Конспект урока
по литературному чтению на родном русском языке в 3 классе.
Тема:О. Кургузов. Душу нарапашку
Цель:формирование представление об основных нравственно-этических ценностях, значимых для русского сознания и отражениях в родной культуре.
Задачи: с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно пере-
читывать и просматривать текст для подтверждения своего ответа;
определять главную мысль произведения.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся доброжелательности и отзывчивости, пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
умению высказывать собственную точку зрения.
Ход урока.
Оргмомент.
Актулизация знаний.
Проверка домашнего задания
-. Какой раздел мы закончили изучать? (Я взрослею).
-Что происходит с человеком, когда он взрослеет? (Он задумывается, как к его поступкам относятся люди, учится отвечать за свои слова и поступки).
-Как вы думаете это изменение к лучшем? И почему?
-Объясниете смысл пословицы «Жизнь дана на добрые дела».
-Как можно эту пословицу можно связать с произведением Леонида Львовича Яхнина «Последняя рубашка».
-Как вы думаете, почему доброта и человеческое тепло способны спасти человека?
Самоопределение к деятельнсти.
-Попробуйте объяснить значение слова «нараспашку», опираясь на свой житейский опыт. (С рапахнутой курткой, расстегнутым пальто)
- Послушайте отрывок из стихотворения ЗоиКрюковой.
Душа нараспашку - в ней русская сила.
Душа нараспашку - в ней наша беда.
С душой нараспашку нельзя жить счастливо:
В неё может плюнуть любой и всегда.
Душа нараспашку дана нам от Бога
В пример всем народам, каким надо быть.
Но дьявол коварный хитро, понеммногу
В рог хочет бараний её закрутить.
-А как вы объясните значение «душа нарспашку», прослушав стихотворение?
(Когда говорят о добром, заботливом человеке)
- Как вы понимаете смысл стихотворения? (У русского человека душа нараспашку. Это значит, что он дружелюбный, но бывает, что его добротой пользуются другие.)
Работа по теме урока.
- Давйте познакомимся поближе с писателем рассказа «Душа нараспашку»
Сайт 2-3 Презентация «Олег Кургузов» ( Портрет писателя, его творчество).
-Каким бл человеком О.Кургузов? (Все, кто знал Олега Кургузова, определяют его как человека и писателя доброго и солнечного.)
1)Работа по учебнику (с.61)
-Прочитайте, с каким произведением мы познакомимся (О.Ф. Кургузов «Душа нараспашку»)
- Можете ли вы предположить о ком пойдет речь в произведении Олега Кургузова? (О добром человеке).
Слай 4 ( Иллюстрация к названию рассказа)
-Прочитайте рассказ самостоятельно.
Просмотр Слайд 3 — 6 по произведению ( Картинки дерева, объятого ветром, человеа в вихре ветра под деревом, счастливого лица сына).
-Подтвердилось ли ваше предположение?
V.Физкультминутка.
VI.Продолжение работы по теме урока.
1)Работа над содержанием текста.
- О чём сын разгоаривает с папой под деревьями?.
- Правда ли, что деревья могут принести ему всякие чувства, мысли? Подтвердите предложениями из рассказа.
- Для чего папа это делает? (Может, заряжается силой природы, отдыхает, получает дополнитнльне силы)
- Как вы думаете, почему папа вернулся домой «светящийся от радости»?
- Переддалось это настроение сыну и маме? Зачитайте строки, доказывающие ваше мнение,
- Как относятся друг к другу в этой семье? (Понимают и любят друг друга)
На мониторе пословица « В дружной семье и в холод тепло»
- Подходит ли пословица к нашему рассказу? Почему?
2) Чтение текста по ролям.
VII.Рефлексия.
1.Пользуюсь фразеологическим словарем, определи значение словосочетания «душа нараспашку» и «светится от радости».
2. Как вы понимаете слова папы « распахиваю душу всему миру»? В прямом или переносном значении они употреблены?
VIII.Подведение итогов урока
-Встречали вы в жизни людей, у которых «душа нараспашку»?
Д/з : Подготовить пересказ данного текста.