СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Наряд для ёлочки" с использованием мнемотехники.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Описание «Наряд для ёлочки».                                                                                       

Цель: продолжать учить детей выбирать начало и направление описания; закреплять направление описания слева направо и справа налево; знакомить с элементарными направлениями описания: сверху вниз, снизу вверх.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность,  желание помочь.

Развивающие: Способствовать развитию памяти, связной речи детей, мышления, творческого воображения.

Образовательные:

- упражнять детей в умении выделять и называть объект речи при описании.

- упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующими  описаниями и расширять их за счет дополнительных характеристик.

-знакомить детей с двумя с двумя группами характеристик объектов при их описании: (внешними (качества, свойства, признаки) и внутренними (целевое назначение и функция).

- упражнять в выборе последовательности подачи групп характеристик в простых описаниях.

- упражнять в составлении простых описаний разными средствами.

Оборудование:

Искусственная ёлочка и объемные ёлочные игрушки (звезда, шар, сосулька, шишка, колокольчик, подарок – коробка), все то же самое в плоскостной форме по количеству детей; запись песни «Блестят на ёлке бусы», карандаши, листы бумаги по количеству детей, мнемоквадраты  и мнемотаблица  «Опиши ёлочку».

 

Предшествующая работа: чтение стихотворение  К. Чуковского «Ёлка».

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Наряд для ёлочки" с использованием мнемотехники.»

Конспект ОД по речевому развитию детей старшей группы

Разработала: воспитатель дошкольной группы МАОУ «Лабазинская СОШ».


Тема: Описание «Наряд для ёлочки».

Цель: продолжать учить детей выбирать начало и направление описания; закреплять направление описания слева направо и справа налево; знакомить с элементарными направлениями описания: сверху вниз, снизу вверх.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность, желание помочь.

Развивающие: Способствовать развитию памяти, связной речи детей, мышления, творческого воображения.

Образовательные:

- упражнять детей в умении выделять и называть объект речи при описании.

- упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счет дополнительных характеристик.

-знакомить детей с двумя с двумя группами характеристик объектов при их описании: (внешними (качества, свойства, признаки) и внутренними (целевое назначение и функция).

- упражнять в выборе последовательности подачи групп характеристик в простых описаниях.

- упражнять в составлении простых описаний разными средствами.

Оборудование:

Искусственная ёлочка и объемные ёлочные игрушки (звезда, шар, сосулька, шишка, колокольчик, подарок – коробка), все то же самое в плоскостной форме по количеству детей; запись песни «Блестят на ёлке бусы», карандаши, листы бумаги по количеству детей, мнемоквадраты и мнемотаблица «Опиши ёлочку».


Предшествующая работа: чтение стихотворение К. Чуковского «Ёлка».





Этап занятия

Структурные компоненты деятельности.

Ход занятия.

Деятельность педагога.

Деятельность

детей.

Время.

1.


Вводная часть



1.1

Организационно- мотивационный этап.



-Ребята, у меня для вас сюрприз! Подойдите все ко мне. К нам сегодня пришла сказочная гостья.

-Разгадаете загадку, тогда узнаете, кто это!


Вся нарядная в игрушках,
Вся в гирляндах и в хлопушках
Не колючая ни сколько!
Ну конечно это … (ёлка)!

Воспитатель вносит в группу искусственную ёлочку (можно приклеить глазки для оживления персонажа).


-Правильно, ребята. А пришла она к нам не просто так. Какой праздник приближается?



Дети подходят к воспитателю.







-ЁЛКА!


-Здравствуй, ёлочка, мы рады, что ты пришла!


-Новый год!



2 мин.

1.2

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия.

-А ёлочка почему – то грустит.. Не знаете, почему?




-Сможем ёлочке помочь? Как? Что нужно сделать?

(Возможные ответы)

- Скучает по лесу.

- Не нарядная.

- Пожалеем, развеселим и нарядим!

2 мин.

2.


Основная часть.


2.1

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам ОД.







Психологический настрой на продуктивную работу.


- Ребята, у меня есть ёлочные игрушки. А также много грустных ёлочек. Приглашаю вас нарядить их. Тогда они развеселятся.



Нарядить их нужно правильно, по инструкции (воспитатель показывает инструкцию - лист с заданиями).

Итак, приготовились к работе?


Наши глаза смотрят и все….-

Наши уши слушают и все…

Наша голова хорошо …

(по ходу диктанта воспитатель украшает ёлочку – гостью объёмными игрушками).


- Будем украшать ёлку сверху вниз (показываю указкой): возьмите звезду и прикрепите её сверху (мнемоквадрат со стрелкой вверх), на макушку ёлки.

- возьмите колокольчик и прикрепите его немного ниже звезды слева (мнемоквадрат со стрелкой влево). А справа (мнемоквадрат со стрелкой вправо) – повесьте шишку.

Ниже колокольчика слева (мнемоквадрат со стрелкой влево) – прикрепите сосульку.

А ниже шишки (мнемоквадрат со стрелкой влево) - шар.

Внизу (мнемоквадрат со стрелкой влево), в основание ёлки прикрепите коробку с подарками.

Все мнемоквадраты по ходу работы прикрепляются на мольберт «дорожкой».


- Готово! Посмотрите, ребята, на нашу – гостью! Красивый у ёлочки наряд? Давайте проверим, ваши ёлочки такие же красивые?

-Что вы поместили сверху? На макушке?

(воспитатель показывает указкой на 1-й мнемоквадрат. Потом по ходу проверки).

-Какая она, опишите.

- Что находится немного ниже звезды слева?

-Опишите колокольчик, какой он?

- Что находится немного ниже звезды справа?

Опишите, шишку.

- Что повесили под колокольчиком? Опишите сосульку.

- Что прикрепили справа, под шишкой? Опишите игрушку.

- Что лежит внизу, под ёлкой?


-Ну как, у всех получилось нарядить ёлочку?

-Посмотрите, наша ёлочка тоже развеселилась и хочет танцевать!


(дети проходят за столы, на которых лежат заготовки ёлочек с прозрачными кармашками и новогодние игрушки).




- видят!

- слышат!

- работает!




Дети выполняют задания.























На макушке у елки – звезда.

- звезда ярко-красная, лучистая.

-Ниже звезды слева висит колокольчик. Он синий.

-Справа, ниже звезды мы повесили шишку.

Она желтая.

- Под колокольчиком висит сосулька, она прозрачная, розового оттенка.

- Справа, под шишкой, прикрепили фиолетовый шар.

- Внизу, под ёлкой лежит коробка с подарками.

- Да!




5 мин.

2.2

Динамическая пауза.

Воспитатель приглашает детей на хоровод вокруг ёлочки – гостьи). Песня «Блестят на ёлке бусы…).

Дети водят хоровод, подпевают и танцуют.

2 мин

2.3

Добывание (сообщение и приятие нового знания).

Работа с мнемотаблицей:


1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.









3 этап: осуществление чтения стихотворения, пересказа сказки или рассказа по заданной теме.



- Ребята, ёлочка хочет послушать, какая она красивая. Давайте опишем ёлочку словами.

А в помощь нам вот эта таблица подсказка (мнемотаблица «Опиши ёлочку»).

Воспитатель показывает таблицу.


Что изображено на таблице?






-Что вы видите в первом квадрате?

Сначала нужно сказать, что мы будем описывать. Можно так: «В комнате стоит новогодняя ёлка».

- О чем надо сказать по 1-й подсказке?


- Что обозначают звезда и стрелка во 2-м квадрате?

-Какая звезда?

- Как можно сказать? «На макушке елочки сияет ярко-красная звезда».


Далее по таблице идет перекодирование информации с хоровым проговариванием.


- А теперь послушайте, что у нас получилось

(Воспитатель описывает елочку по мнемотаблицы, последовательно указывая на мнемоквадраты).




- Кто попробует описать ёлку по табличке? Спрашиваю 2-3.







-Разные знаки, елочка, хоровод, игрушки…



-Ёлочку и знак вопроса.




-(хором) «В комнате стоит новогодняя ёлка».

- Сверху, на макушке, мы видим звезду.

- Ярко – красная.




Дети хором повторяют.




Дети следят за указкой и слушают рассказ – описание.


По желанию 2-3 ребенка осуществляют описание по таблице.

8 мин

2.4

Динамическая пауза

Динамическая пауза

(Горит огнями елочка,
Под нею тени синие,  (поднимаем руки вверх)
Колючие иголочки,
Как будто в белом инее   (опускаем через стороны, вниз)
Огни на елке яркие
Повсюду зажигаются.  (наклоны вправо, влево) 
Во всех домах,
По всей стране ребята улыбаются   (ходьба на месте, улыбка).


1 мин.

2.5

Продуктивная деятельность (индивидуальная и групповая работа)

- Молодцы, ребята! Я опишу елочку словами на листке бумаги и отправлю Деду Морозу. А так как вы ещё не умеете писать, опишите ёлочку красками – карандашами. Ваши рисунки я положу в конверт с моим письмом.



Самостоятельная работа детей (рисуют новогодние ёлочки).



3 мин.

3.

Итог ОД

(рефлексия)

- Ребята, покажите, что у вас получилось. Ой, какие красивые ёлочки. Думаю, Дед Мороз к нам первым придет на праздник!

Наша ёлочка счастлива! У неё теперь столько подружек. А вам понравилось сегодня на занятии?


Дети показывают свои работы воспитателю и друг другу.




2 мин.





25 мин.












Мнемотаблица - описание «Ёлочка».
















В комнате стоит нарядная новогодняя елка.
















На макушке елки сияет ярко-красная звезда.















Ниже звезды слева пушистую ветку украшает синий колокольчик.















А справа ёлочку украшает блестящая желтая шишка.











Ниже колокольчика висит витая прозрачная сосулька. Она постоянно вращается, то в одну сторону, то в другую.












Справа на нижнюю ветку повесили фиолетовый шар. В нем, как в зеркале, можно увидеть своё отражение. Только искаженное. От этого всем весело!














Внизу под ёлкой лежит коробка с новогодним подарком. Что это, пока неизвестно.



Очень скоро наступит Новый год! И вокруг ёлочки дети будут водить хоровод, а потом откроют новогодние подарки. Спасибо, ёлочка!


Мнемоквадраты (ориентиры в описании предмета).



























Вверху.



























Внизу.



































Слева.


























Справа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!