Конспект праздника для детей подготовительной к школе группы
«В стране грамоты»
Л.В. Олифиренко, учитель – логопед ДОУ№ 8
Цель. Развитие лексико – грамматических категорий у детей 6 лет.
Задачи: 1. Углублять потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и
переживаниях.
2. Закреплять навыки и умения, полученные на занятиях.
3. Поднять настроение и эмоциональный тонус, дать возможность проявлять инициативу,
самостоятельность, веру в свои способности.
Материал и оборудование:
Ободки с буквами, 2 плаката с недописанными буквами, 2стола, фломастеры, фонограмма со
звуками живой и неживой природы, ширма, нарисованные персонажи: оса, жук; мяч, костюмы
Незнайки, Королевы – Азбуки.
Звучит музыка, в оформленный зал заходят дети, рассаживаются на стульчики. На головах у ребят надеты ободки с буквами.
Ведущая – Королева: Здравствуйте, ребята! Я – Королева, но не простая, а Королева Азбука! Неожиданно в зале появляется Незнайка.
Незнайка: Где я? Куда это я попал?
Королева: Здравствуй, Незнайка! Ты находишься в моем государстве - в стране грамоты. А это,
(показываю на ребят) моя королевская дружина, мои помощники.
Незнайка: А кто такие, помощники?
Королева: Приглядись, это же буквы!
Незнайка: Ой, а я никаких букв не знаю, вообще я мало чего знаю ведь я - Незнайка!
Королева: Так мы с ребятами тебя всему научим! Сейчас мы проведем перекличку – по очереди будем
называть все буквы алфавита. Если назовем правильно, то буквы оживут и обязательно
отзовутся. Итак, назовем первую букву! (указкой показываю на букву)
Зал: А!
Буква А (встает) абрикос, арбуз, айва – очень сладкие слова, и все они на букву А.
Королева: следующая буква…
Зал: Б
Буква Б (встает) букве Б и страх не ведом: Бой, барабан боец победа!
Далее называются и представляются все буквы алфавита
Буква В (встает) ветер веет в чистом поле, волком воет он на воле.
Буква Г (встает) гриб растет среди дорожки – голова на тонкой ножке.
Буква Д (встает) дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.
Буква Е Ё (встают, читают по строчке) ель на ёжика похожа, ель в иголках, ёлка тоже.
Буква Ж (встает) жук упал и встать не может, ждет он кто ему поможет.
Буква З (встает) в звезде найдешь ты букву З, и в золоте, и в розе, в земле, в замке, в мимозе.
Буква И (встает) иней лег на ветви ели, иглы за ночь побелели.
Буква Й (встает) йод ребенок знает каждый, йодом врач нам раны мажет.
Буква К (встает) кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.
Буква Л (встает) лодки по морю плывут, люди веслами гребут.
Буква М (встает) мед в лесу медведь нашел, мало меду много пчел.
Буква Н (встает) на коне наездник мчит: настоящий он джигит.
Буква О (встает) ослик был сегодня зол – он узнал что он осел.
Буква П (встает) панцирь носит черепаха, прячет голову от страха.
Буква Р (встает) роет землю старый крот – разоряет огород.
Буква С (встает) спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
Буква Т (встает) таракан живет за печкой, то-то теплое местечко.
Буква У (встает) ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Буква Ф (встает) флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле.
Буква Х (встает) хомяку на ухо села муха.
Буква Ц (встает) цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц
Буква Ч (встает) часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Буква Ш (встает) шапка да шубка вот и весь мишутка.
Буква Щ (встает) щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Буква Ъ (встает) Ъ знак -есть в слове съела, без него бы было села.
Буква Ы (встает) Ы – отыщешь в слове мышь, в слове сыр, и в слове кыш.
Буква Ь (встает) Ь знак есть в слове мель, без него бы было мел.
Буква Э (встает) экскаватор землю роет, это школу детям строят.
Буква Ю (встает) юнга будущий матрос, южных рыбок нам привез.
Буква Я (встает) вы запомните друзья, Я – в алфавите последняя.
Незнайка: Теперь я знаю все буквы! Мне так понравилось учиться, что я выучил несколько
стихотворений, хотите послушать?
Писем я не написал,
Тучку целый день искал (ручку).
Королева: Что – что ты искал? Какое слово должно быть здесь, ребята?
Незнайка: Ну, подумаешь, разочек ошибся, слушайте дальше:
Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка (репка).
Незнайка: Опять ошибка? Не может быть! А как надо?
У печки с удочкой сижу,
От рыбы глаз не отвожу (у речки).
Роет землю старый кот,
Под землею он живет (крот).
Зазвенел весенний гном,
Тучи на небе кругом (гром).
На виду у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами… (чайки).
Королева: Эх, Незнайка, стихи заучивать не так то просто. Ты очень много допустил ошибок,
рассказывая свои стихи, совсем как герои одной забавной истории.
Незнайка: Какой истории?
Королева: Девочки и мальчики гости, воспитатели!
Забавная история для вас звучит, представьте – ка…
Проводится игра - драматизация
Королева: Встретил жук в одном лесу симпатичную осу…
Жук: Ах, какая модница! Пож-ж-ж-жвольте пож-жнакомиться.
Оса: Увазз-заемый прохоз-зый! Ну, на что з-з-з это похоже! Вы не представляете, как вы сепелявите!
Королева: И красавица оса улетела в небеса.
Жук: Штранная гражданка, наверно, иноштранка.
Незнайка: Ха - ха- ха, вот насмешили, вы меня развеселили…
Королева: Подожди смеяться, давайте разбираться! Почему оса и жук друг друга не поняли? В каких
словах появились чужие звуки?
Ответы детей: В слове «иностранка» заблудился звук «ш»; в слове «прохожий» заблудился звук «з» и т. д.
Незнайка: Все, я понял, детвора, путать звуки не буду я!
(бурчит): Страна грамоты, понимаешь! Волшебная! Ничего не вижу, ничего не слышу!
Королева: А вот это ты зря так говоришь. Закрой глаза, прислушайся… А давай, ты это сделаешь со
всеми ребятами! Ребята, закройте глаза, прислушайтесь. Кто что услышит, запоминайте, потом
расскажете.
Звучит фонограмма звуков природы или другие (развитие слухового внимания)
Королева: Глазки открываются, губки улыбаются,
Ручки потянулись, все ли вы проснулись? Что вы услышали?
Ответы детей
Незнайка: Ох, устал, как я учиться, не пора ли порезвиться?
Ра - Ра – Ра, начинается игра!
Игра на внимание
Когда я буду называть птиц, вы будете «летать» по залу; если животных – то прыгать, а если
растения – то вы должны замереть на месте.
Сорока, носорог, береза, корова, ворона, роза, воробей, рысь, рябина, кенгуру, орел, елка, сова, медведь, подснежник и т.д.
Королева: Спасибо, Незнайка, что сыграл в такую интересную игру, а я знаю другую!
Поиграем – ка в слова, дети, вы согласны?
Дети: Да!
Волшебное превращение слов (Игра с мячом )
Мяч волшебный, помоги!
Звук нам в слово позови!
Скажем ласково, и вот
Звук к нам в слово и придет.
Каждый должен мяч поймать,
Слово ласково сказать!
(для образца первому кидаю мяч Незнайке: стол – столик, стул – стульчик т.д. с детьми).
Незнайка: Тихо! (подбегает к своему портфелю) У меня зазвонил телефон!
Нет, не звонит, сломался он.
Королева: Не расстраивайся, Незнайка, со сломанным телефоном можно придумать игру.
Игра «Сломанный телефон»
Королева: Засиделась, детвора, на ножки встать давно пора. Вот какие две команды получились.
Мы с Незнайкой первым игрокам команд говорим слово, которое вы должны шепотом передать следующему игроку. Последний в ряду игрок каждой команды должны громко произнести переданное слово. Победит та команда, которая раньше закончит передачу и не исказит текст.
(Дети обеих команд выстраиваются в две шеренги. Ведущий шепотом проговаривает сначала слово, затем скороговорки капитанам, те – шепотом – передают их дальше. Последний произносит их громко).
Скороговорки: Береги нос в большой мороз. Наша Ирина спит на перине.
Незнайка роется в портфеле, достает разные предметы
Незнайка: У, какой я богатый! Это все мое! (показывает книгу) Это мой книга.
Королева: Неверно ты говоришь! Как правильно надо сказать ребята?
Дети: Это моя книга.
Незнайка: (показывая пенал) Это мое пенал.
Дети: Это мой пенал и т.д.
(Незнайка: мои карандаш, мое тетрадка, моя ключики, мое замки)
Королева: Незнайка, собирай свои вещи и в моей стране говори правильно!
Что – то в моей стране случилось, похоже, слово заблудилось.
Заблудиться может каждый,
Даже очень, очень важный:
Вот и слово заблудилось,
Между слов других забилось…
Ты найди его скорей,
Успокой и пожалей!
Я буду называть слова, а вы, ребята, должны найти заблудившееся слово, и объяснить, почему оно лишнее (собака, кошка, самолет, корова – лишнее, потому что…).
Королева: Какие же вы молодцы, ребята! Просто заслуживаете сюрприза!
Королева берет два плаката свернутые в рулон, закрепленные бумажными замочками
Королева (удивленно): Вот так сюрприз! Откуда здесь замки?
Незнайка: Вы вот все играете,
Про меня же забываете.
Я с замочками играл…
И ключики все растерял…
Королева: И что с тобой делать, Незнайка?
Незнайка: Не знаю…
Королева: Ребята, поможем Незнайке открыть замки? Приготовили свои ручки.
Игра «Замок» (развитие мелкой моторики, читается стих в сопровождении движений)
На сюрпризах висел замок
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, повертели
И замочек мы открыли. (Незнайка снимает один замок)
Королева: Было очень хорошо, но попробуем еще (стих повторяется, снимается второй замок).
Плакаты разворачиваются, на них недописанные буквы
Королева:
Сидели буквы в заточенье,
Им теперь не до игры,
Заболели все они.
Ну, ребята, поспешите,
Буквы все вы допишите.
(Звучит музыка, дети дописывают буквы).
Королева: Как быстро пролетело время, наступил момент расставания, меня ждут в других местах.
И на прощанье, детвора для вас последняя игра.
Прощальная игра
А вот прощальная игра…
Страну грамоты нам покидать пора;
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «НАОБОРОТ».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: НИЗКО.
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь: ………..
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь: ………..
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты: ………….!
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: ХРАБРЕЦ.
Теперь НАЧАЛО я скажу
А вы ответите:…КОНЕЦ!
Незнайка: Нет, не конец! Ребята, Королева Азбука, вы так многому меня научили. Хочу поблагодарить
Вас за это, сказать БОЛЬШОЕ спасибо и подарить подарки.
(Фоном звучит музыка, Незнайка раздает детям подарки)