СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по музыке "Святые земли русской"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по музыке "Святые земли русской"»





































Тема урока: «Святые земли русской».

Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке.

Задачи:

1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;

2) научить определять особенности былин по их жанровому признаку;

3) выполнять по образцу характерные способы воспроизведения музыкального текста





Ход урока



Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

5 мин

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!


  1. Сообщение темы урока.

15 мин

- Посмотрите на эти картины. Что на них изображено изображено?

- Попробуем перенестись в глубокую древность. Какой была Древняя Русь?

- Много ли в ней было городов, деревень?

И в каждом селе, в каждом городе имелась церковь или даже храм?

Без чего  (какого атрибута) невозможно представить себе храм?

- Колокольные звоны были неотъемлемой частью жизни русского народа, они звучали и в праздники, и вызывали людей на собрание, где решались важные вопросы города, и метельный колокол - звучащий в непогоду, и набатный звон, оповещающий о нападении врага, и звучание колоколов оповещающий о венчании нового царя.

- А вы знаете виды колокольного звона?

Благовест- это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный. (Слушаем благовест)

Перезвон, перебор- это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. (Слушаем перезвон)

Собственно звон - это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колоколов. К звонам данной группы относятся: праздничный звон, будничный звон, а также звоны составленные самим звонарем. (Слушаем звон – трезвон).

Набат – звук колокола, оповещающий о беде. Очень важный в жизни народа «всполошной» колокол, оповещал о пожаре, наводнении и т.д.

- Как вы считаете, чем икона отличается от картины? (Ответы детей).

- Икона – это события, а картина – это срез, мгновение жизни. Самое удивительное, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг.

Как вы думаете, кого на ней изобразили одними из первых святых? Подумайте о том, что из века в век на Русь нападали враги, что наши предки то и делали, что защищались. И первыми защитниками Древней Руси были богатыри.

- Посмотрите на картину В. Васнецова «Богатыри».

- Все хорошо знают Илью Муромца как сказочного, былинного героя. Помнят его подвиги. Представляют облик Ильи по картине В.Васнецова. Однако почти 800 лет назад этот человек действительно жил в селе Карачарове, что под городом Муромом. Чудом получив уже в зрелом возрасте богатырскую силу, Илья не гордился ею, а считал её драгоценным даром, который дан ему для служения русскому народу.

Илью Муромца не называли удалым – его спокойная, величавая мощь выше удали и суеты.

- Ещё при жизни Ильи Муромца в народе о нём было сложено множество былин и сказаний. В одной из них говорится, что Илья «приехал – то во стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор».

- Илья Муромец – не только былинный герой, он – русский святой. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января.

- Храмы, колокольный звон









- Без колоколов

  1. Физминутка

5 мин

Мы топаем ногами, Топ-топ-топ!
Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп!
Качаем головой,
И вертим головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И бегаем кругом.






  1. Сообщение темы урока.

10 мин

- Посмотрите на икону «Преподобный Илья Муромский Чудотворец».

- По каким признакам мы видим, что на иконе изображён святой?

- А теперь представьте себе, что все три богатыря въезжают на своих конях в Киев – матерь городов русских.

Как вы думаете, могла ли их изображать вот такая музыка? (Ответы детей – после прослушивания фрагмента).

А.П. Бородин, симфония № 2 «Богатырская», 1 часть. Показ портрета А.П. Бородина.

- Русский композитор XIX века А.П. Бородин достаточно изобразительно показал нам в своей музыке при помощи стилизованного былинного напева черты характера защитников земли Русской.

- Итак, первыми святыми на Руси были Великий Князь Владимир и Княгиня Ольга, крестившие Русь, защитники Руси Александр Невский, Сергий Радонежский, русский богатырь Илья Муромец, Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.



- Нимб над головой

  1. Рефлексия

5 мин

- С какой музыкой мы познакомились сегодня на уроке?

- По какому поводу она звучала? Какую тему мы изучили?

- С богослужебной, с былинами

- Святые земли русской




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!