Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рязанский педагогический колледж»
Тема: «М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…».
ФИО студента: Мнацаканова А.Г.
Ход урока | |
Этап | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства. Интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Мотивация к учебной деятельности | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований к учебной деятельности. | Словесный (беседа), наглядный (презентация). | - Здравствуйте ребята, пожалуйста, встаньте, тем самым поприветствуем друг друга вновь. -Спасибо, садитесь. -Сейчас у нас урок литературного чтения. Начать его хочу с цитаты Рабиндраната Тагора индийского писателя, поэта, композитора, художника, общественного деятеля. -Слушайте внимательно. Я задам вопрос. -«Отдых и труд неразлучны, как веко и глаз». -А почему отдых и труд неразлучны? -А можете ли вы привести пример такой связи в природе? | (Садятся) -Потому что мы, например, если не будем отдыхать, то не сможем работать, трудиться. -Если растения не будут зимой отдыхать, то они погибнут и весной не зацветут. Если птица не будет отдыхать, то не сможет прокормить и защитить своих птенцов. | Фронтальная | | | | - анализировать текстовую информацию (П); - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К); - признавать возможность существования разных точек зрения (К); - корректно и аргументированно высказывать свое мнение (К). | - сформированность познавательных интересов, активности и инициативности в познании. |
Подготовка к первичному восприятию | Подготовить обучающихся к изучению новой темы. | Словесный (беседа), наглядный | -Ребята, сейчас обратите внимание на листы, которые у вас лежат на столах. На них написана скороговорка, сейчас я вам прочитаю, а вы следите за мной и слушайте внимательно, как я читаю. (Выразительно читает) «Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно» -О чем скороговорка? -Какие слова надо выделить в каждой строке? Это должны быть самые важные слова. -Верно, на эти слова вы должны ставить ударение, как я это дела. (Приводит пример первых двух строк строчки: Кто хочет РАЗГОВАРИВАТЬ, Тот должен ВЫГОВАРИВАТЬ) -А теперь все вместе прочитайте скороговорку медленно. Начнем вместе. (Вместе с детьми медленно прочитывает скороговорку) -А теперь чуть ускорим темп, чтобы был разговорный темп (Вместе с детьми прочитывает/проговаривает скороговорку) -А теперь в ускоренном темпе. (Вместе с детьми прочитывает/проговаривает скороговорку) -Молодцы. | (Следят и слушают) -О том, что нужно правильно говорить. -Разговаривать, выговаривать, правильно, внятно, понятно. (Прочитывают скороговорку вместе) (Проговаривают скороговорку вместе) (Проговаривают скороговорку вместе) | Фронтальная | Приложение1 | Учительский контроль (беседа) | - отвечать на вопросы; - строить устные монологические высказывания в соответствии с учебной задачей; - осознанное использование изученных литературных понятий: литературная сказка, автор. | - корректно и аргументированно высказывать свое мнение (К); - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К); - с помощью педагогического работника формулировать цель деятельности (П); - корректно высказывать свое мнение (К); - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата (Р); - выстраивать последовательность выбранных действий (Р). | - сформированность познавательных интересов, активности, инициативности и самостоятельности в познании. |
Установка на слушание | Настрой обучающихся на восприятие текста. | Словесный (беседа). | -Ребята, вы узнаете человека, изображенного на слайде? -Верно. (появляется первая строка) -А что вы знаете о М.Ю. Лермонтове? -Вы правы, Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Поэт, прозаик, драматург. Сын армейского капитана Ю.П. Лермонтова и М.М. Лермонтовой. Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарён удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи. В 1841 г. 27 июля поэт был убит на дуэли Н.С. Мартыновым в Пятигорске. Ему не исполнилось ещё и 27 лет. За свою короткую жизнь Лермонтов создал множество гениальных творений. Свои произведения он писал на темы любви, природы, судьбе и о многих других темах. -Сегодня вы познакомитесь с одним из его стихотворений. Для этого откройте учебник на стр 144 -Обратите внимание на стихотворение в начале странице. Поскольку перед стихотворением стоят «звездочки», то первая строчка стихотворения и является названием. -Кто может его прочитать? -Молодец. И так какая же тема сегодняшнего урока? -А какая же цель? -Верно, но для того, чтобы достичь цели вам нужен план. -Как думаете какой будет первый пункт плана? -Тогда второй пункт это…? -Тогда третьим пунктом, что мы можем оценить? | (Кто-то может узнать, если же нет, то даем наводящий вопрос, какого писателя они познакомились на прошлых уроках) -Михаил Юрьевич Лермонтов. (Приводят примеры из текста учебника, интересные факты) (Открывают) -Горные вершины. -М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…» -Познакомиться с стихотворением «Горные вершины…» -Прочитать стихотворение. -Анализ произведения. -Выразительное чтение стихотворения | Фронтальная, парная | | Речь Презентация | | | - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. (Р) |
Первичное восприятие. | Прочтение отрывка из произведения. | Словесный (чтение текста сказки) Наглядный (учебник, иллюстрации). | -Сейчас я прочитаю вам с выражением стихотворение М.Ю. Лермонтова «Горные вершины…», но для начала давайте выделим критерии выразительного чтения. Посмотрите на доску: Способ чтения. Как читал? Слогами или целыми словами. Скорость чтения, то есть медленно или, наоборот, быстро, может быть, размеренно – так, как надо. Правильность чтения. Чтение без ошибок, повторов, замены слов или их пропуска. Выразительность. Как думаете, про что здесь речь? Да, как были расставлены паузы, ударения, было ли передано настроение. И громко и четко прочитано. | (Слушают и следят по тексту) | Фронтальная | На доске записано: | Учительский контроль Взаимоконтроль | - использование разных видов чтения (ознакомительное); - овладение техникой чтения вслух. | - овладевать навыком смыслового чтения текста. | |
Проверка первичного восприятия. | Проверка понимания обучающимися прочитанного отрывка произведения и анализ прочитанного отрывка. | Словесный (беседа), наглядный (учебник) | -Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушаете и следите по стихотворению. (Читает) -Какие картины вы представили при чтении этого стихотворения? Что представляете? -Какое настроение у вас возникло? -А какую бы музыку вы подобрали к стихотворению? Веселую, печальную, протяжную, торжественную? -Хорошо, сейчас я вам включу один из вариантов музыку к данному стихотворению, а вы потом мне скажите, подходит ли она? (Включает) -Как вы думаете подходит ли данное произведение к стихотворению? -А были для вас незнакомые вам слова? Чтобы вы не знали их значение. -А кто может, сказать, что такое мгла? -Вижу не у всех есть полное представление что такое мгла. -Давайте разберемся, имя, можешь прочитать какое же определение у слова «мгла». -Верно, мгла — это облачность, которая возникает из-за наличия в воздухе большого количества частиц пыли, дыма или гари. Когда в воздухе находится много таких частиц, они начинают рассеивать свет, что приводит к ухудшению видимости. В результате человек может видеть окружающий мир менее четко и различать объекты на меньшее расстояние. Это вы можете заметить на фотографии. | (Высказываются) (Высказываются) (Высказываются) (Слушают) (Высказываются) (Может и будут, но если нет, то мы предлагаем спросить про значение слова «мгла») (Кто-то может и сказать, а кто-то не может или дает неправильное объяснение) (Читайте) | Фронтальная, парная | https://www.youtube.com/watch?v=T2lBfs3buYg&t=29s | Учительский контроль (беседа) | - отвечать на вопросы; - строить устные монологические высказывания в соответствии с учебной задачей. | - воспринимать и формулировать суждения (К); - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К). | - сформированность познавательных интересов, любознательности и самостоятельности в познании. |
Повторное чтение | Прочтение отрывка из произведения. | Словесный (беседа, чтение текста), наглядный (учебник) | -Сейчас вы будете читать стихотворение с выражением. Кто хочет первый прочитать? (Выбирает) -А остальные будут оценивать чтение по критериям на доске. Могу спросить любого. -Начнем. -Имя, оцени чтение твоего одноклассника по критериям. -Все согласны с данной оценкой? Поднимите руки, кто согласен. (Если есть время, то просим прочитать еще 1-2 чел) -А теперь почитайте стихотворение в парах. 1 читает, а другой оценивает по критериям. Но читаем полушепотом. -Приступаем. | (Читает ученик, а остальные оценивают) (Оценивает вслух) (Поднимают) (Читают в парах) | Фронтальная | П | Фронтальная | *знание частей речи, их значение и на какие вопросы отвечают *умение приводить примеры к частям речи | П: *формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (самонаблюдения); Коммуникативные: *корректно и аргументированно высказывать свое мнение; *строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; *воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; *проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; Регулятивные: *устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; *корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. *планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; | *признание индивидуальности каждого человека; |
Физкультминутка | Повысить или удержать умственную работоспособность во время непосредственно образовательной деятельности, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей | Наглядный, практический (выполнение физических упражнений) | Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять. Семь, восемь – лень отбросим. | (Выполняют физкультминутку по словам учителя) | Фронтальная | | Индивидуальная и фронтальная (обучающийся самостоятельно контролирует качество выполнения упражнений, а учитель может делать замечания) | | П: *сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; Р: *устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; | *Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; *познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
Анализ | Проверка понимания обучающимися прочитанного отрывка произведения и анализ прочитанного отрывка. | Словесный (беседа, объяснение, чтение текста), наглядный (учебник, презентация). | -Ребята, а какие приемы поэты используют в своих произведениях? -Найдите эти приемы в стихотворении и приведите примеры. - | -Метафору, олицетворение, сравнение. -Эпитеты: горные вершины, тьме ночной, тихие долины, свежей мглой. Метафоры: вершины спят, долины полны, пылит дорога. Олицетворения: дрожат листы. | Ф | | Самопроверка | Учительский контроль (беседа) | - отвечать на вопросы; - овладение техникой смыслового чтения вслух; - овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: устное народное творчество, литературная сказка, автор; литературный герой; образ; сюжет; средства художественной выразительности (сравнение, эпитет). | - анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей (П); - сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии (П); - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе текста (П); - находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде (П); - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К); - корректно и аргументированно высказывать свое мнение (К). |
Вторичный синтез | Обобщение полученных в ходе ознакомления с текстом произведения знаний. | | М.Ю. Лермонтов на протяжении всей своей короткой жизни увлекался рисованием и живописью. Любовь к изобразительному искусству обнаружилась у него с самого раннего возраста: «...он был счастливо одарён способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины...» — писал Аким Павлович Шан-Гирей, вспоминая о его детских годах. - Сейчас на экране представлены 2 его картины гор. -Как вы думаете, какая из этих 2 картин подойдет к стихотворению «Горные вершины»? -Почему? Что привело тебя к такому решению? -Все согласны или может что-то дополнить? -Спасибо, что поделились своими мнениями. | -Первая, слева. -Потому что она написана красками холодных цветов, что придает спокойствие, немного слабость, печаль. Также там еле видны чьи-то в далеке, а может в мгле. Справа же на картине происходит что-то энергичное, борьба. (Кто-то может дополнить или поднимаем руки, кто согласен) | Фронтальная | | Учительский контроль (беседа) | - отвечать на вопросы; - овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста. | - анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей (П); - корректно высказывать свое мнение (К); - проявлять уважительное отношение к собеседнику (К); - признавать возможность существования разных точек зрения (К); - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению (К); - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К). | |
Рефлексия учебной деятельности | Создать условия для самооценки обучающимися своей деятельности. | Словесный, наглядный | -Но наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая же у нас была тема урока? -Хорошо. -Какую цель вы ставили перед собой в начале урока? -Вы достигли ее? -Отлично, на этом урок окончен. | -М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…». -Познакомиться с стихотворением «Горные вершины…» -Да | Фронтальная | | Самоконтроль Учительский контроль | | - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями (К); - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К); - устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности (Р); - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок (Р). | |