СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Подготовка к итоговому собеседованию" (9 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Подготовка к итоговому собеседованию" (9 класс)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мирнинская средняя общеобразовательная школа»



«Подготовка к итоговому собеседованию.

Задание 3. Монологическое высказывание»


Подготовила и провела:

учитель русского языка Мельникова Н.В.


Цели:

Образовательные: способствовать активизации знаний учащихся об описании как о типе текста;

Развивающие: способствовать развитию умения создавать высказывания-описания самостоятельного характера;

Воспитательные: способствовать воспитанию духовно богатой, нравственно ориентированной личности, знающей и уважающей свой родной язык.

Планируемые результаты:

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Предметные: обучающиеся

  1. знают об описании как о функционально-смысловом типе речи, знают структуру описания;

  2. используют структуру описания при создании текста в устной форме;

  3. читают выразительно текст

Метапредметные: обучающиеся

  1. самостоятельно определяют цель обучения;

  2. определяют способы действий в рамках предложенных условий и требований;

  3. осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  4. строят логичное рассуждение и делают выводы;

  5. организовывают учебное сотрудничество, работают индивидуально.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер, проектор

Материалы к уроку: презентация


Ход урока

  1. Организационный этап урока. Мотивация к учебной деятельности.

Улыбнитесь! Даже если на сердце темно,

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окошко,

Разве это не стоит улыбки?

Здравствуйте, ребята! Я очень рада Вас видеть на уроке. А чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него. И для начала познакомимся с одним мудрым изречением. Принадлежит оно известному философу Сократу : «Скажи что-нибудь. Я хочу тебя видеть». СЛАЙД 1

- Как вы понимаете это высказывание?

- Согласны ли вы с высказыванием философа?

(На мой взгляд, своим высказыванием мудрый философ Сократ хотел сказать, что по речи человека мы можем о нем сказать многое, дать качественную оценку человеку, даже если мы его внешне не видим. Это действительно так, поэтому я полностью согласна с этой цитатой мудреца)

- Спасибо. Да, действительно, ребята, настоящая харизма — это то, что исходит изнутри, поэтому научитесь красиво говорить, а ещё слушать и понимать людей.

  1. Актуализация знаний

- Напомните, сколько заданий вы должны выполнить на устном собеседовании по русскому языку??

-Перечислите задания, с которыми мы с вами познакомились (чтение текста, пересказ текста) СЛАЙД 2

- Если мы обратились к такому высказыванию, то предположите, к работе над каким заданием экзамена мы сейчас приступим?

- Сегодня мы с вами будем работать над монологической речью. Записать тему

СЛАЙД – 3

СЛАЙД 4- знакомство с заданием

- Вспомните, что было на дом для повторения и подумайте, какие задачи мы поставим перед собой?

  1. Реализация проекта.

1) Слово учителя.

- Для того чтобы говорящий мог гладко и связно строить свое высказывание, чтобы его рассказ был достаточно информативным и логичным, произносился без длительных пауз между предложениями вы должны уметь правильно выражать свои мысли, уметь логически правильно построить свое сообщение, выделить главное, сделать выводы или заключения. Давайте приступим к решению поставленных нами задач урока. Итак, мы с вами будем работать над описанием фотографии СЛАЙД 5 (описание фото)

2) Повторение

- Ребята, вспомните, что такое монолог, монологическая речь?

- А что такое описание, как функционально – смысловой тип речи? СЛАЙД 6

- Каковы лингвостилистические особенности описания?

-Чтобы не быть голословными, давайте потренируемся.

- Раз мы работаем с фотографией, то ученик нам подготовил лексическое значение этого слова. (Сообщение ученика)

СЛАЙД 7

- При описании фотографии будут предложены знакомые для вас темы, т.е все, с чем вы сталкиваетесь на протяжении повседневной жизни.

- КОМПОЗИЦИЯ- Любое монологическое высказывание (описание, рассуждение, повествование) имеет свою композицию.

Поскольку мы сегодня попытаемся реализовать задание 3.1, т.е. описание фотографии, то давайте вспомните композицию описания.

(Вступление – что изображено на фото; основная часть – что изображено на первом плане, что занимает задний план фото, заключение – какое настроение несет в себе картина, какое впечатление произвела)

- Чтобы легче на первых порах было описывать фотографию, я раздаю вам конструкции – помощники ( Раздать синтаксич. конструкции для описания фотографии) Слайд 8

  1. Практическая работа.

- Прослушав выступления и вспомнив необходимую информацию, давайте приступим к практической части нашего урока.

3)Пополним словарный запас

- Для того чтобы непосредственно приступить к описанию фотографии, давайте пополним свой словарный запас по данной теме

СЛАЙД - 9

Фотография – 1 вариант фотоснимок, фото, фотокарточка

Сфотографировать – 2 вариант сделать снимок, снять на фотокарточку, запечатлеть

- А теперь зачитайте глаголы, которые..

- Почему нельзя использовать слово сфоткать?

Учитель: Речевая ситуация – кто говорит, кому, с кем говорит, что говорит, зачем. Ученик рассказывает тему экзаменатору, взрослому человеку. Общение происходит в официальной обстановке, требует соблюдения норм этикета, норм литературного языка (недопустимы жаргоны и просторечные выражения)

СЛАЙД 10 читаю высказывание

- Эксперт также будет оценивать и правильность речи, если по заданиям 3 и 4 у вас не буде грамматических, речевых, орфоэпических ошибок, то вы можете заработать 4 балла

4) Предупреждение ошибок.

- Поэтому давайте попытаемся исправить ошибки, которые чаще допускаются при составлении монолога. СЛАЙД 11

  1. Фотограф сфотографировал ребят во время экскурсии.

  2. Мы видим ребят, стоящих на сцене и которые поют песни.

  3. Для восприятия фотографии большое значение играют детали.

  4. Глядя на фотографию, у меня возникло желание тоже отправиться на экскурсию.

  5. Надевать -одевать

Мы надеваем пальто на себя.

А одеваем кого – то, друзья

5) Работа с фотографиями

По лексическому значению узнайте слово

-Коллективная поездка или прогулка куда – нибудь с научно – образовательной или увеселительной целью. (Экскурсия)

- Да, это экскурсия, я пользовалась толковым словарём Ушакова

- Внимание на экран СЛАЙД 12

- Значит тема нашего первого описания обозначена - экскурсия

- А теперь проведем обучающую работу по фотографии.

Следуя плану, подбираем опорные слова и словосочетания для описания фотографии (их можно записать в тетради) СЛАЙД 13

1. Определите тему фотографии( Экскурсия) На данной фотографии мы видим интересный момент в жизни ребят во время экскурсии.

2. Назовите время действия (весна\ осень).Глядя на фото, я предполагаю, что это весна или осень, потому что ребята одеты в теплую одежду . Вероятно, во время каникул они решили посмотреть достопримечательности города.

3. Опишите место действия (площадь, храмы, соборы, памятники архитектуры, старинные здания) В центре фотографии автор снимка запечатлел школьников на площади, которая окружена старинными зданиями. Внимание зрителя привлекают купола храмов, которые даже в пасмурный день золотятся.

4. Чем заняты ребята? (знакомятся, осматривают, слушают, фотографируют )

Ребята знакомятся с архитектурными памятниками. Одни увлеченно слушают рассказ экскурсовода , другие делают фотоснимки на память.

СЛАЙД 14

5. Опишите внешний вид ребят (куртки, джинсы, шапочки, кепки ). Вероятно, на улице прохладно, поэтому ученики тепло одеты. На них одеты куртки и джинсы, на головах шапочки и кепки.

6. Определите общую атмосфер и настроение участников (Эмоции,увлечены, заинтересованы )

На мой взгляд, эмоции, которые запечатлены на фотографии яркие, Все дети увлечены и заинтересованы.

7. Понравилась ли Вам фотография? Чем? (Удачная) Фотокадр яркий, удачный Автор сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение экскурсии, передав нам радостное настроение и наполнив им нас, зрителей.

Изучив фотоснимок, мы понимаем, что получили положительные эмоции от этой фотографии, потому что фотограф смог передать всю гамму чувств…

- Используя опорные слова, составляем монологическое высказывание (разноуровневое)

1 группа - по опорным словам и синт. конструкциям.

2 группа - вставляет пропущенные слова в текст (раздать карточки)

(1 группа)1.На данной фотографии мы видим интересный момент в жизни ребят во время экскурсии.

2.Глядя на снимок, я предполагаю, что это весна или осень, потому что дети одеты в теплую одежду . Вероятно, во время каникул они решили посмотреть достопримечательности города.

3.В центре фотографии автор снимка запечатлел школьников на площади, которая окружена старинными зданиями. Внимание зрителя привлекают купола храмов, которые даже в пасмурный день золотятся.

4.Школьники знакомятся с архитектурными памятниками. Одни увлеченно слушают рассказ экскурсовода , другие делают фотоснимки на память.

5.Вероятно, на улице прохладно, поэтому ученики тепло одеты. На них мы видим куртки и джинсы, на головах шапочки и кепки.

6.На мой взгляд, эмоции, которые запечатлены на фотографии яркие. Все дети увлечены и заинтересованы.

7.Фотокадр яркий, удачный .Автор сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение экскурсии, передав нам радостное настроение и наполнив им нас, зрителей. (13 фраз)

Изучив фотоснимок, мы понимаем, что получили положительные эмоции от этой фотографии, потому что фотограф смог передать всю гамму чувств.


(2 группа) Передо мной фотография, на которой запечатлены ребята во время__________. Автор снимка запечатлел __________________________________, окружённой старинными зданиями. Даже в пасмурный день ярко ______________ купола храмов. Хмурое небо и одежда людей позволяют думать, что это __________или __________. Можно предположить, что во время каникул ребята решили ________________________________. Вероятно, на улице прохладно, поэтому ученики __________одеты. На них ______и________, на головах ___________ и _______________. В центре снимка фотограф выделил ребят, которые увлеклись интересным путешествием по городу.. Они ________ слушают рассказ экскурсовода. Некоторые из них_______________ памятники архитектуры.

4. Закрепление

Учащиеся делятся на группы и описывают фото Слайд 15

СЛАЙД 16

Пример описания

- Какая ситуация изображена на снимке?

На фото изображена ситуация, в которой может оказаться каждый. Мы видим пожилого мужчину, которому стало плохо. Он держится за сердце. Видимо, у него сердечный приступ. Главное, что вокруг него собрались неравнодушные люди, готовые прийти на помощь.

- Какие чувства испытывают герои?

Мужчине больно, поэтому собравшиеся люди хотят ему помочь. Думаю, чувства, которые они испытывают, - это тревога и сострадание. Тревога, потому что жизни человека угрожает опасность. А сострадание, потому что незнакомые прохожие не прошли мимо, не оставили человека в беде, сочувствуют ему и помогают.

- Какое впечатление произвело на Вас увиденное?

Эта фотография напоминает о том, что любой человек может оказаться в беде.

И очень важно, чтобы рядом в этот момент были добрые, неравнодушные люди,

готовые помочь.

5.Рефлексия

  • Задание для учащихся: расскажите о нашем занятии.

  • Не забудьте рассказать:

  • –– о чем шла речь на уроке;

  • –– как реагировали одноклассники на рассказ учителя, учащихся;

  • ––что заинтересовало вас в рассказе учителя, учеников;

  • –– что запомнилось больше всего;

  • - чем полезно такое занятие на ваш взгляд

Сегодняшнее занятие было посвящено устному экзамену. На уроке мы обратились к одному из заданий - это монологическое высказывание. Все ребята внимательно слушали информацию по данному вопросу, предоставленную учителем и учащимися. Особенно заинтересовали в речи учителя требования, которые мы должны соблюдать во время экзамена. Больше всего запомнилась работа по обучению построения монологического высказывания. Я считаю, что такие занятия очень полезны для подготовки к экзаменам не только по русскому языку, но и по всем предметам, которые мы сдаём.

- Как вы думаете, какой тип речи использовал ученик, при построении этого высказывания

- Повествование.

- Значит, на следующем занятии мы с вами поработаем над этим типом речи и диалогом по описанию и повествованию.

6. Домашнее задание: описать фотографию

СЛАЙД 17

СЛАЙД 18

- Спасибо всем за внимание.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!