Тема: конспект по внеурочному занятию на тему Ты, Кубань, ты наша родина.
Цели:
дать первоначальные сведения по истории возникновения
г. Краснодара;
развивать любознательность, речь, мышление;
воспитывать любовь к своей малой Родине – Кубани;
расширять и уточнять знания учащихся о народных промыслах;
приобщать к историческим и духовным ценностям родного края;
развивать творческие способности детей.
Оборудование: презентация, кроссворд, пластилин.
Ход урока.
І. Орг. момент.
ІІ. Постановка темы и целей урока.
На интерактивной доске кроссворд.
Наши предки.
Кувшин для молока.
Жилище казака.
Местные природные материалы, используемые для постройки жилища.
Местные природные материалы, используемые для постройки жилища.
Место в доме для хранения продуктов.
Углубление в земле для хранения питьевой воды.
Магазин (устар.)
Помещение, где держали домашних животных.
- Какое слово ключевое? (Краснодар)
- Что же это такое?
- Когда образовался Краснодарский край?
-Когда он отметит свой юбилей?
сентября 20012 года наш край отметит 75 годовщину!
ІІІ. Работа над новым материалом.
Знакомство с Краснодаром.
Работа с картой.
- Покажите на карте г. Краснодар
(дети показывают)
Учитель говорит о географическом положении
г. Краснодара.
- Какие населённые пункты расположены рядом?
- Города, станицы, хутора. Что между ними общего и чем отличаются друг от друга?
( численностью населения)
В составе края:
- 38 районов:
- 15 городов краевого подчинения;
- 11 городов районного подчинения;
- 21 поселок городского типа;
- 390 сельских административных округов, объединяющих 1719 сельских населенных пунктов.
- Так почему же г. Краснодар считается главным городом Краснодарского края?
2.История названия г. Краснодара.
- Краснодар – «красный дар», «Красный», что означает красивый,
« красивый дар».
В 1792 году царица Екатерина II пожаловала за верную службу Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем (иллюстрация «Дар Екатерины»).
Потому сначала город называли Екатеринодар – дар Екатерины II.
Физкультминутка «Зайка».
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.
3.Расширение знаний о ремеслах на Кубани.
Казаки жили в шалашах, устроенных из тонких прутьев, крыши прикрывала трава. Затем появились ХАТЫ-МАЗАНКИ из камыша и глины (ПОКАЗ наглядных пособий). Они обзаводились птицей, овцами, рогатым скотом. Жили большими семьями, занимались рыболовством и охотой. В хозяйстве нужны были и орудия труда, и одежда, и предметы домашнего обихода. Многие переселенцы совмещали земледелие с ремеслом.
Появились такие пословицы на Кубани: «Умный чоловик возьмэтся, в його руках и снег займэтся».
- О ком эта Кубанская пословица?
- Конечно, о мастерах своего дела, умельцах – золотые руки! Знать народные ремесла, имена народных мастеров, это значит лучше понимать свой народ.
- Например, знаете ли вы кто такой ГОНЧАР?
- Для ведения личного хозяйства нужна была различная посуда. Хорошо родила земля, обильно политая крестьянским потом. Возникла необходимость в сохранении урожая. На помощь пришли ГОНЧАРЫ. Их посуда стала пользоваться спросом. Вот кувшин с вытянутым горлышком. Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Если посуда «дышит», сохраняет воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер – настоящий умелец.
Гончаров на Кубани называли горшечниками. Глиняная посуда была очень нужна в хозяйстве. В крынках, глечиках хранили варенье всю зиму. В макитрах и кувшинах больших размеров квасили капусту, солили огурцы на зиму. В кувшинах поменьше хранили молоко, масло, творог.
Славились гончарным мастерством станицы: ПАШКОВСКАЯ, ГУБСКАЯ, НАДЕЖНАЯ.
- Вскоре гончары стали изготавливать и различные строительные материалы: кирпичи, кровельную черепицу для пола.
-Очень интересный вид народного искусства – плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы.
- Из ЛОЗЫ (прутьев вербы) мастера изготавливали корзины. Каких только не плели и большие и маленькие, крошечные. Из листьев початков кукурузы плели кошельки, корзинки, из соломы – большие шляпы. Плели из камыша, тростника – колыбели для детей, столы, стулья, дворовые ограды – ПЛЕТЕНЬ.
-Для хранения зерна плели КОШЕЛКИ.
– В станице Марьинской это ремесло сохранилось и сейчас. На рынках Краснодарского края можно увидеть изделия на любой вкус: хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.
Физкультминутка:
Мы сейчас все дружно встанем (дети встают)
И немножко отдохнем (потягиваются)
Вправо, влево повернитесь (повороты)
Наклонитесь и прогнитесь (наклоны)
Руки вверх и руки в бок (движения руками)
И на месте прыг да скок (прыжки на месте)
А теперь бегом в прибрыжку (бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки.
- Слышали ли вы, ребята, что такое ремесло БОНДАРЯ?
– Профессия БОНДАРЯ древняя и всегда пользовалась большим уважением на селе. С тех пор, когда люди начали делать запасы впрок: солить огурцы, грибы, квасить капусту, выяснилось, что для этого нет ничего лучше, чем дубовая бочка. Квас же пили из липовых ЖБАНОВ.
– В станице Славянской жил Косьма Скрябин. Он имел столярную мастерскую, где изготавливал шифоньеры, шкафы, стулья, столы. А в 1896 году разбогатев, построил мастерскую с разными цехами: малярным, слесарным, кузнечным.
– Ребята, знаете ли вы, кто такие кузнецы?
– КУЗНЕЧНОЕ дело переходило от поколения к поколению: кузнец и коня подкует, и серп с косой сделает. Прекрасные кузнецы жили в станице Старокорсунской (Учитель показывает на карте). Они ковали: топоры, подковы, вилы, лопаты и т.п.
В 1874 году немец Карл Бунк приехал в Россию на поиски счастья. В 1875 году он осел в станице Славяской и открыл КУЗНЕЦУ. Он продавал ПЛУГИ, БОРОНЫ, КОСЫ, СЕРПЫ, ЛОПАТЫ и все по сходной цене и хорошего качества.
-Народные ремесла важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины – создавались истинные произведения искусства.
ІV. Закрепление изученного
Работа в группах
-Каждая группа готовиться к ярмарке и выполняет мастерит свои изделия из пластелина
1 группа – гончары; лепят крынки, макитры, кувшины
2 группа – умельцы плести из лозы; лепят корзинки
3 группа – бочкари; лепят бочки
4 группа – кузнецы, лепят косу, серп, лопату, подкову
-Поспешите представить свой товар на «Ярмарку».
Казаки дорогие,
Люди торговые,
На нашей ярмарке должны вы
Свой товар расхвалить,
Ничего не забыть.
И себя показать,
И товар свой продать.
По очереди выходят ученики из каждой артели и «расставляют» свои изделия на ярмарочный прилавок
V. Итог классного часа
-Дома нарисовать рисунок, который бы отражал любое ремесло на Кубани и подготовить рассказ о нем.