СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Водное царство"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

«ВОДНОЕ ЦАРСТВО»

Коррекционно-образовательные цели:

  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Подводные обитатели», «Транспорт»;
  • Совершенствование грамматического строя речи:
      • подбор антонимов;
      •  подбор эпитетов к словам;
      • согласование числительных с существительными; 
      •  подбор родственных слов;
      •  образование притяжательных прилагательных;
      •  образование приставочных глаголов;

Коррекционно-развивающие цели:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать память и мышление;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать связную речь и интонационную выразительность речи.
  • активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные цели:

  • Формирование навыков сотрудничества.
  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу и к окружающим.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Водное царство"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Кораблик»









Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Водное царство»

Старшая группа




Учитель – логопед I кв. кат.:

Самофеева Наталья Андреевна








г. Верхний Тагил

2019 г.


Конспект логопедического занятия «Путешествие в подводное царство»

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

«ВОДНОЕ ЦАРСТВО»

Коррекционно-образовательные цели:

  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Подводные обитатели», «Транспорт»;

  • Совершенствование грамматического строя речи:

      • подбор антонимов;

      • подбор эпитетов к словам;

      • согласование числительных с существительными;

      • подбор родственных слов;

      • образование притяжательных прилагательных;

      • образование приставочных глаголов;

Коррекционно-развивающие цели:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

  • развивать зрительное и слуховое восприятие;

  • развивать память и мышление;

  • развивать мелкую моторику пальцев рук;

  • развивать связную речь и интонационную выразительность речи.

  • активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные цели:

  • Формирование навыков сотрудничества.

  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу и к окружающим.

Оборудование:

Картинка «Корабль», ребус; фуражка капитана; игрушка «Акула», макет морского дна; демонстрационный материал для игры «Сосчитай морских обитателей» «Кольца Луллия»; презентация «Водное царство», проектор; демонстрационный материал «Собери картинку», Аудиозапись «Звук морского колокола», «Шум моря».


Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам совершить небольшое, но увлекательное путешествие. Вы согласны?

Дети: Да, согласны.

Логопед: Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?

Дети: На самолете, автобусе, корабле, воздушном шаре, ракете и т.д.

Логопед: Я предлагаю вам отправиться путешествовать на корабле. Впереди нас ожидают испытания, но, я думаю, мы с ними справимся и преодолеем любые трудности. Вы готовы?

Дети: Да.

Логопед: Тогда: приготовится к отплытию. Ой, ребята, а наш корабль не готов отправиться в путешествие. Чего-то ему не хватает. Наверное, это морские разбойники тут постарались. Давайте вместе приведем в порядок наш корабль. Для этого нужно разгадать ребус. Если мы правильно его разгадаем, то недостающая деталь корабля появится на своем месте.

2) Ребус. (Рисунок 1)

Рисунок 1

(Ответ: ПАРУС).

Логопед прикрепляет на доске плоскостное изображение корабля (Рисунок 2).

Рисунок 2

Дети разгадывают ребус. Логопед прикрепляет на корабль плоскостное изображение паруса (Рисунок 3).

Рисунок 3

Логопед: Вот теперь все готово к отплытию. Слышите корабельный колокольчик? (Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”). Мы отправляемся в морское путешествие! (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”). Ребята, как вы думаете, кто главный на корабле? (ответы) А кто помогает капитану? (ответы) Хорошо, давайте я буду капитаном, а вы будете моими матросами? Отправляемся?

Вот мы и попали в морское царство. Посмотрите, как богат и красив морской мир. Ребята, скажите, кто-то из вас бывал на море? Что такое море? (Море – это огромный водоём)


Ребята, вы, наверное, хотите увидеть, что находится под водой? (ответы) Но, если мы будет плыть на корабле, у нас не получится это сделать. Как вы думаете, почему? (ответы) Да, путешествие может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Приглашаю вас занять места.  Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны).  На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх).    Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже  подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает  и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (на экране проектора появляется синий кит). Кто же это? (Синий кит).


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКИ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Артикуляционная и дыхательная  гимнастика. 

  • «Кит выныривает».  Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.

  • «Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен.

 - Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ на модель дельфина).  Да это же ...(дельфин).

  •  «Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты).

- Киты и  дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем как  выныривают  дельфины и киты.

  • «Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.

Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь  звук [л] в слове».

Слова: акваланг, рыбы,  кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.


Ребята, смотрите, что-то плывёт? (на экране проектора появляется пузырёк воздуха, в нём задание: разгадать загадки).

Он как дом огромный,

Но спокойный, скромный.

В море ест и в море спит –

Так живёт огромный… (Кит)

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знает и француз и финн:

Любит поиграть… (Дельфин)

Эта рыба хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно… (Акула)

Ты со мною не знаком

Я живу на дне морском

Голова и восемь ног,

Вот и весь я – … (Осьминог)

По волнам гуляет зонтик

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо! Вот так диво!

Зонтик жжётся, как крапива (Медуза)

Логопед: Морское царство красиво и интересно, но очень опасно. Нам нужно держаться вместе и тогда наша дружба и умение выходить из трудных ситуаций помогут нам. А вот и следующая встреча. Ребята, посмотрите, кто это? (на экране проектора появляется акула) Куда же она плывёт?

Речевое упражнение: «Куда плывёт акула». (Отрабатывается образование приставочных глаголов.)

• Акула к камням (Что сделала?)… подплыла

• Акула за камень… заплыла

• Акула из-за камня… выплыла

• Акула между камнями… проплыла

• А потом акула… уплыла

Логопед: Уф! Уплыла акула! Нам больше нечего бояться. Смотрите, опять кто-то плывёт! А это что за рыба? (на экране проектора появляется морской конёк с заданием) (ответы) 

Речевое упражнение «Подобрать родственные слова к слову рыба»

• Как можно назвать маленькую рыбу? (рыбка, рыбёшка)

• Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак, рыболов)

• Что делает рыбак? (рыбачит)

• Куда ходит рыбак? (на рыбалку)

• Как можно назвать большую рыбу? (рыбина, рыбища)

Логопед: - Ребятки, давайте с вами прервемся и немного разомнемся. 

Проведение Физкультминутки «Наши руки»

(дети вместе с воспитателем выполняют движения в соответствии со словами стихотворениия):

Наши руки – это волны               волнообразные движения

Ветер гонит их вперед.                  руками перед собой

Наши руки – крылья чаек,            махи руками, имитирующие

Небо их к себе зовет.                     движения крыльев у птиц

Наши руки – рыбки в море,          сложить ладони вместе,

Плавают туда - сюда.                    плавные движения в стороны

Наши руки – это крабы,               растопырить пальцы рук,

Разбежались кто куда.                  «бегущие» движения по телу


Логопед: Наше путешествие продолжается, пора двигаться дальше. Вот следующая загадка, разгадаем? Тогда слушайте.

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

Логопед: верно, щука. Может кто-то из вас уже заметил щуку? Да это же не простая щука, а щука письмо. Хотите узнать, что она нам написала?

        Ребята, я очень рада видеть вас, в нашем подводном царстве.  Помогите мне, пожалуйста, собрать такую же как я, из частей. Когда будете собирать, произносите какую часть тела, которую берете.

Речевое упражнения: «Чей? Чья? Чьё?»

Дети: Это щучья голова, щучий хвост, глаз, плавник.

Логопед: Дети, кого мы собрали? Щука это морская или речная рыба? Чем питается щука? Чем покрыто туловище щуки?        

Предполагаемый рассказ:

Я расскажу о щуке. Это пресноводная рыба. Она водится в реках. Щука — хищница, питается другой рыбой. Щука довольно крупная рыба. У нее длинная голова, длинное туловище, сильный хвост, большие плавники и острые зубы. На голове у щуки есть глаза, рот и жабры. Жабры нужны рыбам, чтобы дышать. Туловище щуки покрыто мелкой чешуей.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки» с использованием массажеров Су – джок.

(Дети поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение.)

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке,

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите скорее, чтоб не проглотил».

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько всевозможных рыбок плавает в море! Давайте их сосчитаем.

Игра «Сосчитай подводных жителей» с использованием «Колец Луллия» (Согласование числительного с существительным.)

Игра «Кого не стало».

(Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления. Совершенствование грамматического строя речи).

       На экране появляются изображения пяти рыб.

     Логопед: Ребята, рыбы хотят поиграть с вами в прятки. Посмотрите внимательно и запомните, изображения каких рыб перед вами. Сейчас вы закроете глаза, одна рыба спрячется, а вы скажете, кого не стало.

        По команде логопеда дети закрывают глаза. На экране исчезает одна рыба.

     Логопед: Кого не стало? (Не стало щуки).

Ребята, а ведь глубина моря где-то заканчивается и это место называется морское дно. Давайте его рассмотрим. Что вы здесь видите?

Игра «Скажи наоборот» (камень большой – маленький, камень чёрный – белый, камень чистый – грязный, гладкий – шершавый)(рассматриваем макет морского дна)

Зрительная гимнастика «Рыбки»

 (Профилактика нарушений зрения, снятие зрительного напряжения).

   Логопед: А сейчас давайте посмотрим,  какие еще рыбы и обитатели водоемов существуют. Следите за ними глазами, не поворачивая головы.

 (Дети следят глазами за движущимися по экрану рыбками.)

Рефлексия образовательной деятельности:

- Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад, но

подскажите, пожалуйста, как мы сможем это сделать, если мы с вами находимся в подводной лодке? (Предположения детей). Лодка готова к всплытию. Морские волны качают её (наклоны в стороны).  На счёт «три» всплываем (дети считают до трёх).    

- Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии?

- Какое задание было для вас наиболее трудным?

Ребята, вы меня сегодня очень порадовали своими ответами, знаниям. Нам

пришлось хорошо потрудиться, но не зря гласит р.н. пословица: «Без труда

не вынешь и рыбку из пруда». Как вы думаете, что это значит? (Ответы

детей). Вот и мы с вами старались, много трудились, чтобы помочь морским

обитателям.
















Ра-ра-ра

Начинается игра!

Руку другу тянет друг,

Встали все в широкий круг.

Ро-ро-ро – наш карась попал в ведро.

Ру – ру- ру – крабы спрятались в нору.

Ры-ры-ры- испугался лещ жары.

Ра-ра-ра- крабы спали до утра.

Ро-ро-ро- краб не хочет лезть в ведро.

Ры-ры-ры- рыбы спали у горы.

Ру-ру-ру- мы закончили игру.

(Логопед бросает ребенку мяч, называя строчку чистоговорки, ребенок ловит мяч и повторяет за логопедом).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!