СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект практического занятия по учебной дисциплине "Методика обучения гимнастике" в учебной группе ФК-181б

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка включает в себя технологическую карту и конспект практического  занятия на тему "Методика обучения общеразвивающим упражнениям", презентацию к нему

Просмотр содержимого документа
«Метод обучен ору»

Методика обучения общеразвивающим упражнениям


Цель методики руководства - обогащение и совершенствование двигательного опыта детей. Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвивающим упражнениям зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания, специфики педагогических задач.

Руководящие условия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические моменты:

1. Построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений.

2. Раздача пособий.

3. Способы подачи упражнений.

4. Контроль в ходе выполнения детьми упражнений.

Общеразвивающие упражнений в младшей группе

1. На первом этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично. Педагог должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети строятся на упражнения в круг, воспитатель становиться вместе с детьми по кругу, а не в центре. Для того чтобы все дети хорошо видели лицо воспитателя, он должен периодически перемещаться по кругу.

2. Способ раздачи предметов нужно хорошо продумать, чтобы времени на этот организационный момент тратилось меньше, а самостоятельность детей возрастала.

На первых порах воспитатель сам раздает кубики, погремушки и другой инвентарь, положенный для удобства в открытую коробку.

Экономия времени и одновременно приучая детей ходить по большому кругу, можно предварительно разложить предметы по кругу. После окончания упражнений дети сами положат их в коробку. Постепенно дети учатся разбирать предметы, не замедляя темпа движения. Пособия целесообразно разместить по ходу движения детей справа - на скамейке, на стоящих в ряд стульях, на стационарных полочках, на специальных подставках и даже прямо на полу.

3. В младших группах не используется предварительный показ общеразвивающих упражнений: импульсивные малыши не умеют ждать. Тем большее значение имеет выразительное называние каждого упражнения, которое помогает детям понять и запомнить выполняемое действие.

Многие упражнения имеют традиционные названия - условные (наклон, поворот) или образные (велосипед, лыжник). Если нет традиционного названия, желательно предусмотреть свое. Например: "Будем показывать ладошки и прятать их. Покажем, как гуси машут крыльями. Будем обезьянками, которые едят бананы." Название обеспечивает психологическую готовность детей к действию.

Было бы преждевременно требовать от малышей четкого исходного положения. Но подготовить детей к выполнению упражнения хотя в самом общем виде необходимо. Игровой тон общения с детьми поможет воспитателю и в данной ситуации: "Поставьте ножки на узенькую дорожку. Поставьте ноги так, чтобы получились широкие ворота. Держите ладошки так, как будто они вместе спрятались в одну варежку." Постепенно условная терминология вытесняется общепринятой.

4. Обеспечивая более или менее слаженные двигательные реакции, воспитатель приговаривает действия и выполняет их вместе с детьми.

Выполнение доминирующих в младших группах имитационно - образных упражнений (воробышки, гуси, жуки, поезд, и др.) требует от воспитателя использования разных средств художественной выразительности - соответствующей интонации голоса, мимики, необходимых жестов. Иначе говоря, чтобы заинтересовать малышей и вызвать соответствующую ответную реакцию, упражнение надо сыграть.

Общеразвивающие упражнения в средней группе

Возросшие функциональные возможности и приобретенный двигательный опыт детей средней группы - хорошая основа для совершенствования обучения общеразвивающим упражнениям по всем названным параметрам.

1. Чаще всего для выполнения общеразвивающих упражнений дети средней группы строятся в звенья, которые выводят вперед назначенные воспитателем звеньевые. Нелишне вспомнить, что звеньев должно быть немного (3 - 4) и размещаться они должны вдоль площадки. Но возможно и построение в круг, особенно если в комплексе доминируют упражнения в исходном положении сидя и лежа, а дети еще не научились держать дистанцию.

В тех случаях, когда упражнения сидя и лежа выполняются при построении в звенья, необходимо распорядиться, чтобы дети повернулись вполоборота направо или налево. (Иначе они будут мешать друг другу ногами: ведь размыкались на вытянутые руки, а они короче, чем ноги.)

Если группа состоит из детей контрастного роста, то после перестроения в звенья воспитатель должен перейти на противоположную сторону и предложить детям повернуться кругом, чтобы те, кто ростом меньше ростом, оказались впереди.

В интересах дела или просто для разнообразия иногда можно размещаться на площадке хаотично: "Посмотрим, все ли умеют находить себе удобное место. "

2. Самый рациональный способ раздачи пособий - их разбор по ходу надо, чтобы дети научились делать это не замедляя темп движения.

К ставшим уже, привычными кубикам, ленточкам, флажкам в средней группе добавляются палки и обручи. Детям предстоит освоить разные хваты этих предметов, чтобы движение не выглядело скованным и естественная координация не нарушалась. Палку можно нести горизонтально, держа хватом сверху за середину. Можно направить ее "носом вниз", для чего указательный палец надо выпрямить вдоль палки. В положении "палка на плечо" нижний ее конец надо подпирать указательным пальцем и не фиксировать руку. Обруч можно держать прямой рукой хватом сверху, а можно нести, повесив на плечо, естественно двигая рукой. Во время выполнения общеразвивающих упражнений предметы надо держать так, как подсказывает действие.

3. Самым характерным усложнением общеразвивающих упражнений в средней группе становиться их выполнение под счет. Это обеспечивает сложность и четкость движений и является важным показателем обученности детей. Счет должен фиксировать действие. Это следует акцентировать при показе.

В отличие от младшей группы при разучивании общеразвивающих упражнений, как правило, имеет место предварительный показ в сочетании с объяснением. Порядок действий воспитателя в средней группе:

а) назвать упражнение (это обеспечивает психологическую готовность к действиям);

б) показать упражнение, сопровождая показ объяснением;

в) подготовить детей к выполнению, называя детали исходного положения, например: "Поставьте ноги на ширине плеч, руки - в стороны ладошками вверх. ";

г) обеспечить одновременное начало выполнения, командой "начинай";

д) воспитатель начинает упражнение вместе с детьми, а после 2 - 3 повторений дети продолжают самостоятельно;

е) дошкольники должны одновременно закончить упражнения, для чего необходимо сделать акцент на счете "два" при последнем повторении упражнения.

4. Главной целью общеразвивающих упражнений является формирование правильной осанки. Осанка во многом зависит от положения позвоночника и таза. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц - сгибателей уравновешивается тягой мышц - разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Общий смысл контроля за выполнением общеразвивающих упражнений состоит в поддержании и постоянном наращивании мышечного тонуса. Необходимо, следить за тем, чтобы в исходном положении стоя тяжесть тела равномерно распределялась на обе ноги. Привычка ослаблять одну ногу приводит к тому, что таз принимает косое положение и позвоночник изгибается в одну сторону. Симметричные упражнения (наклоны в стороны, поочередное поднимание ног и др.) должны повторяться четное число раз, чтобы нагрузка на обе стороны тела была одинаковой.

Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений. Очень важно уметь ритмично вести счет. На первом этапе нужно чередовать счет со словами - указаниями ("Наклониться - выпрямиться. раз - два. "). Темп счета зависит от характера двигательных действий. Так, прогибания и повороты в положении лежа, поднимание прямых ног в положении сидя и им подобные выполняются в медленном темпе.

Словесные комментарии педагога - подсказки, советы, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упражнения. Иногда бывает необходимо помочь ребенку действием - поправить, поддержать. Воспитатель должен уметь это, не прерывая и не останавливая остальных детей.

Общеразвивающие упражнения в старшей группе

Старшие дошкольники должны выполнять общеразвивающие упражнения четко, выразительно, слажено, ритмично.

Кроме того, общеразвивающие упражнения - благодатный материал для развития детского двигательного творчества, для стимулирования инициативных и самостоятельных действий. Задача воспитателя - создавать ситуации, в которых дети могли бы реализовать приобретенный двигательный опыт, проявить опыт, проявить находчивость, изобретательность.

1. В старшей группе построение в звенья проводится перестроением через середину площадки по три. В таком варианте каждый ребенок активен, вынужден быстро ориентироваться в пространстве, а не идти пассивно за звеньям. Для выполнения упражнений в парах дети перестраиваются через середину по два или четыре. В последнем случае целесообразно применить дробление и сведение.

Используется также построение шеренгами, в шахматном порядке, концентрическими кругами, а в природных условиях и хаотично.

2. Пособие разбираются детьми, как правило, по ходу, хотя возможны и другие варианты. Например, построившимся на упражнения детям воспитатель объявляет, что они будут выполнять упражнения с разными предметами и каждый может взять себе что хочет (палку, мяч, обруч, флажки и др.). Звенья рассыпаются на короткое время, а потом каждый встает на свое место.

3. Схема действий воспитателя, в принципе, такая же, как в средней группе. Но показ может быть частичным. Практикуется использование действий без показа в целях специфического контроля.

Стимулируя детскую изобретательность, можно использовать показ упражнений детьми.

4. Качество выполнения детьми, их слаженность и выразительность во многом зависят от умений воспитателя вести счет и вписывать словесные комментарии в ритм и темп упражнений.

Счет фиксирует действие и приучает детей к самоконтролю.












Контроль за дыханием

Во время физических упражнений частота дыхания возрастает, так как повышается потребность работающих мышц в кислороде. Дыхание учащается также при волнении, возбуждении, поскольку деятельность дыхательной системы (как и любой другой) управляется центральной нервной системой.

Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, развивают грудную клетку.

В то же время правильное дыхание обеспечивает более высокую работоспособность мышц, так как продукты распада эффективнее удаляются из организма во время продолжительного или энергичного выхода. В противном случае углекислота, накапливающаяся в мышцах, будет снижать их жизнедеятельность.

Сущность контроля за дыханием на элементарном уровне состоит в том, чтобы обеспечивать согласование дыхательных движений с характерными двигательными действиями. Поднимание рук вверх, отведение в стороны и назад, прогибание в любом исходном положении поднимают грудную клетку, а значит, способствуют выдоху. Всякая группировка тела - наклоны, приседания, подтягивание и поднимание ног и т.п. - способствует выдоху.

Старшим детям нужно подсказывать, когда сделать вдох, напомнить, что вдыхать надо через нос. Малыши таких подсказок не воспринимают. Поэтому в младших группах наиболее эффективным способом контроля за дыханием является произнесение звуков в момент выдоха. Особенно логично и естественно происходит это в имитационно - образных упражнениях. Дети, по сути играя в движения, дополняют образ звукоподражанием, что приносит им не только пользу, но и удовольствие. (Например: "Увидели гуси собачку, вытянули шеи и зашипели: ш - ш - ш. ")



В процессе выполнения общеразвивающих упражнений нужно учить детей дышать через нос, не задерживать дыхания, согласовывать ритм его с характером выполняемого упражнения.
Детям младшего возраста воспитатель подсказывает, что выдох нужно делать при наклонах вперед, приседании, сгибании ног и др. (он должен совпадать с моментом, когда грудная клетка сдавливается). Уточнению момента выдоха помогают звукосочетания и слова, произносимые детьми. При медленном темпе выдох делается со звуками («тсс», «шш», «пф») или сопровождается словом «вниз». При быстром темпе дети на выдохе произносят слова «вперед», «вправо», «ух». Можно также считать «раз», «два» и т. д.
В средней и старшей группах детей надо учить полному выдоху. Удлинению выдоха помогают слова и звуки, в какой-то степени соответствующие характеру упражнения. Наилучшие условия для вдоха создаются в момент, когда грудная клетка расширяется (при разведении рук в стороны, отведении назад, выпрямлении туловища и др.).


Просмотр содержимого документа
«Отк урок по гимн»

Технологическая карта учебного занятия

Раздел 2. Основные средства гимнастики

2.2. Общеразвивающие упражнения

Демонстрация и отработка учащимися методики обучения общеразвивающим упражнениям детей

старшего дошкольного возраста без предметов


Цель: Сформировать умение проводить общеразвивающие упражнения с детьми разных возрастных групп.


Задачи:

На уровне понимания

  • объяснять методику обучения общеразвивающим упражнениям детей старшего дошкольного возраста;

  • знать требования к составлению комплекса общеразвивающих упражнений

На уровне применения

  • упражняться в организации обучения детей разных возрастных групп общеразвивающим упражнениям

  • демонстрировать методику обучения общеразвивающим упражнениям для детей старшего дошкольного возраста;

  • создавать физкультурно-игровую среду для отработки обучения общеразвивающим упражнениям детей

старшего дошкольного возраста.

Задачи развития:

  • развивать навыки самостоятельной работы;

  • развивать умения у учащихся анализировать собственную деятельность, развивать речь, познавательные процессы.


Задачи воспитания:

  • воспитывать требовательность к себе, дисциплинированность, собранность;

  • способствовать формированию интереса к предмету будущей профессии.


Учебно-методическое обеспечение:

Мультимедийное оборудование, схема анализа ОРУ, физкультурное оборудование и инвентарь, атрибуты.


Тип урока: практическое применение знаний.

Количество часов: 1.

Структурная схема учебного занятия Раздел 2.2.2. Общеразвивающие упражнения

Демонстрация и отработка учащимися методики обучения общеразвивающим упражнениям детей

старшего дошкольного возраста без предметов

Дидактическая структура

Задачи

Методическая структура

Методическое обеспечение

t

(мин)

1

Организационный этап

Приветствие учащихся

Проверка присутствующих, их готовность к работе на основном этапе

Организация целеполагания занятия.



2

2

Этап актуализации знаний


Актуализировать знания по теме «Методика проведения ОРУ в старшей группе»

Презентация-викторина(учащиеся отвечают на вопросы):

- определение ОРУ.

- требования к составлению комплекса ОРУ.

-классификация ОРУ(-по анатомическому признаку, -по признаку преимущественного воздействия, -по признаку использования предметов, -по признаку организации группы, - по исходным положениям).

- методика проведения ОРУ (стар. гр) - организация детей(.....), подготовка и раздача инвентаря(....), методы и приемы обучения(....)

Мультимедийное оборудование (Презентация-викторина)

10

3

Этап применения знаний и способов деятельности

Выработать у учащихся умения применять теоретические знания в практической деятельности


Ознакомление с порядком работы

- задание провести обучение ОРУ в средней и старшей группах дошкольного возраста

- проанализировать проведение обучение ОРУ для детей старшего дошкольного возраста (пользуясь схемой «Методика обучения ОРУ»)

Физкультурное оборудование и инвентарь, атрибуты.



20

5

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов деятельности

Выполнение заданий, умение применять знания

Просмотреть три видеоролика и ответить на вопросы:

- в какой возрастной группе проводился комплекс ОРУ, по каким признакам вы догадались.

Формулирует методические указания по проведению комплекса ОРУ

- Указывает на допущенные ошибки при проведении ОРУ


Мультимедийное оборудование (видео), схема анализа ОРУ

10

6

Этап выдачи домашнего задания.


Рефлексия

Обеспечить закрепление полученных знаний


Разработать комплекс ОРУ для детей старшего дошкольного возраста с предметами


«Чье проведение - больше понравилось»


Запись домашнего задания

1




2




Просмотр содержимого презентации
«ОРУ Презентац»

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) - доступные занимающимся, несложные в техническом отношении движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, а также спортивной разминки.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) - доступные занимающимся, несложные в техническом отношении движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, а также спортивной разминки.

Комплекс - подбор упражнений, обеспечивающий нагрузку на все основные группы мышц.

Комплекс - подбор упражнений, обеспечивающий нагрузку на все основные группы мышц.

При составлении комплекса необходимо придерживаться следующих требований: Упражнения подбираются для всех групп мышц; Каждое упражнение должно выполнятся из другого исходного положения. В обязательном порядке используются и.п. стоя, сидя, лёжа. Это объясняется тем, что смена и.п. способствует отдыху мышц; Обязательно включаются упражнения для осанки; Необходимо чередовать упражнения по сложности, амплитуде, физической нагрузке; Самые интенсивные упражнения используются в конце комплекса
  • При составлении комплекса необходимо придерживаться следующих требований:
  • Упражнения подбираются для всех групп мышц;
  • Каждое упражнение должно выполнятся из другого исходного положения. В обязательном порядке используются и.п. стоя, сидя, лёжа. Это объясняется тем, что смена и.п. способствует отдыху мышц;
  • Обязательно включаются упражнения для осанки;
  • Необходимо чередовать упражнения по сложности, амплитуде, физической нагрузке;
  • Самые интенсивные упражнения используются в конце комплекса
Классификации ОРУ

Классификации ОРУ

  • . Классификация ОРУ по анатомическому признаку :
  • упражнения для рук и плечевого пояса;
  • упражнения для ног и тазового пояса;
  • упражнения для туловища и шеи;
  • упражнения для всего тела
упражнения на силу упражнения на растягивания упражнения на расслабление упражнения на осанку упражнения на координацию дыхательные упражнения.
  • упражнения на силу
  • упражнения на растягивания
  • упражнения на расслабление
  • упражнения на осанку
  • упражнения на координацию
  • дыхательные упражнения.
Классификация по признаку использования предметов и снарядов

Классификация по признаку использования предметов и снарядов

  • без предметов;
  • с предметами (палка, скакалка, гантели, набивной мячик и т.д.);
  • на снарядах и со снарядами (гимнастическая стенка, скамейка, стул и др.),
  • с использованием тренажеров.
Классификация по признаку организации группы.

Классификация по признаку организации группы.

  • на одиночные упражнения;
  • упражнения, выполняемые вдвоем, втроем;
  • упражнения в кругу в сцеплении;
  • упражнения в сомкнутых колонах и шеренгах;
  • упражнения в движении.
Классификация по исходным положениям

Классификация по исходным положениям

  • упражнения, выполняемые из стоек;
  • из седов;
  • из приседов;
  • из положений лежа,
  • из упоров;
  • из висов
В методику проведения упражнений входят:

В методику проведения упражнений входят:

  • - Построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений;
  • - Раздача пособий; 
  • - Методика подачи упражнений;
  • - Контроль в ходе выполнения детьми упражнений.
-Построение Педагогу необходимо удобно расположить каждого ребенка,чтобы хорошо видел выполнение движений взрослым. Для выполнения общеразвивающих упражнений малышам легче встать в круг

-Построение

Педагогу необходимо удобно расположить каждого ребенка,чтобы хорошо видел выполнение движений взрослым.

Для выполнения общеразвивающих упражнений малышам легче встать в круг

Раздача пособий
  • Раздача пособий
  • Воспитатель сам подходит к каждому ребенку и дает ему предмет (до построения или после него).
  • Стоя в кругу, воспитатель бросает или катит мяч каждому ребенку.
  • Высыпает мячи из корзины, и дети по сигналу воспитателя берут мячи и встают на свое место.
  • Предметы кладутся на стулья,

скамейки.

-Методика подачи упражнений

-Методика подачи упражнений

  • Сначала называет новое упражнение,
  • затем предлагает детям принять нужное исходное положение.
  • По ходу объяснения воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми.
  • Объяснения, указания усиливают действие показа (образца).
  • По ходу выполнения упражнения воспитатель подбадривает детей, положительно оценивает их старание .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!