СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по теме "Семейство Розоцветные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: игровой

Форма урока: урок – путешествие

Методы проведения: словесный, наглядный, практический

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме "Семейство Розоцветные"»

Тема; Семейство Розоцветные

Цель: изучить характерные признаки класса двудольные, семейства розоцветные, их роль в природе и жизни человека

Задачи:

Образовательная: рассмотреть характерные признаки класса двудольные, семейства розоцветные

Развивающая:

- совершенствовать умение работать с дидактическим материалом

- формировать умения и навыки самостоятельной работы, установления причинно-следственных связей

Воспитательная: воспитать интерес к познанию живой природы

Тип урока: игровой

Форма урока: урок – путешествие

Методы проведения: словесный, наглядный, практический

Ученик должен:

- иметь представление о многообразие растений класса двудольных

- знать: характерные признаки двудольных и однодольных растений; признаки семейства розоцветные

- уметь определять растения семейства розоцветные, давать им характеристику

Оборудование: мультимедийная презентация; таблица «Семейство розоцветных»; раздаточный материал: гербарные экземпляры растений; маршрутные листы для учащихся.

Ход урока:

1. Организационный момент

- приветствие

- подготовка аудитории к работе

2. Проверка знаний.

«Сумасшествие ехать по океану, не зная дороги, по океану, по которому никто не ездил, плыть в страну, существование которой - вопрос» - так писал Л.Н. Толстой о первооткрывателях Америки.

Сегодня мы с вами тоже совершим путешествие по океану знаний в страну, которой нет на карте, но с жителями этой страны вы немного знакомы. Это страна покрытосеменных или цветковых.

В пути вам предстоит выполнить ряд заданий, прежде чем мы остановимся на конечном пункте путешествия. (Слайд 1)

Итак, начинаем.

-Назовите характерные признаки покрытосеменных растений.

- Какие редкие цветковые растения вам известны?

- Какую роль в жизни покрытосеменных растений играет цветок?

- Какие части цветка являются главными, и почему?

I. Для того чтобы продолжить наше путешествие необходимо пройти тестирование.

ТЕСТ «Выберите правильное суждение»

  1. Побег – стебель с расположенными на нем листьями и почками.

  2. Цветковыми называют растения, которые цветут хотя бы раз в жизни.

  3. Цветок – видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или одним семенем

  4. Чашечка образована яркоокрашенными лепестками

  5. Венчик образован зелеными листочками – чашелистиками

  6. Главные части цветка – чашечка и венчик

  7. Главные части цветка – пестик и тычинка

  8. Тычинка состоит из широкой нижней части – завязи, узкого столбика и рыльца

  9. Тычинка состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца

  10. Пестик состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца

  11. Плод развивается из завязи

  12. Плод развивается из столбика

  13. Околоцветник, образованный венчиком и чашечкой, защищает внутренние части цветка от повреждений и может привлекать насекомых-опылителей

  14. Для цветковых растений характерно двойное оплодотворение


II. Проверьте свои ответы на экране (Слайд 2)

Ответы: 1, 2, 3, 7, 9, 11, 13, 14. Проанализируйте ошибки. Нет ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; более 3 – 3

3. Изучение нового материала:

Сообщение темы, цели урока.

  1. Признаки однодольных и двудольных растений

Двудольные и однодольные – основные классы отдела покрытосеменных.

Бежит тропинка через лес

Ныряет влево вправо

Куда ни глянь цветы вокруг

Да по колено травы


На пути нашего следование перекресток. У перекрестке стоит столб, а на нем две стрелки.










На право пойдешь к двудольным попадешь. На лево пойдешь к однодольным попадешь.


Давайте выясним признаки однодольных и двудольных растений. У вас на столах лежат гербарные экземпляры однодольных и двудольных растений. (?) По каким признакам отличаются эти растения.

Используя иллюстрации учебника, текст на стр. 82-83 заполните таблицу (Задание 2 в маршрутном листе)


Основные признаки классов

Класс двудольные

Класс однодольные

1. Кол-во семядолей в зародыше



2. Строение корневой системы



3. Жилкование листьев



4. Цветок




Из предложенных растений, определить какое растение относится к классу двудольных, свой ответ обоснуйте.


  1. Семейства класса двудольные

Класс двудольные включает ряд семейств. Мы будем рассматривать не все семейства, а только некоторые, представители которых широко распространены на территории нашей страны и многие из них имеют важное хозяйственное значение. (Слайд 3)


  1. Семейство розоцветных, общая характеристика (Слайды 4-7)

А сейчас мы продолжим наше путешествие по царству растений. Название следующему семейству дало растение… Родовое название образовано от греческого слова rhodon – красный – из-за окраски плодов и цветков этого растения. Оно воспето поэтами всех времен и народов. У древних римлян царила настоящая «мания» этого растения: гостей украшали этими цветами, из них делали гирлянды. Это был цветок радости и любви. Художники также не остались равнодушными к этому цветку. На картине итальянского художника (слайд №4) Сандро Боттичелли (15 век) Весна изображена в виде юной девушки, разбрасывающей цветы. Остров, имя которому дало это растение, имеет на своих монетах изображение этого цветка (остров Родос)

О каком растении идет речь? Это - … А семейство называется …

Правильно, наше следующее семейство называется розоцветные.

Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать? С чем познакомиться?

Слайд 1. Давайте запишем тему нашего урока (презентация)

Учитель: Это семейство также называют семейством розановых или розовых. К этому семейству относится около 3000 видов 120 родов. Розоцветные распространены преимущественно в странах северного полушария с субтропическим и умеренным климатом, но некоторые виду произрастают и в странах южного полушарий. Среди растений этого семейства встречаются как древесные и кустарниковые, так и травянистые формы растительности (преимущественно многолетние травы). Среди растений семейства встречаются даже вечнозеленые виды (например, дриада точечная, лавровишня лекарственная).

(?) Почему столь непохожие друг на друга растения относятся к одному семейству?


Чтобы ответить на этот вопрос мы проведем маленькое исследование, выполнив лабораторную работу «Строение растений семейства розоцветных». При выполнении лабораторной работы используйте инструктивную карточку маршрутного листа. (Задания 3,4 маршрутного листа)

На столах гербарии семейства розоцветных.


2.Подсчитать количество лепестков, чашелистиков, тычинок и пестиков (дополнительно использовать рисунки учебника)


Цветки растений семейства розоцветные правильные, обычно обоеполые (цветы морошки разнополые, растение двудомное ). Они имеют двойной околоцветник, состоящий из 5 чашелистиков и 5 (в редких случаях 4-6 ) лепестков. Тычинок в цветке множество, а пестиков может быть множество (как у малины, ежевики, клубники, шиповника ) или один ( как у вишни, сливы ). Если тычинок в цветке много, то они как правило, расположены в несколько кругов и различаются по длине тычиночных нитей. Попробуй написать формулу цветка растений этого семейства. 

(К доске выходят 2 ученика, каждый из них пишет вариант формулы растений семейства розоцветные. Класс проверяет и исправляет возможные ошибки). 

Учитель: Формула цветка растений семейства розоцветные может выглядеть так: 
3. Вывести формулу цветка * Ч5 Л5 Т- П1 или так : * Ч5Л5Т –П-.

Но посмотрите на строение цветка розы ( учитель демонстрирует засушенный или живой цветок розы). Разве у него пять лепестков? 

Учащиеся: У этого цветка множество лепестков. 

Учитель: Но почему же мы не написали и такую формулу цветка? 

( Дети делают свои предположения, учитель исправляет ошибки и дополняет сказанное ). 

Учитель: Дело в том, что у розы махровые цветки образуются благодаря видоизменению тычинок в лепестки венчика. Настоящих лепестков у нее только пять, а все остальные – видоизмененные тычинки. Такие махровые цветки появились в результате действий селекционеров. У такого растения, как лапчатка прямостоячая или калган, наблюдается обратное явление. У цветков этого растения на 5 лепестков и чашелистиков, а 4. Почему же оно относится к этому семейству? 

( Дети делают свои предположения). 

Учитель: Дело в том, что лишь на территории России обитает более 100 видов этого рода, и лишь у некоторых из них околоцветник состоит не из 5, а из 4 частей. 
Цветки розоцветных обычно крупные, яркие. Благодаря этому их часто используют в декоративных целях. Цветоложе может быть различной формы, чаще всего оно нектароносное. Но у растений данного семейства встречаются и мелкие или не очень крупные цветки. В этом случае цветки собраны в соцветия. Вспомните, что такое соцветие? 

Учащиеся: Соцветие – это группа цветов, расположенных близко друг к другу в определенном порядке. 

Учитель: Для растений семейства розоцветные характерны такие соцветия как кисть, щиток и простой зонтик, но встречаются и другие типы соцветий. Как вы думаете, какой способ опыления характерен для цветков этого семейства? 

Учащиеся: Чаще всего цветки розоцветных опыляются насекомыми. 

Учитель: Какие признаки насекомоопыляемых растений вы выявили? 

Учащиеся: Для насекомоопыляемых растений характерно наличие крупных ярких цветков с нектаром и приятным запахом. Кроме того, большое количество тычинок в цветке розоцветных, их круговое расположение вокруг пестика и неодинаковая высота являются дополнительным средством, повышающим вероятность разного размера, которые не могут миновать контакта с тычинками на пути к пестику за нектаром. 

Учитель: У растений семейства разноцветных наблюдается, наверное, самое большое разнообразие плодов среди всех семейств. У растений этого семейства могут быть простые и сложные плоды, сухие или сочные, односемянные и многосемянные, цельные и распадающиеся. Чаще всего это многогнездные коробочки, орешки, многоорешки или костянки. У многих растений семейства встречается плод яблоко. 

Вспомните строение плодов. Как выглядит плод, образованный из цветка с несколькими пестиками? 

Учащиеся: Из цветков с несколькими пестиками образуются сборные плоды, состоящие как бы из отдельных плодиков. 

Учитель: Для каких растений семейства разноцветных характерен подобный плод? 

Учащиеся: Для малины, ежевики. 

Учитель: Земляника и клубника имеют особый плод, который образован не стенками завязи, а разросшимся мясистым сочным цветоложем. Вспомните, как называется подобный плод? Такой плод называют земляничной, или фрагой. Название этого плода произошло то латинского родового названия земляники и клубники- Fragaria. Способы распространения семян растений розоцветных также крайне разнообразны. Некоторые семена, как например, семена гравилата, имеют специальные выросты в идее волосков или крючочков, с помощью которых они прикрепляются к шерсти животных или одежде людей и переносятся на новое место. Семена некоторых лапчаток, например, лапчатки гусиной, прилипают к лапкам животных вместе с частичками размокшей от дождя земли и тоже переносятся на большие расстояния. Плоды рябины, черемухи, боярышника поедаются птицами и, пройдя через пищеварительный тракт, вместе с пометом выбрасываются на большом расстоянии от материнского организма. Листовые пластинки у растений семейства розоцветных могут быть как простыми (яблоня, груша), так и сложными, в разной степени рассеченными: перистыми (шиповник, лапчатка гусиная), тройчатыми (земляника, клубника). В целом сложные листовые пластинки в рамках данного семейства встречаются чаще, чем простые. Листорасположение обычно очередное, реже супротивное. Несмотря на подобное разнообразие в строении плодов, соцветий и многообразии жизненных форм, однотипность строения цветка очевидна. Именно по сходности строения цветков все многообразие растений и было объединено в общее семейство. 
Типичный представитель семейства

шиповник (дикая роза). Изучено 120 видов шиповника, а у нас встречается около 60 видов. Шиповник называют «копилкой витаминов». Его плоды содержат витамины: C, K, PP, A. Шиповник издавна используется в фармакологии, в цветоводстве (он является лучшим подвоем для роз).

Самое распространенное среди плодово-ягодных растений семейства. Яблоневые сады занимают 80% площади всех плодовых насаждений. Яблоня – зимостойкая культура. Она выдерживает морозы до 30 C.

Вишня – одно из самых красивых деревьев, зацветающих у нас весной. Около десяти дней можно наслаждаться радующим глаз зрелищем цветущих вишен. Её выращивали ещё в VI веке до н. э. Вишня – вторая по распространенности садовая культура после яблони.

Известнейший представитель этого семейства – земляника. Это распространенное культурное растение. За чудесный аромат земляника получила название «фрагария», что значит «благоухающая». В Европе землянику начали культивировать ещё в XV веке. В Россию её завезли при царе Алексее Михайловиче и выращивали в знаменитом Измайловском саду под Москвой. Земляника содержит 6-9,5 % глюкозы и фруктозы. Кислинку ей придают органические кислоты: лимонная, яблочная. В землянике много витаминов: C, B, PP, каротин, фолиевая кислота.

Значение Розоцветных (беседа)

Более подробно хотелось бы поговорить о лекарственных растениях данного семейства и направлениях их применения в медицине. Сушеные плоды малины используются как потогенное средство при простудных заболеваниях. Из свежих плодов варят сироп, часто входящий в состав многих микстур для улучшения их вкуса. Плоды малины содержат эфирные масла, яблочную и лимонную кислоту, витамин С. Плоды и листья земляники так же используют в медицине при подагре, почечных камнях. Некоторые виды шиповника используются в медицине как противоцинговое средство. Многие виды этого растения содержат большое количество витамина С, а так же провитамин А (каротин). 

Водные и спиртовые настои, а так же жидкие экстракты плодов боярышника применяют при нервных заболеваниях. Сердечно – сосудистых заболеваниях и при гипертонии. Плоды черемухи употребляют как вяжущее средство, а так же применяют вытяжку из цветков черемухи в качестве глазной примочки. 
1. Употребляют в пищу.

2. Применяются как лекарственные средства.

3. Используются в парфюмерии.

4. Декоративное значение.

4. Закрепление знаний

: А сейчас вы дадите морфолого -биологическую характеристику растениям, лежащими на ваших столах. План характеристики написан на доске. 

План характеристики: 

1. Жизненная форма (трава, кустарник, дерево)
2. Характер стебля (прямостоячий, вьющийся, ползучий)
3. Листья (сложные или простые, жилкование: сетчатое или дуговое)
4. Формула цветка (Ч5Л5ТмПм, Ч5Л5ТмП1)
5. Тип соцветия (зонтик, кисть, щиток)
6. Тип плода (костянка, яблоко, многоорешек, ягода)

Б) Выпишите номера растений, относящихся к семейству Розоцветные.

        1. Ромашка аптечная 2. Малина обыкновенная. 3. Редька дикая. 4. Капус-

        та белокочанная. 5. Горох посевной. 6. Яблоня дикая. 7. Слива домашняя

        8. Пастушья сумка. 9. Груша обыкновенная. 10. Земляника лесная

        Б) Загадки

        Царицей цветов я зовусь,               Долгоножка хвалится:

        На вид я прекрасна, нежна,            Я ли не красавица?

        Но тронешь меня невзначай,         А всего то - косточка

        Почувствуешь, как я сильна.         Да красненькая кофточка.

                                            (роза)                                       (вишня)

        Хоть жжет его солнце                     На сучке висят шары

        Одет он в суконце.                           Покраснели от жары.

        А сукно золотистое                                                  (сливы)

        Тонкое и чистое.                               Не жил в ягоде  жучок,                  

                         (персик)                             И не кушал червячок,

        У мамы дочки –                                 А сорвал её с куста -

         На шнурочке.                                    Глядь – середка вся пуста.

          (усы земляники)                                                         (плод малины)

5. Сообщение домашнего задания:

Страницы 80-83;

6. Рефлексия. Выберите изображение соответствующее вашему настроению.


Маршрутный лист

ФИО________________________

Класс_____

Класс двудольные, характерные особенности растений семейства розоцветных.


  1. Впишите правильные ответы__________________________________

  2. Заполните таблицу


Основные признаки классов

Класс двудольные

Класс однодольные

1. Кол-во семядолей в зародыше



2. Строение корневой системы



3. Жилкование листьев



4. Цветок




  1. Лабораторная работа

Строение растения семейства розоцветных

Название растения____________________

1) рассмотрите и опишите внешний вид растения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) рассмотрите его листья: как они расположены на стебле, какое имеют жилкование. Листья простые или сложные? сделайте рисунок.






3) рассмотрите цветок, опишите его. Подсчитайте и запишите число лепестков венчика, чашелистиков чашечки __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) рассмотрите и зарисуйте тычинки и пестики



Вывод (объяснить принадлежность растений к розоцветным)




  1. Заполните таблицу

    Формула цветка

    Ч Л П Т или

    Соцветия

    кисть зонтик щиток

    Плоды

    Многоорешик, _______, яблоко, многокостянка

  2. Подчеркните названия растений относящихся к семейству розоцветных

Ромашка, ландыш, шиповник, малина, рожь, черемуха, капуста, томаты, земляника, абрикос, редька, лапчатка.




Лекарственные растения.

ЛЛег пластом у дороги,
Разметал руки – ноги,
Его бьют сапогом,
Его мнут колесом,
Ему все нипочем,
Хоть ударь кирпичом. (Подорожник)

Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдешь –
На себе их все найдешь. (Репей).

Не пустили в огород,
Оттого она и жжет. (Крапива).

Сверху листик гладкий
С байковой подкладкой . (Мать-и-мачеха).

Своим венчиком лучистым
Очень нравишься ты нам.
Синий глаз на ножке твердой
Затерялся в колосках. (Василек)

Носит этот мальчик желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное. (Одуванчик).

Кто любит меня,
Тот и рад поклонится.
А имя дала мне
Родная землица. (Земляника)

Зеленые кусточки, алые цветочки.
Когти-коготочки стерегут цветочки:
На плоды красна рубаха сшита,
Брюшко зернышком набито. (Шиповник)

Ведь не зря в лесу хвален
Витаминный чемпион.
Красная и черная
Ягодка ядреная. (Смородина).

Он “любит -не любит” сказать может
И глянет приветливо желтым глазком
Аптечный цветок на него так похож,
Его мы лекарством и другом зовем. (Ромашка)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!