с вами будем почвоведами.

- У вас на столах почва и лупа, рассмотрите её и предположите, что входит в состав почвы.

- Свои предположения (гипотезу) запишите в свои листы почвоведа.

  1. Состав почвы.

На столах «листы исследователей».

-Пользуясь листами исследователями, перечислите, из чего состоит почва.

( Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины )

-Какие бывают почвы?(Слайд5)

-Какие меры предпринимает человек для того, чтобы получить урожай?(Слайд6)

-Как бы вы получили почву?

V Практическая работа

- Не хотите ли вы как учёные создать сами почву?

- Давайте выполним практическую работу.

- Что нам для этого понадобится?

- Работать будем по плану в группе.

План.( слайд 7)

1. Поместите в лоток песок, глину. Перемешайте.

2. Добавьте листья, сорняки. Перемешайте.

3. Добавьте воды. Перемешайте.

- Можно ли считать полученную смесь настоящей почвой.

- Сравните полученную смесь с настоящей почвой. Сделайте вывод.

Вывод: Искусственно почву получить нельзя, потому что…

VI.Включение в систему знаний и повторений.

Дети работают по группам (получают карточки с заданиями).


Группа1

  1. Прочитайте по цепочке:

Для образования настоящей почвы в песок или в мельчайшие частички скальных пород необходимо добавить гумус.

Гумус – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных.

Разлагают остатки растений и животных бактерии. Тем самым они повышают плодородие почвы.

Земляные черви и насекомые обогащают почву. Самым плодородным является верхний слой, называемый пахотным. В нем больше всего гумуса. Следующий за ним слой - подпочва, которая в основном состоит из остатков скальных пород. Еще ниже расположена коренная подстилающая порода.

  1. Задания:

Прослушайте содержание текста еще раз. Выберите для чтения читающего.

Ответьте на вопросы:

-Что такое гумус?

-Каким образом происходит разложение растений и животных?

-За счет чего еще обогащается почва?

-С какими понятиями, кроме гумуса, вы встретились при чтении текста? Назовите их.

-Как вы можете их охарактеризовать?

-В какой последовательности они располагаются?

-Для чего рыхлят пахотный слой? Кто в природе выполняет эту функцию?

Перескажите содержание текста классу.



Группа 2

  1. Прочитайте по цепочке.

Что такое пыль?

Пыль состоит из частичек почвы или других твердых веществ. И частички эти достаточно легкие, чтобы их мог поднимать и нести ветер. Откуда появились эти частички? Это остатки животного и растительного мира, морская соль, вулканический песок, пепел, сажа. Пыль нежелательна и бесполезна с одной стороны, но с другой – она помогает сделать мир более красивым! Чудесные краски восходов и закатов в большой степени обязаны своей красотой именно пыли, рассеянной в воздухе. Частицы пыли в верхних воздушных слоях отражают солнечные лучи. Это делает солнечный свет видимым еще час или два после заката.

  1. Задания:

Прослушайте содержание текста еще раз. Выберите для чтения читающего.

Ответьте на вопросы:

-Из чего состоит пыль?

-Насколько тяжелы частички пыли? Какое это имеет зна­чение?

-О каком происхождении пыли вы узнали из текста?

-Какие две функции выполняет пыль?

-Что бы вы посоветовали своим товарищам, чтобы снизить вредные воздействия пыли в вашей классной комнате?

Перескажите содержание текста классу.


Группа 3

  1. Прочитайте по цепочке.

Сказка о волшебной кладовой

Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна - получишь взамен сто горстей. Спря­чешь картофелину - вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовется она - земля. Да только она тог­да добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они уме­ло землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ниче­го не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-ма­тушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели па­хать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из noлеей зерна и сажать возле жилья. Вот и заколосились пер­вые колоски хлебов. Сперваячменя, потом пшеницы, ржи. Ват так я сталаземлядобройищедрой, даря людям богатые урожаи.

  1. Задания:

Послушайте содержание текста еще раз. Выберите для чтения чтеца.

Ответьте на вопросы:

-Что называют волшебной кладовой? Почему?

-В каких случаях волшебная кладовая щедро одаривает че­ловека?

-Чем одаривала земля-матушка человека, когда он не умел ее обрабатывать?

-Какие изменения в мышлении человека произошли, при­ведшие его к земледелию?

-В какой последовательности осваивались возделывания зер­новых культур? Почему?

-Почему землю назвали кладовой? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала к данным глаголам подберите соответ­ствующие.


КЛАДОВКА

КЛАДОВАЯ

Что делает человек?

Что делает человек?

Отпирает

?

Кладет

?

Запирает

?

Слова для вставок:вспахивает, боронит, засевает.

Перескажите содержание текста классу.

- Вернемся к нашим исследованиям. Мы много узнали из текстов.

- Проведем практическую работу.

-Исследуем состав почвы

- На столах лежат конверты с опытами. Давайте проведем.

Группа 1

Опыт. Есть ли в почве воздух?

  1. Возьмем стакан с водой

  2. опустим туда комочек почвы

  3. Запишите, что вы видите и сделайте вывод? 

Вывод:

 (Из почвы идут пузырьки. В почве есть воздух).

Группа 2

Опыт. Есть ли в почве вода?

  1. Возьмите бумажную салфетку

  2. положим на нее немного почвы

  3. сильно сожмем

  4. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? 

Вывод:

(Влажное пятно. В почве есть вода.)

Группа 3

Опыт. Входит ли в состав почвы песок и глина?

  1. Бросьте комочек почвы в воду

  2. что произошло в стакане

  3. Что вы видите на дне стакана

Вывод:

 (Вода в стакане стала мутной. На самом дне видны песчинки, а сверху – глина. В состав почвы входит песок и глина.) 

- Теперь проведу опыт я и мы попробуем определить есть ли в почве соли.

Опыт (Проводит учитель)

- Возьмем несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)

- что этозначит? (Это соль.)

- Совершенно верно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть соли.)

Каждая группа зачитывает свой опыт и сделанные выводы, при возникновении трудностей одноклассники помогают сделать правильный вывод. Все ответы детей учитель записывает на доске в виде  Кластера «Состав почвы».

- Воздуха

-Воды

- Песка и глины

- Минеральные соли

-Перегной(гумус)

VII.Рефлексия учебной деятельности.

Итак, лаборатория завершила свою работу. Вам понравилось быть исследователями?

- Что нового узнали?

нового вы узна

нового вы узнали?

- А вы хотели бы вдальнейшем заниматься исследовательской работой?

Лист оценивания Отметь «+» свой выбор.

Лист оценивания

Отметь «+» свой выбор.

Я знаю определение почвы-

Я знаю главное свойство почвы-

Я называю состав почвы-

Я понял, что к почве нужно относиться бережно-

Я знаю главное свойство почвы-

Я называю свойства почвы -

Я называю состав почвы-

Я понял, что к почве нужно относиться бережно-




Лист почвоведа

1.Почва-это

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________


2. Гипотеза.

Предположим, что в состав почвы входит

_____________________________________________________________

______________________________________________________________

3.Практическая работа. (Создание искусственной почвы)

Вывод: Искусственную почву получить (можно/ нельзя), потому что

___________________________________________________________

___________________________________________________________

4. Ответь на вопросы.

Что такое гумус?____________________________________________

___________________________________________________________

Каким образом происходит разложение растений и животных?

______________________________________________________________

За счет чего еще обогащается почва? ___________________________

______________________________________________________________

С какими понятиями, кроме гумуса, вы встретились при чтении текста?

Назовите их ________________________________________________

_______________________________________________________________

-Как вы можете их охарактеризовать? _____________________________

_______________________________________________________________

-В какой последовательности они располагаются?____________________

_______________________________________________________________

-Для чего рыхлят пахотный слой?__________________________________

_______________________________________________________________

Кто в природе выполняет эту функцию?____________________________

_______________________________________________________________


Из чего состоит пыль? ___________________________________________

_______________________________________________________________

Насколько тяжелы частички пыли?_________________________________

_______________________________________________________________






О каком происхождении пыли вы узнали из текста?______________________________________________________________

____________________________________________________________________

Какие две функции выполняет пыль?_______________________________________________________________

____________________________________________________________________

Что бы вы посоветовали своим товарищам, чтобы снизить вредные воздействия пыли в вашей классной комнате?____________________________________________________________

____________________________________________________________________


Что называют волшебной кладовой? _______________Почему? _____________

___________________________________________________ ________________

В каких случаях волшебная кладовая щедро одаривает че­ловека? _____________________________________________________________

Чем одаривала земля-матушка человека, когда он не умел ее обрабатывать? ___________________________________________

Какие изменения в мышлении человека произошли, при­ведшие его к земледелию?_______________________________________________________

В какой последовательности осваивались возделывания зер­новых культур? ____________________________________________________________________ Почему? __________________________________________________________


КЛАДОВКА

КЛАДОВАЯ

Что делает человек?

Что делает человек?

Отпирает



Кладет


Запирает


5.Состав почвы

ОПЫТ № 1.

Вывод: В почве есть __________________________________________

Опыт № 2

Вывод: В почве есть __________________________________________

Опыт № 3

Вывод: В почве есть __________________________________________

Опыт № 4

Вывод: В почве есть ___________________________________________



Группа 1

Прочитайте

Для образования настоящей почвы в песок или в мельчайшие частички скальных пород необходимо добавить гумус.

Гумус – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных.

Разлагают остатки растений и животных бактерии. Тем самым они повышают плодородие почвы.

Земляные черви и насекомые обогащают почву. Самым плодородным является верхний слой, называемый пахотным. В нем больше всего гумуса. Следующий за ним слой - подпочва, которая в основном состоит из остатков скальных пород. Еще ниже расположена коренная подстилающая порода.

Задания:

Ответьте на вопросы:

Что такое гумус?______________________________________

Каким образом происходит разложение растений и животных?______________________________________

За счет чего еще обогащается почва? ________________________________________________________

С какими понятиями, кроме гумуса, вы встретились при чтении текста? Назовите их.__________________________________________________________

Как вы можете их охарактеризовать? _________________________________________________________

В какой последовательности они располагаются?________________________________________________

Для чего рыхлят пахотный слой?__________________________

Кто в природе выполняет эту функцию?_____________________________________________

Перескажите содержание текста классу.


Группа 2

Прочитайте

Что такое пыль?

Пыль состоит из частичек почвы или других твердых веществ. И частички эти достаточно легкие, чтобы их мог поднимать и нести ветер. Откуда появились эти частички? Это остатки животного и растительного мира, морская соль, вулканический песок, пепел, сажа. Пыль нежелательна и бесполезна с одной стороны, но с другой – она помогает сделать мир более красивым! Чудесные краски восходов и закатов в большой степени обязаны своей красотой именно пыли, рассеянной в воздухе. Частицы пыли в верхних воздушных слоях отражают солнечные лучи. Это делает солнечный свет видимым еще час или два после заката.

Задания:

Ответьте на вопросы:

Из чего состоит пыль? ___________________________________________________________

Насколько тяжелы частички пыли?__________________________________

Какое это имеет зна­чение?________________________________________

О каком происхождении пыли вы узнали из текста?______________________________________

Какие две функции выполняет пыль?________________________________________________

Что бы вы посоветовали своим товарищам, чтобы снизить вредные воздействия пыли в вашей классной комнате?_____________________________________________________________

Перескажите содержание текста классу.




Группа 3

Прочитайте

Сказка о волшебной кладовой

Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна - получишь взамен сто горстей. Спря­чешь картофелину - вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовется она - земля. Да только она тог­да добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они уме­ло землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ниче­го не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-ма­тушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели па­хать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из noлеей зерна и сажать возле жилья. Вот и заколосились пер­вые колоски хлебов. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Ват так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

Задания:

Ответьте на вопросы:

-Что называют волшебной кладовой?_______________Почему? ________________

-В каких случаях волшебная кладовая щедро одаривает че­ловека? _____________________________________________________________

-Чем одаривала земля-матушка человека, когда он не умел ее обрабатывать? ___________________________________________

-Какие изменения в мышлении человека произошли, при­ведшие его к земледелию?_______________________________________________________

-В какой последовательности осваивались возделывания зер­новых культур? ____________________________________________________________________ Почему? __________________________________________________________

-Почему землю назвали кладовой? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала к данным глаголам подберите соответ­ствующие.


КЛАДОВКА

КЛАДОВАЯ

Что делает человек?

Что делает человек?



Отпирает




?

Кладет

?

Запирает

?

Слова для вставок: вспахивает, боронит, засевает.

Перескажите содержание текста классу.













Группа 1

Опыт. Есть ли в почве воздух?

1 Возьмем стакан с водой

  1. Опустим туда комочек почвы

  2. Запишите, что вы видите и сделайте вывод? 

Вывод:









Группа 2


Опыт. Есть ли в почве вода?

  1. Возьмите бумажную салфетку

  2. положим на нее немного почвы

  3. сильно сожмем

  4. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? 

Вывод:











Группа 3


Опыт. Входит ли в состав почвы песок и глина?

  1. Бросьте комочек почвы в воду

  1. Что произошло в стакане

  2. Что вы видите на дне стакана

Вывод:







 


почвоведение

агрономия

геология

грунтоведение

геохимия

ГУМУС





Лист оценивания


Я знаю определение почвы-

Я знаю главное свойство почвы-

Я называю состав почвы-

Я понял, что к почве нужно относиться бережно-



Лист оценивания


Я знаю определение почвы-

Я знаю главное свойство почвы-

Я называю состав почвы-

Я понял, что к почве нужно относиться бережно-



Лист оценивания


Я знаю определение почвы-

Я знаю главное свойство почвы-

Я называю состав почвы-

Я понял, что к почве нужно относиться бережно-


Лист оценивания


Я знаю определение почвы-

Я знаю главное свойство почвы-

Я называю состав почвы-

Я понял, что к почве нужно относиться бережно-



Лист оценивания


Я знаю определение почвы-

Я знаю главное свойство почвы-

Я называю состав почвы-

Я понял, что к почве нужно относиться бережно-



Лист оценивания


Я знаю определение почвы-

Я знаю главное свойство почвы-

Я называю состав почвы-

Я понял, что к почве нужно относиться бережно-



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!