Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах, в предложениях.
Темы:
Логопедическая: дифференциация звуков С-Ш в слогах, в словах, в предложениях.
Лексическая: «Одежда».
Грамматическая: - согласование числительного с именем существительным;
- согласование имени существительного с именем
прилагательным.
Задачи:
Коррекционные: - учить различать звуки С-Ш в слогах, в словах, в предложениях;
- учить согласовывать числительное с именем
существительным;
- учить согласовывать имя существительное с именем
прилагательным;
- активизировать словарь по теме: «Одежда»;
Образовательные: - учить выделять звук на фоне слова;
- продолжить знакомить с особенностями песка,
способностью пропускать его сквозь пальцы;
Развивающие: - развивать внимание, воображение и просодику;
Воспитательные: - воспитание положительного отношения к работе с
песком;
- воспитание аккуратности, вызвать положительные эмоции,
связанные с новыми впечатлениями;
- воспитание бережного отношения к дидактическому
материалу.
Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Сядем ровно, улыбнемся.
И к песочку прикоснемся.
Эмоциональная разминка.
А любишь ты, Диана, пересыпать песок?
Как нитка золотая у нас из кулака
Бежит струя густая прохладного песка.
Беседа.
1.Диана, давай вспомним, глядя на схемы правила поведения в песочнице.
- Нельзя брать песок в рот;
- Нельзя кидаться песком;
- Песок не должен высыпаться из песочницы;
- Отряхивать руки и играть можно только над песочницей;
- После игры убрать за собой рабочее место и помыть руки.
Молодец! Ты правильно назвала все правила поведения в песочнице.
2. Диана, а какой песок на ощупь сухой или мокрый? (сухой)
Правильно, т.к. он сыпется сквозь пальцы, а если бы он был мокрый, этого бы не было и из него тогда бы можно было бы лепить фигурки.
3. Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «с-с-с». Теперь разрушь свою горку со звуком «ш-ш-ш».
Молодец, у тебя хорошо получилось!
4. Диана, давай поиграем! Если ты услышишь звук С – спрячь ладошки в песке, а на звук Ш - держи ладошки над песком.
(Ш Ш С Ш С С С Ш С Ш Ш С С С Ш)
Умничка, ты очень внимательно слушала и выполнила это задание!
IV. Сообщение темы.
5. Диана, ну я думаю ты догадалась, что мы будем продолжать работать со звуками С и Ш.
V. Артикуляционный уклад звуков С и Ш. Гимнастика для глаз.
6. Диана, давай вспомним, где у нас находится язык, когда мы произносим звук С. (внизу, упираясь в нижние зубки).
Правильно!
А зубки при этом сближены или расставлены? (сближены).
Молодец!
А теперь нарисуй на песке, что у нас делают губы? (губы в улыбке)
Правильно! Наши губы в улыбке!
Диана, а звук С – гласный или согласный? (согласный)
Правильно! Т.К. язык и зубы мешают воздуху свободно проходить.
Диан, а теперь пропиши глазами букву С в воздухе.
Молодец!
7. А теперь давай вспомним артикуляцию звука Ш.
Где располагается язык? (вверху)
Правильно!
А на что похож язык, когда мы произносим звук Ш? (на чашечку)
Правильно! На чашечку.
Зубы сближены или расставлены? (сближены)
Правильно!
А на что похожи губы? (на кружочек)
Правильно! На кружочек.
Нарисуй его на песке.
Диана, а звук Ш какой гласный или согласный? (согласный).
Молодец! Он согласный, т.к. воздух тоже встречает преграду в виде языка.
А теперь пропиши глазами букву Ш в воздухе.
Хорошо!
VI. Артикуляционная гимнастика.
8. Диана, давай поиграем с язычком и губами.
- улыбка – трубочка;
- чистим зубки;
- вкусное варенье;
- чашечка;
- маляр.
Улыбнулись и убрали зеркало.
Молодец! Ты правильно выполнила артикуляционную гимнастику.
VII. Дыхательная гимнастика.
9. Диана, посмотри какой у меня красивый шарик. Давай его покатаем на песке. Будем дуть на него. Будь внимательна, воздух набираем носом, а выдох делаем ртом. Из губ делаем трубочку, и медленно дуем не шарик. Ты мне, я тебе.
Молодец! Тебе понравилось играть?
VIII. Физ. Минутка.
10. Давай еще немного поиграем!
Я нарисовала тебе шарик, и нам его надо надуть. Надувать его будем со звуком С, а после того как он лопнет будем произносить звук Ш. сначала громко, а потом тише, тише, тише.
Молодец!
11. А теперь возьми камушки, и выложи на песке дорожку. Шагай по ней пальчиками правой руки и повторяй «сва-сво-сву», «сма-смы-смо», «ску-ско-ска». А теперь назад шагай по ней пальчиками левой руки и повторяй «шка-шко-шку», «шма-шмы-шмо», «што-шту-шта».
Умничка! У тебя хорошо получилось!
12. Убираем камушки и продолжаем работать.
Диана, во второй песочнице для тебя закопаны игрушки. Раскопай их и назови, что ты нашла. Будь внимательна, произнося звуки С и Ш.
( Машинка, стул, бусы, браслет, слон, погремушка, кошка, мишка, соска, крышка, собака, лиса, солдатик).
Молодец! Ты правильно произнесла звуки С Ш в словах.
IX. Развитие фонематического восприятия.
13. Диана, а теперь поставь игрушки со звуком С к картинке, на которой нарисован насос, а игрушки со звуком Ш к картинке, на которой изображен шарик.
Правильно! Молодец!
А с каким звуком игрушек больше? Со звуком С или со звуком Ш? ( со звуком С).
Правильно!
X. Ориентировка в пространстве.
14. Диана, послушай внимательно, из палочек и камушек в левом верхнем углу песочницы выложи девочку и придумай ей имя на звук С.(Саша, Света, Соня).
Соня нарисовала воздушный шар, возьми палочку и нарисуй на песке справа внизу от Сони свой воздушный шар.
Молодец! Очень красиво!
А теперь придумай предложение про Соню и воздушный шар, звуки С и Ш произноси правильно. (Соня купила шар. Соня нарисовала шар. Соня надула шар.)
Хорошо!
XI. Лексическая тема. Грамматический строй.
15. А теперь закрой глаза пусть они у тебя отдохнут. Диана, я спрятала картинки в песке найди их и назови, что на них нарисовано. (шапка, шуба, шарфик, сапоги, гамаши, свитер).
Как можно одним словом назвать эти слова? (одежда).
Диана сколько шуб нарисовано? (одна). А если их будет много? (много шуб).
Молодец !
Диана к шарфику я подрисовала цифру шесть, сколько теперь стало шарфов?
(Шесть шарфов).
Хорошо!
Диана расскажи шапка какая? (вязанная, тёплая, красивая, мягкая, чёрная).
А свитер какой? (Тёплый, шерстяной, коричневый).
Умница!
16. Диана, давай вспомним, что мы сегодня делали?
- надували шарик
- искали игрушки в песке
- делили их по наличию звука Ш и С
- рисовали на песке
- строили дорожку
- учились различать звуки С и Ш
17. Какая ты умница ты теперь умеешь различать звуки С и Ш в словах.
Диана, что мы делаем в конце занятия? (наводим порядок в песочнице)
18. А это тебе подарок от меня (шарик)
Спасибо тебе за занятие!