1. | Организационно-мотивационный этап (15 сек.) Мотивация | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Педагог показывает детям фигурки из мультисериала «Бумажки»: Аристотель и Тюк и бумажные фигуры: цилиндра, конуса и пирамиды в коробке. В: Посмотрите, кто к нам пришёл. Это же наши знакомые из мультфильма «Бумажки» Как их зовут? В: Посмотрите, они немного в недоумении. Дело в том, что к ним в бумажный лес пришла неизвестная посылка. В ней были эти фигуры. | Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. Наглядные: рассматривание геометрических фигур, Словесные: рассказ, вопросы. | Дети рассматривают персонажей и содержимое их посылки. Д: Аристотель и Тюк-Тюк. | Произошла активизация внимания детей на запланированную тему. Дети взаимодействую с воспитателем, заинтересованно отвечают на вопросы |
2.1 | Этап постановки проблемы ( 15 сек.) Затруднение в ситуации Целеполагание | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | В: Что это за фигуры – наши друзья совсем не понимают, как они могут пригодиться? Как же им помочь в этом разобраться? В: Действительно, а достаточно ли мы знаем о этих фигурах? В: Может они таят в себе какие-то тайны – раз уж кто-то прислал их нашим друзьям. И как они могут пригодится Тюку и Аристотелю? Тогда для нашего исследования нам необходимо стать настоящими учёными исследователями. | Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. Наглядные: рассматривание фигур детьми, Словесные: вопросы, ответы детей, | Дети рассматривают геометрические фигуры. Д: Рассказать им. Д: Знаем. | Активизируется внимание детей на поиск решения проблемы, предложенный персонажем. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом (13 мин.) Актуализация знаний | Закрепление определённого объёма знаний и представлений об объёмных геометрических фигурах: пирамиде, конусе, цилиндре. | I. Закрепление представлений о пирамиде, конусе, цилиндре. Педагог предлагает детям обратить внимание на имеющиеся фигуры и описать их для наших гостей. 1) Игра «Опишите по деталям». Воспитатель устраивает выставку творческих работ детей. Дети, подготовившие такие работы, становятся по очереди "экскурсоводами" на выставке. Они рассказывают о предметах, напоминающих по форме шар, куб или параллелепипед, подчеркивая признаки сходства и отличия. 2)Игра «Волшебный мешок». Игра проводится так же, как и на предыдущем занятии: дети по очереди подходят к мешочку, тактильно обследуют его содержимое (куб, шар, цилиндр, конус, пирамида, прямоугольник) На заключительном этапе игры выставляются пирамида, конус, и сравниваются друг с другом выявляются признаки сходства и отличия, Педагог предлагает детям «взять» в руки очки исследователя и начать внимательно рассматривать фигуры. Сравните пирамиду и конус. Теперь сравним конус и цилиндр. Что у них общего? Чем отличаются? как вы думаете, какая из фигур - пирамида, конус или цилиндр - катается лучше других? (Цилиндр) Верно. В переводе с древнегреческого это слово означает «каток» «валик». Тогда не было современной техники для перевозки грузов, поэтому люди находили дерево или часть его и использовали как каток. 3) Игра «Фотографы-учёные». Вновь устраивается теневой театр. На экран отбрасывается сначала тень пирамиды, потом тень конуса и цилиндра. Что вы видите? - Положите на лист бумаги прямоугольник и треугольник. Посмотрите, целиком ли эти фигуры уместились на плоскости листа? - Какие же это фигуры: плоские или объемные, пространственные? - Поставьте на лист бумаги вниз основанием пирамиду, конус и цилиндр. Целиком ли они уместились на плоскости? Какие это фигуры? Отгадайте загадку: На одной ноге кружится, Беззаботна, весела В пестрой юбке танцовщица -Посмотрите на эту игрушку. (Воспитатель показывает юлу.) Какие знакомые вам объемные фигуры здесь «спрятались»? | Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. | Дети, подготовившие такие работы, становятся по очереди "экскурсоводами" на выставке. Они рассказывают о предметах, напоминающих по форме шар и т.д. В: У обеих фигур есть вершина, спереди видно треугольник, отличаются они основаниями; у пирамид в основание треугольник, четырёхугольник и т. д. Дети выполняют игровые действия; У конуса есть вершина, а нет. Зато у цилиндра два основания, в то время как у конуса, цилиндра только одно -Треугольник, опять треугольник, прямоугольник. - Да -Это плоские фигуры. -Нет -Это объемные, пространственные фигуры. -Юла -Два конуса. | Дети смогли правильно ответить на все вопросы и теперь освежив представления о пройденном материале готовы приступить к реализации имеющихся знаний в ходе прохождения игровых этапов. Дети определили геометрические фигуры по ощущению верно. Сравнили отличительные особенности геометрических фигур. На основе анализа дети смогли увидеть подчёркнутую разницу предложенных геометрических фигур. |
2.3 | Этап практического решения проблемы (14,5 мин.) Включение нового знания в систему знаний | Закрепление знаний детей об объёмных геометрических фигурах: пирамиде, конусе, цилиндре, умений находить предметы, имеющие форму пирамиды, конуса, цилиндра, составлять число 10 из меньших по количеству, решать задачу, составлять арифметическую задачу по условиям. | II. Физкультминутка «Юла». Исходное положение - руки на поясе. Прыжки на двух ногах 4 раза. Прыжки с поворотами вправо - 5 - 8 раз. То же с поворотами влево. I III. Закрепление представлений о пирамиде, конусе, цилиндре. Педагог предлагает детям вернуться к исследованию. В: А теперь скажите Аристотелю и Тюку – зачем по вашему мнению им могут понадобится такие фигуры в жизни? Вначале воспитатель показывает детям различные предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра, просит назвать их характеристику, назначение и обосновать свой ответ, В: Но чтобы наши ответы были неразрозненными давайте разделимся на три команды по цветным жетончикам, чтобы разобрать и выполнить задание по командам. Затем дети работают с картинкой учебного пособия по командам: В: Найдите предметы, имеющие форму пирамиды, конуса, цилиндра и соедините «волшебной ниточкой» с картинками в рамках. Задание выполняется с комментированием. V. В: А если Аристотель и Тюк захотят продать эти фигуры и получит прибыль, то как их можно будет измерить? Далее педагог предлагает командам разделится на покупателей и продавцов. В задании закрепляется знание состава числа 10, умение составлять и решать задачи, основываясь на понимании взаимосвязи целого и частей. - А теперь мы пригласим наших друзей в фотоателье. Как вы думаете, могут там встретится наши фигуры? Рассмотрите первую картинку. «Фотографии» каких объёмных фигур могут быть? (например 4 шара и 6 конусов) - Придумайте задачу (В фотоателье за день сделали фотографии 4 шаров и 6 конусов. Сколько фотоснимков получилось?) - Подумайте, что нам известно – части или целое, и подберите схему. (Известные части, а надо найти целое) «Оденьте» схему в тетради. - Как найти целое? - Запишите решение и команда, которая выполнит задание первой получит знак отличия – кубок с определённой фигурой. | Форма работы: подгрупповая Наглядные: рассматривание, сравнение, описание, демонстрация задания. Словесные: указание, поощрение. Практические: упражнения Игровые: дидактическая игра, сюжетное обыгрывание. | Дети выполняют физминутку в соответствии со указаниями. Дети делятся на команды с помощью жетончиков. Дети работают по командам по учебному пособию. Д: можно будет измерить по количеству – одна фигура равна по стоимости одной бумаге. Дети выполняют игровые действия с заготовленными листами. Дети придумывают задачу аналогично решённой с использованием условий. | Дети правильно выполнили все задания, в ходе взаимодействия друг с другом закрепили и расширили представления объёмных геометрических фигурах: пирамиде, конусе, цилиндре. Дети действовали согласованно, прислушивались к указаниям педагога. Дети разделились на три команды, успешно справились с заданиями по командам. Дети одели схему в тетради Команда составила задачу и получила кубок победителя. |
3. | Заключительный этап (2 мин.) Осмысление | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | В: О каких пространственных фигурах мы говорили? В: Как нам удалось их изучить? В: Чем мы помогли Аристотелю и Тюку? В: Что дало наше исследование? В: Чем отличаются эти фигуры? В: Что с ними можно делать? В: Почему они нужны ли они в окружении человека? В: Что вам понравилось больше всего из нашего путешествия? В: Что было трудным? В: А теперь подумайте и покажите карточками разного цвета, как вы думаете работали сегодня на занятии: если отлично, то возьмите жёлтую карточку, если немного ошибались то вперёд, а если хотите, чтобы в следующий раз у вас получилось лучше то возьмите красный шарик. | Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. Наглядные: визуальная самооценка, демонстрация модели на мольберте. Словесные: вопросы, указания, предложение. Практические: самооценка. | Д: О пирамидах, конусах, цилиндрах Д: Разобраться в нужности этих фигур и их предназначении. Д: основаниями, сторонами, вершинами и т.д. Д: их можно считать, делать из них какие-то предметы, Д: Многие из них придают определённую характерную и нужную форму. Дети рассказывают, трудности и их отсутствие. Дети выполняют самооценку выбирая нужный по цвету кружок. | Дети смогли проанализировать на элементарном уровне свою деятельность и деятельность сверствников. Дети ответили на вопросы, осознали значимость своей деятельности. |