СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по родной русской литературе. Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести): проблемы молодёжи в современной литературе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по родной русской литературе. Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести): проблемы молодёжи в современной литературе.»

  1. Предмет: Родная (русская) литература

  2. Дата: 30.01.2023 г.

  3. Классы: 8-…. класс

  4. Учитель: Хоменко А.В.

  5. Урок 9. Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести): проблемы молодёжи в современной литературе.

  6. Тип урока: урок открытия знаний.

  7. Цели: ознакомиться с особенностями содержания произведений Т. В. Михеевой «Не предавай меня!».

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.

Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Оборудование: Родная русская литература. 8 класс. Учебное пособие 2021 | Беляева Н.В., Критарова Ж.Н., Аристова М.А., Добротина И.Н., Александрова О.М., Мухаметшина Р.Ф., тетрадь, раздаточный материал с текстами.

  1. Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

В русском языке много устойчивых выражений со словом «душа»: человек жив, покуда душа жива; душа нараспашку; до глубины души; душа не на месте; открыть душу и др. Зна­чения этих идиом понятны и очевидны всем владеющим рус­ским языком. Душа может любить, радоваться, болеть, терпеть, учиться, трудиться, страдать…

Случается, что «породниться родством по душе» люди могут перед лицом общей угрозы, обшей беды. В годы Великой Отечественной войны все граждане пашей страны объединились общем стремлении победить врага. Фашистская Германия обрушила на нас всю свою военную мощь. Выстоять в тяжелейшей войне помог массовый подвиг советских людей ― представителей разных национальностей. От каждого потребовалось предельное напряжение сил на фронтах и в тылу, готовность отдать всё для великой Победы.


  1. Работа по теме урока.

  1. Первичное усвоение новых знаний. Рассказ учителя.

Тамара Михеева – современная российская писательница, автор книг для детей и подростков. Обладательница множества литературных наград в области детской литературы, лауреат национальной премии «Заветная мечта» и конкурса художественных произведений для подростков имени Сергея Михалкова.

Краткая биография и творческий путь

Тамара Витальевна родилась 26 февраля 1979 года в городе Усть-Катав Челябинской области. У нее есть старшая сестра и младший брат. Мама будущей писательницы работала во Дворце культуры, и Тамара с младенчества присутствовала на репетициях. Эта атмосфера очень повлияла на творчество Михеевой.

Девочка очень любила читать, а со временем поняла, что писать тоже может быть очень интересно. Тамара написала свою первую сказку, когда ей исполнилось восемь лет, а в третьем классе придумала повесть, которая заняла сорок восемь тетрадных листов. При этом самые большие мечты маленькой писательницы вовсе не были связаны с литературой или всемирной славой: девочка хотела работать дрессировщиком, собрать всех бездомных собак и выступать с ними в цирке. «В детстве я мечтала собрать всех бездомных собак и выступать с ними в цирке. Дрессировщиком работать. Или воздушным гимнастом. Или хорошо бы еще стать океанологом! Или тренером дельфинов! Мультипликатором! Лесоводом! А еще жалко, что девочек в мореходку не берут! То, о чем мы мечтаем в детстве, остается с нами навсегда. Поэтому, наверное, я и стала писателем. Потому что когда ты писатель, ты можешь быть и океанологом, и лесоводом, и тренером дельфинов, и даже капитаном корабля, несмотря на то, что девчонка» – рассказывает о себе Тамара Михеева.

В подростковом возрасте Михеева начала писать верлибры. В пятнадцать лет она поступила в Челябинский колледж культуры, где получила специальность «педагог – организатор досуга детей и подростков». В 2001 году Тамара Витальевна стала студенткой Литературного института имени Горького, она посещала семинар М. П. Лобанова, а также дополнительно была участницей семинара по детской литературе А. П. Торопцева и Р. С. Сефа. Во время учебы Михеева написала несколько повестей: «Две дороги – один путь», «Лысый остров», «Асино лето» и «Летние истории».

В 2006 году Тамара Витальевна стала финалисткой премии им. В. П. Крапивина, год спустя была признана лауреатом Национальной премии «Заветная мечта», в 2008 году получила литературную премию им. С. В. Михалкова за сборник рассказов «Юркины бумеранги». Кроме того, в 2010 году писательница получила поощрительную награду этого конкурса за повесть «Лёгкие горы». Сегодня она входит в состав содружества детских писателей Урала, а также в состав жюри премии им. В. П. Крапивина. Ее рассказы были опубликованы в журналах «Урал», «Кукумбер», «Вездепрыг», «Чиж и Ёж», «Север», сборниках «Новые писатели- 2009», «Волшебный буфет», «Белый бор», «Как хорошо», «Уроки отменяются», «Новые имена в детской литературе», «Мальчики и девочки».

Повести Тамары Витальевны легки и увлекательны. Ей достаточно всего нескольких точных фраз, чтобы создать узнаваемый образ. Маленькая, но такая отважная Ася («Асино лето»), не по годам взрослая первоклашка Дина («Легкие горы»), бунтующая Яна («Янка»), немного ранимый Сережа («Дети дельфинов»), доверчивый и открытый мальчишка по кличке Кабанчик («Доплыть до грота»)… Столь разных героев объединяет одно ― им нет и шестнадцати лет. И в каждом из них читатель-сверстник узнаёт себя или своих друзей.

  1. Первичная проверка понимания.

  • Чтение повести «Не предавай ме­ня!» (с. 105-113 учебного пособия).

  1. Первичное закрепление. Размышляем над прочитанным.

  • Обсудите название первой главы. Как вы понимаете слово «аут­сайдер»?

  • Согласны ли вы с героиней повести, что такое услышать о се­бе «жутко, как приговор»? Почему результаты тестирования поразили Юлю Озарёнок?

  • О каких событиях говорится в главе «Месяц назад»? Как проя­вился характер Юли во время спартакиады?

  • Какой представляется вам главная героиня повести? Была ли она, на ваш взгляд, аутсайдером на самом деле?

  • Как осознание себя отвергнутой заставило Юльку по-новому взглянуть на окружающий мир и своих одноклассников?

  • Какие темы обозначены автором в представленных главах? На­сколько они актуальны для вас и ваших одноклассников?


ФИЗМИНУТКА

  1. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Какую тему поднимает автор?

  2. Так легко ли быть аутсайдером?

  3. Поясните свой ответ.

  4. Почему же Юля оказалась в аутсайдерах?

  5. В произведениях авторы часто используют «говорящие» фамилии. Как фамилия Озаренок характеризует героиню?

  6. Представьте, что Юля - реальное лицо. У нее есть страничка вконтакте. Что бы вы написали ей в смс?


  1. Первичное закрепление.

Тест по произведению Т.Михеевой «Не предавай меня»

  1. Какая фамилия была у подруги Юли Озарёнок Ани?


а) Филин б) Сова в) Сыч


  1. Прозвище классной руководительницы?


а) Коврига б) Корочка в) Булочка


  1. Как психолог назвала Юлю?


а) Изгой класса б) Аутсайдер в) Неудачницей


  1. Какое прозвище в начальных классах было у Анюты?


а) Жирафа б) Зебра в) Носорог


  1. Какой национальности придумала Юля своего деда?


а) Азербайджанец б) Грузин в) Немец


  1. Как звали сестрёнку Юли?


а) Настя б) Света в) Лена


  1. Каждый год в начале сентября в школе проходил большой праздник. Какой?


а) «Спорт против наркотиков» б) «Мы за ЗОЖ»


в) «Спорт – это жизнь»


  1. Какое место занял класс Юли в спартакиаде?


а) второе б) первое в) третье


  1. В кого была влюблена Анюта?


а) Володю Иванова б) Артёма Листовского


в) Митю Вершинина


  1. Какое мероприятие придумала Татьяна Викторовна Ковригина по сплочению коллектива?


а) танцы б) поход в) поездка в Москву


  1. Что Юля не любила делать в школе больше всего?


а) переобуваться б) обедать в) учиться


  1. Кем работал отец Алисы Лаппа?


а) директором школы б) директором банка


в) директором предприятия


  1. Кто нашёл заветное место для похода, куда всегда ходили ребята?


а) Артём Листовский б) Володя Новиков в) Макс Гуревич


  1. Кто первый отобрал Юлин дневник?


а) Алиса Лаппа б) Макс Гуревич в) Марфушина


  1. В кого была влюблена Алиса Лаппа?


а) Володю Новикова б) Митю Вершинина в) Артёма Листовского


Ответ:

А) Филин

Б) Корочка

В) Аутсайдер

Б) Зебра

Б) Грузин

А) Настя

А) "Спорт против наркотиков"

В) Третье

А) Володю Иванова

Б) Поход в

В) учиться

В) директором предприятия

Б) Володя Новиков

В) Марфушина

А) Володю Новикова


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Над чем заставил задуматься урок.


  1. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение (не менее 125 слов) по теме «Родство душ» с привлечением примеров из произведений:

  • рассказа Ф. А. Абрамова «Валенки»;

  • повести Т. В. Михеевой «Не предавай меня!».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя