Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка
«Детский сад № 9 «Радуга»
Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Космические просторы»
Старшая группа
Учитель – логопед I кв. кат.:
Самофеева Наталья Андреевна
г. Верхний Тагил
2020 г.
Тема: Космические просторы.
Цели: Сформировать у детей элементарные представления о космосе.
Задачи:
Образовательная область «Коммуникация»:
побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
Образовательная область «Социализация»:
воспитывать любовь к планете, на которой живем, и бережное отношение к окружающему миру;
совершенствовать умения слушать ответ товарища и не перебивать;
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
Образовательная область «Здоровье»:
развивать координацию речи с движением (физминутка);
развивать артикуляционную моторику
Образовательная область «Безопасность»:
воспитывать технику безопасного поведения во время выполнения упражнений;
формировать умение выстраивать логические цепочки, опираясь на полученные ранее знания.
Образовательная область «Познание»:
расширить кругозор детей по теме «Космос»;
закрепить активный словарь по теме;
формировать умение детей составлять предложения;
совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательным и числительным;
совершенствовать умение употреблять приставочные глаголы;
развивать внимание, логическое мышление.
Образовательная область «Художественное творчество»:
формировать умение самостоятельно передавать образы предметов, используя нетрадиционную технику;
развивать творческие способности.
Образовательная область «Труд»:
Речевой материал: космос, космонавт, космическая, солнце, солнечные, солнечная система, Земля, земляне, планета, галактика, туманности, звезды, метеорит, ракета, Луна и т.д.
Оборудование: предметные картинки, глобус лампа, ноутбук + телевизор, дидактический материал (картотека «Космос»), пособие: «Кольца Луллия»; гуашь, листы бумаги.
Предварительная работа:
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Космос».
- Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос».
- Чтение книг и энциклопедий для дошкольников.
- Подбор стихотворений и загадок по теме «Космос».
- Подбор дидактических игр в соответствии с темой.
- Подготовка презентации « Детям о космосе»
Ход занятия:
Оргмомент
Логопед: Здравствуйте, ребята! А знаете ли вы, какой праздник отмечают 12 апреля в нашей стране? (ответы детей). Правильно, 12 апреля - день космонавтики. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, и узнаем с вами много интересного.
Сообщение темы.
Логопед: А куда мы с вами отправимся, вы сейчас угадаете. (на магнитной доске вразброс закреплены буквы: К, О, С, М, О, С. Дети составляют слово.)
Правильно: Космос. Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли зовут, космосом. Космос называют и другим словом — Вселенная. (слайд )
Логопед: Как вы думаете, что скрывает в себе Вселенная? (ответы детей: много разных звезд, падающих звезд, планеты).
Логопед: Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд и планет, комет и других небесных тел. В безоблачный ясный вечер все небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от земли. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. (слайд ) Давайте пригласим Соню, она расскажет нам о Солнце.
Соня: Солнце – это огромный светящийся огненный шар. Но подлететь близко к Солнцу космонавты не могут – ведь Солнце очень и очень горячее. Если приблизиться к нему слишком близко – то можно вообще сгореть. (слайд )
Логопед: Спасибо, Соня. А я хочу добавить, что Солнце – это звезда и вокруг этой звезды - Солнца – вращаются девять планет, входящих в Солнечную систему. Она включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лёд. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд? (ответы детей)
Логопед: В Солнечной системе девять планет. Большинство из них учёные назвали в честь греческих и римских богов.
1-й ребёнок: Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Её поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды ни воздуха. (слайд )
2-й ребёнок: Венера – вторая от Солнца планета. Покрыта Венера толстыми слоями облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Венера – самая яркая планета на небе. (слайд )
3-й ребёнок: Земля – третья от Солнца планета. Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает не слишком высокой, не слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник Луну. (слайд )
Логопед: Ребята, все мы с вами знаем, что на Земле происходит смена времён года и времени суток. Оказывается, на эти явления большое влияние оказывает Солнце. Хотите посмотреть, как это происходит?
Опыт «День - ночь»
На столе стоит настольная лампа – Солнце, рядом – глобус. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Логопед включает лампу и потихоньку вращает глобус вокруг своей оси. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Солнце освещает то одну, то другую сторону.
Дети: Если Солнце вверху - то у нас день, если снизу - ночь.
Опыт «Зима – лето»
На столе глобус, в руках воспитателя настольная лампа. Земля вращается не только вокруг своей оси, но и еще по своей орбите вокруг Солнца. Логопед водит глобус вокруг лампы.
Дети: Если Земля обращается к Солнцу одной стороной - Северным полушарием (у нас лето, то другой стороной – Южным полушарием (у нас зима, а между ними осень и весна.
4-й ребёнок: Марс – четвёртая планета Солнечной системы. Марс – единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. До того как учёные узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане. (слайд )
5-й ребёнок: Юпитер – пятая планета от Солнца. Это самая большая планета Солнечной системы. Она на столько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в неё. Юпитер – гигантский шар, состоящий из жидкости и газа. (слайд )
6-й ребёнок: Сатурн – шестая планета Солнечной системы. Сатурн – это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известная своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка. (слайд )
7-й ребёнок: Уран – седьмая планета от Солнца. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг солнца, как бы лёжа на боку. Её называют «лежачая» планета. (слайд )
8-й ребёнок: Нептун – восьмая планета от Солнца. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе. (слайд )
9-й ребёнок: Плутон – девятая планета от Солнца. Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций. (слайд )
Логопед: Учёные предполагают, что за Плутоном есть десятая планета. Но она ещё не найдена. В ваших силах ребята, стать в будущем космонавтами и найти эту планету. Но что бы стать космонавтом вы, ребята, вы должны вести здоровый образ жизни, быть трудолюбивыми, смелыми и целеустремлёнными.
Физкульминутка. ( Дети выполняют упражнения)
В тёмном небе звёзды светят, (Пальцы сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете. (Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, (Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря. (Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной. (Ладони над головой «крышей»).
Логопед: Ребята, мне по Е-мэйлу из космического центра прислали ребус, а я не могу его разгадать. Помогите мне, пожалуйста. (слайд ) (на экране ребус: нужно слово КАРЕТА превратить в слово РАКЕТА).
Артикуляционная гимнастика: И точно! Это же ракета! Как же я раньше не догадалась.
Проверяем исправность двигателя – губы в улыбке, рот открыт, сначала поцокать язычком, затем – язычок «болбочет»: бл-бл-бл-бл.
Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива – пошлепать широкий язычок между губами, произнося слоги: пя-пя-пя и покусать зубами кончик язычка.
Проверяем двигатель повторно – рот открыт, язычок стучит за верхними зубами, произносить звук похожий на Д-Д-Д-Д.
Нижняя челюсть неподвижна.
«Моторчик» - губы в улыбке, рот открыт, пальчиком вибрировать язычок, произнося звук Д-Д-Д за верхними зубами.
Подвижная речевая игра со словом «ЛЕТЕЛА»: Ребята, посмотрите, что это за планета у меня в руках? (ответ) Я раздам каждому из вас вот такие ракеты и мы с вами немного поиграем. Хотите? (ответ) Становитесь в круг. Я начну, а вы продолжите и при этом будем выполнять то, что говорит наш язычок:
Ракета до планеты (долетела),
Вокруг планеты (облетела)
К планете (подлетела)
На планету (прилетела)
С планеты (улетела)
Игра «Сосчитай-ка»: Ребята, пока ракета летела, она пролетела мимо многих предметов. Давайте их посчитаем:
Один большой метеорит, два больших метеорита,..., пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда, ...
Одна быстрая ракета, ...
Одна опытный космонавт, ...
Одна далёкая планета, ...
Речевая игра «Подбери словечко» с использованием колец Луллия: Ребята, у меня для вас есть ещё одно задание. У меня есть три кольца, на них живут слова-родственики. Нужно сделать так, чтобы они друг друга нашли. (дети находят на каждом кольце по одному слову-родственнику и составляют их друг под другом)
Речевая игра «Составь предложение»: Ребята послушайте, пожалуйста, предложение, в котором все слова поменялись местами, и помогите мне построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с, комета, неба, хвостатая.
Логопед: Вам понравилась игра? А теперь я предлагаю вам нарисовать свои планеты. Готовы? Тогда начнём! Присаживайтесь за столы. Перед вами лежат листы бумаги голубого цвета. Совсем, как маленькие кусочки неба. А на тарелочках я приготовила листы бумаги, из которой мы с вами сделаем «комочки» для рисования планет методом отпечатывания. Возьмите их и хорошенько сожмите их руками. Вот какие замечательные шарики у вас получились!. Теперь обмакните свой бумажный шарик в тарелочку с гуашью, которая стоит у вас на столах и прижмите его к листу. Смотрите, какие красивые и необычные рисунки у вас получились.
Логопед: Ребята, вы молодцы! Сегодня вы показали себя настоящими знатоками космоса! А эти рисунки я предлагаю вам оставить на память о сегодняшнем занятии.
Рефлексия:
Быть может где-то инопланетяне
За нами наблюдают с высоты
Что можем показать им мы, земляне,
Что им расскажешь лично ты?
-что о нашей планете вы бы рассказали инопланетянам
-что бы могли им подарить?
-что бы сами попросили у инопланетян?