Вступительное слово учителя: | -Здравствуйте ребята, рада вас видеть на уроке музыки. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, слушайте внимательно. Вслушайся, весь мир поет- Шорох, свист и щебет. Музыка во всем живет, Мир ее волшебен. -Что вы почувствовали, прослушав данное стихотворение? -Прослушав стихотворение, вы испытали определенные чувства, а испытываете ли вы чувства, прослушивая музыку? В том же театре, по радио, или смотря фильмы, мультфильмы. -А кто создает музыку? -Верно, и сегодня мы поговорим о таком композиторе как Петр Ильич Чайковский. - Петр Ильич Чайковский - русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. С самого детства он увлекался написанием стихотворений и музыкой, но даже родители не думали, что занятие музыкой может стать достойной профессией для их одаренного сына. В дальнейшем он получил музыкальное образование. Преподавал в Петербурге на музыкальных курсах. Был требовательным преподавателем и давал им много заданий. -Ребята, а какое время года сейчас на улице? -Тогда давайте сейчас закром глаза и представим осень. -Опишите, что вы видите. Что вы вспоминаете, услышав слово «осень»? -Хорошо, открывайте глаза. Чайковский написал целый цикл произведений, и каждое произведение было названо определенным календарным месяцем. -Мы говорили об осени, а как думаете какой месяц осени называют грязник? -Это октябрь. -Так сегодня мы прослушаем композицию «Осенняя песня. Октябрь» из цикла «Времена года» | -Спокойствие, умиротворение. -Да -Композитор. -Осень. (Закрывают глаза и представляют) -Листопад, дождь, шелест листьев, желто – оранжевы и красные листья. (Описывают) (Затрудняются или высказывают свои предположения) | |
Слушание произведения: | -Сейчас мы принимаем роль слушателя. А какой должен быть слушатель? -Верно, поэтому мы не разговариваем не шуршим пеналами, тетрадями, не болтаем ногами. -А теперь слушаем. (Включает произведение и слушает вместе с детьми) | -Внимательным, быть тихим не мешать другим слушать. (Слушают) | *Произведение «Осенняя песня. Октябрь» из альбома «Времена года» П.И. Чайковский |
Анализ-разбор прослушанного | -Вы прослушали - Скажите какие чувства передаются в музыке? Можете воспользоваться словарем эмоций. -О чем это произведение? -А почему именно дождливого? -Как бы вы его назвали и почему? -Почему музыка звучит взволнованно, тихо? | (Ответы детей) -О дождливой осени. (Ответы детей) (Ответы детей) -Почему музыка звучит взволнованно (резко…тихо…)? | *Словарь эмоций |
Повторное слушание | -Для того, чтобы точнее понять какие чувства вы испытываете, прослушаем его еще раз. Но также у вас есть задача. Перед вами картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» и Николая Ивановича Фешина «Осень». Ваша задача, прослушав композицию, сказать какая из картин будет лучше подходить к этому произведению. (Включает произведение и слушает вместе с детьми) -И так какая же картина подходит к произведению? -А почему? | (Слушают и выбирают) -Вторая. (Ответы детей) | *Произведение «Осенняя песня. Октябрь» из альбома «Времена года» П.И. Чайковский |
Подведение итога слушания | -Ребята, как прослушанная музыка звучит тихо или громко? -В какой части произведение звучит тихо? -А почему? -А в какой части произведения мелодия звучит громко? -Почему? Как вы думаете? -Почему назвал произведение именно так? -Какие события из твоей жизни напоминает тебе эта музыка? -Какие воспоминания навевает? -Что бы тебе захотелось сделать, прослушав эту музыку? | -В некоторых местах тихо, в некоторых местах громко. -В начале. - Автор вспоминает осень, медленно начинается дождь, на небе сгущаются тучки, капли падают на землю. -В середине. -Дождь усиливается, а небо затянуто тучами. (Ответы детей) (Ответы детей) (Ответы детей) (Ответы детей) | |