СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку. Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку. Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи.»

Конспект урока русского языка

Дата : 22.01.2019

3 е класс.

Учитель: Вихрева Галина Александровна


Тема урока: Начальная форма имени существительного.

                       Косвенные падежи.

Цель урока: Познакомить с понятиями начальная форма, косвенные падежи.

Задачи урока:  1. Закрепление знаний о падежах имён существительных.

                            2. Формирование умения определять падежи имён          

                            существительных.

                            3. Развитие орфографической зоркости,формирование  навыка грамотного письма.

                            4. Развитие каллиграфического навыка.

                            5. Закрепление умения работать с предложением.

                            6. Развитие речи, внимания, памяти, умения        

                            анализировать, делать выводы.

Оборудование: конверт с письмом из страны Речь, плакат с изображением сказочного героя Имени Существительного, набор карточек игры «Грамматическое лото», слова-задания, плакат «Частота употребления падежных форм», плакат «Падежи имён существительных», учебник «Русский язык. 3 класс» (автор Полякова А.В.), тетрадь.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие класса, гостей, запись даты урока. Тема урока записана на доске и закрыта.

II.Актуализация.

 

Учитель: Ребята, нам пришло письмо из сказочной страны Речь, города Части Речи. А вот кто отправил это письмо неизвестно. Может быть, ответ скрывается внутри письма?

Учитель вскрывает письмо и один ученик читает письмо:

« Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – это я. Я даю название всем предметам, явлениям, событиям, абстрактным понятиям, состояниям человека и отвечаю на вопросы кто? что?

Отгадайте, ребята моё имя».

Учитель: А что ещё вы знаете об имени существительном?

(Дети: Имя существительное  имеет род, бывает одуш., неодуш., собств., нариц., изменяется по числам, по падежам.


Имя существительное подготовила для нас несколько заданий.

1.Чистописание.

-Будем учиться прописывать правильно буквы и соединения с буквами:

/о/о/а/а/ко/ра/

(Подчеркнуть буквы и слоги, которые очень хорошо получились)


(Учитель открывает слова, заранее записанные на доске: костюм, вьюга, веселье, радость, праздник.)

Учитель: Прочитайте слова, какой общей темой они объединены?


Запишите слова к себе в тетрадь, соблюдая одинаковую высоту строчных букв, правильный наклон, верные соединения.

(Дети записывают слова.)


2. Словарно-орфографическая работа.  

  • К какой части речи относятся данные слова?

  • Что обозначает каждое имя существительное?

  • Сопоставьте слово с его значением.

(Дети сопоставляют слова с карточками: предмет, явление, абстрактное понятие, состояние человека, событие.)

  • Найдите словарные слова (костюм, праздник).

  • Найдите слова с одинаковыми орфограммами (вьюга, веселье).

  • Оставшееся слово разберите по составу (радость).

  • В какой части слова встретилась орфограмма? ( В суффиксе).

  • Запомним суффикс –ость.

  • Что общего во всех этих словах? (Имена Существительные, неодушевлённые, в ед. числе, нарицательные.)

  • Как называется форма имёни существительного, если оно стоит в ед. числе и отвечает на вопрос что? (Начальная форма).

  • Сделайте вывод о записанных существительных. (Все эти существительные стоят в начальной форме.)

В процессе беседы учитель вывешивает карточки с символами Ед.ч., что?, Нач. форма.


Задание 3.

  1. В какой стране живет индийский слон? (Индия)

  2. Самая большая страна в мире? (Россия)

  3. В каком селе изготавливают расписную глиняную игрушку, изображённую на иллюстрации? (Дымково)

  4. На берегу какой реки стоит город Волгоград? (Волга)

  5. В какой город «со своим самоваром не ездят? (Тула)

  6. Назовите столицу Франции. (Париж)


Проверка по эталону.

  • Какая общая орфограмма встретилась в этих словах? (Большая буква в именах собственных.)

  • Посмотрите на заглавные буквы в порядке их следования. Что вам напоминает этот порядок? (Порядок следования падежей.)

  • Сколько падежей в современном русском языке?


III. Постановка темы урока.

Работа над предложением.

Учитель: В конверте лежат карточки с группой слов. Прочитайте их.

Слова вывешиваются на доску: Акварель, ученик, альбом, рисовал.

  • Какие это слова? ( Словарные)

  • Какое слово лишнее? (Рисовал, т.к. это глагол.)

  • Из этих слов составьте и запишите предложение.

Дети записывают в тетради, а учитель на доске:

Ученик рисовал акварелью в альбоме.

  • Обозначьте падежи имён существительных.

  • Существительное какого падежа мы записали без изменений? (Им.п.)

  • Какой это член предложения? Подлежащее всегда стоит в Им. п.

  • Определите число существительного ученик?

  • В какой форме стоит это существительное? (В начальной форме.)

  • У начальной формы имени существительного появился ещё один признак – именительный падеж.

Учитель открывает первую часть темы урока – Начальная форма.

  • Остальные падежи составляют группу, которая имеет своё название.

IV. Открытие нового знания.

Учитель открывает вторую часть темы урока – Косвенные падежи.

  • Какое новое слово нам встретилось? (Косвенные.)

  • А поможет нам узнать значение этого слова учебник.

Чтение правила на стр. 58 вслух.

  • Перечитайте правило про себя и выделите знакомую часть и то, что является для нас новым.

      - Перечислите падежи, которые являются косвенными.

- Что такое начальная форма им.сущ.?

V. Первичное закрепление и осмысление знаний.

1.Работа в парах.

- Как определить падеж им. сущ.?

Вывешивается карточки в разброс (Изменить слово. Поставь вопрос.Определи падеж.)

- Постройте правильно порядок определения падежа им.сущ.

Задание на карточках.


Определить падеж им.сущ. костюм.


1.Костюм (______п.) висит на стуле.

2.Дедушка прикрепил ордена на костюм (______п.)

3. Мама думала о костюме(_______п.) для дедушки.

4. Серёжа любовался новогодним костюмом(_______п.).


- Поменяться с соседом по парте и проверить друг друга. Один ученик комментирует выполнение задания по своей карточке. Ученики оценивают ответы своих товарищей по парте по критериям ( 5 – нет ошибок; 4 – одна ошибка; 3 – две ошибки).

- Что вы сейчас делали? ( определяли падеж им.сущ.)

-Как определять падеж им.сущ.? Какие падежи называем косвенными? Что такое начальная форма им. сущ.?


2.Работа по учебнику(выполенение упр. № 103, стр.58)

-Списать словосочетания и определить падеж им.сущ., подчеркнуть предлоги.

- Проверка: один ученик работает у доски. Двое учеников с тетрадями на проверку – к учителю. Класс проверяет правильное выполенеие задания у доски.


Итог урока.

Учитель: Мы выполнили все задания, присланные Именем Существительным. Я думаю, что он остался доволен. А что же нового мы узнали?

- Над чем мы работали сегодня на уроке?

- Что закрепляли?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

- Какие задания у вас хорошо получились.



VI. Домашнее задание.

С. 58 (правило), упражнение 104.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!