СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Как рубашка в поле выросла"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного занятия - познакомить детей с традиционной русской культурой и производством – льноводством, дать понятия о том, как возделывали эту культуру, ухаживали за льном и получали льняное полотно в древние времена в Смоленской губернии и не только.

Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательного занятия в старшей группе "Как рубашка в поле выросла"»

Конспект познавательного занятия в старшей группе

«Как рубашка в поле выросла»

Цель: познакомить детей с традиционной русской культурой и производством – льноводством, дать понятия о том, как возделывали эту культуру, ухаживали за льном и получали льняное полотно в древние времена.

Задачи:

Обучающие:

  1. формировать у детей умение использовать при ответе на вопросы разные формы ответов: краткую и развернутую;

  2. познакомить детей с этапами изготовления льняных изделий;

  3. закреплять у воспитанников представления о традициях, культуре, быте наших предков, расширять интерес к национальной культуре.

Развивающие:

  1. развивать познавательный интерес, способность к анализу;

  2. развивать связную речь, обогащать словарный запас за счет названий одежды;

  3. развивать художественно-эстетический вкус;

  4. развивать интерес и желание узнавать новое.

Воспитательные:

  1. воспитывать у детей любовь к родному краю;

  2. воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Словарная работа: лен, сноп, лукошко, изба, прялка, ткацкий станок, веретено.

Методы и приемы:

- диалог;

- метод наглядности;

- метод художественного слова;

- метод создания проблемных ситуаций;

- поисковые вопросы;

- эксперимент;

- анализ.

Материалы к занятию: салфетки, полотенце изо льна, одежда из разных материалов, развешанная на вешалках, льняная пакля, солома, печка, самовар, предметы крестьянского быта, лапти, семена льна, льняная рубашка, письмо, раскраски с видами одежды.

Иллюстрации: с изображением крестьянина с лукошком, сеющего лен; с изображением снопов, гребня, прялки, веретена, ткацкого станка; иллюстрации русских народных костюмов как женских, так и мужских и детских.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о жизни крестьян, их работе; знакомство с малыми фольклорными формами, беседы об одежде, стилях, моде, о различных тканях. С/ролевая игра «Дом моды»; дид/игра «Одень куклу по сезону».

Ход занятия:

I часть

Воспитатель: Ребята, какие вы все сегодня красивые, нарядные! Какая красивая одежда на вас! А скажите мне, что на вас надето? Какие наряды у девочек? (ответы детей: платья, юбки, блузы, кофты). А у мальчиков? (ответы детей: брюки, шорты, рубашки, футболки).

В.: А где же продается такая одежда? (ответы детей)

II часть

В.: А, говорят, раньше, очень давно, во времена наших пра-пра-пра-бабушек и пра-пра-пра-дедушек, одежда в поле росла. Хотите узнать, как она росла? (ответы детей)

В.: Для этого нам надо отправиться в прошлое, побывать в русской избе, в гостях у наших земляков - крестьян Смоленской губернии. Давайте покружимся и скажем: «Раз, два покружись, в русской избе окажись». Вот и изба перед нами (находимся в мини - музее ДОУ «Русская изба»). Изба - это дом из бревен (из чего дом? как он называется? закрепляем с 2-3 детьми). Давайте заглянем в избу. Посмотрите, какие разные предметы находятся в избе (рассматривание утвари). А вот и рубашка, которую носили в старину. Давайте потрогаем рубашку, рассмотрим орнамент на ней. Что вы можете о ней сказать? (ответы детей: жесткая, грубая, шершавая, на ней красивый орнамент и т. д.)

В.: Ребята, как вы думаете, из какой ткани эта рубашка сшита? (ответы детей).

В.: Эта рубашка сшита изо льна. Значит она - какая? (льняная). Лен - это такое растение, которое растет в поле. Поэтому в давние времена крестьяне шутили, что рубашка в поле выросла. На Смоленщине было очень распространено выращивание льна. Сегодня мы с вами узнаем, как наши предки из маленькой льняной семечки вырастили рубашку. Посмотрите - это семена льна (что это? закрепляем с 2-3 детьми). Семена льна сеяли в поле весной. Посмотрите, как раньше сеяли лен (рассматривание иллюстрации). Лен сеяли руками из лукошка. Лукошко - это корзина без ручки, которое вешали па плечи (что такое лукошко? закрепляем с 2-3 детьми). А давайте мы с вами представим, что тоже находимся в поле и сеем лен (физкультминутка):

Сею-вею, да сею-вею,

Сею-вею беленький леночек – 2 раза (имитация движений сеятеля)

Уродился, да уродился,

Уродился беленький леночек – 2 раза (руки вверх, руки на пояс)

Вот с такими словами наши предки сеяли лен в поле.

В.:А сейчас мы с вами немножко поиграем. Я вам буду говорить слово, а вы мне называть его ласково (д/и «Назови ласково»): поле, лен, сарафан, рубашка, изба). Спасибо, молодцы, ребята!

В.: Посмотрим, а что же было дальше, как лен рос в поле. А рос он все лето. Как вы думаете, что помогает хорошо расти растениям? (ответы детей: солнце, дождь, насекомые и т. д.)

В.: Все лето ленок рос, цвел (посмотрите, какие красивые цветочки у льна!), а осенью его вырывали с корнем из земли и связывали в снопы. В снопах лен высыхал, и сухие коробочки с семенами легко отделялись от соломы. Солома - это сухие стебли растений (что такое солома? закрепляю с 2-3 детьми). Чтобы изготовить нитки, надо было взять солому и мять ее, трепать руками. Давайте попробуем помять и потрепать солому льна. Посмотрите, я покажу вам. Я беру солому, кладу ее в салфетку и мну деревянной скалкой. Потом достаю из салфетки и начинаю трепать руками. Растрепанная солома становится похожа на нитки. Попробуйте вы. (дети мнут, треплют солому). у кого получилось так, как у меня? Покажите. Легко ли вам было работать? (ответы детей: трудно мять, трепать, тяжело, руки устают и т.д.)

В.: А раньше много соломы надо было переработать таким образом. Затем эту растрёпанную солому (рассматривание пакли) расчёсывали гребнем. Посмотрите, как выглядит гребень (рассматривание гребня). Солома становилась мягкой. При помощи прялки и веретена пряли нити. Посмотрите как (демонстрация процесса получения нити). А уже из нити ткали ткань. Как вы можете объяснить слово «ткали». Ткали - то есть делали ткань при помощи ткацкого станка (рассматривание иллюстрации). Получалась вот такая ткань, (рассматривание ткани). Из готовой ткани шили рубашки, да сарафаны. Такую одежду украшали вышивкой, берегли, долго носили, старшие дети передавали младшим братьям и сестрам, она была очень прочной, удобной, полезной для здоровья. Вот так наши предки из маленькой семечки вырастили рубашку. Говорили, что в одежде изо льна зимой не холодно, а летом не жарко! Как вы считаете, а в наше время есть одежда изо льна? Да и в наше время сеют лен, выращивают, изготавливают нити, ткут ткань. Только сейчас всё это делается при помощи современных машин, что намного облегчает труд людей. Ткани изо льна очень ценятся у нас в России и в других странах. Как вы считаете, какую одежду можно сшить из льняной ткани? Ответы детей: шьют костюмы, платья для детей и взрослых, брюки, полотенца, салфетки, мешки и т.д.

В.: Ну что же, нам пришла пора возвращаться. Давайте произнесем волшебные слова и вернемся в группу: «Раз, два, покружись, снова в группе окажись». Что нового мы узнали, побывав в крестьянской избе? (ответы детей: какая одежда была раньше, из чего шили одежду, как пряли нити, как выращивали лен и т.д.)

В.: Ребята, мы с вами побывали в прошлом, но на этом наше путешествие не заканчивается. Мне вчера позвонил наш известный модельер Валентин Юдашкин и пригласил нас в Дом моды! Вы знаете, кто такой модельер? (ответы детей). Да, все верно, это человек, который придумывает, конструирует и шьет одежду. Модельер придумывает разные фасоны одежды. Пойдем, посмотрим? «Раз, два, покружись, в Доме моды окажись!». Ну вот, мы в Доме моды, только почему-то нас никто не встречает. Ой, смотрите, письмо! Наверно, оно адресовано нам. Давайте посмотрим, что в нем?

Здравствуйте, дорогие гости!
Извините, что не встречаю вас, потому что улетаю в Париж на показ высокой моды. Будьте хозяевами, посмотрите на модели детской и взрослой одежды. Буду, признателен, если сделаете заказы на понравившиеся модели. В подарок от меня - красивая коробочка. Откроете её в группе.
С уважением, Валентин Юдашкин.

В.: Посмотрите, ребята, как здесь красиво! Много разной одежды. Как вы считаете, здесь есть одежда из льняной ткани? А какую модель одежды вы бы выбрали для себя? Почему? Чем она вам понравилась? (ответы детей: яркая, красивая, мягкая, необычная, модная и т.д.)

В.: Я бы выбрала для себя этот льняной костюм. Скоро лето и мне в нем будет не жарко. А теперь мы снова произнесем волшебные слова. Нам пора возвращаться в группу. Что мы узнали, побывав в Доме моды? (ответы детей: одежда красивая, модная, сшита из разных тканей, одежды изо льна шьют мало и т.д.)

III часть

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поговорить с мамой, есть ли у вас дома льняные вещи. Завтра принесите их в группу, мы ещё раз их рассмотрим. А еще предлагаю завтра на нашем огороде посеять лен, будем экспериментировать! Мы станем за ним наблюдать. А осенью будем его перерабатывать, чтобы получить льняные нити. Скажите, ребята, а что мы с вами принесли в группу из нашего путешествия?
(ответы детей: интересные впечатления, знания, фотографии, красивую коробочку и т.д.)

В.: Точно, у нас же есть красивая коробочка от Валентина Юдашкина! Заглянем внутрь? Посмотрите – это же книжки-раскраски «Модная одежда». Спасибо нашему модельеру за подарки! (Раздача книжек детям)

Понравилось вам наше путешествие? А что особенно понравилось, запомнилось? (ответы детей).






























Скачать

© 2020, 1912 6

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!