СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по внеурочному занятию на тему Ты, Кубань, ты наша родина.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

дать первоначальные сведения по истории возникновения г. Краснодара

Просмотр содержимого документа
«Конспект по внеурочному занятию на тему Ты, Кубань, ты наша родина.»

Тема: конспект по внеурочному занятию на тему Ты, Кубань, ты наша родина.

Цели:

дать первоначальные сведения по истории возникновения

г. Краснодара;

развивать любознательность, речь, мышление;

воспитывать любовь к своей малой Родине – Кубани;

расширять и уточнять знания учащихся о народных промыслах;

приобщать к историческим и духовным ценностям родного края;

развивать творческие способности детей.


Оборудование: презентация, кроссворд, пластилин.

Ход урока.

І. Орг. момент.

ІІ. Постановка темы и целей урока.

На интерактивной доске кроссворд.


  1. Наши предки.

  2. Кувшин для молока.

  3. Жилище казака.

  4. Местные природные материалы, используемые для постройки жилища.

  5. Местные природные материалы, используемые для постройки жилища.

  6. Место в доме для хранения продуктов.

  7. Углубление в земле для хранения питьевой воды.

  8. Магазин (устар.)

  9. Помещение, где держали домашних животных.


- Какое слово ключевое? (Краснодар)

- Что же это такое?

- Когда образовался Краснодарский край?

-Когда он отметит свой юбилей?

  1. сентября 20012 года наш край отметит 75 годовщину!

ІІІ. Работа над новым материалом.

  1. Знакомство с Краснодаром.

Работа с картой.

- Покажите на карте г. Краснодар

(дети показывают)

Учитель говорит о географическом положении

г. Краснодара.

- Какие населённые пункты расположены рядом?

- Города, станицы, хутора. Что между ними общего и чем отличаются друг от друга?

( численностью населения)

В составе края:

- 38 районов:

- 15 городов краевого подчинения;

- 11 городов районного подчинения;

- 21 поселок городского типа;

- 390 сельских административных округов, объединяющих 1719 сельских населенных пунктов.

- Так почему же г. Краснодар считается главным городом Краснодарского края?

2.История названия г. Краснодара.

- Краснодар – «красный дар», «Красный», что означает красивый,

« красивый дар».

В 1792 году царица Екатерина II пожаловала за верную службу Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем (иллюстрация «Дар Екатерины»).

Потому сначала город называли Екатеринодар – дар Екатерины II.


Физкультминутка «Зайка».

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул 10 раз.


3.Расширение знаний о ремеслах на Кубани.

Казаки жили в шалашах, устроенных из тонких прутьев, крыши прикрывала трава. Затем появились ХАТЫ-МАЗАНКИ из камыша и глины (ПОКАЗ наглядных пособий). Они обзаводились птицей, овцами, рогатым скотом. Жили большими семьями, занимались рыболовством и охотой. В хозяйстве нужны были и орудия труда, и одежда, и предметы домашнего обихода. Многие переселенцы совмещали земледелие с ремеслом.

Появились такие пословицы на Кубани: «Умный чоловик возьмэтся, в його руках и снег займэтся».

- О ком эта Кубанская пословица?

- Конечно, о мастерах своего дела, умельцах – золотые руки! Знать народные ремесла, имена народных мастеров, это значит лучше понимать свой народ.

- Например, знаете ли вы кто такой ГОНЧАР?

- Для ведения личного хозяйства нужна была различная посуда. Хорошо родила земля, обильно политая крестьянским потом. Возникла необходимость в сохранении урожая. На помощь пришли ГОНЧАРЫ. Их посуда стала пользоваться спросом. Вот кувшин с вытянутым горлышком. Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Если посуда «дышит», сохраняет воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер – настоящий умелец.

Гончаров на Кубани называли горшечниками. Глиняная посуда была очень нужна в хозяйстве. В крынках, глечиках хранили варенье всю зиму. В макитрах и кувшинах больших размеров квасили капусту, солили огурцы на зиму. В кувшинах поменьше хранили молоко, масло, творог.

Славились гончарным мастерством станицы: ПАШКОВСКАЯ, ГУБСКАЯ, НАДЕЖНАЯ.

- Вскоре гончары стали изготавливать и различные строительные материалы: кирпичи, кровельную черепицу для пола.

-Очень интересный вид народного искусства – плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы.

- Из ЛОЗЫ (прутьев вербы) мастера изготавливали корзины. Каких только не плели и большие и маленькие, крошечные. Из листьев початков кукурузы плели кошельки, корзинки, из соломы – большие шляпы. Плели из камыша, тростника – колыбели для детей, столы, стулья, дворовые ограды – ПЛЕТЕНЬ.

-Для хранения зерна плели КОШЕЛКИ.

– В станице Марьинской это ремесло сохранилось и сейчас. На рынках Краснодарского края можно увидеть изделия на любой вкус: хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.


Физкультминутка:

Мы сейчас все дружно встанем (дети встают)

И немножко отдохнем (потягиваются)

Вправо, влево повернитесь (повороты)

Наклонитесь и прогнитесь (наклоны)

Руки вверх и руки в бок (движения руками)

И на месте прыг да скок (прыжки на месте)

А теперь бегом в прибрыжку (бег на месте)

Молодцы вы, ребятишки.


- Слышали ли вы, ребята, что такое ремесло БОНДАРЯ?

– Профессия БОНДАРЯ древняя и всегда пользовалась большим уважением на селе. С тех пор, когда люди начали делать запасы впрок: солить огурцы, грибы, квасить капусту, выяснилось, что для этого нет ничего лучше, чем дубовая бочка. Квас же пили из липовых ЖБАНОВ.

– В станице Славянской жил Косьма Скрябин. Он имел столярную мастерскую, где изготавливал шифоньеры, шкафы, стулья, столы. А в 1896 году разбогатев, построил мастерскую с разными цехами: малярным, слесарным, кузнечным.

Ребята, знаете ли вы, кто такие кузнецы?

– КУЗНЕЧНОЕ дело переходило от поколения к поколению: кузнец и коня подкует, и серп с косой сделает. Прекрасные кузнецы жили в станице Старокорсунской (Учитель показывает на карте). Они ковали: топоры, подковы, вилы, лопаты и т.п.

В 1874 году немец Карл Бунк приехал в Россию на поиски счастья. В 1875 году он осел в станице Славяской и открыл КУЗНЕЦУ. Он продавал ПЛУГИ, БОРОНЫ, КОСЫ, СЕРПЫ, ЛОПАТЫ и все по сходной цене и хорошего качества.

-Народные ремесла важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины – создавались истинные произведения искусства.


ІV. Закрепление изученного

Работа в группах

-Каждая группа готовиться к ярмарке и выполняет мастерит свои изделия из пластелина


1 группа – гончары; лепят крынки, макитры, кувшины

2 группа – умельцы плести из лозы; лепят корзинки

3 группа – бочкари; лепят бочки

4 группа – кузнецы, лепят косу, серп, лопату, подкову


-Поспешите представить свой товар на «Ярмарку».

Казаки дорогие,

Люди торговые,

На нашей ярмарке должны вы

Свой товар расхвалить,

Ничего не забыть.

И себя показать,

И товар свой продать.

По очереди выходят ученики из каждой артели и «расставляют» свои изделия на ярмарочный прилавок


V. Итог классного часа

-Дома нарисовать рисунок, который бы отражал любое ремесло на Кубани и подготовить рассказ о нем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!