СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по развитию математических представлений в подготовительной группе «Пирамида, конус, цилиндр» (по методике "Раз - ступенька, два - ступенька" Л.Г. Петерсон)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хотите отправится в увлекатеьное математическое приключение вместе со знаменитыми друзьями из мультисериала «Бумажки»? Аристотель и Тюк уже ждут!

Просмотр содержимого документа
«Конспект по развитию математических представлений в подготовительной группе «Пирамида, конус, цилиндр» (по методике "Раз - ступенька, два - ступенька" Л.Г. Петерсон)»

ФИО

Пилюгина Марина Владимировна

Образовательная область

Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)

Тема занятия

«Пирамида, конус, цилиндр»

Возрастная группа

Подготовительная группа (6-7 лет)

Цель


Создать условия для закрепления у детей представлений об объёмных геометрических фигурах: пирамиде, конусе, цилиндре.

Задачи:






Образовательная:

  1. Закреплять у детей навык находить в ближайшей окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра;

  2. Закреплять представления о составе числа 10,

  3. Закреплять знания о взаимосвязи целого и части,

  4. Упражнять в вычислении: счёте и вычитании чисел на числовом отрезке;

Развивающая: развивать геометрическую зоркость, психические познавательные процессы: память (воспроизведение, запоминание), внимание (концентрация, распределение, переключение), мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), восприятие, связную описательную речь.

Воспитательная: воспитывать умение тактично выслушивать мнение другого, желание помочь другому своими умениями;

Словарная работа

Закрепление терминов: Пирамида, конус, цилиндр, основание, вершина.

Планируемый результат


Знания о объёмных геометрических фигурах: пирамиде, конусе, цилиндре, умение складывать и вычитать числа на числовом отрезке, знания о составе числа 10, дети смогли выполнить арифметические действия с помощью числового отрезка, дети смогли найти в окружающей обстановке предметы, напоминающие представленные геометрические фигуры (геометрическая зоркость)

Подготовительная работа


Изготовление некоторыми детьми иллюстраций геометрических объёмных фигур. Подготовка раздаточного материала, проведение игры: «Найди предмет по форме»

Материалы и оборудование




  • Демонстрационный материал: пирамида, конус, цилиндр; предметы, имеющие форму пирамиды, конуса, цилиндра (картинки египетских фараонов, башни крепостей, конические крыши, колонны зданий, юла и т.д.) плоские фигуры; числовой отрезок; таблицы для закрепления состава числа 10; фонарь (лампа), экран; «Коврики» №5

  • Раздаточный: пирамида с разноцветными гранями; конус, цилиндр с разноцветными основаниями; плоские геометрические фигуры; лист белой бумаги; карточки с записью чисел 1-10; по 5 разлинованных заготовок «ковриков» к №5, таблицы-схемы №3

Визитная карточка







































































Технологическая карта

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

(15 сек.)

Мотивация

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Педагог показывает детям фигурки из мультисериала «Бумажки»: Аристотель и Тюк и бумажные фигуры: цилиндра, конуса и пирамиды в коробке.

В: Посмотрите, кто к нам пришёл. Это же наши знакомые из мультфильма «Бумажки» Как их зовут?

В: Посмотрите, они немного в недоумении. Дело в том, что к ним в бумажный лес пришла неизвестная посылка. В ней были эти фигуры.


Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми.


Наглядные: рассматривание геометрических фигур,

Словесные: рассказ, вопросы.




Дети рассматривают персонажей и содержимое их посылки.



Д: Аристотель и Тюк-Тюк.

Произошла активизация внимания детей на запланированную тему. Дети взаимодействую с воспитателем, заинтересованно отвечают на вопросы

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

( 15 сек.)

Затруднение в ситуации

Целеполагание

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

В: Что это за фигуры – наши друзья совсем не понимают, как они могут пригодиться? Как же им помочь в этом разобраться?

В: Действительно, а достаточно ли мы знаем о этих фигурах?

В: Может они таят в себе какие-то тайны – раз уж кто-то прислал их нашим друзьям. И как они могут пригодится Тюку и Аристотелю? Тогда для нашего исследования нам необходимо стать настоящими учёными исследователями.

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми.

Наглядные: рассматривание фигур детьми,

Словесные:

вопросы, ответы детей,

Дети рассматривают геометрические фигуры.

Д: Рассказать им.

Д: Знаем.

Активизируется внимание детей на поиск решения проблемы, предложенный персонажем.

2.2

Этап ознакомления с материалом

(13 мин.)




Актуализация знаний

Закрепление определённого объёма знаний и представлений об объёмных геометрических фигурах: пирамиде, конусе, цилиндре.

I. Закрепление представлений о пирамиде, конусе, цилиндре.

Педагог предлагает детям обратить внимание на имеющиеся фигуры и описать их для наших гостей.

1) Игра «Опишите по деталям».

Воспитатель устраивает выставку творческих работ детей. Дети, подготовившие такие работы, становятся по очереди "экскурсоводами" на выставке. Они рассказывают о предметах, напоминающих по форме шар, куб или параллелепипед, подчеркивая признаки сходства и отличия.

2)Игра «Волшебный мешок».

Игра проводится так же, как и на предыдущем занятии: дети по очереди подходят к мешочку, тактильно обследуют его содержимое (куб, шар, цилиндр, конус, пирамида, прямоугольник)

На заключительном этапе игры выставляются пирамида, конус, и сравниваются друг с другом выявляются признаки сходства и отличия,

Педагог предлагает детям «взять» в руки очки исследователя и начать внимательно рассматривать фигуры.

Сравните пирамиду и конус. Теперь сравним конус и цилиндр. Что у них общего? Чем отличаются?

как вы думаете, какая из фигур - пирамида, конус или цилиндр - катается лучше других? (Цилиндр)

Верно. В переводе с древнегреческого это слово означает «каток» «валик». Тогда не было современной техники для перевозки грузов, поэтому люди находили дерево или часть его и использовали как каток.

3) Игра «Фотографы-учёные».

Вновь устраивается теневой театр. На экран отбрасывается сначала

тень пирамиды, потом тень конуса и цилиндра.

Что вы видите?

- Положите на лист бумаги прямоугольник и треугольник. Посмотрите, целиком ли эти фигуры уместились на плоскости листа?

- Какие же это фигуры: плоские или объемные, пространственные?

- Поставьте на лист бумаги вниз основанием пирамиду, конус и цилиндр. Целиком ли они уместились на плоскости?

Какие это фигуры?

Отгадайте загадку:

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела

В пестрой юбке танцовщица

-Посмотрите на эту игрушку. (Воспитатель показывает юлу.) Какие знакомые вам объемные фигуры здесь «спрятались»?

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми.



Дети, подготовившие такие работы, становятся по очереди "экскурсоводами" на выставке. Они рассказывают о предметах, напоминающих по форме шар и т.д.

В: У обеих фигур есть вершина, спереди видно треугольник, отличаются они основаниями; у пирамид в основание треугольник, четырёхугольник и т. д.



Дети выполняют игровые действия;

У конуса есть вершина, а нет. Зато у цилиндра два основания, в то время как у конуса, цилиндра только одно





-Треугольник, опять треугольник, прямоугольник.

- Да



-Это плоские фигуры.




-Нет

-Это объемные, пространственные фигуры.


-Юла



-Два конуса.

Дети смогли правильно ответить на все вопросы и теперь освежив представления о пройденном материале готовы приступить к реализации имеющихся знаний в ходе прохождения игровых этапов.





Дети определили геометрические фигуры по ощущению верно.







Сравнили отличительные особенности геометрических фигур.










На основе анализа дети смогли увидеть подчёркнутую разницу предложенных геометрических фигур.

2.3

Этап практического решения проблемы

(14,5 мин.)



Включение нового знания в систему знаний

Закрепление знаний детей об объёмных геометрических фигурах: пирамиде, конусе, цилиндре, умений находить предметы, имеющие форму пирамиды, конуса, цилиндра, составлять число 10 из меньших по количеству, решать задачу, составлять арифметическую задачу по условиям.

II. Физкультминутка «Юла».

Исходное положение - руки на поясе. Прыжки на двух ногах

4 раза. Прыжки с поворотами вправо - 5 - 8 раз. То же с поворотами влево.

I III. Закрепление представлений о пирамиде, конусе, цилиндре. Педагог предлагает детям вернуться к исследованию.

В: А теперь скажите Аристотелю и Тюку – зачем по вашему мнению им могут понадобится такие фигуры в жизни?

Вначале воспитатель показывает детям различные предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра, просит назвать их характеристику, назначение и обосновать свой ответ,

В: Но чтобы наши ответы были неразрозненными давайте разделимся на три команды по цветным жетончикам, чтобы разобрать и выполнить задание по командам.

Затем дети работают с картинкой учебного пособия по командам:

В: Найдите предметы, имеющие форму пирамиды, конуса, цилиндра и соедините «волшебной ниточкой» с картинками в рамках.

Задание выполняется с комментированием.

V. В: А если Аристотель и Тюк захотят продать эти фигуры и получит прибыль, то как их можно будет измерить?

Далее педагог предлагает командам разделится на покупателей и продавцов. В задании закрепляется знание состава числа 10, умение составлять и решать задачи, основываясь на понимании взаимосвязи целого и частей.

- А теперь мы пригласим наших друзей в фотоателье. Как вы думаете, могут там встретится наши фигуры? Рассмотрите первую картинку. «Фотографии» каких объёмных фигур могут быть? (например 4 шара и 6 конусов)

- Придумайте задачу (В фотоателье за день сделали фотографии 4 шаров и 6 конусов. Сколько фотоснимков получилось?)

- Подумайте, что нам известно – части или целое, и подберите схему. (Известные части, а надо найти целое) «Оденьте» схему в тетради.

- Как найти целое?

- Запишите решение и команда, которая выполнит задание первой получит знак отличия – кубок с определённой фигурой.

Форма работы: подгрупповая


Наглядные: рассматривание, сравнение, описание, демонстрация задания.

Словесные: указание, поощрение.

Практические: упражнения

Игровые: дидактическая игра, сюжетное обыгрывание.



Дети выполняют физминутку в соответствии со указаниями.












Дети делятся на команды с помощью жетончиков.




Дети работают по командам по учебному пособию.



Д: можно будет измерить по количеству – одна фигура равна по стоимости одной бумаге.


Дети выполняют игровые действия с заготовленными листами.





Дети придумывают задачу аналогично решённой с использованием условий.




Дети правильно выполнили все задания, в ходе взаимодействия друг с другом закрепили и расширили представления объёмных геометрических фигурах: пирамиде, конусе, цилиндре. Дети действовали согласованно, прислушивались к указаниям педагога.












Дети разделились на три команды, успешно справились с заданиями по командам.













Дети одели схему в тетради





Команда составила задачу и получила кубок победителя.


3.

Заключительный этап

(2 мин.)


Осмысление

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

В: О каких пространственных фигурах мы говорили?

В: Как нам удалось их изучить?

В: Чем мы помогли Аристотелю и Тюку?

В: Что дало наше исследование?




В: Чем отличаются эти фигуры?




В: Что с ними можно делать?





В: Почему они нужны ли они в окружении человека?

В: Что вам понравилось больше всего из нашего путешествия?

В: Что было трудным?

В: А теперь подумайте и покажите карточками разного цвета, как вы думаете работали сегодня на занятии: если отлично, то возьмите жёлтую карточку, если немного ошибались то вперёд, а если хотите, чтобы в следующий раз у вас получилось лучше то возьмите красный шарик.

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми.


Наглядные: визуальная самооценка, демонстрация модели на мольберте.

Словесные: вопросы, указания, предложение.

Практические:

самооценка.

Д: О пирамидах, конусах, цилиндрах

Д: Разобраться в нужности этих фигур и их предназначении.

Д: основаниями, сторонами, вершинами и т.д.

Д: их можно считать, делать из них какие-то предметы,

Д: Многие из них придают определённую характерную и нужную форму.

Дети рассказывают, трудности и их отсутствие.

Дети выполняют самооценку выбирая нужный по цвету кружок.

Дети смогли проанализировать на элементарном уровне свою деятельность и деятельность сверствников.













Дети ответили на вопросы, осознали значимость своей деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!