СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Повторение синтаксиса"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса.

Виды связи между словами и предложениями.

Цель урока:

повторить теоретические понятия (синтаксис, пунктуация), виды и средства синтаксической связи.

Задачи:                                                                                                                      

предметные:

повторение сочинительной и подчинительной связи слов в предложении и словосочетании;

метапредметные:

развитие умений наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать, делать выводы и освоение способов и приемов деятельности в группе;

личностные:

учить применять орфографические знания в повседневной жизни; прививать интерес  к познавательной деятельности.

Тип урока: повторение.

Методы урока: проблемный вопрос, проблемная ситуация.

Технология: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, дифференцированного обучения, системно-деятельностный подход.

Оборудование: учебник, видеоурок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Повторение синтаксиса"»

Урок № 61

11А от 08.02.

11Б от 08.02.

11В от 08.02.

2021

Тема

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса.

Виды связи между словами и предложениями.

Цель урока:

повторить теоретические понятия (синтаксис, пунктуация), виды и средства синтаксической связи.

Задачи:

предметные:

повторение сочинительной и подчинительной связи слов в предложении и словосочетании;

метапредметные:

развитие умений наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать, делать выводы и освоение способов и приемов деятельности в группе;

личностные:

учить применять орфографические знания в повседневной жизни; прививать интерес к познавательной деятельности.

Тип урока: повторение.

Методы урока: проблемный вопрос, проблемная ситуация.

Технология: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, дифференцированного обучения, системно-деятельностный подход.

Оборудование: учебник, видеоурок.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

Проверить наличие заданий ЕГЭ №17.

Словарный диктант.

Ростовщик, скошенный, издавна, цыганский, банщик, пригореть, зарянка, пол-лимона, полбанана, горошек, укладчик, кошеный, разберу, соломенный, цифра, полупроводник, кошенный косой, налево, справа, настежь.

Проверить наличие работы.


Четверо – у доски, класс – в тетрадях.

  1. Мотивации УУД

Запись на доске и в тетради:

Что это ты выдумывать строго спросить гусеница да ты в свой ум не знать отвечать Алиса должно быть видеть ли

- Чего не хватает в этом наборе слов?

- Преобразуйте слова в текст.

-Что это ты выдумываешь? - строго спросила Гусеница. – Да ты в своем уме?

- Не знаю, - отвечала Алиса. – Должно быть, в чужом. Видите ли …


(Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание, цель высказывания)

«Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». А вы поймёте, о чём эта фраза?

Не фраза, а вызов каждому русскоговорящему человеку: «глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». На первый взгляд, это сущая бессмыслица. Вроде все буквы знакомы, даже слова можно прочесть, а в логическую картинку предложение не выстраивается.

Или всё-таки выстраивается?

Парадокс фразы в том, что человек, знающий русский язык, всё равно поймёт, о чём идёт речь. Хотя бы приблизительно.

Остановитесь на секунду и включите воображение: кого оно вам рисует во время чтения фразы?

- Как появилась «глокая куздра»

Знаменитый советский языковед Л.В. Щерба в 1925 году вёл в Институте истории искусств лекцию по языкознанию. Эта лекция была вводным занятием, на котором студентам только предстояло познакомиться с именитым профессором.

Лев Владимирович зашёл в аудиторию, снял пенсне и добродушно оглядел ребят. Затем он указал на одного из студентов, пригласил его к доске и... начал диктовать то самое предложение: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка».

Увидев недоумение на лице студента, профессор велел ему не робеть и продолжить начатое. Когда фраза появилась на доске, Щерба обратился к аудитории: «Объясните мне: что эта фраза означает?»

Одним из ребят, сидящих на лекции, был уже известный нам Лев Успенский.

О чём же фраза?

Я думаю, ваша реакция на этот вопрос была такой же, как у тех студентов. Популярными ответами были: «это невозможно объяснить», «предложение ничего не значит», «никто этого не понимает».

Профессор хмурился и повторял: «Не может быть! Ответьте мне, о ком тут говорится?». На первый взгляд, это не лекция по языкознанию, а театр абсурда. Однако если задуматься, то очевидно, что:

  1. Речь идёт о куздре. Да не о простой куздре, а о глокой.

  2. Эта самая «куздра» в предложении играет роль подлежащего.

  3. Куздра — существительное женского рода, употреблённое в именительном падеже и единственном числе.

  4. Что натворила куздра? Она «будланула»! Да ещё и «штеко» будланула-то.

  5. Будланула она не что-то, а кого-то. Бокра! Почему мы решили, что бокр — живое существо? Смотрите на падеж.

  1. «Бокр» стоит в винительном падеже. Если бы слово отвечало на вопрос «что?», то речь шла бы о предмете. Мы бы написали «будланула бокр». А у нас — кого? «бокра».

  2. На том, чтобы просто будлануть бокра, наша куздра не остановилась. После содеянного она ещё и «курдячит бокрёнка». Суффикс «ёнок» и корень «бокр» в последнем слове навевают на мысль, что «бокрёнок» — детёныш бокра или какой-то маленький его сородич. И он тоже живой, смотрим на винительный падеж.

«Я действительно тут перед вами сделал очень странное дело: сочинил несколько корней, которых никогда ни в каком языке не бывало: «глок», «куздра», «штек», «будл» и так далее. Ни один из них ровно ничего не значит ни по-русски, ни на каком-либо другом языке», — сказал профессор.

Перевод будет примерно таков: «Нечто женского рода в один приём совершило что-то над каким-то существом мужского рода, а потом начало что-то такое вытворять длительное, постепенное с его детёнышем».

Что же этим хотел показать профессор?!

В любом языке есть свои законы, похожие на формулы в алгебре или теоремы в геометрии. И имя им — грамматика языка. Сюда входят способы, с помощью которых мы строим предложения из любых слов, даже не существующих.

И в русском языке (и в родственных ему) особую роль играют как раз «служебные части» слов — суффиксы, приставки, окончания. Профессор призывал своих студентов при изучении языка, не обязательно русского, в первую очередь учить не корни, а понимать его логику.

Как связывает язык слова в предложения? Как образует части речи, спрягает и склоняет? Запоминать корни — важно, но это дело практики. А понимать основной закон языка — грамматику — ещё важнее, ведь «грамматика — это и есть язык». Вот что хотел донести Л.В. Щерба на своей первой лекции.

Задание 1. Разделитесь на две команды.

Вспомните все, что вы уже знаете на тему «Синтаксис». Для этого «соберите» предложение, которое «рассыпалось» на следующие словоформы:

1-я команда. Опустилась, трудного, ночь, внезапно, тихая, после дня, город.

2-я команда. Заходящего, от лучей, сосен, казались, солнца, стволы, золотыми.

Двое работают у доски.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Оформление тетради.

  1. Актуализация опорных знаний

Блиц-вопрос.

- По каким ступенькам языкознания (или лингвистики) мы уже с вами прошли ? Начните с самой первой

- Что такое синтаксис?


- Что является основными единицами синтаксиса?

(Фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология)


(Синтаксис–раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц).

(Основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение).

Задание 2

Решите тест на знание союзов.

Решают тест в двух вариантах.

Словарный диктант

Лексикон, гарантировать, стратегия, реформа, ресурсы, архитектор, генерал, гармония, возражать, газон, дипломат, великолепный, комментировать, узорчатый, лиловый, витрина, фиолетовый, панорама, сиреневый, ландшафт.

Задание: составьте с данными словами 3 словосочетания.

Тренировочное упражнение.

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочинённых предложений: Гром скоро затих, но дождь всё лил и лил. (К. Седых)

Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы.

Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчинённую) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. (С.Есенин.). Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчинённых предложений.

Основным средством связи при подчинении слов является окончание зависимого слова, например: Я люблю подмосковные рощи...

Связь сказуемого люблю с подлежащим я выражена окончанием сказуемого –ю, связь дополнения рощи со сказуемым люблю — окончанием -и, связь определения подмосковные с дополнением рощи — окончанием -ые.

Сочинение и подчинение могут быть оформлены союзами. Например: Когда солнце медленно вышло из-за горы, лучи его озолотили верхушки деревьев (сложноподчинённое предложение с союзом когда). Солнце медленно вышло из-за горы и озолотило верхушки деревьев (простое предложение с однородными сказуемыми). Солнце медленно вышло из-за горы, и лучи его озолотили верхушки деревьев (сложносочинённое предложение с союзом и).

Ребята, давайте выполним разборы предложений. 

Решение Лизы сняло с его сердца камень, и весь дом сразу ожил. 

Пока жена готовила завтрак, Данилов вышел в огород.

Громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, тихо погромыхивал гром.

(выполняют разборы в тетрадях. Один ученик выполняет разбор у доски)

  1. Физминутка

Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили…

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали…

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали…

Разминка.

  1. Продолжение работы над темой

Просмотр видеоурока по теме.

Выполнение практического задания

Разбить предложения на словосочетания. Обратите внимание на образец.

Образец

   Осы вились над корзиночкой с белым хлебом, над граненой вазой с вареньем, над чашкой. (М. Бунин).

  Вились над корзиночкой, над корзиночкой с хлебом, с белым хлебом, вились над вазой, над граненой вазой, над вазой с вареньем, вились над чашками.

     Постройте схемы.

1.В самой глубине леса на пнях и волчьих кустарниках остались не засыпанные снегом волчьи заметки (М. Пришвин).

2. В вечерних  сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с тёмными окнами (А. Чехов).

3. Однажды в суровую зимнюю пору я из лесу вышел (Н. Некрасов).

4. В деревне у меня сразу же завелись обширные любопытные знакомства с крестьянами (Н.Лесков).

5. На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку (А. Пушкин).

  1. Рефлексия

Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

Какую новую информацию вы получили?

Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласованы?

Анализируют, делают выводы.

  1. Д/з., оценивание

Выполнить упр. 380.

Запись в дневник.




















Тест по теме «Союз» 1 вариант

1. Найдите неправильное утверждение.

 1) Союз  - это неизменяемая часть речи.

 2) Союзы не являются членами предложения.

 3) Союзы не связывают между собой однородные члены предложения

2. В каком предложении употреблен сочинительный союз?

 1) Он не смог ответить, потому что не был готов к уроку.

 2) Я не хочу, чтобы кто-то пострадал по моей неосторожности.

 3) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет.

3. В каком предложении союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания не проставлены)?

 1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

 2) Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо.

 3) Солнце заблистало и наступило радостное утро.

4. Укажите предложение, в котором союз И связывает простые предложения в составе сложного.

 1) Снег падал и засыпал дорожки сада.

 2) Снег падал и дорожки сада скоро покрылись пушистым снегом.

 3) Снег падал и покрывал снегом деревья.

5. Закончите начатое предложение так, чтобы получилось сложноподчиненное.

        Каждый день родители ждали…

 1) …приезда сына из Петербурга.

 2) … что приедет их сын из Петербурга

 3) … письма и надеялись на возвращение сына.

6. Найдите предложение с составным союзом.

 1) Он подошел к окну, чтобы открыть его.

 2) Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли.

 3) Он сидел и писал неотложное письмо, в то время как посетитель ждал его в приемной.

7. Найдите предложение с простым союзом.

 1) Полководец был недоволен ходом операции, несмотря на то что дивизия одержала победу.

 2) В степи все открыто, зато ты у всех на виду.

 3) Она беспокойно оглядывалась на всех, как будто хотела перехватить эти взгляды.

8. Укажите предложение с противительным союзом.

 1) Солнце светит, но не греет.

 2) Это был не то белый, не то подберезовик.

 3) Встал сегодня, когда еще не взошло солнце.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

 1) Старик следил за тем чтобы, я правильно записывал его слова.

 2) Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

 3) Месяц светил так ярко, что была видна каждая травинка.

10. В каком предложении правильно расставлены запятые?

 1) Туристы подошли к роднику для того чтобы сделать запас воды на обратную дорогу, и умыться.

 2) Целый день шел мелкий дождь, и теперь тоже немного накрапывало.

 3) В городе нигде не было ни одной живой души ни единого огня, не слышалось ни возгласа.

11.В каком предложении союз и связывает два простых предложения в сложном?

1) Заросли вокруг были колючими и казались непроходимыми.

2) Все вокруг переливалось и сверкало на солнце.

3) Он вдруг приподнялся и пробормотав что-то вышел.

4) Зима была снежная и все ждали сильного половодья.

12.В каком варианте выделенные слова пишутся раздельно?

1) Вы то(же) здесь бывали?

2) Он обещал сделать то(же) самое.

3) За(то) тайга оживала, когда наступала весна.

4) Чего не знаешь, за(то) не берись.

13.В каком варианте перед да нужно поставить запятую?

1) В сене свежем вянет земляника да звезды нависают на ветвях.

2) Солнце докатилось до края земли да растеклось по небу заревом.

3) Утки зябли в зарослях да жалобно крякали всю ночь.

4) Вода была холодная да он не почувствовал ни холода, ни быстрого течения.

14.Укажите среди предложений сложноподчиненное.

1) Мать посмотрела в окно девочка тоже выглянула на улицу.

2) Навещу дедушку если не летом то ранней весной.

3) Выражение не то чтобы жалости а озабоченности появилось на его лице.

4) Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как шумит море.

Тест по теме «Союз» 2 вариант


1. Найдите неправильное утверждение.

 1) Союз  не является самостоятельной частью речи.

 2) Союз не является служебной частью речи

 3) Союзы могут соединять однородные члены предложения

2. В каком предложении употреблен подчинительный союз?

 1) Солнце село, и мгновенно наступила непроглядная южная ночь.

 2) Музыка гремит, но никто не спешит на танец.

 3) Он весел и любезен только тогда, когда у него хорошее настроение.

3. В каком предл-и союз связывает однород. члены предложения (знаки препинания не проставлены)?

 1) Заря бывает не только утренняя но и  вечерняя.

 2) За окном медленно падал снежок и ясный свет лежал на стенах комнаты.

 3) Стало темнеть и улицы мало-помалу опустели.

4. В каком предложении употреблен сочинительный союз?

 1) Несмотря на плохую погоду, туристы отправились в поход.

 2) Мы выбрали эту дорогу, потому что она лежит через живописную речку.

 3) Он шутил и улыбался, и на душе у всех стало легче.

5. Закончите начатое предложение так, чтобы получилось сложносочиненное.

        Счастье охватило нас…

 1) … когда мы встретили своих родных.

 2) … как будто мы совершили научное открытие.

 3) … и мы двинулись дальше.

6. Найдите предложение с составным союзом.

 1) Едва начался дождь, ветер усилился.

 2) Прошел месяц, прежде чем я встретился с приятелем.

 3) Он требовал, чтобы все ехали вместе.

7. Найдите предложение с простым союзом.

 1) Мы оделись потеплее, так как погода начала ухудшаться

 2) Я спрятал ветку под кустом, чтобы она не облетела раньше времени.

 3) Он ушел, потому что его вызвали на работу.

8. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

    Ветер гнал (1) по синему небу рыхлые тучи (2) и по земле носились вперемежку (3) то холодные тени (4) то солнечные пятна (5) напоминавшие своими очертаниями (6) какие-то сказочные цветы.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

 1) Сорока прилетела к вечеру, когда лед стал оседать.

 2) За черным окном снова становилось тихо, и только море однообразно шумело.

 3) Он внезапно, изменился так что никто не узнавал его.

10. В каком предложении правильно расставлены запятые?

 1) Цветут липы, и по всему саду разносится сладкий запах.

 2) Я не заметил как день медленно перешел в ночь, принесшую долгожданную прохладу.

 3) Она не любила чтобы к ней приходили в её дом, который стоял на отшибе и наполовину развалился.

11.В каком предложении союз и связывает два простых предложения в сложном?

1) Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью.

2) Взошла луна и своим мягким светом озарила лес.

3) Все окна раскрыты настежь и теплая ночь смотрит в них из сада.

4) Зима была снежная и всем доставляла радость.

12.В каком варианте выделенные слова пишутся раздельно?

1) Вы то(же) здесь бывали?

2) Что(бы) ни случилось – жизнь прекрасна.

3) Я хочу, что(б) ты дал мне совет.

4) Эта дверь закрывалась так(же), как и предыдущая.

13.В каком варианте перед да нужно поставить запятую?

1) Только слышится подвывание ветра в снастях да тихий гул моря.

2) Труд при учении скучен да плод от учения вкусен.

3) Вставало солнце мокрое над лугом да душу поражала тишина.

4) Утром от мороза хрустели дороги да стебли торчавшей из-под земли травы.

14.Укажите среди предложений сложноподчиненное.

1) То дожди шумят над головой то снежинки на ладони тают.

2) Он не то чтобы не понимал этого а просто не хотел этого понять.

3) Отправимся на Байкал если не в этом году то в следующем.

4) Все встали со своих мест как только заиграла музыка.


Ключи к тесту по теме «Союз»


№ задания

1 вариант

2 вариант

1

3

2

2

3

3

3

1

1

4

2

3

5

2

3

6

3

2

7

2

2

8

1

2,4,5

9

1

3

10

2

2

11

4

3

12

2,4

2,4

13

1,4

2,3

14

4

4
















8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!