СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по литературному чтению. Тема: «Ценность культурного наследия прошлого. Связь произведений устного народного творчества с древними представлениями о мире и человеке. Пословица о земле – матери.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствует продуктивному осуществлению познавательной деятельности при изучении и анализе мифа, пословиц о земле – матери.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературному чтению. Тема: «Ценность культурного наследия прошлого. Связь произведений устного народного творчества с древними представлениями о мире и человеке. Пословица о земле – матери.»»

Литературное чтение. 3 «А» класс. УМК « Развивающая система Л. В. Занкова». (Учебник «Литературное чтение» В. Ю. Свиридова 1 часть стр. 114– 115)



Тема: «Ценность культурного наследия прошлого. Связь произведений устного народного творчества с древними представлениями о мире и человеке. Пословица о земле – матери.»

Цель: создание благоприятных условий для формирования представлений о пословицах как ценностного культурного наследия прошлого.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности при изучении и анализе мифа, пословиц о земле – матери.

Развивающие: способствовать совершенствованию навыка чтения, развитию связной речи, умениям анализировать, выделять главное, определять главную мысль, обобщать, делать выводы; развивать фантазию, творчество.

Воспитательные: воспитывать интерес к пословицам, мифам; воспитывать бережное отношение к природе и её дарам; нравственные качества: доброжелательность, взаимопомощь, уважительно отношение к устному народному творчеству и древним представление о мире и человеке.

Планируемые результаты:

Личностные:Воспитывать уважительное отношение к устному народному творчеству и древним представлениям о мире и человеке; желание сохранять культуру и традиции своего народа.

Метапредметные:

Формирование коммуникативных УУД: участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного текста и пословице; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; понимать смысл пословиц;

Формирование регулятивных УУД: определять цель учебной деятельности и план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; ставить перед собой задачи.

Формирование познавательных УУД: находить закономерности, используя раннее приобретённые знания; анализировать, сравнивать, обобщать.

Предметные: развитие умения работать с текстом: читать, анализировать, выявлять главную мысль, определять тему, отвечать на вопросы, составлять вопросы по тексту, образно и логически мыслить, определять жанровые особенности мифа, пословиц.

Основные образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение» В. Ю. Свиридова 1 часть стр. 114– 115, мультимедийный проектор, ноутбук, слайд-презентация.

Форма урока: традиционная.

Ход урока

  1. Организация начала урока

1)Приветствие:

- Здравствуйте, меня зовут Анастасия Сергеевна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

- Садитесь.

2)Проверка готовности к уроку:

- Сядьте ровно, спины выпрямили, спина касается спинки стула. Проверьте, все ли у вас лежит на парте, учебник, тетрадь, ручка, дневник.

3)Мотивация к учебной деятельности:

Ребята, начинаем урок литературного чтения:

Я сегодня молодец!

На уроке – удалец,

Спинку ровненько держу,

Все я знаю, все смогу.

- Кто готов работать на уроке? Хлопните в ладоши

- Кто готов рассуждать?

- Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. А теперь приступаем к работе.

  1. Актуализация умений и знаний.

  1. Проверка пройденного материала.

У: Каких богов вы узнали на предыдущих уроках? С какими сказками познакомились?

Д: Мы познакомились с греческими богами, познакомились со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», со сказкой Сергея Григорьевича Козлова «Такое дерево», с древнейшим мифологическим героем Прометеем.

У: Вспомним греческих богов.

Как еще называли греческих богов?

Д: Их называли олимпийскими богами.

У: Почему их так называли?

Д: Потому что они жили на высокой горе Олимп.

У: Все верно. Сейчас мы с вами вспомним богов, о которых вы говорили на предыдущих уроках.

Зевс – верховный бог;

Гера – жена Зевса. Она посылает супругам детей.

Посейдон – бог морей;

Аид – бог подземного царства;

Афина – богиня мудрости;

Арес – бог войны;

Афродита – богиня любви и красоты;

Гефест – бог-кузнец;

Аполлон – бог солнца и искусства;

Артемида – богиня луны, охоты.

  1. Открытие новой темы, целеполагание.

У: Хорошо. Сегодня мы с вами начинаем новый раздел, но для того чтобы узнать как он называется нам с вами надо разгадать ребус.

Откройте учебник на стр. 113, посмотрите на картинку. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? Какие произведения будем изучать? С кем познакомимся?

Д: Мифы, легенды, боги, времена года и мн.др.

У: Все верно. Изучая этот раздел мы с вами поближе познакомимся с мифами, пословицами, сказаниями и древними славянскими богами.

У: Что такое миф?

Д: Миф — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

У: Вряд ли найдется человек, который не читал мифов древ­них греков и славян, этих интересных и загадочных историй о богах и героях. А как вы думаете, для чего люди придумывали мифы и легенды?

Д: Пугать кого-то, верить во что-то.

У: Теперь все знают, что подобные сюжеты возникали из непо­нятных тогда явлений природы. Сейчас, когда нам известно, откуда и почему появляется молния или идет дождь (все нам еще в детстве рассказали и объяснили), мы с улыбкой читаем о грозных богах, придуманных нашими предками. Но ведь в древние времена никто еще не знал всего того, что знаем мы, и люди в полном неведении и бессилии трепетали перед величественными силами природы, пытаясь объяснить все происходившее вокруг как могли, то есть придумывали кого-то всесильного, могущественного. Боги были бессмертны, жили на небе, наказывали людей или помогали им. Люди изобража­ли богов подобными себе, у них тоже была душа, они могли радоваться, печалиться, любить и страдать.

  1. Открытие новых умений и знаний.

У: Давайте откроем учебник на стр. 114, вверху мы видим с вами эпиграф.

У: Как вы думаете, что такое эпиграф?

Д: Эпиграф – это цитата, которая располагается во главе сочинения или его части с целью указать смысл и отношение автора к произведению.

У: Хорошо, а теперь прочитаем его.

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

Ф.И.Тютчев.

У: Как вы понимаете смысл этого стихотворения?

Д: Чему бы жизнь нас не научила, сердце все равно будет верить в чудеса, что все будет по другому, так как хочешь ты.

У: Сколько разных явлений природы окружало древнего человека - ярких, пугающих, удивительных, пока непонятных, необъяснимых… Чем объяснить приход весны или наступающей ночи?

Д: Весна в представлении всех славянских народов имела образ Богини красоты Лады. И именно от неё зависел приход тепла, расцвет всего живого, будущий урожай и сама Жизнь человека.

У: Хорошо. Почему дерево загорелось от попавшей в него молнии? Почему пошел дождь?

Д:

У: Раньше человек зависел не только от земной воды, но и от небесной влаги – дождя. Землю поливал только дождь. И если наступала засуха, это грозило неурожаем и голодом для всех. В таком случае наши предки рассуждали так: дождя нет потому, что закупорились небесные источники. Небесная вода и земная вода ведь тесно связаны между собой. Поэтому, чтобы вызвать дождь, нужно «расшевелить», отворить земные источники, воздействовать на них, чтобы открыть небесные воды.

У: Как можно на них воздействовать?

До сих пор часто употребляют выражение «носить воду в решете» - значит делать совершенно бессмысленную, бесполезную работу. Наши предки действительно носили воду в решете (сито, предметы домашней утвари, воплощающие идею богатства и плодородия и связанные с мотивами дождя, неба и солнца. Используются в ритуалах как вместилище даров, а также чудес и нелепого, в народной медицине играют роль оберега и роль оракула - в гаданиях.) во время засухи, чтобы вызвать дождь. И придавали этому серьезный, ритуальный смысл, основанный на магии подобия, -вода, льющаяся сквозь решето, напоминает дождь, идущий из тучи. Они верили, что если самим устроить такой маленький «дождь», льющийся из решета, как из тучи, то можно заставить настоящую тучу пролиться дождем на поле.

У: Почему зерно, которое было брошено на землю, проросло, а не умерло?

Д: Потому что люди верили в Бога Ярило – бог зерна, когда зерно падало на землю Ярило давал ему жизнь.

У:Радуга на небе похожа на разноцветный мост: куда он ведет, этот мост?

Д: На небо, во дворец к Богам.

У: В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака и оттуда она падает в виде дождя.

У: Как понять неизвестные законы, по которым живет мир вокруг?

Д: Люди придумывали различные мифы и легенды.

У: Для того, чтобы объяснить все, что происходило в мире люди действительно придумывали различные легенды и мифы, которые как им казались объясняли все явления происходящие в мире.

  1. Физкультминутка.

«Дождик»


Капля первая упала «кап - кап» - пальцем стучать

И вторая побежала «кап - кап» - по ладошке

Мы на небо посмотрели - смотреть вверх

Капельки «кап - кап» запели - постучать по голове

Намочились лица, - вытирать лицо

Мы их вытираем.

Туфли - посмотрите - посмотреть на туфли

Мокрыми стали - показать руками

Плечами дружно поведем - трясти плечами

И все капельки стряхнем

От дождя убежим - бег на месте

Под кусточком посидим - присесть

  1. Открытие новых умений и знаний (продолжение).

Работа по презентации.

У: Итак, мы говорили, что древние славяне все явления и события человека объясняли действиями богов. Кто знает богов, которым древние славяне поклонялись?

Д: Перун, Велес, богиня Лада, Дажьбог, Стрибог, Белобог, Чернобог.

У:До принятия христианства славяне верили во многих богов. Эта вера называлась язычеством.

Одним из богов, в которого верили славяне был бог Перун. Перун - один из самых главных Богов Славян. Бог-громовержец, покровитель воинов. Перун, как Бог грома и молнии, подразумевал под собой нечеловеческую силу и мощь. Он покровитель честных, справедливых, мужественных и благородных людей, отстаивающих Правду и сохраняющих Родную Веру. Перун скачет по небесам на коне или на колеснице. Именно грохот колесницы Перуна – гром небесный. (Колесница – большая двухколёсная повозка; Повозка – транспортное средство, предназначенное для перемещения по твёрдой поверхности, движущее повозку живое существ располагается вне её.)

Следующий Бог, в которого верили славяне был бог Велес. Бог мудрости, богатства и домашнего скота, ремесел и поэзии. Он также покровительствует торговцам и путешественникам, приносит достаток, благосостояние и плодовитость. В русских общинах до сих пор есть свадебный обычай сажать молодых на тулуп, вывернутый шерстью наружу, а их постель устраивать на шкурах животных, дабы молодые жили богато и имели много детей. Велес — один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Земледельцы приносили жертву богу плодородия, оставляя после уборки зерна на поле куст колосьев – «на бороду Велесу». В честь Велеса устраивались пиры – братчины. (Братчина – пирование, праздник, которое совершалось в определенное время и на котором решали важные вопросы.)

Богиня Лада.

Богиня Лада считается одной из самых главных богинь в языческом пантеоне. В славянской мифологии Ладу называют богиней любви, весны и красоты, покровительницей брака. От её имени пошли такие слова как: лад (семейный лад), ладный, ладно, ладить. В старину любимые называли друг друга ладо и ладушкой . К богине обращались с мольбами весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха (белый цвет символизировал благо.)

Следующий Бог, с которым мы с вами познакомимся это Бог Сварог. Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Одной из самых известных сторон, приписываемых одному из высших богов славян, является его кузнечное дело. По преданиям, которые дошли до нас и в виде сказок и в виде упоминаний в поучениях против язычества, Сварог научил людей ковать металл и создавать орудия труда. Сейчас давайте с вами познакомимся с легендой о Свароге, которая находится у нас на страницах учебника 114 – 115. (работа по учебнику). Сейчас каждый про себя прочитает текс, читайте внимательно, после мы с вами ответим на вопросы.

У: Как Сварог помогал плодоносить земле?

Д: Он пробуждал ее от зимнего сна.

У: Как он ее пробуждал?

Д: Своими поцелуями-лучами.

У: Как называли землю наши далёкие предки?

Д: Они называли ее Мать – Сыра Земля.

У: Кем славяне представляли землю?

Д: Славяне представляли землю живой прекрасной женщиной. Травы, цветы, кустарники, деревья казались людям ее пышными волосами; каменные скалы признавали они за кости; цепкие корни деревьев заменяли жилы. Кровью земли была сочившаяся из ее недр вода.

У: А когда она засыпала и просыпалась?

Д: Она засыпала студёною зимой волшебным сном и пробуждалась по весне.

У: Теперь давайте вернемся к нашей презентации и продолжим знакомство с остальными богами.

У: Следующий Бог, с которым мы с вами сегодня познакомимся это бог Дажьбог. ДАЖЬБОГ - бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая, плодородия вообще. Имя его происходит не от слова “дождь”, оно означает - “дающий Бог”, “податель всех благ”.

Он дарует Земле и людям такие великие блага как свет и тепло, отчего и получил своё имя-приставку «дажь» (дающий). По этой же причине Он является единственным из богов, кого можно просить о чём угодно, а само Его имя прочно вошло в разговорный обиход выражением «Дай Бог». Славяне считали солнце всевидящим оком (глаз), которое строго присматривает за нравственностью людей, за соблюдение законов.

Стрибог, бог ветра, который разносил божественное благо по земле. Он отдалён от человека и равнодушен ко всему человеческому, поэтому может принести людям вред безо всяких на то причин. И в то же время Стрибог истребитель всяческих злодеяний и разрушитель злоумышлений.Стрибога почитали моряки, рыбаки и мельники. Поднявшись на мачту или верх мельницы, они угощали, подкармливали ветер горстями муки, пшеничными или ржаными зёрнами и ждали взамен ветряной поддержки и покровительства.

Белбог – бог примирения и согласия, дружбы и искренности, добра, удачи, счастья и блага, а также покровитель искусств и торговли. Ему приносятся жертвы в виде веселья, игр и радостного пированья. Белобога изображали мудрым седобородым и седовласым старцем.

Чернобог– закованный в крепкую броню, с лицом, исполненным ярости Верховный Бог-Держатель мира. Чернобога изображали уродливым скелетообразным «кощеем». На празднествах и пирах, обнося круговую чашу, славяне всегда возглашали над ней слова славы во имя Белбога и Чернобога. И если от Белбога ожидали счастливой доли в повседневной жизни, то от Чернобога ждали, что он сможет отвратить войны и всяческие бедствия от родной земли.

У: Сейчас я некоторым из вас раздам задания, в которых вы должны будете соединять пословицы о земле.

Ответы:
Что посеешь, то и пожнёшь;

Чья земля, того и хлеб;

В июле на дворе пусто, а в поле густо;

В землю до зерна, из земли ни зерна;

Человек трудится – земля не ленится, человек ленится – земля не трудится;

Не поклоняясь до земли, и гриба не подымешь.

У: Итак, сейчас будем работать над пословицами, ваша задача определить, что общее объединяет эти пословицы, что выражено в них.

(выражено уважительное отношение людей к земле)

- Земля – мать, небо – отец.

Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, более того — супружеской парой, чья любовь и породила всё живое на свет, поэтому землю называли матерью, а небо отцом.

- Добра мать до своих детей, а земля – до всех людей.

Как мать относится с добром к своим детям, так и земля дарит людям свою доброту и любовь.

- Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей.

Уважай и люби землю, и эта любовь вернется к тебе через плоды, которые земля вырастит.

- Мать сыра земля всех кормит, поит, одевает, всех своим теплом пригревает.

Земля дает нам все, что нам необходимо, тепло, еду, воду.

- Корми – как земля кормит, учи - как земля учит, люби – как земля любит.

Будь трудолюбивым, бережно относись к природе, любит тех кто к тебе хорошо относится и кто тебя любит.

  1. Информация о домашнем задании.

Разобрать пословицу «Не земля родит, а небо». Докажите правоту этой пословицы. Стр.115

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Ребята, с каким новым разделом сегодня на уроке мы начали с вами знакомиться?

- С какими богами мы познакомились?

- С какими пословицами работали?

- Что объединяло все эти пословицы?

- Что нового мы сегодня узнали?

Рефлексия «Поляна».

- Сейчас я вам раздам листочки трех цветов: зеленые, желтые и красные. Если вы считаете, что справились с работой на уроке, то возьмите себе зеленый листочек. Если вы считаете, что во время работы на уроке у вас были ошибки, то возьмите желтый листочек. Если вы считаете, что не справились с работой на уроке, то возьмите красный листочек. После мы приклеим все ваши листочки на дерево.

- Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!