СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект, презентация, самоанализ урока математики во 2 классе по теме "Прямоугольник"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка составлена с учетом ФГОС. Использованы современные образовательные технологии, формы и методы обучения.

Просмотр содержимого документа
«Анализ урока математики во 2 классе»

Анализ урока математики во 2 классе. (Школа России)

Тема: прямоугольник.

Тип урока: открытие новых знаний

Дата: 26. 01. 16 г.

Цели:

обеспечить усвоение понятия «прямоугольник»; сформировать умения и навыки находить отличительные признаки прямоугольника от других геометрических фигур, добиться осознания и осмысления новой учебной темы «Прямоугольник», проконтролировать уровень знаний и умений по теме «Прямоугольник».

Задачи:

-содействовать развитию познавательного интереса, творческого, логического и пространственного мышления; умению сравнивать, классифицировать, обобщать изученное, умение делать выводы, преодолевать трудности в учении;

-способствовать формированию личных качеств, чувства взаимопонимания, взаимопомощи, чувства коллективизма, аккуратности, дисциплинированности, чувства такта.

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

I. Орг. момент.

Приветствие.

Вначале урока прозвучало приветствие учителя. Были проверены рабочие места учеников.

Оргмомент проведён в стихотворной форме с целью стимулирования познавательной активности учащихся. Дети получили эмоциональный и психологический настрой необходимый для успешной работы на уроке.

Постановка цели урока. Действиями учителя с применением наглядности и постановкой вопросов самими учащимися была сформулирована тема и цели данного урока. С целью осознания и принятия учащимися цели урока учитель провел беседу, посредством которой была выявлена необходимость изучения объявленной темы урока, т.е. применение новых знаний на практике, связь с конкретными жизненными ситуациями. Таким образом, учащиеся были мотивированы на изучение нового материала. Применялся словесный метод и фронтальная форма работы.

II. АОЗ .Для поведения учащихся к изучению нового материала учителем использовались приемы повторения опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий. Учащиеся вспомнили, что такое угол, какой угол называется прямым, как проверить является ли угол прямым. Это явилось необходимым и достаточным условием для восприятия нового материала школьниками. Учитель использовал фронтальную форму работы с классом и наглядные пособия.

III. Изучение нового материала. Приемы для актуализации знаний плавно перетекли в изучение нового материала. Четко прослеживалась взаимосвязь с новым этапом урока. Учащиеся рассматривали геометрические фигуры, сравнивали и находили отличия (цвет, размер, форма, далее количество углов, их виды). В результате ученики сами подошли к названию изучаемой геометрической фигуры и сделали вывод, какую фигуру можно назвать прямоугольником. Учителем была создана ситуация успеха, когда своими вопросами и методикой построения нового материала он подвел учащихся к открытию новых знаний самостоятельно, то есть стимулировал их эвристические способности. Фраза: «Молодцы, вы у меня настоящие ученые!» подстегнула учащихся к дальнейшей активной работе на уроке.

Осознание и осмысление нового открытия произошло путем обращения к учебнику и представленным в нем заданиям, а также с помощью интересных практических заданий разработанных учителем. Учащиеся самостоятельно воспроизводили способы решений задач, выполняли необходимые записи по применяемому на каждом уроке образцу, использовали содержание новой темы в сочетании с ранее изученным материалом. В процессе изучения новых знаний учителем использовались такие формы работы, как

- фронтальная (поддержание познавательной активности на протяжении всего урока, развитие умений совместной работы).

- работа в парах (с целью воспитания уважительного отношения друг к другу, чувства сопереживания, взаимопомощи);

- самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой (выработка умений действовать самостоятельно; самоанализ, самооценка учащихся).


IV. Физ. Минутка

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока были включены здоровьесберегающие технологии: 1) динамическая пауза для активного отдыха плюс игровые моменты, причем даже здесь четко прослеживалась связь с изучаемой темой ; 2) физ.минутка для снятия нагрузки с глаз.


V. Закрепление с выполнением практических заданий .

Повторение и закрепление материала проходило в форме самостоятельной работы учащихся в виде настольной игры. Учитель использовал форму парно-групповой работы. Присутствовали задания на применение полученных знаний в повседневной жизни в виде фронтальной работы с классом . Использовались задания развивающего характера, задания, для выполнения которых учащиеся должны были продемонстрировать умение применять полученные знания на практике (считали количество углов в классной комнате, доказывали, что они прямые; чертили прямоугольник в тетради как произвольных размеров, так и заданных учителем, проводили дополнительные линии, затем считали сколько прямоугольников получилось и т.д.). На этапе осуществления контроля за усвоением знаний учитель использовал индивидуальную форму работы с последующей взаимопроверкой, что приучает учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности. Учитель использовал словесный, наглядный, практический методы работы.


VI. Итог урока. Рефлексия. В конце урока обобщили полученные знания, сделали вывод о достижении поставленной цели, подвели итоги совместной и индивидуальной деятельности учащихся, оценили личный вклад в совместную учебную деятельность. Каждый учащийся произвел самооценку своей деятельности на данном уроке.

VII. Д.З. Было дано творческое домашнее задание, которое вызвало интерес у всех учащихся.


Структура урока, спланированные вопросы, интересные развивающие задания, практическая деятельность способствовали познавательной активности уч-ся. Материал излагался научно, доступно. Четко прослеживалась связь с ранее изученным материалом, между всеми этапами урока были логические переходы. Рациональное использование времени на каждом этапе урока способствовало успешному выполнению задач урока. Все задания соответствовали программным требованиям.

На всех этапах урока применялись следующие методы :

Словесный – на этапе постановки цели, при активизации познавательной деятельности, анализе работы, на этапе рефлексии.

Практический, самостоятельная работа – на этапах работы над новым материалом, повторения и закрепления материала.

Метод стимулирования – игровые моменты, использование презентации, создание ситуации успеха на всех этапах урока.

Частично-поисковый метод – при выполнении творческих заданий.

Метод само- и взаимоконтроля – на этапе повторения и закрепления материала.

Наглядный – на всех этапах урока.

Одним из наглядных методов на данном уроке было использование ИКТ. Учитель применял презентацию, которая служила хорошей наглядностью, экономила время, упорядочивала действия учителя и учащихся, внесла разнообразие в методы работы на уроке. Презентация связующей нитью прошла по всем этапам урока. С помощью нее дети легче осознали смысл и основание своих действий. Применение ИКТ на уроке было обоснованным, логичным и уместным.

Выбор данных методов обусловил высокую познавательную активность учащихся, эмоциональный настрой и способствовал необходимой мотивации учебной деятельности, обеспечил достижение цели урока.

В ходе работы ребята показали достаточный уровень усвоения материала, сформированность умений выявлять прямоугольник среди других фигур.

Урок был построен методически верно, его содержание соответствовало возрастным особенностям учащихся и уровню их подготовки. Формы проведения урока себя оправдали. Были учтены объём и степень сложности информации, возрастные особенности и учебные возможности учащихся. Были соблюдены принципы научности и доступности материала.

На уроке были использованы разные формы обучения: парно-групповая, индивидуальная, фронтальная, которые способствовали развитию умения совместной работы, чувства коллективизма, взаимопомощи и обусловили ситуацию успеха каждого ученика. Учитель на уроке формировал интеллектуальные способности детей: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, коммуникативных - высказывание своей позиции, обоснование точки зрения, обобщение, выводы, доказательства. Реакция учителя на не совсем правильные, не точные ответы детей была спокойной, без проявления негатива. Постоянно из уст учителя звучало: «У тебя такое мнение», «Кто думает по-другому?», «Молодец!», «Умница!» и т.д. Таким образом, почти на каждом этапе урока учителем создавались ситуации успеха.


Обучение на данном уроке было ориентировано на развитие ученика. Дети самостоятельно анализировали, обобщали, делали выводы и маленькие открытия, учитель же выступал в роли руководителя.

Считаю, что цели урока достигнуты. Были получены следующие результаты:

1. Учащиеся осознали основания своих действий и роль изученного материала в учебной деятельности и в повседневной жизни.

2. Учащиеся нашли способы нахождения прямоугольника среди других фигур.

3. Учащиеся научились применять полученные знания на практике.

Одним из принципов конструирования учебного процесса считается принцип максимального участия учеников в учебном процессе, что и продемонстрировал учитель своим мастерством. Он умело включал учеников на уроке в различные виды деятельности, отдавая предпочтение обучению по принципу «всё, что могут делать ученики, не должен делать учитель».


С воспитательной точки зрения, урок способствовал развитию у детей интереса к предмету «Математика», формированию таких личных качеств, как положительное отношение к сверстникам, учителю, взаимоуважение, взаимопомощь, чувство такта, дисциплинированность.

Анализ посещенного урока выявил, что учитель хорошо владеет техникой проблемного обучения, своими вопросами и методикой построения нового материала он подводит учащихся к открытию новых знаний самостоятельно, то есть стимулирует их эвристические способности. Такое построение урока позволяет стимулировать творческую активность учащихся их познавательные возможности. При этом у учащихся возникает ощущение, что они самостоятельно пришли к формулировке правила, которое будут затем использовать в работе с учебным материалом. Эта часть урока наиболее удачна, потому что показывает высокое мастерство учителя и позволяет увидеть направление педагогической мысли, стимулирующее творческое мышление учащихся. Подобное построение урока очень актуально при изложении нового материала, практика эвристических упражнений и заданий должна всегда присутствовать на уроках, и особенно такая методика изложения материала важна для уроков математики. Вне зависимости от дальнейшей работы на уроке важно попросить учащихся сформулировать полученное правило своими словами (что и сделал учитель). Позитивные ответы учащихся их формулировки новых знаний позволяют увидеть, что ученики хорошо усвоили новый материал.





Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики во 2 классе»



Конспект урока математики во 2 классе. (Школа России), 26.01.16 г.

Тема: прямоугольник.

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

обеспечить усвоение понятия «прямоугольник»; сформировать умения и навыки находить отличительные признаки прямоугольника от других геометрических фигур, добиться осознания и осмысления новой учебной темы «Прямоугольник», проконтролировать уровень знаний и умений по теме «Прямоугольник».

Задачи:

-содействовать развитию познавательного интереса, творческого, логического и пространственного мышления; умению сравнивать, классифицировать, обобщать изученное, умение делать выводы, преодолевать трудности в учении;

-способствовать формированию личных качеств, чувства взаимопонимания, взаимоподдержки, чувства коллективизма, аккуратности, дисциплинированности, чувства такта.



Ход урока:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

(Слайд №2)

-Как можно назвать одним словом то, что вы видите?

-Разбейте фигуры на 2 группы.

-Почему разбили так?

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

-Правильно, тема нашего урока «Прямоугольник». Сегодня на уроке мы с вами побудем немножко учёными и попытаемся сформулировать и доказать, что такое прямоугольник.  

МОТИВАЦИЯ

-А как вы думаете, для чего нам нужно изучать эту тему?

-Где могут пригодиться нам знания о прямоугольнике?

-Ребята, какой формы сторона кирпича?

-А если бы она была не прямоугольная, а кривая, какой дом из кирпича получился бы?

-Можно было бы жить в таком доме? Почему? (Нет, наверное, он сразу бы развалился.)

-Вот для этого мы с вами и будем изучать тему «Прямоугольник, что бы потом свои знания и умения вы смогли применить в обычной жизни.



II. АКТУАЛИЗАЦИЯ

Подведение к изучению нового материала.

(Слайд №3)

-Посмотрите на экран. Что это?

-Найдите среди данных углов прямые и назовите, под каким номером они начерчены.

-Как  можно проверить, что угол прямой?

Докажите, что эти углы прямые.

(Слайд№4)

-Посмотрите на экран и скажите, какая фигура лишняя?

-Почему?

-Значит, из чего состоят эти фигуры?



III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

(Слайд№5)

-Давайте рассмотрим фигуры. Что в них общего и чем они отличаются?

(отличаются цветом, формой, а размер и количество углов – одинаковое).

-Давайте проверим углы, какие они?

-Сколько прямых углов у желтой фигуры?

- Сколько прямых углов у зеленой фигуры?

-Как вы думаете, как называется четырёхугольник, у которого все четыре угла прямые? Попытайтесь сами составить это слово.

-Конечно, прямоугольник!

-Какой можно сделать вывод?

-Правильно, четырёхугольник, у которого все углы прямые, называется прямоугольником,

-Молодцы, вы у меня настоящие учёные! Сами такой вывод сделали! (Ситуация успеха)

Осознание и осмысление.

-Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод о прямоугольнике. Откройте свои учебники на с. 14 и прочитайте этот вывод. Он написан у вас в красном прямоугольнике.

(Чтение про себя, затем вслух 1 ученик)

Первичное закрепление.

-Посмотрите, на доску, магнитиками я прикрепила к ней различные четырехугольники.

-Найдите среди них прямоугольники.

-Как вы определили, что это прямоугольники?

Вывод:

(Слайд№6). Прочитать хором.

-Посмотрите на №1

-Назовите номера прямоугольников.

-Как вы узнали, что это прямоугольники?

Вывод:

-Ребята, мы сейчас с вами попробуем сами составить прямоугольник при помощи пенопласта, булавок и ниток. Эта работа очень кропотливая и требует от вас особого внимания, будьте внимательны и осторожны.

-Воткните, пожалуйста, булавочки в пенопласт так, что бы у вас получился прямоугольник. Чтобы лучше его увидеть, обведите вашей ниточкой булавки.

-Проверьте, прямоугольник это или нет.

-Как проверяли?

-Поменяйтесь работами, проверьте правильность выполнения работы вашими товарищами. (Взаимопроверка)

-Как проверяли?

Вывод:

Решение задач:

 (Слайд № 7)

Разбор задачи №1.

-Чему равна длина?

-Ширина известна?

-Что говорится о ширине? Как ее найти?

-Самостоятельная работа. 1 ученик у доски записывает решение на обороте доски, остальные работают в тетрадях.

-Проверка.

-Ребята, начертим прямоугольник, прямоугольник у которого длина 7см, а ширина 5 см.

Решение задачи №2.

(Слайд №8). Самостоятельно с последующей взаимопроверкой.



IV. ФИЗМИНУТКА. (Слайд№9-16)

Если вы видите на экране прямоугольник, вы прыгаете, а если не прямоугольник, то приседаете.





V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.

- Как называются фигуры, которые лежат у вас на столах? (На каждой парте по 16 одинаковых прямоугольников)

-Как вы узнали?

-Вместе, вдвоём, составьте какую-нибудь фигуру, зверя, из данных прямоугольников. (Парно-групповая работа)

Просмотр фигур.

-Посмотрите, что получилось у меня!

(Слайд № 17)

Применение знаний в повседневной жизни.

-Ребята, а в классе есть предметы, имеющие прямоугольную форму?

-Назовите их. (Окно, доска, дверь и т.д.)

-Сколько прямоугольников спряталось в нашем окне?

-Докажите, что это прямоугольник.

Вывод:

-Что нужно сделать, что бы ни ошибаться? (Прикладывать макет прямого угла и считать количество сторон и углов)

-Молодцы!

-Посмотрите на экран:

(Слайд №18 )

-Сколько прямоугольников вы видите?

-Покажите все.

-Докажите, что это прямоугольники.

-Так какой четырёхугольник называется прямоугольником?

Закрепление (контроль).

-Давайте с вами начертим прямоугольник любых размеров.

-Проведите внутри вашего прямоугольника 1 линию так, что бы  получилось 2 прямоугольника.

-Раскрасьте один прямоугольник тем цветом, который соответствует вашему сегодняшнему настроению.

-Посчитайте, сколько всего прямоугольников у вас получилось?

-Напишите число прямоугольников рядом с прямоугольником, который вы начертили. (Взаимопроверка)

(Слайд №19)

Вывод:

-Что такое прямоугольник?



VI. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

-Что для себя нового узнали на уроке?

-Что для вас было трудным?

Д/з – вырезать несколько прямоугольников, составить из них фигуру и приклеить на листок бумаги.


Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока математики для портфолио»

Самоанализ урока математики во 2 классе по теме «Прямоугольник».

Тема урока «Прямоугольник».

Тип урока – открытие новых знаний.

УМК «Школа России».

Дата: 26.01.12 г.

Это первый урок в разделе программы «Прямоугольник». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых формировались представления о видах углов, о равных углах, о способах сравнения углов. Дети были ознакомлены с угольником и овладели умением пользоваться им для  построения и сравнения углов по величине.  Этот урок был построен на основе  приобретенных ранее знаний об углах. На изучение данной темы в программе отводится 2 часа. На следующем уроке предполагается продолжить работу по формированию у учащихся представлений о многоугольнике, прямоугольнике, обучению построения прямоугольника по заданным величинам.

 Цель данного урока:   создать условия для организации исследовательской деятельности для успешного изучения существенных признаков  прямоугольника.

ЗАДАЧИ УРОКА:  

-образовательные: научить находить отличительные признаки прямоугольника от других геометрических фигур; сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, совершенствовать  навык устного счета. 

-развивающие:  развивать пространственное мышление, навык устного счёта, образное мышление, внимание, память, умение наблюдать, сравнивать и обобщать, классифицировать

 - воспитательные:  пробудить интерес к предмету, чувство сотрудничества; приучать к аккуратности в работе.

Оборудование к уроку:   ноутбук, проектор, экран,  авторская презентация к уроку, угольники; модели плоских  геометрических фигур для демонстрации всему классу.

Структура урока и система заданий были выстроены таким образом, чтобы сначала «подвести» детей к осознанию  и принятию учебной задачи,  обеспечить мотивацию деятельности в целом, а затем организовать исследовательскую деятельность через постановку проблемных вопросов для достижения учебной задачи. На отдельных этапах  реализовался  и самоконтроль, и сотрудничество детей между собой, детей и учителя, а также развивающий аспект. Структура урока соответствовала его типу и целям. Этапы урока логически последовательны и взаимосвязаны, выдержаны по времени.

  1. Орг. момент. Эмоциональный и психологический настрой учащихся - 1 мин.

  2. АОЗ - 7 мин

  3. Изучение нового материала - 20мин

  4. Физ. Минутка - 2 мин

  5. Закрепление с выполнением практических заданий - 10 мин

  6. Итог урока - 4 мин

  7. Д.З. - 1 мин

Содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе по математике и целям урока, с учетом уровня подготовленности учащихся. Система заданий  решала и воспитательную задачу, поскольку обеспечивала каждому ребенку содержательную познавательную деятельность на уроке. Главный акцент на уроке сделан на формирование интеллектуальных способностей: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, коммуникативных - высказывание своей позиции, обоснование точки зрения, обобщение, выводы, доказательства.

На уроке преобладали задания, соответствующие поставленным целям, поискового и частично-поискового характера. В содержание урока  были включены проблемные ситуации, которые способствовали активизации познавательной деятельности. С целью пропедевтики на уроке использовала математическую в частности геометрическую терминологию. На уроке старалась передать инициативу детям, придерживаясь позиции «Я здесь. Я рядом», что способствовало созданию ситуации успеха и поддержанию уверенности в собственные силы учащихся.

Для организации и осуществления учебно-познавательной деятельности применяла  наглядные, практические методы. Они способствовали поддержанию интереса и обеспечивали яркую наглядность урока. По характеру учебно-познавательной деятельности -  поисковые, исследовательские, проблемные. По логике изложения учебно- го материала дедуктивный метод – от общего к частному. На этапе контроля  за эффективностью урока - использовала устную проверку . Для  стимулирования словесное  поощрение. Эти методы способствовали  воспитанию познавательного интереса, развитию интеллектуальных способностей, развитию умения выявлять причинно-следственные связи.

Сочетание разнообразных методов позволило поддерживать работоспособность на уроке, а смена деятельности интерес.

Взаимодействие на уроке проходило в режиме беседы, диалога. На уроке отмечено взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя сводилось к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

При отборе средств обучения учитывала возрастные и психологические особенности учащихся, гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия, учитывая  дидактические цели  и принципы дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.).

Для анализа средств обучения применяю классификации Пидкасистого П. И., который  подразделяет средства обучения на идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения, т. е. наглядные пособия: раздаточный и демонстрационный материал (геометрические фигуры и.т.д.), проекционный материал - мультимедийная презентация.

Сочетала различные формы коллективной и индивидуальной работы на уроке и стремилась к максимальной самостоятельности в учении.

Урок проведен с учетом  индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, личностно-ориентированного и дифференцированного подхода  к сильным и слабым ученикам.

Были выдержаны гигиенические требования к уроку:  температурный режим;  освещение;  предупреждение утомления и переутомления; чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ); своевременное и качественное проведение физкультминуток;  соблюдение правильной рабочей позы учащегося.

Урок был  эмоциональным, вызвал интерес к учению,  темп и ритм урока можно считать оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными.

Соблюдался педагогический такт. Доминировала атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;  менялись виды деятельности учащихся, оптимально сочетались различные методы и приемы обучения.

На уроке стремилась создавать ситуацию успеха, организовывала сотрудничество между детьми.

Вывод. Урок поставленной цели достиг.











Просмотр содержимого презентации
«прямоугольникt»

Урок математики  во 2 классе     Выполнила Пунтусова Ольга Викторовна – учитель начальных классов МКОУ «Рылёвская ООШ»    26.01.2016 г

Урок математики во 2 классе

Выполнила

Пунтусова Ольга Викторовна – учитель начальных классов МКОУ «Рылёвская ООШ»

  26.01.2016 г

Четырёхугольники Прямоугольники Четырёхугольники

Четырёхугольники

Прямоугольники

Четырёхугольники

У Г Л Ы 2 4 1 3 5 6 7

У Г Л Ы

2

4

1

3

5

6

7

Прямоугольником называется четырёхугольник, у которого четыре прямых угла .

Прямоугольником называется четырёхугольник, у которого четыре прямых угла .

З А Д А Ч А №1 Начертите прямоугольник. Длина прямоугольника равна 7 см, а ширина на 2 см меньше. Чему равна ширина прямоугольника?

З А Д А Ч А №1

Начертите прямоугольник. Длина прямоугольника равна 7 см, а ширина на 2 см меньше. Чему равна ширина прямоугольника?

З А Д А Ч А №2 8 см на 3 см меньше ?

З А Д А Ч А №2

8 см

на 3 см меньше

?

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!