СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Наши девочки, мамы и бабушки»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия «Наши девочки, мамы и бабушки»

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

«НАШИ ДЕВОЧКИ, МАМЫ И БАБУШКИ»

Коррекционно-образовательные цели:

  • Уточнение, расширение и активизация словаря по темам «Мамин день», «Признаки весны», «Профессии»;
  • Совершенствование грамматического строя речи:
      • подбор прилагательных, эпитетов;
      • согласование прилагательных с существительными;       
      • образование уменьшительно-ласкательных прилагательных;
      • подбор глаголов.
  • Развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие цели:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать память и мышление;
  • развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
  • развивать связную речь и интонационную выразительность речи.
  • активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные цели:

  • Формирование навыков сотрудничества.
  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу и к окружающим.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Наши девочки, мамы и бабушки»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка

«Детский сад № 9 «Радуга»










Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Наши девочки, мамы и бабушки»

Старшая группа




Учитель – логопед I кв. кат.:

Самофеева Наталья Андреевна







г. Верхний Тагил

2020 г.


Конспект логопедического занятия «Наши девочки, мамы и бабушки»

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

«НАШИ ДЕВОЧКИ, МАМЫ И БАБУШКИ»

Коррекционно-образовательные цели:

  • Уточнение, расширение и активизация словаря по темам «Мамин день», «Признаки весны», «Профессии»;

  • Совершенствование грамматического строя речи:

      • подбор прилагательных, эпитетов;

      • согласование прилагательных с существительными;

      • образование уменьшительно-ласкательных прилагательных;

      • подбор глаголов.

  • Развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие цели:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

  • развивать зрительное и слуховое восприятие;

  • развивать память и мышление;

  • развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

  • развивать связную речь и интонационную выразительность речи.

  • активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные цели:

  • Формирование навыков сотрудничества.

  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу и к окружающим.

Оборудование: презентация к занятию; игровое пособие «Кольца Луллия»; мяч; аудиозапись стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».


Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Мама встанет раньше всех – утром, на рассвете,

приберется, приготовит вкусный завтрак детям.

Даже в праздник, в выходной ждет её работа –

стирка, глажка и стряпня – о семье забота!

Очень трудно мамой быть, как у ней все ладится?

все успеть, и не забыть, с любым делом справиться!

Наша мамочка в семье – дорогая самая!

Вот, как вырасту, пойду я работать мамою!

(Пискунова Е.А.)

Логопед: Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить (ответы)

- В какое время года мы отмечаем мамин день?

- Назовите признаки весны;

-Назовите весенние месяцы.

- В каком месяце мы отмечаем мамин день?

-А теперь сядет тот, кто назовет имя и отчество своей мамы.

2. Действительно, скоро наступит 8 Марта - Международный женский день, праздник девочек, мам и бабушек.

-Ребята, скажите, что приятного мы можем сделать для них? (дети подбирают слова - действия: мы можем помыть посуду, приготовить салат, полить цветы и т. д.)

Артикуляционная гимнастика: Я хочу рассказать вам, как язычок поздравлял свою маму. Утром язычок проснулся, он открыл один глазок (закрыть левый глаз, правый открыт), потом – другой (закрыть правый глаз, левый открыть) и увидел, как лучики солнышка весело кружили в весеннем вальсе (рот открыть, облизать губы 5 раз слева направо, потом 5 раз справа налево). Сегодня было Восьмое марта, и Язычку захотелось сделать маме большой сюрприз. Он достал гладильную доску (открыть рот, вытянуть узкий язычок), включил утюг и начал гладить белье (улыбнуться, обнажив зубы, протискивать язык между зубами вперед-назад, повторить 10 раз). На кухне Язычок перемыл много посуды: чашки (рот открыть, язык приподнять, загибать его боковые края кверху, удержать под счет до 10), ножи (вытянуть узкий язык и удерживать под счет 5), маленькие блюдца (рот слегка приоткрыт, облизать губы слева направо), большие тарелки (рот широко открыть, облизывать губы справа налево), чайник (губы сомкнуты, вытянуть их вперед и удержать под счет до 10) и широкую сковороду (широкий язык положить на нижнюю губу и задержать). Потом Язычок поставил на стол вазу с красивыми цветами ( рот открыть, язык  дотрагивается до верхней губы), большой торт (рот открыть, широкий язык, с красным бантиком (втянуть щеки внутрь и удерживать зубами).Скоро пришла мама. Она очень удивилась (брови поднять, губы округлить). Дом сиял от чистоты. Свежее белье аккуратно лежала на полках в шкафу (широкий язык двигать от верхних зубов к нижним), а чистая посуда сверкала и переливалась всеми цветами радуги (рот открыть, облизывать губы справа налево, затем слева направо). Мама открыла подарок и крепко обняла Язычка, там была красивая нежно-голубая чашечка с блюдечком (рот открыть, язык приподнять, загибать его боковые края  кверху). Вот как любит язычок свою маму (улыбнуться, обнажив зубы)!

  1. Логопед: В этот день все дети стараются  своим мамам и бабушкам сделать что-то приятное.

Давай сейчас проведём пальчиковую гимнастику и покажем, как можно порадовать свою маму.

Пальчиковая гимнастика  «Мамин день»

Вот подснежник на поляне,                     дети выполняют упражнение «Цветок».

Я его нашёл.

Отнесу подснежник маме,                       вытягивают руки с цветком вперёд.

Хоть и не расцвёл.                                    выполняют упражнение «Бутон».

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,                                             скрещивают руки и обнимают себя за плечи.

Чтоб раскрылся мой подснежник           дети выполняют упражнение «Цветок».

От её тепла.

-Молодцы! Наши девочки, мамы и бабушки такие нежные, так и хочется их назвать ласково. Ласковое слово – что солнышко, согревает.

4. Я предлагаю поиграть в игру "Назови ласково"

-мама - мамочка, матушка, мамулечка.

-сестра - сестричка, сестренка, сестреночка.

-бабушка - бабулечка, бабусечка.

- А теперь расскажите о своих мамах. Какие они?

5. Игра с мячом "Красивые слова о маме".

Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу и называют слова: ласковая, нежная, добрая, заботливая, чуткая, красивая, любимая, скромная, терпеливая, умная, веселая, радостная.

6. Как много добрых слов вы сказали о своих мамах. А теперь давайте посмотрим на картинки и скажем, что делает мама, бабушка или дочка.

Речевая игра: «Кто что делает»

Мама варит суп.

Дочка моет посуду.

Бабушка вяжет шарф.

Дочка шьёт одежду.

Бабушка жарит котлеты.

Бабушка печёт пирожки.

Мама стирает бельё.

7. Ребята, как вы думаете наши мамы устают? Что мы видим на лице мамы? Какие эмоции?

Ответы – грусть, печаль.

А что же вам надо сделать, чтобы вместо печали появилась улыбка!

Ответы детей.

Всё верно, мы должны помочь маме.

А как вы помогаете вашим мамам?

Ответы детей (протирать пыль, мыть посуду, нести домой покупки, убирать за собой игрушки, поливать цветы, ухаживать за животным).

Молодцы, ребята.

Меньше слов – больше дела! Поможем нашей мамочке, а она пусть отдохнет.

8. Физкультминутка: «Мамины помощники». Я читаю строки, а вы повторяете со мной и выполняете движения по тексту!

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Дети, надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. И мамины глаза будут сиять от радости. Поводов позаботиться о маме очень много.

Вот наша мама так устала, что заснула прямо за столом.

Пока мама спит, может, пошумим? Может, покричим? Может, попоём?

Ответ детей – нет!

9. Беседа по стихотворению Е. Благининой «Посидим в тишине»

Пока мама спит, мы прослушаем аудиозапись стихотворения Е. Благининой "Посидим в тишине".

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине.

Ребята, вы внимательно слушали стихотворение? Оно вам понравилось?

Вопросы детям: Как называется стихотворение? «Посидим в тишине».

О ком стихотворение? О маме.

Почему девочка сидела в тишине и не играла? Потому что мама устала и девочка хотела, чтобы мама отдохнула.

-Правильно, дети, молодцы.

Далее вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения, побуждать при ответе применять авторские слова.

-Почему мама спит? Она устала.

- Кто крадётся по маминой подушке? Луч крадётся золотой.

- Что сказала девочка лучу? Я тоже двигаться хочу!

- Куда метнулся луч? Луч метнулся по стене.

Далее обговариваются средства выразительности.

-Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что мама устала и спит? Тихим сочувствующим голосом.

Ребята, а кто-нибудь из вас, поступал так же, как в стихотворении рассказано?

Ответы детей.

Ведь очень часто вы не думайте, что ваша мама может быть уставшей. И вы тоже, как главная героина стихотворения " Посидим в тишине", должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают.

10. Составление рассказа о своей маме.

-А теперь давайте подробнее расскажем о своей маме, а для этого мы с вами будем использовать «Кольца Луллия» и план рассказа:

-Как зовут.

-Как выглядит, какого цвета её волосы.

-Где работает, кем.

-Какай подарок приготовили на 8 марта.

(Заслушивается 2-3 рассказа и дается оценка товарищами и логопедом).

11. Ребята, скоро праздник! А как вы будете поздравлять своих мам? Что вы им пожелаете?

12. Итог. - Чем мы сегодня занимались? Что понравилось на занятии? Что было трудно для вас? Молодцы! Хорошо поработали!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!