Конспект урока русского языка
Дата : 22.01.2019
3 е класс.
Учитель: Вихрева Галина Александровна
Тема урока: Начальная форма имени существительного.
Косвенные падежи.
Цель урока: Познакомить с понятиями начальная форма, косвенные падежи.
Задачи урока: 1. Закрепление знаний о падежах имён существительных.
2. Формирование умения определять падежи имён
существительных.
3. Развитие орфографической зоркости,формирование навыка грамотного письма.
4. Развитие каллиграфического навыка.
5. Закрепление умения работать с предложением.
6. Развитие речи, внимания, памяти, умения
анализировать, делать выводы.
Оборудование: конверт с письмом из страны Речь, плакат с изображением сказочного героя Имени Существительного, набор карточек игры «Грамматическое лото», слова-задания, плакат «Частота употребления падежных форм», плакат «Падежи имён существительных», учебник «Русский язык. 3 класс» (автор Полякова А.В.), тетрадь.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Приветствие класса, гостей, запись даты урока. Тема урока записана на доске и закрыта.
II.Актуализация.
Учитель: Ребята, нам пришло письмо из сказочной страны Речь, города Части Речи. А вот кто отправил это письмо неизвестно. Может быть, ответ скрывается внутри письма?
Учитель вскрывает письмо и один ученик читает письмо:
« Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – это я. Я даю название всем предметам, явлениям, событиям, абстрактным понятиям, состояниям человека и отвечаю на вопросы кто? что?
Отгадайте, ребята моё имя».
Учитель: А что ещё вы знаете об имени существительном?
(Дети: Имя существительное имеет род, бывает одуш., неодуш., собств., нариц., изменяется по числам, по падежам.
Имя существительное подготовила для нас несколько заданий.
1.Чистописание.
-Будем учиться прописывать правильно буквы и соединения с буквами:
/о/о/а/а/ко/ра/
(Подчеркнуть буквы и слоги, которые очень хорошо получились)
(Учитель открывает слова, заранее записанные на доске: костюм, вьюга, веселье, радость, праздник.)
Учитель: Прочитайте слова, какой общей темой они объединены?
Запишите слова к себе в тетрадь, соблюдая одинаковую высоту строчных букв, правильный наклон, верные соединения.
(Дети записывают слова.)
2. Словарно-орфографическая работа.
К какой части речи относятся данные слова?
Что обозначает каждое имя существительное?
Сопоставьте слово с его значением.
(Дети сопоставляют слова с карточками: предмет, явление, абстрактное понятие, состояние человека, событие.)
Найдите словарные слова (костюм, праздник).
Найдите слова с одинаковыми орфограммами (вьюга, веселье).
Оставшееся слово разберите по составу (радость).
В какой части слова встретилась орфограмма? ( В суффиксе).
Запомним суффикс –ость.
Что общего во всех этих словах? (Имена Существительные, неодушевлённые, в ед. числе, нарицательные.)
Как называется форма имёни существительного, если оно стоит в ед. числе и отвечает на вопрос что? (Начальная форма).
Сделайте вывод о записанных существительных. (Все эти существительные стоят в начальной форме.)
В процессе беседы учитель вывешивает карточки с символами Ед.ч., что?, Нач. форма.
Задание 3.
В какой стране живет индийский слон? (Индия)
Самая большая страна в мире? (Россия)
В каком селе изготавливают расписную глиняную игрушку, изображённую на иллюстрации? (Дымково)
На берегу какой реки стоит город Волгоград? (Волга)
В какой город «со своим самоваром не ездят? (Тула)
Назовите столицу Франции. (Париж)
Проверка по эталону.
Какая общая орфограмма встретилась в этих словах? (Большая буква в именах собственных.)
Посмотрите на заглавные буквы в порядке их следования. Что вам напоминает этот порядок? (Порядок следования падежей.)
III. Постановка темы урока.
Работа над предложением.
Учитель: В конверте лежат карточки с группой слов. Прочитайте их.
Слова вывешиваются на доску: Акварель, ученик, альбом, рисовал.
Какие это слова? ( Словарные)
Какое слово лишнее? (Рисовал, т.к. это глагол.)
Из этих слов составьте и запишите предложение.
Дети записывают в тетради, а учитель на доске:
Ученик рисовал акварелью в альбоме.
Обозначьте падежи имён существительных.
Существительное какого падежа мы записали без изменений? (Им.п.)
Какой это член предложения? Подлежащее всегда стоит в Им. п.
Определите число существительного ученик?
В какой форме стоит это существительное? (В начальной форме.)
У начальной формы имени существительного появился ещё один признак – именительный падеж.
Учитель открывает первую часть темы урока – Начальная форма.
Остальные падежи составляют группу, которая имеет своё название.
IV. Открытие нового знания.
Учитель открывает вторую часть темы урока – Косвенные падежи.
Какое новое слово нам встретилось? (Косвенные.)
А поможет нам узнать значение этого слова учебник.
Чтение правила на стр. 58 вслух.
Перечитайте правило про себя и выделите знакомую часть и то, что является для нас новым.
- Перечислите падежи, которые являются косвенными.
- Что такое начальная форма им.сущ.?
V. Первичное закрепление и осмысление знаний.
1.Работа в парах.
- Как определить падеж им. сущ.?
Вывешивается карточки в разброс (Изменить слово. Поставь вопрос.Определи падеж.)
- Постройте правильно порядок определения падежа им.сущ.
Задание на карточках.
Определить падеж им.сущ. костюм. 1.Костюм (______п.) висит на стуле. 2.Дедушка прикрепил ордена на костюм (______п.) 3. Мама думала о костюме(_______п.) для дедушки. 4. Серёжа любовался новогодним костюмом(_______п.). |
- Поменяться с соседом по парте и проверить друг друга. Один ученик комментирует выполнение задания по своей карточке. Ученики оценивают ответы своих товарищей по парте по критериям ( 5 – нет ошибок; 4 – одна ошибка; 3 – две ошибки).
- Что вы сейчас делали? ( определяли падеж им.сущ.)
-Как определять падеж им.сущ.? Какие падежи называем косвенными? Что такое начальная форма им. сущ.?
2.Работа по учебнику(выполенение упр. № 103, стр.58)
-Списать словосочетания и определить падеж им.сущ., подчеркнуть предлоги.
- Проверка: один ученик работает у доски. Двое учеников с тетрадями на проверку – к учителю. Класс проверяет правильное выполенеие задания у доски.
Итог урока.
Учитель: Мы выполнили все задания, присланные Именем Существительным. Я думаю, что он остался доволен. А что же нового мы узнали?
- Над чем мы работали сегодня на уроке?
- Что закрепляли?
- Какие задания вызвали у вас затруднения?
- Какие задания у вас хорошо получились.
VI. Домашнее задание.
С. 58 (правило), упражнение 104.