СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку тема: "Склонение частей речи. Падежные формы имён существительных."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Склонение   частей речи. Падежные формы имён существительных. УМК « Планета знаний»

Данный урок рассматривается в разделе уроков по теме «Мир детства». Урок является первым в этом разделе . Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку тема: "Склонение частей речи. Падежные формы имён существительных."»

Учитель начальных классов: Дубенко Виктория Витальевна

Урок русского языка в 4 классе УМК «Планета знаний»

Тема: Склонение частей речи. Падежные формы имён существительных.

Цели:

Обучающие: 
• Создать условия для обобщения у обучающихся представлений о падежных формах склоняемых частях речи.
• учить рассуждать 
• обогащать словарный запас учащихся. 
Развивающие:
 
• развивать познавательную активность детей 
• развивать самостоятельность учащихся 
• развивать устную речь учащихся 
• формировать у детей навык самоконтроля ( оценить работу на уроке). 
Воспитательные: 
• прививать навыки умственного труда.

Планируемые результаты:

Предметные:

- обобщить умение различать падежи по вопросам

- различать имена существительные, имена прилагательные, местоимения

Личностные:

- воспитывать толерантность - терпимость к чужому мнению; внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей;

Метапредметные: - вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта

Регулятивные:

- формулировать вместе с учителем учебную задачу и планировать её выполнение

Познавательные:

- использовать текст для решения учебной задачи

- анализируют высказывание для выявления главной мысли

Коммуникативные:

- учитывают мнение каждого, обосновывают свое решение

Оборудование: Учебник «Русский язык» Желтовская, Калинина, 4 класс, карточки, мультимедийный проектор.

Ход урока.

1. Организационный момент.

1) Психологический настрой (слайд №1)

«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку.

«Здравствуй!» - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет целый век.

Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.

- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

- Пусть вам этот урок принесет новые знания и радость общения. Желаю вам удачи.

- Ребята, на столе у вас лежат конверты со словами. Правильно расположите слова, чтобы получилось предложение, и вы узнаетедевиз к нашему уроку.

Здоров будешь – все знания добудешь.(сл.2)

- Как понимаете? (Здоровье человека - это ценность. Больной человек не сможет воплотить задуманную цель)

2) Работа в тетради:

а) число (двадцать четвертое января), классная работа

б) чистописание.

II. Словарная работа и постановка учебной задачи.

Словарная работа: (сл.3-4)

Кристалл, дельфину, юбиляр, калина, чемодан, акварель, кастрюля

Запишите слова, вставьте пропущенные буква. Проверим.

Дайте общую характеристику этим словам. (Имена сущ., ед. числа.)

Найдите лишнее слово. (дельфину – т.к.это сущ. употреблено в дательном падеже, а остальные в именительном падеже.)

- Над чем нам предстоит сегодня думать, определите сами:

( что работать придётся над определениями падежей имён существительных)

- О чем ещё пойдет речь на уроке, узнаем, после заполнения таблицы.

- Поставьте + или - (сл.5)




В начале урока

В конце урока

1.

Мне знакомо понятие «спряжение»



2.

Мне знакомо понятие «начальная форма» существительных



3.

Мне знакомо понятие «склонение»



4.

Мне известны падежи



5.

Я умею определять падежи



6.

Я знаю, какие падежи называются косвенными.



7.

Мне известно, какие части речи можно склонять.



- Какие вопросы мы должны ещё решить на уроке?

(если мы говорим о существительных, значит мы их еще будем и склонять)

- Правильно! Тема сегодняшнего урока» «Склонение частей речи. Падежные формы имён существительных.»

III. Работа над темой урока.

1.- Вернёмся к теме нашего урока.

- Что значить просклонять слово? (Значит, изменить это существительное во все 6 падежей, которые есть в русском языке -именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

- Что значит изменить форму существительного? (изменить слово по падежам и числам)

- Сколько падежных форм могут иметь склоняемые части речи? (6)

Посмотрите по сторонам. На стенах развешаны карточки с названиями падежей: Именительный, Ругательный, Родительный, Дательный, Правдивый, Винительный, Влиятельный, Творительный, Предложный.

- Найдите названия падежей, прикрепите на доску

- Какие названия имеют падежи?

-Как ты их определяешь? (определить падеж можно по вопросу и предлогу)

- Какой падеж называют начальной формой склоняемых частей речи?

(Форма именительного падежа)

- Какой это падеж? (прямой)

- А остальные?(косвенные)

Падежи в разброс на доске

Падежи

Прямой Косвенные

ИменительныйРодительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

- Расставьте по порядку

2. – Ребята, названия падежей вам известны. А как насчёт знания падежных вопросов?

- Я буду называть падеж, а вы его вопросы.

КТО? ЧТО? И.п. КОГО? ЧЕГО?Р.п. КОМУ? ЧЕМУ?Д.п.

КОГО? ЧТО? В.п. КЕМ? ЧЕМ? Т.п. О КОМ? О ЧЁМ?П.п.

- Совпали ли ваши предположения о знании падежных вопросов с тем, что получилось у нас на доске?

- Как называется изменение слов по падежам и числам? (Склонение)

- Закончите предложение:

Спрягаются глаголы, а склоняются…(им.сущ-ые, прилаг.-ые, местоим-ия )

  1. – Итак, мы с вами повторили падежи, падежные формы, вопросы падежных форм, какое же без труда мы сможем выполнить задание?

(просклонять слово)

- Просклоняйте слово существительное в единственном числе 1вариант река, 2 вариант- село(слайд 6)

И.п. (что?) река село

Р.п. (чего) реки села

Д.п.(чему?) реке селу

В.п.(что?)реку село

Т.п. (чем?) рекой селом

П.п (о чем?) ореке оселе

- Поменялись тетрадями и проверили работы друг друга (образец на доске)

- Что мы делали? (склоняли)

- Это однокоренные слова? Или эта форма одного и того же слова? (форма)

- А для чего менять форму слова? (для связи в предложении)

5.Работа в парах

- -Откройте печатные тетради на с.8 №2

- Работаем в парах.

- Читаем задание. Проверяем (слайд 7)

(Склонение – изменение по числам и падежам – сущ.прил.мест.

Спряжение- изменение по числам и лицам- н.вр. буд.вр.)

- Какая информация оказалась лишней? (прош.вр.)

- Почему? (глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам)

Физминутка (слайд 8 )

Гимнастика для глаз.

Встаньте, вытяните руки вверх, посмотрите вверх; опустите руки вниз, посмотрите вниз. Правой рукой поверните левое плечо, левой рукой поверните правое плечо. Потянитесь и садитесь.

6. Работа у доски

В предыдущем упражнении у нас были отдельные слова,а теперь поработаем с предложениями.

- Откройте учебнике на стр.20 №44

- Читаем задание.

- Хорошо. Молодцы!

- Продолжаем работу. № 45

- Читаем задание.

- В каких ситуациях говорят – мычит как корова?

- Прочитайте

- Что такое фразеологизм?(«Фразеологизм – это устойчивое выражение, которое употребляется в переносном значении и состоит из двух и более слов».)

-Так в каких ситуациях используют этот фразеологизм? (немелодично, невыразительно поет)

- Выполняем задание. Запишите толкование фразеологизма (Мычит как коровтак говорят о чьем-нибудь немедличном пении)

- Выпишим все глаголы из текста

Мычит- II спр.(ученик у доски выписывает только глаголы)

Говорят - IIспр.

Обижают - Iспр.

Любят - IIспр.

Различают -Iспр.

Собирают- Iспр.

(устно)корова -И.п. о пении – П.п. слова – И.п. коров – В.п. музыку – В.п. Коровы – И.п Ритм- В.п. Пастухи- И.п. с помощью – Т.п.

Музыки – Р.пСтадо- В.п.

- А теперь определим спряжение.

- Молодцы!

6. Самостоятельная работа (карточка)

- В каких словах можно определить падеж?

- В карточках в предложении определите падеж и часть речи.

Определи падеж и часть речи (слайд 9)

Я с друзьями за здоровый образ жизни.

Я (мест.И.п.) с друзьями ( с кем? Т.п. сущ.) за здоровый (какой?В.п. прил.) образ (за что? В.п.сущ.) жизни (чего? Р.п. сущ)

Проверяем.(слайд10) Молодцы!

IV. Итог урока.

– Вот и подошёл к концу наш урок.

- Какие задачи поставили для себя в начале урока? Достигли вы цели?

- Закончите заполнение таблицы.

- Остались ли у вас минусы?

- Домашняя работа: с.21№48





В начале урока

В конце урока

1.

Мне знакомо понятие «спряжение»



2.

Мне знакомо понятие «начальная форма» существительных



3.

Мне знакомо понятие «склонение»



4.

Мне известны падежи



5.

Я умею определять падежи



6.

Я знаю, какие падежи называются косвенными.



7.

Мне известно, какие части речи можно склонять.








В начале урока

В конце урока

1.

Мне знакомо понятие «спряжение»



2.

Мне знакомо понятие «начальная форма» существительных



3.

Мне знакомо понятие «склонение»



4.

Мне известны падежи



5.

Я умею определять падежи



6.

Я знаю, какие падежи называются косвенными.



7.

Мне известно, какие части речи можно склонять.















Определи падеж и часть речи


Я с друзьями за здоровый образ жизни.


Определи падеж и часть речи


Я с друзьями за здоровый образ жизни.


Определи падеж и часть речи


Я с друзьями за здоровый образ жизни.


Определи падеж и часть речи


Я с друзьями за здоровый образ жизни.


Определи падеж и часть речи


Я с друзьями за здоровый образ жизни.


Определи падеж и часть речи


Я с друзьями за здоровый образ жизни.


Определи падеж и часть речи


Я с друзьями за здоровый образ жизни.


Определи падеж и часть речи


Я с друзьями за здоровый образ жизни.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!