III. Открытие детьми нового знания | Как называется страна, в которой мы живем? - Верно, мы живем в России. По-другому нашу страну можно назвать «Российская Федерация». - Давайте посмотрим на административную карту России! - Кто покажет границы нашей страны? - Россия – это демократическая республика! Как вы понимаете эту фразу – демократическая? - Это означает, что народ (граждане страны с 18 лет) выбирает главу государства – Президента, в ходе выборов формируются другие органы власти и управления: Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации. - Какие символы нашей страны вы уже знаете? - О гербе, гимне и флаге, вам уже рассказывали, на прошлых уроках, мы же просто повторим и вспомним, как они выглядят, посмотрите на слайд. - Наша страна очень большая. Чтобы преодолеть расстояние от Калининграда до Владивостока нужно ехать целую неделю. (Показ по карте России) - Назовите столицу России. (Находят её на карте в учебнике с.154-155) - Что на карте в учебнике отмечено разными цифрами и цветами? - Российская федерация объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа. Россия – многонациональная страна. На ее территории проживает более 100 народов. - Все мы с вами разные люди, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. - Не смотря на то, что мы все разные, мы все живём в дружбе. А что нужно чтобы дружно жить? | - Страна, в которой мы живем, называется Россия. -В учебнике по карте ученик показывает и рассказывает границы России - Люди имеют право голоса и слова. - Герб, гимн, флаг. - Москва. - Области и субъекты РФ. -ответы детей | |
IV. Постановка учебной задачи ИГРА V. Первичное закрепление | Соревнование не по правилам - Ребята передайте с передних парт предмет на последние, и верните вновь на передние. - Любой предмет (стёрка, линейка, карандаш и тд) - У вас соревнования. - Выявление 1,2 и 3 места. 1 Место занимает ряд, который закончили передавать предмет самые последние. 2 место, те, кто были 2, а первое место те, кто был самыми быстрыми. - Итак, после распределение ролей, у вас возникли вопросы? - Давайте обсудим, какая задача стояла перед вами? - А ещё я вам, что-либо говорила? - Верно, а что я забыла вам объяснить? - Правильно ребята, я вам совсем не объяснила правила, и вы не поняли, что от вас требовалось. - Так и в реальной жизни. Давайте вернёмся к нашему вопросу, а что нужно, чтобы дружно жить? - Всё правильно, у нас с вами для того чтобы дружно жить, есть правила, которые находятся в отдельном документе. Вы знаете, как он называется? - Правильно, а вы знаете, что такое Конституция? - Конституция – слово латинское и обозначает «устройство», «установление». Законы — это правила, обязательные для всех жителей страны. Конституция называется Основным законом, а это значит, что все остальные законы не должны ей противоречить. - 12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята Конституция России – главный закон, по которому управляют государством. - Причинами её принятия послужили следующий события: 1) 2 Мировая война, на которой было нарушено право на жизнь. 2) Всеобщая декларация прав человека. 3) Создание ООН - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками . Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года. Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. - Главные слова Конституции, «Миру мир». Как вы понимаете эти слова? - Давайте посмотрим на слайд, так выглядит обложка. В конституции есть преамбула, слово для вас новое, кто-нибудь знает, что это такое? - Преа́мбула (фр. préambule,— идущий впереди чего или кого-либо, предшествующий, ср. лат. preambulo — предшествую) в праве — вводная или вступительная часть документа. - Давайте посмотрим на статьи, которая содержит в себе конституция. - Ребята, а какие вы знаете основные права человека? - Вы большие молодцы, но мы назвали не все, давайте прочитаем со слайда все права человека. - Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? - Человек имеет право на жизнь. Об этом в конституции в разделе права статья 20. Никто не может отнять у человека жизнь. Попытка убить другого человека карается законом. - Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? - Каждый имеет право на охрану здоровья и мед. обслуживание статья 41. - Следующее право- право на свободу и личную неприкосновенность человека. Никто не может схватить человека, держать его взаперти. Право на свободу обозначает право на личную переписку: чужие письма никто не имеет права вскрывать и читать. Нельзя подслушивать наши телефонные разговоры. Право человека на свободу и неприкосновенность может быть ограничено, если он нарушит права других людей и его вина будет наказана в суде. - Как вы думаете, все эти права есть и у детей? - Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей есть свои особые права – права ребенка, есть НА СЛАЙДЕ БУДЕТ право на заботу и любовь. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их. - Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же. - Но, не смотря на то, что вы ещё маленькие. У вас есть свой собственный праздник. Как он называется? - Да верно, 1 июня отмечает День защиты детей, ваш праздник, когда все показывают вам свою любовь, оберегают и заботятся. | /выполняют задание/ - Учащиеся задают вопросы, а почему так произошло. - Да, возникли. - Передать предмет. - Нет, вы просто распределили места. - Правила соревнований. - Нужно соблюдать правила. - Конституция - Конституция – это книга с законами и правами человека. - То что, в мире все государства должны жить в согласии, мирно, без войны. /смотрят/ - Нет. - Право на жизнь. - Право на свободу. - Право на личную неприкосновенность. - Право на труд. - Право на отдых. - Право на свободу слова. - Право на свободу совести. - Право на образование. - Право на медицинское обслуживание. - Право на жизнь. - Право на охрану здоровья и медицинского обслуживания. -Право на свободу и личную неприкосновенность человека - Обязательно это есть и у детей. -День защита детей | |
VI. Практическая работа | - Ребята, перед вами таблица, мы с вами должны распределить, какие статьи Конституции относятся к экономической сфере, какие к социальной, и политической. - Вы можете в тетрадях записать только ключевые слова (Экономика, Общество и Политика) и рядом с ними ставить соответствующие цифры. - Теперь давайте выполним следующее задание, ранее мы с вами уже зачитывали права человека, давайте к ним вернёмся. Давайте подумаем, и назовём сказки, где нарушалось то или иное право. - Я начну, а вы продолжите. - Право на жизнь, нарушилось в сказке «Колобок», потому что в конце его съела лисица. Теперь ваша очередь. Молодцы! И последнее наше задание, игра Крокодил. У меня на карточках написаны права человека, по одному нужно выходить, читать, и показывать, а все остальные должны без слов угадать что это за право человека. | Выполняют задания в рабочей тетради. - Красная шапочка, право на защиту, покушение на жизнь. - Золушка, эксплуатирование, унижение ребёнка, злоупотребление трудом ребёнка. - Дюймовочка, несовершеннолетняя не имеет права выходить замуж не раньше 18 лет. - Двенадцать месяцев, угроза жизни ребёнка - Буратино, шантаж, покушение на жизнь, похищение, не дали воспитание. - Простоквашино, свобода мнения. | |