СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Космические просторы»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Космические просторы.

 

Цели: Сформировать у детей элементарные представления о космосе.

 

Задачи:

Образовательная  область  «Коммуникация»:

  • побуждать  к  проявлению  инициативы  и  любознательности  с  целью  закрепления полученных знаний;
  • формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;

 Образовательная  область  «Социализация»:

  • воспитывать любовь к планете, на которой живем, и бережное отношение к окружающему миру;
  • совершенствовать умения слушать ответ товарища и не перебивать;

Образовательная  область  «Чтение  художественной  литературы»:

  • развивать  литературную  речь (при  составлении  рассказа о космическом теле).

Образовательная  область  «Здоровье»:

  • развивать  координацию  речи  с  движением (физминутка);
  • развивать  артикуляционную моторику

Образовательная  область  «Безопасность»:

  • воспитывать  технику безопасного  поведения   во  время  выполнения  упражнений;
  • формировать умение выстраивать логические цепочки, опираясь на полученные ранее знания.

Образовательная  область  «Познание»:

  • расширить  кругозор  детей  по теме  «Космос»;
  • закрепить активный словарь по теме;
  • формировать умение детей составлять предложения;
  • совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательным и числительным;
  • совершенствовать умение употреблять приставочные глаголы;
  • развивать внимание, логическое мышление.

Образовательная  область  «Художественное творчество»:

  • формировать умение самостоятельно передавать образы предметов, используя нетрадиционную технику;
  • развивать творческие способности.

Образовательная  область  «Труд»:

  • формировать умение наводить порядок на своем рабочем месте.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Космические просторы»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка

«Детский сад № 9 «Радуга»











Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Космические просторы»

Старшая группа







Учитель – логопед I кв. кат.:

Самофеева Наталья Андреевна





г. Верхний Тагил

2020 г.


Тема: Космические просторы.


Цели: Сформировать у детей элементарные представления о космосе.


Задачи:

Образовательная область «Коммуникация»:

  • побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;

  • формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;

Образовательная область «Социализация»:

  • воспитывать любовь к планете, на которой живем, и бережное отношение к окружающему миру;

  • совершенствовать умения слушать ответ товарища и не перебивать;

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

  • развивать литературную речь (при составлении рассказа о космическом теле).

Образовательная область «Здоровье»:

  • развивать координацию речи с движением (физминутка);

  • развивать артикуляционную моторику

Образовательная область «Безопасность»:

  • воспитывать технику безопасного поведения во время выполнения упражнений;

  • формировать умение выстраивать логические цепочки, опираясь на полученные ранее знания.

Образовательная область «Познание»:

  • расширить кругозор детей по теме «Космос»;

  • закрепить активный словарь по теме;

  • формировать умение детей составлять предложения;

  • совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательным и числительным;

  • совершенствовать умение употреблять приставочные глаголы;

  • развивать внимание, логическое мышление.

Образовательная область «Художественное творчество»:

  • формировать умение самостоятельно передавать образы предметов, используя нетрадиционную технику;

  • развивать творческие способности.

Образовательная область «Труд»:

  • формировать умение наводить порядок на своем рабочем месте.

Речевой материал: космос, космонавт, космическая, солнце, солнечные, солнечная система, Земля, земляне, планета, галактика, туманности, звезды, метеорит, ракета, Луна и т.д.

Оборудование: предметные картинки, глобус лампа, ноутбук + телевизор, дидактический материал (картотека «Космос»), пособие: «Кольца Луллия»; гуашь, листы бумаги.

Предварительная работа:

- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Космос».

- Рассматривание  альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос».

- Чтение книг и энциклопедий для дошкольников.

- Подбор стихотворений и загадок по теме «Космос».

- Подбор дидактических игр в соответствии с темой.

- Подготовка презентации « Детям о космосе»




Ход занятия:

Оргмомент

Логопед: Здравствуйте, ребята! А знаете ли вы, какой праздник отмечают 12 апреля в нашей стране? (ответы детей). Правильно, 12 апреля - день космонавтики. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, и узнаем с вами много интересного.

Сообщение темы.

Логопед: А куда мы с вами отправимся, вы сейчас угадаете. (на магнитной доске вразброс закреплены буквы: К, О, С, М, О, С. Дети составляют слово.)

Правильно: Космос. Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли зовут, космосом. Космос называют и другим словом — Вселенная. (слайд )

Логопед: Как вы думаете, что скрывает в себе Вселенная? (ответы детей: много разных звезд, падающих звезд, планеты).

Логопед: Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд и планет, комет и других небесных тел. В безоблачный ясный вечер все небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от земли. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. (слайд ) Давайте пригласим Соню, она расскажет нам о Солнце.

Соня: Солнце – это огромный светящийся огненный шар. Но подлететь близко к Солнцу космонавты не могут – ведь Солнце очень и очень горячее. Если приблизиться к нему слишком близко – то можно вообще сгореть. (слайд )

Логопед: Спасибо, Соня. А я хочу добавить, что Солнце – это звезда и вокруг этой звезды - Солнца – вращаются девять планет, входящих в Солнечную систему. Она включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лёд. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд? (ответы детей)

Логопед: В Солнечной системе девять планет. Большинство из них учёные назвали в честь греческих и римских богов.

1-й ребёнок: Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Её поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды ни воздуха. (слайд )

2-й ребёнок: Венера – вторая от Солнца планета. Покрыта Венера толстыми слоями облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Венера – самая яркая планета на небе. (слайд )

3-й ребёнок: Земля – третья от Солнца планетаПланета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает не слишком высокой, не слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник Луну. (слайд )

Логопед: Ребята, все мы с вами знаем, что на Земле происходит смена времён года и времени суток. Оказывается, на эти явления большое влияние оказывает Солнце. Хотите посмотреть, как это происходит?

Опыт «День - ночь»

На столе стоит настольная лампа – Солнце, рядом – глобус. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Логопед включает лампу и потихоньку вращает глобус вокруг своей оси. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Солнце освещает то одну, то другую сторону.

Дети: Если Солнце вверху - то у нас день, если снизу - ночь.

Опыт «Зима – лето»

На столе глобус, в руках воспитателя настольная лампа. Земля вращается не только вокруг своей оси, но и еще по своей орбите вокруг Солнца. Логопед водит глобус вокруг лампы.

Дети: Если Земля обращается к Солнцу одной стороной - Северным полушарием (у нас лето, то другой стороной – Южным полушарием (у нас зима, а между ними осень и весна.

4-й ребёнок: Марс – четвёртая планета Солнечной системы. Марс – единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. До того как учёные узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане. (слайд )

5-й ребёнок: Юпитер – пятая планета от Солнца. Это самая большая планета Солнечной системы. Она на столько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в неё. Юпитер – гигантский шар, состоящий из жидкости и газа. (слайд )

6-й ребёнок: Сатурн – шестая планета Солнечной системы. Сатурн – это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известная своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка. (слайд )

7-й ребёнок: Уран – седьмая планета от Солнца. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг солнца, как бы лёжа на боку. Её называют «лежачая» планета. (слайд )

8-й ребёнок: Нептун – восьмая планета от Солнца. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе. (слайд )

9-й ребёнок: Плутон – девятая планета от Солнца. Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций. (слайд )

Логопед: Учёные предполагают, что за Плутоном есть десятая планета. Но она ещё не найдена. В ваших силах ребята, стать в будущем космонавтами и найти эту планету. Но что бы стать космонавтом вы, ребята, вы должны вести здоровый образ жизни, быть трудолюбивыми, смелыми и целеустремлёнными.

Физкульминутка. ( Дети выполняют упражнения)

В тёмном небе звёзды светят, (Пальцы сжимают и разжимают)

Космонавт летит в ракете. (Ладони сомкнуты над головой)

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля, (Соединяют пальцы)

Горы, реки и моря. (Руки разводят в стороны)

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной. (Ладони над головой «крышей»).

Логопед: Ребята, мне по Е-мэйлу из космического центра прислали ребус, а я не могу его разгадать. Помогите мне, пожалуйста. (слайд ) (на экране ребус: нужно слово КАРЕТА превратить в слово РАКЕТА).

Артикуляционная гимнастика: И точно! Это же ракета! Как же я раньше не догадалась.

Проверяем исправность двигателя – губы в улыбке, рот открыт, сначала поцокать язычком, затем – язычок «болбочет»: бл-бл-бл-бл.

Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива – пошлепать широкий язычок между губами, произнося слоги: пя-пя-пя и покусать зубами кончик язычка.

Проверяем двигатель повторно – рот открыт, язычок стучит за верхними зубами, произносить звук похожий на Д-Д-Д-Д.

Нижняя челюсть неподвижна.

«Моторчик» - губы в улыбке, рот открыт, пальчиком вибрировать язычок, произнося звук Д-Д-Д за верхними зубами.

Подвижная речевая игра со словом «ЛЕТЕЛА»: Ребята, посмотрите, что это за планета у меня в руках? (ответ) Я раздам каждому из вас вот такие ракеты и мы с вами немного поиграем. Хотите? (ответ) Становитесь в круг. Я начну, а вы продолжите и при этом будем выполнять то, что говорит наш язычок:

Ракета до планеты (долетела),

Вокруг планеты (облетела)

К планете (подлетела)

На планету (прилетела)

С планеты (улетела)

Игра «Сосчитай-ка»: Ребята, пока ракета летела, она пролетела мимо многих предметов. Давайте их посчитаем:

Один большой метеорит, два больших метеорита,..., пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда, ...

Одна быстрая ракета, ...

Одна опытный космонавт, ...

Одна далёкая планета, ...

Речевая игра «Подбери словечко» с использованием колец Луллия: Ребята, у меня для вас есть ещё одно задание. У меня есть три кольца, на них живут слова-родственики. Нужно сделать так, чтобы они друг друга нашли. (дети находят на каждом кольце по одному слову-родственнику и составляют их друг под другом)

Речевая игра «Составь предложение»: Ребята послушайте, пожалуйста, предложение, в котором все слова поменялись местами, и помогите мне построить правильное предложение.

В, космонавт, летит, ракете.

Звёзды, светят, небе, на.

В, корабль, космический, полёт, отправляется.

Падает, с, комета, неба, хвостатая.

Логопед: Вам понравилась игра? А теперь я предлагаю вам нарисовать свои планеты. Готовы? Тогда начнём! Присаживайтесь за столы. Перед вами лежат листы бумаги голубого цвета. Совсем, как маленькие кусочки неба. А на тарелочках я приготовила листы бумаги, из которой мы с вами сделаем «комочки» для рисования планет методом отпечатывания. Возьмите их и хорошенько сожмите их руками. Вот какие замечательные шарики у вас получились!. Теперь обмакните свой бумажный шарик в тарелочку с гуашью, которая стоит у вас на столах и прижмите его к листу. Смотрите, какие красивые и необычные рисунки у вас получились.

Логопед: Ребята, вы молодцы! Сегодня вы показали себя настоящими знатоками космоса! А эти рисунки я предлагаю вам оставить на память о сегодняшнем занятии.

Рефлексия:

Быть может где-то инопланетяне

За нами наблюдают с высоты

Что можем показать им мы, земляне,

Что им расскажешь лично ты?

-что о нашей планете вы бы рассказали инопланетянам

-что бы могли им подарить?

-что бы сами попросили у инопланетян?











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!