Учитель начальных классов: Дубенко Виктория Витальевна
Урок русского языка в 4 классе УМК «Планета знаний»
Тема: Склонение частей речи. Падежные формы имён существительных.
Цели:
Обучающие:
• Создать условия для обобщения у обучающихся представлений о падежных формах склоняемых частях речи.
• учить рассуждать
• обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие:
• развивать познавательную активность детей
• развивать самостоятельность учащихся
• развивать устную речь учащихся
• формировать у детей навык самоконтроля ( оценить работу на уроке).
Воспитательные:
• прививать навыки умственного труда.
Планируемые результаты:
Предметные:
- обобщить умение различать падежи по вопросам
- различать имена существительные, имена прилагательные, местоимения
Личностные:
- воспитывать толерантность - терпимость к чужому мнению; внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей;
Метапредметные: - вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта
Регулятивные:
- формулировать вместе с учителем учебную задачу и планировать её выполнение
Познавательные:
- использовать текст для решения учебной задачи
- анализируют высказывание для выявления главной мысли
Коммуникативные:
- учитывают мнение каждого, обосновывают свое решение
Оборудование: Учебник «Русский язык» Желтовская, Калинина, 4 класс, карточки, мультимедийный проектор.
Ход урока.
1. Организационный момент.
1) Психологический настрой (слайд №1)
«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку.
«Здравствуй!» - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет целый век.
Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.
- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
- Пусть вам этот урок принесет новые знания и радость общения. Желаю вам удачи.
- Ребята, на столе у вас лежат конверты со словами. Правильно расположите слова, чтобы получилось предложение, и вы узнаетедевиз к нашему уроку.
Здоров будешь – все знания добудешь.(сл.2)
- Как понимаете? (Здоровье человека - это ценность. Больной человек не сможет воплотить задуманную цель)
2) Работа в тетради:
а) число (двадцать четвертое января), классная работа
б) чистописание.
II. Словарная работа и постановка учебной задачи.
Словарная работа: (сл.3-4)
Кристалл, дельфину, юбиляр, калина, чемодан, акварель, кастрюля
Запишите слова, вставьте пропущенные буква. Проверим.
- Дайте общую характеристику этим словам. (Имена сущ., ед. числа.)
- Найдите лишнее слово. (дельфину – т.к.это сущ. употреблено в дательном падеже, а остальные в именительном падеже.)
- Над чем нам предстоит сегодня думать, определите сами:
( что работать придётся над определениями падежей имён существительных)
- О чем ещё пойдет речь на уроке, узнаем, после заполнения таблицы.
- Поставьте + или - (сл.5)
| | В начале урока | В конце урока |
1. | Мне знакомо понятие «спряжение» | | |
2. | Мне знакомо понятие «начальная форма» существительных | | |
3. | Мне знакомо понятие «склонение» | | |
4. | Мне известны падежи | | |
5. | Я умею определять падежи | | |
6. | Я знаю, какие падежи называются косвенными. | | |
7. | Мне известно, какие части речи можно склонять. | | |
- Какие вопросы мы должны ещё решить на уроке?
(если мы говорим о существительных, значит мы их еще будем и склонять)
- Правильно! Тема сегодняшнего урока» «Склонение частей речи. Падежные формы имён существительных.»
III. Работа над темой урока.
1.- Вернёмся к теме нашего урока.
- Что значить просклонять слово? (Значит, изменить это существительное во все 6 падежей, которые есть в русском языке -именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)
- Что значит изменить форму существительного? (изменить слово по падежам и числам)
- Сколько падежных форм могут иметь склоняемые части речи? (6)
Посмотрите по сторонам. На стенах развешаны карточки с названиями падежей: Именительный, Ругательный, Родительный, Дательный, Правдивый, Винительный, Влиятельный, Творительный, Предложный.
- Найдите названия падежей, прикрепите на доску
- Какие названия имеют падежи?
-Как ты их определяешь? (определить падеж можно по вопросу и предлогу)
- Какой падеж называют начальной формой склоняемых частей речи?
(Форма именительного падежа)
- Какой это падеж? (прямой)
- А остальные?(косвенные)
Падежи в разброс на доске
Падежи
Прямой Косвенные
ИменительныйРодительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
- Расставьте по порядку
2. – Ребята, названия падежей вам известны. А как насчёт знания падежных вопросов?
- Я буду называть падеж, а вы его вопросы.
КТО? ЧТО? И.п. КОГО? ЧЕГО?Р.п. КОМУ? ЧЕМУ?Д.п.
КОГО? ЧТО? В.п. КЕМ? ЧЕМ? Т.п. О КОМ? О ЧЁМ?П.п.
- Совпали ли ваши предположения о знании падежных вопросов с тем, что получилось у нас на доске?
- Как называется изменение слов по падежам и числам? (Склонение)
- Закончите предложение:
Спрягаются глаголы, а склоняются…(им.сущ-ые, прилаг.-ые, местоим-ия )
– Итак, мы с вами повторили падежи, падежные формы, вопросы падежных форм, какое же без труда мы сможем выполнить задание?
(просклонять слово)
- Просклоняйте слово существительное в единственном числе 1вариант река, 2 вариант- село(слайд 6)
И.п. (что?) река село
Р.п. (чего) реки села
Д.п.(чему?) реке селу
В.п.(что?)реку село
Т.п. (чем?) рекой селом
П.п (о чем?) ореке оселе
- Поменялись тетрадями и проверили работы друг друга (образец на доске)
- Что мы делали? (склоняли)
- Это однокоренные слова? Или эта форма одного и того же слова? (форма)
- А для чего менять форму слова? (для связи в предложении)
5.Работа в парах
- -Откройте печатные тетради на с.8 №2
- Работаем в парах.
- Читаем задание. Проверяем (слайд 7)
(Склонение – изменение по числам и падежам – сущ.прил.мест.
Спряжение- изменение по числам и лицам- н.вр. буд.вр.)
- Какая информация оказалась лишней? (прош.вр.)
- Почему? (глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам)
Физминутка (слайд 8 )
Гимнастика для глаз.
Встаньте, вытяните руки вверх, посмотрите вверх; опустите руки вниз, посмотрите вниз. Правой рукой поверните левое плечо, левой рукой поверните правое плечо. Потянитесь и садитесь.
6. Работа у доски
В предыдущем упражнении у нас были отдельные слова,а теперь поработаем с предложениями.
- Откройте учебнике на стр.20 №44
- Читаем задание.
- Хорошо. Молодцы!
- Продолжаем работу. № 45
- Читаем задание.
- В каких ситуациях говорят – мычит как корова?
- Прочитайте
- Что такое фразеологизм?(«Фразеологизм – это устойчивое выражение, которое употребляется в переносном значении и состоит из двух и более слов».)
-Так в каких ситуациях используют этот фразеологизм? (немелодично, невыразительно поет)
- Выполняем задание. Запишите толкование фразеологизма (Мычит как коровтак говорят о чьем-нибудь немедличном пении)
- Выпишим все глаголы из текста
Мычит- II спр.(ученик у доски выписывает только глаголы)
Говорят - IIспр.
Обижают - Iспр.
Любят - IIспр.
Различают -Iспр.
Собирают- Iспр.
(устно)корова -И.п. о пении – П.п. слова – И.п. коров – В.п. музыку – В.п. Коровы – И.п Ритм- В.п. Пастухи- И.п. с помощью – Т.п.
Музыки – Р.пСтадо- В.п.
- А теперь определим спряжение.
- Молодцы!
6. Самостоятельная работа (карточка)
- В каких словах можно определить падеж?
- В карточках в предложении определите падеж и часть речи.
Определи падеж и часть речи (слайд 9)
Я с друзьями за здоровый образ жизни.
Я (мест.И.п.) с друзьями ( с кем? Т.п. сущ.) за здоровый (какой?В.п. прил.) образ (за что? В.п.сущ.) жизни (чего? Р.п. сущ)
Проверяем.(слайд10) Молодцы!
IV. Итог урока.
– Вот и подошёл к концу наш урок.
- Какие задачи поставили для себя в начале урока? Достигли вы цели?
- Закончите заполнение таблицы.
- Остались ли у вас минусы?
- Домашняя работа: с.21№48
| | В начале урока | В конце урока |
1. | Мне знакомо понятие «спряжение» | | |
2. | Мне знакомо понятие «начальная форма» существительных | | |
3. | Мне знакомо понятие «склонение» | | |
4. | Мне известны падежи | | |
5. | Я умею определять падежи | | |
6. | Я знаю, какие падежи называются косвенными. | | |
7. | Мне известно, какие части речи можно склонять. | | |
| | В начале урока | В конце урока |
1. | Мне знакомо понятие «спряжение» | | |
2. | Мне знакомо понятие «начальная форма» существительных | | |
3. | Мне знакомо понятие «склонение» | | |
4. | Мне известны падежи | | |
5. | Я умею определять падежи | | |
6. | Я знаю, какие падежи называются косвенными. | | |
7. | Мне известно, какие части речи можно склонять. | | |
Определи падеж и часть речи Я с друзьями за здоровый образ жизни. |
Определи падеж и часть речи Я с друзьями за здоровый образ жизни. |
Определи падеж и часть речи Я с друзьями за здоровый образ жизни. |
Определи падеж и часть речи Я с друзьями за здоровый образ жизни. |
Определи падеж и часть речи Я с друзьями за здоровый образ жизни. |
Определи падеж и часть речи Я с друзьями за здоровый образ жизни. |
Определи падеж и часть речи Я с друзьями за здоровый образ жизни. |
Определи падеж и часть речи Я с друзьями за здоровый образ жизни. |