Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Кораблик»
Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Водное царство»
Старшая группа
Учитель – логопед I кв. кат.:
Самофеева Наталья Андреевна
г. Верхний Тагил
2019 г.
Конспект логопедического занятия «Путешествие в подводное царство»
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
«ВОДНОЕ ЦАРСТВО»
Коррекционно-образовательные цели:
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Подводные обитатели», «Транспорт»;
Совершенствование грамматического строя речи:
подбор антонимов;
подбор эпитетов к словам;
согласование числительных с существительными;
подбор родственных слов;
образование притяжательных прилагательных;
образование приставочных глаголов;
Коррекционно-развивающие цели:
развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
развивать зрительное и слуховое восприятие;
развивать память и мышление;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
развивать связную речь и интонационную выразительность речи.
активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные цели:
Оборудование:
Картинка «Корабль», ребус; фуражка капитана; игрушка «Акула», макет морского дна; демонстрационный материал для игры «Сосчитай морских обитателей» «Кольца Луллия»; презентация «Водное царство», проектор; демонстрационный материал «Собери картинку», Аудиозапись «Звук морского колокола», «Шум моря».
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам совершить небольшое, но увлекательное путешествие. Вы согласны?
Дети: Да, согласны.
Логопед: Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?
Дети: На самолете, автобусе, корабле, воздушном шаре, ракете и т.д.
Логопед: Я предлагаю вам отправиться путешествовать на корабле. Впереди нас ожидают испытания, но, я думаю, мы с ними справимся и преодолеем любые трудности. Вы готовы?
Дети: Да.
Логопед: Тогда: приготовится к отплытию. Ой, ребята, а наш корабль не готов отправиться в путешествие. Чего-то ему не хватает. Наверное, это морские разбойники тут постарались. Давайте вместе приведем в порядок наш корабль. Для этого нужно разгадать ребус. Если мы правильно его разгадаем, то недостающая деталь корабля появится на своем месте.
2) Ребус. (Рисунок 1)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/23/s_5c4804ce148d5/1061936_1.jpeg)
Рисунок 1
(Ответ: ПАРУС).
Логопед прикрепляет на доске плоскостное изображение корабля (Рисунок 2).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/23/s_5c4804ce148d5/1061936_2.jpeg)
Рисунок 2
Дети разгадывают ребус. Логопед прикрепляет на корабль плоскостное изображение паруса (Рисунок 3).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/23/s_5c4804ce148d5/1061936_3.jpeg)
Рисунок 3
Логопед: Вот теперь все готово к отплытию. Слышите корабельный колокольчик? (Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”). Мы отправляемся в морское путешествие! (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”). Ребята, как вы думаете, кто главный на корабле? (ответы) А кто помогает капитану? (ответы) Хорошо, давайте я буду капитаном, а вы будете моими матросами? Отправляемся?
Вот мы и попали в морское царство. Посмотрите, как богат и красив морской мир. Ребята, скажите, кто-то из вас бывал на море? Что такое море? (Море – это огромный водоём)
Ребята, вы, наверное, хотите увидеть, что находится под водой? (ответы) Но, если мы будет плыть на корабле, у нас не получится это сделать. Как вы думаете, почему? (ответы) Да, путешествие может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Приглашаю вас занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (на экране проектора появляется синий кит). Кто же это? (Синий кит).
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКИ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
«Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.
«Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен.
- Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ на модель дельфина). Да это же ...(дельфин).
- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем как выныривают дельфины и киты.
«Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.
Развитие фонематического слуха.
Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л] в слове».
Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.
Ребята, смотрите, что-то плывёт? (на экране проектора появляется пузырёк воздуха, в нём задание: разгадать загадки).
Он как дом огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит –
Так живёт огромный… (Кит)
Настоящий он циркач –
Носом отбивает мяч.
Знает и француз и финн:
Любит поиграть… (Дельфин)
Эта рыба хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно… (Акула)
Ты со мною не знаком
Я живу на дне морском
Голова и восемь ног,
Вот и весь я – … (Осьминог)
По волнам гуляет зонтик
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо! Вот так диво!
Зонтик жжётся, как крапива (Медуза)
Логопед: Морское царство красиво и интересно, но очень опасно. Нам нужно держаться вместе и тогда наша дружба и умение выходить из трудных ситуаций помогут нам. А вот и следующая встреча. Ребята, посмотрите, кто это? (на экране проектора появляется акула) Куда же она плывёт?
Речевое упражнение: «Куда плывёт акула». (Отрабатывается образование приставочных глаголов.)
• Акула к камням (Что сделала?)… подплыла
• Акула за камень… заплыла
• Акула из-за камня… выплыла
• Акула между камнями… проплыла
• А потом акула… уплыла
Логопед: Уф! Уплыла акула! Нам больше нечего бояться. Смотрите, опять кто-то плывёт! А это что за рыба? (на экране проектора появляется морской конёк с заданием) (ответы)
Речевое упражнение «Подобрать родственные слова к слову рыба»
• Как можно назвать маленькую рыбу? (рыбка, рыбёшка)
• Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак, рыболов)
• Что делает рыбак? (рыбачит)
• Куда ходит рыбак? (на рыбалку)
• Как можно назвать большую рыбу? (рыбина, рыбища)
Логопед: - Ребятки, давайте с вами прервемся и немного разомнемся.
Проведение Физкультминутки «Наши руки»
(дети вместе с воспитателем выполняют движения в соответствии со словами стихотворениия):
Наши руки – это волны волнообразные движения
Ветер гонит их вперед. руками перед собой
Наши руки – крылья чаек, махи руками, имитирующие
Небо их к себе зовет. движения крыльев у птиц
Наши руки – рыбки в море, сложить ладони вместе,
Плавают туда - сюда. плавные движения в стороны
Наши руки – это крабы, растопырить пальцы рук,
Разбежались кто куда. «бегущие» движения по телу
Логопед: Наше путешествие продолжается, пора двигаться дальше. Вот следующая загадка, разгадаем? Тогда слушайте.
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
Логопед: верно, щука. Может кто-то из вас уже заметил щуку? Да это же не простая щука, а щука письмо. Хотите узнать, что она нам написала?
Ребята, я очень рада видеть вас, в нашем подводном царстве. Помогите мне, пожалуйста, собрать такую же как я, из частей. Когда будете собирать, произносите какую часть тела, которую берете.
Речевое упражнения: «Чей? Чья? Чьё?»
Дети: Это щучья голова, щучий хвост, глаз, плавник.
Логопед: Дети, кого мы собрали? Щука это морская или речная рыба? Чем питается щука? Чем покрыто туловище щуки?
Предполагаемый рассказ:
Я расскажу о щуке. Это пресноводная рыба. Она водится в реках. Щука — хищница, питается другой рыбой. Щука довольно крупная рыба. У нее длинная голова, длинное туловище, сильный хвост, большие плавники и острые зубы. На голове у щуки есть глаза, рот и жабры. Жабры нужны рыбам, чтобы дышать. Туловище щуки покрыто мелкой чешуей.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки» с использованием массажеров Су – джок.
(Дети поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Лежало большое бревно на песке,
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
Плывите скорее, чтоб не проглотил».
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько всевозможных рыбок плавает в море! Давайте их сосчитаем.
Игра «Сосчитай подводных жителей» с использованием «Колец Луллия» (Согласование числительного с существительным.)
Игра «Кого не стало».
(Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления. Совершенствование грамматического строя речи).
На экране появляются изображения пяти рыб.
Логопед: Ребята, рыбы хотят поиграть с вами в прятки. Посмотрите внимательно и запомните, изображения каких рыб перед вами. Сейчас вы закроете глаза, одна рыба спрячется, а вы скажете, кого не стало.
По команде логопеда дети закрывают глаза. На экране исчезает одна рыба.
Логопед: Кого не стало? (Не стало щуки).
Ребята, а ведь глубина моря где-то заканчивается и это место называется морское дно. Давайте его рассмотрим. Что вы здесь видите?
Игра «Скажи наоборот» (камень большой – маленький, камень чёрный – белый, камень чистый – грязный, гладкий – шершавый)(рассматриваем макет морского дна)
Зрительная гимнастика «Рыбки»
(Профилактика нарушений зрения, снятие зрительного напряжения).
Логопед: А сейчас давайте посмотрим, какие еще рыбы и обитатели водоемов существуют. Следите за ними глазами, не поворачивая головы.
(Дети следят глазами за движущимися по экрану рыбками.)
Рефлексия образовательной деятельности:
- Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад, но
подскажите, пожалуйста, как мы сможем это сделать, если мы с вами находимся в подводной лодке? (Предположения детей). Лодка готова к всплытию. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» всплываем (дети считают до трёх).
- Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии?
- Какое задание было для вас наиболее трудным?
Ребята, вы меня сегодня очень порадовали своими ответами, знаниям. Нам
пришлось хорошо потрудиться, но не зря гласит р.н. пословица: «Без труда
не вынешь и рыбку из пруда». Как вы думаете, что это значит? (Ответы
детей). Вот и мы с вами старались, много трудились, чтобы помочь морским
обитателям.
Ра-ра-ра
Начинается игра!
Руку другу тянет друг,
Встали все в широкий круг.
Ро-ро-ро – наш карась попал в ведро.
Ру – ру- ру – крабы спрятались в нору.
Ры-ры-ры- испугался лещ жары.
Ра-ра-ра- крабы спали до утра.
Ро-ро-ро- краб не хочет лезть в ведро.
Ры-ры-ры- рыбы спали у горы.
Ру-ру-ру- мы закончили игру.
(Логопед бросает ребенку мяч, называя строчку чистоговорки, ребенок ловит мяч и повторяет за логопедом).